Развернуть Свернуть
Интервью — 11 апреля 2021, 22:37

О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской

9 апреля в ММОМА открылась персональная выставка Дубинского «Свет Звезды и Лабиринт Минотавра». Специально для SRSLY Алексей провел виртуальную экскурсию по своей мастерской в Тбилиси и рассказал, почему искусство должно «уметь молчать» и как заработать художнику.

Параллельная реальность 

Мастерская Алексея находится в здании бывшей типографии в Тбилиси. Дом условно поделен на две части. Первая — это красивый и большой отель со своим парком. Вторая — Multimedia Art Museum (там проходят выставки в рамках различных фестивалей, в том числе Tbilisi Art Fair) и творческие мастерские. 

«При желании тут можно встретить весь цвет тбилисской творческой молодой интеллигенции, — рассказывает SRSLY Алексей. — Здесь же находится и моя студия площадью 35 квадратных метров. Это довольно скромное пространство с небольшим окном, выходящим во внутренний двор, где разбит сад, и вечерами приятная музыка смешивается с голосами друзей, которые требуют тебя к себе. Романтика».

#INSERT_ARTICLE#

По словам Алексея, почти такая же студия у него была в Москве — в легендарном доме Лансере в Милютинском переулке. Какое-то время художник жил на два города, но в начале 2020 года выехал из московской мастерской и окончательно обосновался в Тбилиси. В Грузии он впервые побывал в 2018 году и буквально влюбился в эту страну. 

«Раньше я хотел жить и работать в одном и том же месте, но со временем понял, что не могу в одном и том же пространстве переживать совершенно разные, порой противоположные эмоции, — делится с SRSLY Дубинский. — Мне нравится выезжать с утра из дома и переключаться по пути на рабочий режим. В мастерскую я хожу как на работу. Это моя профессия. 

Фото: Олександр Демьяненко
#INSERT_ARTICLE#

В то же время мастерская — отдельная параллельная реальность. Ты едешь по проспекту, поднимаешься по лестнице, поворачиваешь ключ в замочной скважине и, открывая дверь, оказываешься в абсолютно другом мире. Тут персонажи, растения, фантастические животные, страшные монстры, совершенно своя физика и законы гравитации. Это как игровая комната с виртуальной реальностью, происходящая в твоем воображении и проецируемая на стены студии. Своего рода эскапизм, но он необходим. Мастерская — еще и лаборатория, и место встречи, и выставочное пространство, но все же святость этого места охраняется строго». 


Алексей, у тебя интересная география перемещений. Ты родился в Грозном, учился в Нижнем Новгороде и Москве, сейчас работаешь в Тбилиси. Любишь путешествовать? 

Я правда всегда перемещаюсь и пока еще не собираюсь останавливаться. С раннего детства привык к переездам. За год мог сменить три школы. Видимо, родители не могли определиться, где им нравится жить, потому мы постоянно кочевали. В этом можно найти много минусов, но я предпочитаю видеть больше плюсов. Такой образ жизни научил меня быть коммуникабельным и стер какие-либо детские комплексы. Я всегда легко сходился с людьми, заводил новые знакомства, и сейчас у меня огромное количество друзей в разных уголках страны и мира. 

Я родился в Грозном, где жили бабушка с дедушкой и многие родственники. Детство было райское: в каждом дворе — фруктовые деревья, бассейны, фонтаны, из окна виднелись горные хребты, которые по выходным превращались в сказочное царство. Бабушка брала меня с собой в горы, там для ребенка хватало приключений. Позже, к сожалению, пришлось покинуть это милое местечко. Мы вынужденно эвакуировались из полностью уничтоженного города во время войны в 1994 году. Сначала переехали в Таганрог к родственникам, где я закончил школьный год, затем уже переместились в город Бор Нижегородской области, в котором я проучился еще один год в школе. Далее перебрались в сам Нижний Новгород, где родилась моя мама, там у нее родня. В Нижнем я уже спокойно окончил общеобразовательную школу. А все свободное время проводил в художественной. Затем пытался поступить в Нижегородское художественное училище, но провалился на экзаменах, и меня отправили к папе обратно в Таганрог. Родители развелись после войны и жили каждый сам по себе. 

Чтобы не терять времени, в Таганроге поступил в местный лицей, учился ремеслу краснодеревщика. А ближе к следующему лету понял, что должен вернуться в Нижний, чтобы вновь попытать удачу на экзаменах — и во второй раз получилось. Я поступил на факультет дизайна. 

Фото: Сопо Папиашвили
#INSERT_ARTICLE#

Почему не на художественный? 

