Обзоры, Бизнес — 12 ноября 2020, 15:40

Как пандемия изменила e-commerce? Отвечают Ozon, «СберМаркет» и «ВкусВилл»

В этом году жизнь множества людей перекочевала домой: там мы работали, ели, занимались спортом, учились готовить, устраивали вечеринки в зуме и так далее. И, конечно, заказывали все что только можно в интернете — ведь выходить опасно. За этот период интернет-магазины и маркетплейсы, безусловно, расцвели. Подробнее о том времени, а также о том, что происходит сейчас, мы решили спросить у представителей «СберМаркета», «ВкусВилла» и Ozon.

OZON

Как выросли объемы с начала года? Предполагаем, что существенно.

Оборот от продаж товаров и услуг Ozon (GMV, без учета Ozon.Travel) по итогам января-сентября 2020 года составил 121,6 млрд рублей с НДС, что на 142% больше, чем годом ранее. При этом оборот компании за апрель-июнь оказался выше годового оборота 2018 года. Конечно, отчасти такой рост связан с пандемией и самоизоляцией, которые, по разным оценкам, привели в онлайн до 15 млн новых клиентов. В апреле-мае число новых покупателей Ozon выросло на 84% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года. 

Выглядит логично. Но потом нас всех немного выпустили из заточения. Как тогда изменились цифры?

Мы видим, что каждый четвертый новый клиент, пришедший на Ozon в пандемию, продолжил делать заказы в июне-июле уже после открытия офлайн-точек. Более того, каждый второй заказ таких клиентов содержит товары повседневного спроса — это явно говорит о том, что люди переносят свои рутинные покупки из офлайна в онлайн, следуя новым привычкам.

За период самоизоляции у людей сложилась привычка делать покупки онлайн в самых разных категориях. Среди них — и свежие продукты, и товары повседневного спроса.

На Ozon делают мультикатегорийные заказы, объединяя по три-четыре категории в одной покупке, поэтому растут, по сути, все категории товаров. Количество заказов по итогам девяти месяцев выросло на 130% год к году и составило 44,3 млн.

Но ведь есть какие-то категории, которые растут быстрее остальных?

Конечно. По итогам второго квартала такими стали ювелирные изделия, мебель и одежда. Причина здесь также в росте ассортимента и количества продавцов маркетплейса. Например, на конец июня на площадке в категории «Одежда» было порядка 3,5 тысяч продавцов, почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Сейчас количество селлеров одежды и обуви превышает 5 тысяч — очевидно, эта категория все активнее открывает для себя онлайн как эффективный канал продаж.

На конец сентября на Ozon было зарегистрировано 18,1 тыс. активных продавцов — это в четыре раза больше, чем годом ранее. По итогам девяти месяцев 2020 года селлеры маркетплейса обеспечили 45% GMV Ozon по сравнению 12,4% годом ранее.

Сейчас около 85% ассортимента товаров на Ozon формируют продавцы, на площадке продают свои товары более 18 тысяч селлеров со всей страны — развитие логистической инфраструктуры в регионах позволяет им масштабировать свои продажи на всю страну и даже за ее пределы.


Как справлялись с очевидно возросшим количеством заказов? Оптимизацией или наймом новых сотрудников? 

Развитие логистики — один из важнейших приоритетов как Ozon, так и всего рынка e-commerce. Чтобы быстро наращивать логистические мощности, Ozon активно привлекает малый и средний бизнес для развития сети пунктов выдачи заказов и постаматов в рамках логистического маркетплейса. В конце 2019 года компания объявила о переходе к работе по модели логистической платформы в последней миле, привлекая к работе в службе заказов партнеров, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых.


В марте и апреле, когда миллионы россиян, соблюдая режим самоизоляции, перевели все свои покупки в онлайн, сочетание собственной развитой инфраструктуры и возможность быстро увеличивать мощности службы доставки позволило Ozon сохранить качество сервиса в момент пикового спроса. Например, в апреле Ozon предоставил более тысячи рабочих мест в своих логистических центрах и службе доставки.

Можете рассказать еще о каких-то интересных наблюдениях?

Поскольку даже рутинные покупки перетекают в интернет, пользователи начинают искать выгоду на маркетплейсах — скажем, пользуются рассрочкой и другими финансовыми продуктами. Например, Ozon предлагает пользователям собственную карту с кешбэком Ozon.Card. Кешбэк начисляется в виде баллов Ozon, которыми можно оплатить до 99% стоимости заказа. В июне число активных пользователей Ozon.Card составило порядка 175 тысяч человек. 

Держатели Ozon.Card делают в среднем три заказа в месяц, что считается отличным показателем даже для западных стран, где проникновение e-commerce выше, чем в России.

Дала ли пандемия импульс к развитию подписочной модели?

