Развернуть Свернуть
Обзоры, Бизнес — 28 апреля 2021, 05:40

Рынок киберспорта: игры, аудитория, деньги. Обзор SRSLY

По данным аналитиков PwC, глобальная аудитория геймеров на всех платформах сегодня превышает 2 млрд человек. Сюда относятся и те, кто смотрят летсплеи на ютьюбе, и зрители стримов на Twitch, и фанаты более серьезных киберспортивных дисциплин. Из этих двух млрд 500 млн — аудитория именно киберспорта. 

Таковы данные за 2020 год агентства NewZoo, опубликованные в докладе Global Esports Market Report. Для сравнения: в 2018 году аудитория составляла 394,6 млн человек. Из них на Россию приходилось около 22 млн. Цифры, согласитесь, впечатляющие. Мы решили разобраться, какая страна лидирует на рынке киберспорта, как в эту индустрию попасть и из чего складывается заработок киберспортсмена.


В марте 2020-го, когда исследование было опубликовано, аналитики NewZoo говорили о 15% росте по итогам этого года, а общий объем киберспортивного рынка по прогнозу может вырасти до 1,1 млрд долларов. При этом по самым скромным подсчетам такими темпами к 2023 году объем рынка превысит 1,5 млрд долларов. В октябре произошел пересчет с поправкой на пандемию, и теперь согласно новому прогнозу по итогам 2020-го рынок чуть-чуть не дотянет до миллиарда.

Что мы имеем в реальности? По данным портала Statista рынок киберспорта не то, что не вырос, а даже слегка ужался: с 957,5 млн долларов объема до 947,1. Но рано делать неутешительные выводы, потому что, по данным аналитиков PwC, у этого сегмента индустрии развлечении один из самых высоких среднегодовых темпов роста: 18,3% в среднем по миру и 19,8% в России (рассматривается период с 2018 по 2023 гг.).

По структуре в этом сегменте все просто: ¾ денег генерируют спонсорские контракты и продажа медиаправ, все остальное идет за счет реализации атрибутики и билетов. Можно предположить, что такой перекос сохранится и даже усилится из-за наших пандемичных реалий. 

Вслед за объемом рынка, по которому точных данных за 2020-й пока, увы, нет, уже выросло количество часов просмотра. Как рассказал SRSLY директор по развитию киберспортивной компании E TERRA MEDIA Юрий Марков, в октябре прошлого года на основной площадке для киберспортивных трансляций Twitch зафиксировали новый рекорд по часам просмотра — 1,6 млрд! И это почти вдвое больше, чем годом ранее. 

«В целом пандемия, отмена LAN-соревнований и перевод турниров в онлайн оказали позитивное влияние на динамику роста: по данным Esports Charts, часы просмотра топ-15 киберспортивных турниров выросли на 114%», — такими цифрами поделился с SRSLY Марков.

По данным (на начало 2020-го) того же агентства NewZoo, главным киберспортивным рынком является Китай, за ним идут Северная Америка и Западная Европа. Все вместе они составляют львиную долю от общемирового объема рынка, а именно 839 млн долларов: 385,1 млн, 252,8 млн и 201,2 млн долларов соответственно.

И еще немного статистики. В 2019 году первое место по популярности среди киберспортивных дисциплин заняла League of Legends, стримы с турниров которой собрали в общей сложности почти 350 млн часов просмотра. И это неудивительно, потому что чемпионат мира по League of Legends также возглавил топ самых популярных киберспортивных событий: его смотрели совокупно 105,5 млн часов на ютьюбе и твиче.

На втором месте по популярности Counter-Strike: Global Offensive (215 млн часов), третью строчку заняла классическая Dota 2 (198,8 млн часов), далее идут Overwatch (109, 9 млн часов) и Hearthstone (37 млн часов). Что интересно, в 2019 году в топ-25 неожиданно ворвались мобильные дисциплины, например, PUBG Mobile, Garena Free Fire и Mobile Legends Bang Bang.

К слову о мобильных дисциплинах. По словам Юрия Маркова, на азиатском рынке еще с 2018 года наблюдался взрывной рост интереса к мобильному геймингу и киберспорту. Эта тенденция постепенно добралась и до СНГ. Ее развитию способствует ряд факторов, обеспечивающих низкий порог входа: любовь поколения Z к смартфонам, широкое распространение смартфонов с большой диагональю, условная бесплатность мобилок.

Уже в начале 2020 года самым популярным соревнованием стал турнир по Mobile Legends: Bang Bang. В пике аудитория составила 1,163 млн человек. Если говорить о компании E TERRA MEDIA, то запрос на проведение трансляций и организацию турниров по мобильным дисциплинам вырос процентов на восемьдесят в сравнении с 2019 годом.

#INSERT_ARTICLE#


Нам стало интересно, какие дисциплины лидируют по популярности именно в E TERRA, и ответ был крайне логичным. Это CS:GO и Dota 2. Юрий Марков объяснил это так: «Все просто: обе дисциплины имеют многолетнюю историю, в них сформировались культовые команды и игроки, да и объем призовых пока не позволяет другим дисциплинам забрать у них пальму первенства».

В августе 2019 объем призовых на международном турнире The International по Dota 2 достигли отметки в 34 млн долларов. Месяцем ранее за тридцатку перевалил другой турнир — по Fortnite.

Как стать киберспортсменом

На этот вопрос отвечает главный тренер Академии CTRL PLAY по CS:GO, тренер сборной России по CS, начавший свою карьеру со времен Counter-Strike 1.6 Виктор «vidoq» Манаенков. Он обратил особое внимание на то, что чаще всего новички ждут каких-то лайфхаков, но ответ прост: чтобы стать киберспортсменом, нужно действительно много работать, с упорством развивать свои навыки, разбирать ошибки и в целом делать все то, чем занимаются спортсмены из классических видов спорта. Помимо личных тренировок, в России начали появляться различные курсы, которые развивают молодых игроков. 

Чтобы стать лучшим из лучших, безусловно, требуется талант, но таких людей — единицы. Киберспорт как раз хорош тем, что тут есть место для всех.
#INSERT_ARTICLE#

Если говорить о командных дисциплинах, то поиски тиммейтов начинаются с игры на различных платформах. Сейчас для этого созданы все условия: разнообразные платформы, хабы, турниры. Также обрести команду можно и в академии, ведь это ребята со схожими интересами.

Кроме того, растет интерес к смежным специальностям: индустрии нужны тренеры, менеджеры, профессионалы, занятые на эфирах, комментаторы. По модели развития киберспорт лично мне напоминает развитие мирового футбола.
#INSERT_ARTICLE#

А вот как, по словам тренера сборной России по CS, проходит типичная тренировка киберспортсмена: подъем, завтрак, посещение спортивного зала, индивидуальная тренировка (тактика, разминка), а дальше начинается командная тренировка, которая длится около 6-7 часов с перерывом на обед. Потом у киберспортсмена есть немного времени на отдых, дальше – вечерняя индивидуальная тренировка. В общей сложности профессиональный игрок тратит на тренировки не менее 8-10 часов в день 5 дней в неделю. Нагрузка сравнима с рабочим днем, но более интенсивна. 

В связи с этим возник вопрос: как киберспортсмены борются с профессиональным выгоранием? По словам Манаенкова, профессионалы, как правило, чувствуют свой организм: при определенных сигналах спортсмен берет время на отдых. Это разрешено и абсолютно нормально. Киберспортсмены могут не играть несколько дней подряд для восстановления, могут сократить тренировочные часы.

Кроме того, с игроками работают спортивные психологи и опытные тренеры, которые помогают вернуть мотивацию, преодолеть спад, нервные расстройства, усталость.
#INSERT_ARTICLE#

И еще один вопрос: если киберспортсмены работают не меньше, чем юристы, экономисты и иже с ними, то достойно ли это вознаграждается? Отвечает директор по развитию E TERRA MEDIA Юрий Марков:

Максимальная ежемесячная зарплата в киберспорте находится на уровне 35 тысяч долларов, в СНГ-регионе топы зарабатывают около 10 тысяч долларов, а начинающие игроки могут получать около 500 долларов в месяц.
#INSERT_ARTICLE#

Заработок киберспортсмена складывается из нескольких параметров. Первое — это ежемесячная зарплата от организации/команды; второе — бонусы, которые получают игроки за успешные выступления от организации/команды; третье — процент от призового фонда, если игрок/команда занимают призовое место. Дополнительные доходы приносят рекламные контракты, а также процент от суммы трансфера при переходе в другую команду/организацию.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Getty Images
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 17:30, 19 ноября 2025
«Мечтаю отключить телефон и поехать на необитаемый остров». Актриса Соня Лопунова — о сериале «Обнальщик», любви к природе и плане на конец света
Новости, Новости — 19 ноября, 17:30
Организаторы Outline планируют открыть круглогодичный арт-парк Outland
Новости, Новости — 19 ноября, 16:45
Сэди Синк сыграет в новых «Мстителях»
Новости, Новости — 19 ноября, 14:54
Вышел трейлер фильма «Эта штука работает?» Брэдли Купера
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
Смотрим трейлер второго сезона шоу Are you sure?! Чонгука и Чимина из BTS
Новости, Новости — 18 ноября, 17:40
Объявлены номинанты премии The Game Awards 2025
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Бизнес — 18 ноября, 17:13
«Люди хотят всматриваться». Разговор с программным директором «Большого фестиваля мультфильмов» Диной Годер
Новости, Новости — 18 ноября, 16:30
Вышел тизер игрового ремейка «Моаны»
Новости, Новости — 18 ноября, 15:10
Известна дата премьеры фильма «Чувство и чувствительность»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 18 ноября, 14:35
Темой Met Gala 2026 станет «Искусство костюма»
Музыка — 17 ноября, 22:40
Как британцы Америку в рэп переиграли: гайд по новейшему хип-хоп-андеграунду Британии
Новости, Новости — 17 ноября, 18:20
Джозеф Косински работает над продолжением фильма F1 с Брэдом Питтом
Новости, Новости — 17 ноября, 17:00
Фильм про Лабубу находится в разработке
Новости, Новости — 17 ноября, 16:20
Тим Кук может уйти с поста CEO Apple уже этой зимой
Новости, Новости — 17 ноября, 15:05
Сериал «Камбэк» продлили на второй сезон
Новости, Новости — 17 ноября, 13:37
Том Круз получил почетный «Оскар»
Новости, Новости — 14 ноября, 19:50
Вышел трейлер второго сезона сериал «Фоллаут»
Новости — 14 ноября, 18:15
Тревожные сны, первый сольник и заветный фит. SRSLY-анкета певицы ALISHA
Новости, Новости — 14 ноября, 17:50
The Neighbourhood представили первый за пять лет альбом
Новости, Новости — 14 ноября, 16:40
Смотрим трейлер «До свидания, Джун». В режиссерском кресле — Кейт Уинслет
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 ноября, 15:10
Disney запустит нейросеть для генерации видео
Новости, Новости — 14 ноября, 14:25
Группа Beautiful Boys выпустила альбом «Такая красивая жизнь»
Новости, Новости — 14 ноября, 10:15
Приложение для коротких видео Vine перезапустится под названием diVine
Новости, Новости — 13 ноября, 19:50
Valve представила VR-гарнитуру, игровую станцию и геймпад для Steam
Образ жизни — 13 ноября, 19:40
«Мозгов хватает, денги нужны» и другие цитаты Сергея Матвиенко
Новости, Новости — 13 ноября, 18:05
Братья Руссо экранизируют комикс Ordained. В главной роли — Колин Фарелл
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Адель появится в ленте Тома Форда «Плач к небесам»
Новости, Новости — 13 ноября, 16:00
Начались съемки сериала «Фурия» по вселенной «Майора Грома»
Новости, Новости — 13 ноября, 15:18
Вышел первый трейлер анимационного фильма The Super Mario Galaxy Movie
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)