Пошел на «дизайн», потому что хотел научиться шире смотреть на искусство. Там я изучал архитектуру, занимался живописью и рисунком, разрабатывал множество проектов, соединяющих в себе все начала и законы искусства. Чуть позже буквально влюбился в живопись навсегда и решил продолжить изучать прекрасное уже в высшем учебном заведении.

А в каком возрасте ты начал рисовать? 

Я считал себя художником уже в детском саду. Всегда принимал активное участие в оформлении садика к праздникам, участвовал в разнообразных конкурсах и получал от этого огромное удовольствие. Помню, как однажды обнаружил у мамы коллекцию своих рисунков и понял, что вот оно! Вот чем я хочу заниматься! Тогда мне было лет пять, наверное. 

Родители имеют какое-то отношение к творчеству? 

Нет. Мама — детский воспитатель и педагог, а папа — рабочий-металлург, хотя доля творчества необходима в любой профессии. Они были веселыми ребятами, и дома всегда царила творческая атмосфера. У дедушки с бабушкой дома висели репродукции Рембрандта и Тициана, хранилось много музыкальных инструментов и всего другого, чтобы руки и мозги были заняты. Половину игрушек своего детства я сделал сам вместе с дедом. Мы всегда раскрашивали стекла в окнах гуашью перед Новым годом, мастерили машины, строили целые города из подручных средств. Кроме того, я увлеченно занимался копированием картинок из дедушкиных газет и журналов. В общем, моя семья научила меня видеть во всем потенциал, не бояться трудиться и испытывать от этого радость. Я очень благодарен родным за поддержку и помощь. Они дали мне все. 

А в Москву ты отправился поступать в академию? 

Я и мои сокурсники мечтали жить в Питере и учиться в Академии художеств. Но совершенно неожиданно я прошел по конкурсу в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества в Москве, так что остался в столице на шесть долгих и интересных лет.

Знаю, что какое-то время ты делал вечеринки в Москве и сам часто на них ходил… Почему перестал? 

Было такое, развлекались как могли. Сразу после окончания академии у меня появилось желание отвлечься от классического искусства и окунуться в совершенно другую среду, попробовать что-то новенькое. Сначала мы хотели просто повеселиться с друзьями — художниками и музыкантами, а потом не заметили, как отмечали уже вторую годовщину нашего веселого союза под названием Candy’s Brothers. Но это не было делом всей моей жизни, впоследствии каждый из нас пошел своей дорогой. Я увлекся оформлением пространств и в дальнейшем развивал эти навыки, когда оформлял витрины в ЦУМе. Был и такой опыт. Но всегда параллельно занимался живописью. 


Федор Петрик мне рассказывал, что впервые его заметили как художника, когда он написал серию картин под названием «Бумага». А у тебя как было? 

Это сложный вопрос, так как я сам себя всегда считал художником, и мне не требовалось доказательств от кого-то еще. Но серьезно я был признан художником, наверное, когда открылась моя первая официальная персональная выставка в московской галерее Triumph в 2018 году. После этого я с головой ушел в искусство. 

Тогда же я впервые побывал в Грузии и заявил друзьям, что перееду в Тбилиси и буду ждать их в гости. Почти сразу после выставки собрал чемоданы и улетел. Но с Москвой у нас сохранились теплые дружеские отношения. До пандемии я каждые две-три недели ездил в Москву и обратно. А сейчас уже подумываю, куда лететь дальше. Путешествие не окончено. 

А неофициальная выставка где прошла? 

Самые первые работы я выставил в небольшом московском кафе, куда пригласил всех своих друзей, а также посетителей заведения. Я не рассчитывал на какой-либо фидбэк. Но люди приходили, рассматривали работы и делились впечатлениями. Я был счастлив.   

Как ты можешь охарактеризовать собственный стиль? 

Свой стиль назвать затрудняюсь, так как каждый проект требует разработки нового, подходящего идее языка. Я люблю объединять множество различных техник и стилей для полноценного выражения идеи картины. 

Бэнкси сказал, что современное искусство — это зона бедствия… Ты согласен?

У Бэнкси во всем зона бедствия, это его маркетинговая позиция и опорная точка для создания проектов. Но на все можно смотреть с разных сторон. На самом деле, все прогрессирует. Возможно, где-то вертикаль прогресса становится похожа на плато, но потом обязательно растет или падает, в любом случае это движение. Я оптимист и вижу скорее светлую сторону Луны, однако при этом не упускаю из виду и темную.   

Кого из современных художников ты бы отметил?

Гораздо проще вспомнить имена из прошлого, там уже прошла селекция и остались только яркие звезды на небосклоне искусства. Сегодня же существует огромное количество художников совершенно разного толка. Они плодятся как грибы после дождя постмодерна, и порой очень сложно определить, кто из них кто, что и зачем. 

