Колонка, Образ жизни — 4 декабря 2020, 16:49

Простить нельзя закрыть. Борис Барабанов о возмутительно счастливых людях на концертах в Санкт-Петербурге

Текст:
Борис Барабанов
Борис Барабанов
Журналист, продюсер
После концертов Басты (Василия Вакуленко), которые прошли в санкт-петербургском Ледовом дворце 27 и 28 ноября, разразился беспрецедентный по масштабу скандал.

Сначала зрители, побывавшие на концерте, разместили в соцсетях множество восторженных постов с фотографиями и видеороликами. Изображения зала разошлись по интернету и попали в СМИ. На них было видно, что в зале есть люди, некоторые размахивают телефонами с включенными фонариками, некоторые поют вместе с артистом и при этом не все сидят, несмотря на то, что незадолго до мероприятия концерт, предусматривающий наличие танцпартера, в рамках мер безопасности был переведен в разряд сидячих. Более того, не на всех зрителях были маски. 

Любительские съемки не позволяют подсчитать количество людей и определить расстояние между ними. В распоряжении СМИ находятся официальные цифры по концертам Басты, предоставленные организаторами концертов: 6200 и 6300 зрителей против 6700 разрешенных для данной площадки. Речь идет о соответствующей нормативам Роспотребнадзора 50-процентной заполняемости (так выглядела норма для мероприятий, которые проводились до 1 декабря, то есть до введения нормы в 25%). 


Возмутительными картинками со счастливыми людьми активно делились пользователи соцсетей, и в итоге их увидели на самом верху. 1 декабря премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что в ситуации нужно разобраться и «в случае доказанной вины организаторов мероприятия принимать административные меры». В тот же день на совещании Координационного совета по борьбе с коронавирусной инфекцией глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала: «...в одном из городов РФ в прошедшие выходные… собралось очень большое количество, недопустимо большое количество людей». По ее словам, это подтвердилось в рамках эпидрасследования, вынесен протокол о приостановлении действия спортивно-развлекательного центра, а материалы переданы в суд. «Это, конечно, недопустимо в такой сложной эпидситуации — проводить такого рода мероприятия, которые подвергают риску здоровье и жизни значительного числа людей, которые и участвуют в таких мероприятиях, и вместе с тем могут принести инфекцию и домой, и на рабочие объекты», — сообщила главный санитарный врач России.

Итак, государство решило наказать государственную спортивно-зрелищную площадку, билеты на которую продавались в рамках утвержденных Роспотребнадзором квот и где во время концертов присутствовали представители Роспотребнадзора. Причем присутствовали они на двух концертах Басты, и, видимо, после первого их ничего не смутило. Да и по итогам выступлений решение было вынесено только после того, как поднялся шум вокруг отснятых зрителями кадров. 

Накануне выступления госпожи Поповой появились сообщения об отмене и переносе концертов, которые должны были пройти в Ледовом дворце в декабре-январе. По сообщению Объединенной пресс-службы городских судов Санкт-Петербурга, Невский районный суд зарегистрировал материалы об административном правонарушении в отношении Ледового. Площадке вменяется нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч.2 ст.6.3 КоАП РФ). 

Если верить сайту дворца, спортивные мероприятия пока остаются в графике и билеты на них продаются. Однако круги по воде пошли очень быстро. И вот уже футбольные болельщики обвиняют Басту в том, что из-за его любви к деньгам теперь приостановили продажи билетов на матчи с участием «Зенита». 

При этом сам Василий Вакуленко участвует в баталиях сразу на нескольких фронтах. С одной стороны, он очень серьезно и обоснованно дискутирует с властью в своих видеороликах в инстаграме. Там есть все подробности и разъяснения со стороны артиста. С другой — обстановка накалилась настолько, что Баста нарушил собственный мораторий на баттлы и схлестнулся в заочной поэтической полемике с Сергеем Шнуровым, который раскритиковал коллегу по шоу «Голос». Рэпера задело слово «полицай» в эпиграмме Шнура, и он тоже не стал сдерживать себя в эпитетах. Теперь публика гадает, как будет развиваться ситуация на шоу «Голос», не выплеснутся ли страсти на телеэкран. Наконец, два потока мысли слились в один, и в последнем послании Шнуру Баста вывел дискуссию на общечеловеческий уровень, упомянув футбольные матчи РПЛ, где, по его данным, побывали свыше 891 тыс болельщиков, и игры КХЛ (742 тыс. зрителей), а также рестораны, кафе, метро и торговые центры. На этом фоне, считает Баста, странно обвинять в нарушениях Ледовый дворец или организаторов концертов «Алисы» и «Би-2», прошедших в полном соответствии с нормами. 

В итоге Василий Вакуленко, фактически назначенный козлом отпущения в истории с нарушениями на концертах, заявил, что будет рад «выступить в роли единственного парламентера от лица всех артистов, кто дает концерты». Баста делает то, что уже давно пытается делать Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО), созданная в этом году российскими компаниями — организаторами зрелищ. Еще с весны КТиБО ищет способы наладить диалог с властью о работе в ситуации борьбы с пандемией и противоэпидемических ограничений. Теперь Баста, как публичная персона, ведет открытый, доступный самой широкой аудитории разговор, касающийся огромного числа людей, как сотрудников отрасли, так и зрителей.  

В официальном заявлении КТиБО, которое SRSLY получил вчера от исполнительного директора ассоциации Владимира Зубицкого, среди прочего говорится: «Ограничительные меры изначально возложены на всех участников подготовки и проведения мероприятий — исполнительную власть, принимающую площадку, организатора и зрителя». Важный момент: в заявлениях представителей власти упоминается только о вине организаторов концертов, но по закону ответственность лежит на всех, включая зрителей. 

Петербургский промоутер, владелец группы компаний NCA Михаил Шурыгин, в сфере ответственности которого в прошедшие выходные были три концертных проекта в Санкт-Петербурге, разъясняет: «Поймите, когда у тебя нет концертов и государство дает тебе возможность выступить в рамках определенных норм, ты будешь это делать, потому что тебе нужно кормить своих музыкантов и свою семью. А поклонники подтверждают, что они хотят быть там, придя на площадку. Ни артист, ни организатор не в состоянии контролировать соблюдение социальной дистанции и масочного режима шести тысяч человек, точно так же, как руководство метрополитена не может контролировать всех пассажиров метро. Если это считать нарушением, то да, подобные нарушения были».   

Мы получили и комментарии от одного из организаторов выступлений Басты — главы билетного оператора Concert.ru Дмитрия Утяшева: «Проведение концерта было согласовано с органами исполнительной власти субъекта РФ, площадка была проверена на соответствие установленным требованиям (имеется чек-лист), в том числе направленным на предупреждение новой коронавирусной инфекции (обеззараживание воздуха, дезинфекция площадки, наличие санитайзеров, допуск на площадку исключительно в масках и т.д.). Хотел бы обратить внимание на действующий в России принцип поддержания доверия к деятельности государства: нужно действовать по-партнерски — не требовать закрытия, а совместно с предприятием (готовым работать вместе с Роспотребнадзором) выработать конкретные механизмы работы, которые бы устраивали и административный орган, и бизнес, потерявший много денег».

Его поддерживает заместитель председателя комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Семенов: «Действительно, намерения государства непонятны: оно требует соблюдения даже не санитарно-эпидемиологических требований, а методических рекомендаций, не являющихся нормативным правовым актом. При этом зачем-то действует очень жестко, требуя закрывать предприятия, несмотря на желание концертных площадок добровольно устранять все нарушения». 

«Сейчас творится хаос, — добавляет Михаил Шурыгин. — Неизвестно, кого обвиняют. Артиста? Площадку? Организатора? По сути, нужно обвинять публику. А по-хорошему сейчас нужно было бы всех простить, сесть за круглый стол и прописать уровень ответственности каждой из сторон».

Музыкальная индустрия готова бороться за выживание. И впервые у этой борьбы появилось лицо — лицо музыканта, которого многие уже поспешили объявить «государственным рэпером», «Кобзоном от хип-хопа». И если Баста действительно впряжется за индустрию в роли парламентера, ситуация может в корне измениться. Не обращать внимания на нужды артистов, музыкантов, промоутеров, техников и еще целой армии профессионалов не получится. 

Особенно интересно будет послушать новости спустя две недели после бурного концертного уик-энда в Санкт-Петербурге. В городе, переживающем пик заболеваемости, либо вырастет число зараженных, либо все останется на нынешнем уровне, либо болезнь пойдет на спад. Наверняка у кого-то появится соблазн связать каждый из этих сценариев с безответственными или, наоборот, законопослушными артистами и музыкантами.

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 19:46, 3 августа 2021
Сериалы недели: «Миллионер из Балашихи», «Не пытайтесь это повторить», «Чип и Дейл», «Мир кентавров», «Я и все остальные»
Музыка — 3 августа, 19:46
Новое в музыке за неделю: TVETH & LIL SMOOKY, Билли Айлиш, Skepta, SIlk Sonic и Lollapalooza
Новости, Новости — 3 августа, 19:40
Элтон Джон напишет музыку для мюзикла по фильму «Дьявол носит Prada»
Новости, Новости — 3 августа, 16:47
Фанаты карточной игры Yu-Gi-Oh! требуют признать ее олимпийским видом спорта
Новости, Новости — 3 августа, 15:13
Аня Покров стала ведущей шоу «Удиви меня!» на ютьюб-канале Bubblegun
Новости, Новости — 3 августа, 13:47
Актеры сериала «Друзья» выпустили мерч. Вырученные средства пойдут на благотворительность
Новости, Новости — 3 августа, 13:05
Бывший участник Daft Punk Тома Бангальтер напишет музыку для балета Национальной оперы Бордо
Новости, Новости — 3 августа, 10:19
У XO Team появился второй ютьюб-канал
Новости, Новости — 3 августа, 09:10
Трэвис Скотт займется созданием фильмов для киностудии А24
Новости, Новости — 30 июля, 17:11
GeekBrains запускает коллаборацию со Skillbox и VK Работа
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Кино — 2 августа, 21:40
Байопик под спагетти. Борис Барабанов об Италии Лучо Далла в новом фильме Пьетро Марчелло
Бизнес — 2 августа, 16:50
Увольнение из Tinder и харассмент: как основательница Bumble шла к успеху
Новости, Новости — 2 августа, 13:42
Дима Евтушенко пришел в шоу «Пушка» и рассказал о фокусах, заработке и ютьюбе
Новости, Новости — 2 августа, 13:00
Премьера mood-видео Джарахова и Markul на «Я в моменте». В нем снялись Усачев, Ивлеева, Галич и Пязок
Новости, Новости — 2 августа, 11:49
Дуа Липа снялась в посмертном клипе Pop Smoke на трек Demeanor
Новости, Новости — 2 августа, 09:10
У Арианы Гранде пройдут концерты в Fortnite
Кино — 2 августа, 00:44
Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Новый вишневый вкус
(1 сезон)
Новенький
(2 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Политик
(3 сезон)
Отряд самоубийц: Миссия навылет
Чужестранка
(6 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)