«Только никаких спойлеров», — говорим мы друзьям, которые посмотрели фильм раньше нас. Да и сами студии и прокатчики делают все возможное, чтобы до премьеры того или иного фильма никто не узнал, чем же закончится история. В прошлом году, например, когда один из актеров девятого эпизода «Звездных войн» потерял копию сценария, компании пришлось срочно выкупать его. Нашедший разместил объявление о продаже сценария на eBay, но, кажется, не совсем понял, какая ценность была у него в руках. Создатели фильма купили потерянный сценарий всего за 85 долларов, хотя утечка могла обойтись им в разы дороже. Но так ли действительно страшны спойлеры? Ответ на этот вопрос американские ученые нашли в новом исследовании.
Ученые из университета Западного Онтарио и Хьюстонского университета выяснили: зачастую спойлеры положительно влияют на кассовые сборы фильмов. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Marketing. Чтобы сделать такие выводы, исследователи проанализировали ежедневные кассовые сборы фильмов, вышедших с января 2013-го по декабрь 2017-го в США. Потом они сопоставили эти данные с обзорами фильмов на сервисе IMDb. Для того, чтобы провести исследование, ученым пришлось придумать собственный метод, который бы определял, насколько был известен или неизвестен сюжет той или иной картины.
В результате исследования ученые пришли к выводу, что спойлеры — это не всегда плохо. Джозеф Рю, один из авторов исследования, отметил: «Мы считаем, что снижение неопределенности является движущей силой этого положительного эффекта спойлеров. Если потенциальные кинозрители не уверены в качестве фильма, то при принятии решения о покупке билета на тот или иной сеанс они, скорее всего, прочитают отзывы, в которых есть спойлеры».
Его коллега Шейн Ван пояснил, что речь в исследовании не идет о фильмах-блокбастерах: если зритель никогда не слышал о фильме, который собирается посмотреть, он пойдет читать отзывы, где, возможно, наткнется на парочку спойлеров, но если это картина из списка самых ожидаемых, то он скорее всеми силами постарается избежать спойлеров, чтобы не испортить себе впечатление от просмотра. «Положительный эффект спойлеров можно заметить в отношении фильмов, которые выходят ограниченным прокатом, что является стратегией, часто используемой независимыми студиями. При этом положительный эффект спойлеров уменьшается с течением времени, вероятно, потому, что потребители в большей степени чувствуют неопределенность только на первых порах после выхода фильма в прокат», — объясняет Ван.