Я точно являюсь поклонником западного искусства XX века. Стараюсь не создавать себе кумиров, а если испытываю какое-то особое чувство к авторам и их произведениям, то, скорее всего, воспринимаю их как учителей. Но, получив от них наставления, двигаюсь дальше.   


Часто слышу о том, что люди уходят из мира искусства в менеджеры или еще куда-то, чтобы просто заработать. А тебе лично на «хлеб с маслом» хватает? 

Все необходимое у меня есть. Часть вырученных денег вкладываю в следующий проект, другая часть идет на «хлеб с маслом», а третья — на путешествия. 

Я никогда не был стяжателем, при этом всегда оставался счастливым, поэтому меня не сильно расстроит, если хлеб будет без масла. Было время, и на сухарях сидел.    

Вообще, если ты работаешь и не жалеешь сил, то это обязательно принесет свои результаты. Нужно быть терпеливым, настойчивым и не сходить с дистанции. Здесь работает правило: побеждает тот, кто идет до конца. Наш путь не приносит быстрых и сладких плодов. При этом он отсеивает тех, кто не готов отдавать всего себя искусству. 

Искусство — это жизнь, а она требует жертв и усилий. Если нужны просто деньги, то вам не сюда.
#INSERT_ARTICLE#

Сейчас многие продвигают себя через инстаграм**. Например, питерский художник Оскар Ренкель, который уехал в Нью-Йорк. Что ты можешь сказать в этом плане о себе?

Ко социальным сетям отношусь положительно, но стараюсь не терять связь с реальностью. Это отличный набор универсальных инструментов, которые в умелых руках становятся хорошими помощниками. Кстати, есть уже и отдельный класс инстаграм-художников, они ориентированы именно на пользователей социальных сетей и виртуального мира. 

У меня есть инстаграм** @dubinsky_aleksey, но это своего рода визитная карточка с приглашением посмотреть на мои работы вживую. Я, наверное, все еще принадлежу к поколению людей, обитающих в реальной жизни, ценящих «вкус» живой краски и фактуры холста.   

Фото: Олександр Демьяненко
#INSERT_ARTICLE#

Чем еще занимаешься, помимо творчества?

Мне всегда приносило удовольствие осознавать, что работа — это мое хобби, и наоборот. Есть и другие увлечения. Я не самый спортивный человек, но некоторые виды спорта вызывают у меня особенные чувства. Я люблю горные лыжи и различные ралли, мотокросс и всевозможные его проявления. С детства испытываю трепет перед экстремальными видами спорта. Мне интересны парашюты, парапланы, мотоциклы. Мечтаю научиться управлять самолетом. В общем, это мало связанные с искусством увлечения, но мне необходим такой контраст. 

Еще бабушка привила мне любовь к садоводству, к работе с землей и цветами, поэтому наш дом потихоньку превращается в оранжерею. Мне нравится испытывать новые ощущения, которые помогают посмотреть на свое существование с другого ракурса, открывают что-то непривычное и удивительное, а способность удивляться сегодня — редкое искусство. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Сопо Папиашвили /видео: Олександр Демьяненко
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 18:30, 15 сентября 2025
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Тесты — 26 мая, 14:12
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Новости, Новости — 11 сентября, 17:00
Керуак и де Бовуар: созданы духи по мотивам книг
Новости, Новости — 11 сентября, 16:10
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в тизере триллера «Лакомый кусок»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 сентября, 14:50
О Джорджио Армани снимут биографический фильм
Музыка — 10 сентября, 20:01
Магия кухонной раковины и укулеле скримо. Библия группы Twenty One Pilots
Новости, Новости — 10 сентября, 19:30
Новые цвета, ультратонкий корпус Air и синхронный перевод в наушниках: что показали на презентации Apple
Новости, Новости — 10 сентября, 19:25
У Mamma Mia! будет третья часть. Это подтвердила Аманда Сайфред
Новости, Новости — 10 сентября, 18:10
Гильермо дель Торо снимет фильм «Ярость» с Оскаром Айзеком
Новости, Новости — 10 сентября, 17:05
Стартовали съемки сериала «Игра на вылет» с Данилой Козловским
Новости, Новости — 10 сентября, 16:00
В разработке мультсериал о Шерлоке Холмсе
Новости, Новости — 10 сентября, 13:40
Отсылки к культовому фильму в клипе THE DAWLESS и Кассета на трек «Ненависть»
Новости, Новости — 10 сентября, 12:50
Страницы друзей и лента оценок: «Кинопоиск» обновил профили пользователей
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы