Тося, я поздравляю тебя с выходом совместной песни с Ириной Горбачевой «Обняла, люблю, целую». Расскажи, пожалуйста, как у вас так хорошо все сложилось ?
Я была подписана на Иру в инстаграме* уже лет пять и в один прекрасный день вдруг вижу, что и она на меня подписалась. Я аж завизжала от счастья: «Меня зафолловила Ира Горбачева!» Так начали переписываться. И вот однажды, когда мы с Вадиком Балабановым уже переехали в Москву из Петербурга и пошли гулять, мне вдруг захотелось написать Ире. Дело было прошлой осенью. Я отправила сообщение: «Что делаешь? Мы сейчас будем зависать в центре». Было уже холодно, но еще можно было кататься на электронных самокатах. Ира ответила, и мы очень круто покатались втроем. Помню, что я дала ей свою шапку и с того дня эту шапку больше не видела. Мы продолжали общаться, и то и дело всплывала мысль о том, что надо что-то сделать вместе. Я думала, нужно для начала встретиться и просто поджемить, без конкретных задач. Но когда вышли клипы группы «Агонь» с ее участием, мне стало ясно, что у нее действительно может сложиться какая-то музыкальная карьера. Захотелось сделать что-то серьезное.
Как ты оцениваешь ее вокальные способности?
Мне нравится, что у нее красивый супернизкий голос, очень редкий. Если говорить в категориях академического вокала, то это контральто. Когда Ира поет, ее голос как бы от всего тела исходит. Я, конечно, помогаю ей, говорю, где нужно спеть поярче, где слова четче пропеть. К тому же Ира пишет потрясающие стихи. В первую нашу сессию стояла задача просто записать вокальную дорожку и отправить другим аранжировщикам. Но я поставила какой-то луп, заиграла аккорды, а Ира вдруг стала что-то искать в телефоне и начала тихо, еле слышно подпевать. Мы импровизировали, и просто с нуля стало появляться что-то мощное в плане энергетики. Встречаться удается редко, все заняты. Хочется уже доделать те пять песен, которые у нас с ней получились, в идеале к Новому году. Хотя, может, будет и больше, чем пять.
Как бы ты охарактеризовала музыку, которую вы записываете?
Экологи бьют тревогу по поводу пластика, который плавает в океане. Но то же самое происходит в музыкальной индустрии. Слишком много однодневной музыки, которая никуда не ведет, не вдохновляет, просто качает. Слушатель на подсознательном уровне испытывает тоску по музыке, которая наполнена чем-то полезным, которая тебя обнимет и согреет в нужный момент. Ирины песни — они об этом. Даже танцевальные, легкие, они все равно направлены на созидание, а не на разрушение.
Ира снялась в твоем клипе «Обняла, люблю, целую». Эта песня — часть блока треков, связанных с альбомом «Прямо сейчас»?
Песня была написана еще в феврале. Вообще, у меня было желание выпустить два альбома с интервалом в месяц. Но я посмотрела статистику и решила с альбомами притормозить. Они нужны только самым преданным слушателям. Из всего альбома «Прямо сейчас» больше всего слушали песню «Танцуй прямо сейчас», потому что это был фокус-трек, и песню «Незнакомая душа». Некоторые треки практически не слушают, хотя они этого достойны. «Танцуй прямо сейчас» не дотянула по прослушиваниям до песен «Слез» и «Буду тебя греть» с предыдущего альбома. А «Незнакомая душа» — это вот как раз такая музыка, которая прямо в сердечко заходит. В общем, я решила пока выпускать синглы, чтобы каждая песня получила внимание, которого она заслуживает. Что касается клипа «Обняла, люблю, целую», то его снял мой давний знакомый Миша Пунга, и это первый клип, на который я потратила деньги. До сих пор бюджет моего видео мог составлять, ну, скажем, пять тысяч рублей.
Как ты получила работу в сериале «Беспринципные»? Там твоя песня на титрах.
Как обычно: поступило предложение написать песню для сериала, мне прислали референсы и сказали, что на все есть три дня. То есть фильм был уже снят, и песня требовалась очень срочно. Вроде ее заказывали кому-то еще, был тендер, но я не знаю, кто в нем участвовал. Я сочиняла дома, с гитарой и микрофоном. Мне прислали посмотреть первую серию, и я сначала отправила меланхоличный, минорный вариант песни. Сказали: «Слишком грустно». Я сделала то же самое, только немного изменила аккорды и мелодию — в стиле инди 2007 года. Они ответили «ок», я все это подсвела — и все. С этой песней поставила свой личный рекорд в Shazam. Я не очень довольна качеством этой музыки, времени все же было в обрез. В сериал вошла версия, в которой все предельно ясно и слышно, она и была выпущена. А у меня есть версия, где вокал чуть размазанный, она мне больше нравится. Интересно, что плейлист с этим треком не выходил примерно до четвертой серии фильма, и у меня все спрашивали: «Где найти песню?» Еще были такие наглые ребятки, которые писали: «Скинешь песню, я никому не покажу». Вообще незнакомые.
Этот сериал специфически московский. Он о людях, утомленных жизнью внутри Садового кольца. А ты, мне кажется, пока еще не стала москвичкой. То переезжаешь, то возвращаешься в Питер.
Я живу в Москве с прошлого сентября — уже больше года. Просто иногда приезжала в Питер, потому что мне прикольно там бывать. К тому же летом у меня там случилась любовь, поэтому много времени я провела в Петербурге. С Москвой достаточно понятные отношения. С 2018 года я готовила себя к этому городу, в нем все начало работать в нужном направлении. Здесь очень здорово что-то делать. В Питере же у меня была выключена любая мотивация: там сам вайб не особо располагает к какой-то серьезной работе. В 2017 году я могла каждый день напиваться, тусоваться, страдать, спать по 18 часов в сутки. Наверное, это можно назвать депрессией, хотя у меня ее не диагностировали. Так выглядело восстановление после периода абьюзивных отношений, который был в моей жизни. Наконец меня все это достало, и я задумалась о переезде, тем более что со мной переезжали и мои друзья — Вадим Балабанов и Ванька (парикмахер, который меня красит и стрижет). Мы сняли квартиру на троих. И это было не страшно. Людям страшно менять место жительства, когда они перемещаются в одиночестве. А мы были вместе. Долго жили на ВДНХ, но у нас случился конфликт с хозяевами. Потом мы с Вадимом переехали на Тверскую. Но я устала платить 38 тысяч за маленькую комнатку. Теперь живу в мансарде на ВДНХ, которую сама же отремонтировала. Мне здесь очень хорошо. Это мое место, здесь я могу творить.
Помню, как мы с тобой ночью гуляли по Питеру, и ты переписывалась с Димой Биланом, для которого что-то сочиняла в тот момент. По-прежнему пишешь для других артистов (если не считать Иру Горбачеву)?
Было такое, да. Диме очень нравятся песни «Буду тебя греть» и «Слез» с моего альбома «Сделано в айфон». Вообще, мне всегда прикольно писать для других. Это очень классная практика. Потому что ты не ловишь какую-то музу, которая придет неизвестно когда, а решаешь конкретную задачу. Ты можешь этого человека считать, вдохновиться им, что-то придумать, чтобы и ему это понравилось, и людям.
А что ты сейчас делаешь для себя? Что-то похожее на альбом «Прямо сейчас»? В нем ты звучишь совсем по-взрослому.
Какие-то наброски я делаю в айфоне, какие-то в аблетоне на домашней студии. Есть и глубокие песни, и легкие, простые. У меня, например, есть смешная песня про «мини-купер», но я не понимаю, стоит ли ее релизить. Потому что всякие рэперы спели, кажется, про все тачки, и с моей стороны это будет неоригинально и неактуально.
Ты стесняешься простых песен?
Я сама себя раньше критиковала, когда получались слишком легкие, смешные песни. У меня даже есть трек про чайхану, и те, кто меня не знает, могут подумать, что это всерьез.
Такое, наверное, хорошо пошло бы в тиктоке?
В тиктоке я просто какая-то бабка. Вообще, в тренды может вылететь все что угодно. Я подписана на одного мужчину восточной внешности, который разговаривает высоким елейным голосом, и у него все ролики на тему еды. Например, он говорит: «Сегодня я хотел приготовить хлеб, но получились булочки. Вот мы теперь пьем чай с тетей и мамой. Всем хорошего дня». Такой милашка. И он звезда. В тиктоке что работает? Либо трэш, либо клан тиктокеров, либо что-то музыкальное, либо образовательное (но такого очень мало). Можно, например, выцепить хорошие рецепты. Что касается меня, то я как-то по приколу выложила видео, где мой знакомый измерял давление под песню Моргенштерна** «Кадиллак»: «Эй, посмотри, наверху 123, а внизу под 90, мне чуть больше двадцати». Это набрало около миллиона просмотров. И люди стали снимать ролики о том, как они делают то же самое под эту песню. Удивительно, как работают эти алгоритмы! Когда я что-то пела или выкладывала куски концертов, это было далеко не так интересно. Пыталась делать смешные или тупые видео. Но больше той песни с измерением давления ничего не качнуло пока.
Твоя карьера только-только приобрела какие-то человеческие очертания, у тебя появился лейбл, внятный менеджмент, начались концерты — и тут грянул COVID-19. Как ты выживаешь сейчас?
Точно не за счет стриминга или концертов. Какие-то выступления были в августе — и все. За альбом «Сделано в айфон» (2019) мне раз в четыре месяца приходит 35–40 тысяч рублей. На это не разгуляешься. Но слава богу, пришли деньги за саундтрек к «Беспринципным». И я сейчас делаю песню для одного молодого человека, который попросил написать трек к рождению его ребенка (он родится через полгода). Такого рода заказы очень помогают.
Круто, что в это тяжелое время я все же могу самостоятельно писать музыку. Мне хотелось бы больше работать в киноиндустрии. Очень нравится дополнять своими звуками существующие картинки. Работа в кино и создание музыки на заказ, можно сказать, спасли меня.