Безусловно. Пользователи, понимая, что будут совершать все больше покупок в интернете, приобретают подписку Ozon.Premium. Она дает такие преимущества, как бесплатная доставка, доступ к эксклюзивным ценам и закрытым распродажам, более удобный возврат товаров. Популярность подписки также росла во время пандемии по мере того, как пользователи переводили покупки в онлайн. В сентябре 2020 года количество подписчиков Ozon.Premium превышало 200 тысяч.


«СберМаркет»

Если сравнивать начало пандемии и сейчас, то как обстоят дела в секторе e-grocery и конкретно у «СберМаркета»?

«СберМаркет» растет быстрее всех других игроков. Во втором квартале оборот сервиса увеличился более чем в пятнадцать раз по сравнению с прошлым годом, а если точнее, то в 15,6 раза.

Весной во время периода самоизоляции спрос на доставку продуктов вырос в разы, и, чтобы справиться с ним, мы увеличили команду курьеров и экспертов по закупкам 4-5 раз. Кроме того, в течение всего года мы увеличиваем в несколько раз количество разработчиков в нашей IT-лаборатории, чтобы ускорить развитие продукта и обеспечить стабильность системы в периоды повышенного спроса.

Какие изменения вы увидели с приходом лета?

Летом мы отмечали прогнозируемое сезонное снижение спроса на доставку продуктов, с сентября же, с началом «высокого сезона», спрос на доставку продуктов вновь растет. По прогнозу Infoline, оборот рынка e-grocery в 2020 году достигнет приблизительно 130 млрд рублей.

Модель работы «СберМаркета» называтся pick-and-delivery — это доставка продуктов и товаров с полок офлайн-магазинов.  

Эффективность нашей бизнес-модели позволяет начинать сотрудничество с новыми партнерами-ретейлерами быстро — за несколько недель с момента достижения договоренности.

Как результат, количество наших партнеров превышает уже 50 торговых сетей. Среди них — федеральные ретейлеры METRO, «АШАН», «Лента», «220 Вольт», Yves Rocher, «Дочки-Сыночки» и другие. Многие ищут новые каналы привлечения клиентов онлайн, а это как раз наш профиль.


«ВкусВилл»

Если сравнивать март и октябрь по количеству заказов, то каков рост?

В среднем мы сейчас доставляем более 60 тысяч заказов в день. В начале марта для сравнения было около одной тысячи. Получается, выросли в 40 раз. За октябрь мы выполнили 1,5 млн заказов.

Количество заказов на доставку, скорее всего, выросло лавиной с началом самоизоляции. Как вы с этим справились?

Мы начали активно работать на этом направлении в марте, прежде всего перебросив на доставку все внутренние ресурсы компании: все IT-направление, группу развития и горячую линию. С наймом сотрудников на обслуживание заказов (сборщиков, курьеров) в начале пандемии проблем не было. Тогда мы взяли около 2000 человек довольно быстро, а вот сейчас с этим непросто. Вакансии есть, а курьеров найти все сложнее.

Что касается технологических решений, то нам больше всего помогла интеграция нашей бесплатной доставки в основное приложение «ВкусВилл» и создание интернет-магазина на сайте vkusvill.ru. А также разработка внутреннего ПО, собственного геомодуля, системы отчетности и аналитики, своих алгоритмов доставки и сборки заказов, работы с обратной связью. Все процессы нашей цифровизации и IT-прорыва в проекте доставки курировал Андрей Кривенко.

Упал ли спрос после снятия ограничений из-за пандемии?

У нас нет, количество заказов, в том числе и повторных, только выросло. За сентябрь их было более 1 млн.

Если сравнить средний чек онлайна в январе, апреле, июле и октябре, то какая получится кривая?

Есть тренд на снижение среднего чека, но и увеличение частоты заказов. Если раньше покупатель заказывал раз в неделю в среднем на 2200 (в январе, например), то сейчас на 1300, но два-три раза в неделю. То есть изменилась модель поведения.

Назовите самый главный инсайт, который вы вынесли из еще не завершенного 2020-го?

Мы для себя поняли вот что: если идти от того, как удобно покупателю и комфортно команде, открыто и с минимумом барьеров, под покупателя подстраивать IT-решения, то можно быстро запустить механизм собственной доставки без космических бюджетов на маркетинг и рекламу. Конечно, быстрой интеграцией и готовностью сотрудничать нам еще очень помогли и наши партнеры (сервисы такси).

Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 00:49, 25 января 2021
Почувствуй мой бицепс. Диджей-дуо Bicep о новом альбоме Isles, будущем техно и схожем менталитете ирландцев и россиян
Кино — 25 января, 00:49
«Твою "Душу" мотал». Что не так с новым мультфильмом студии Pixar?
Герои — 24 января, 18:51
Как творить магию в тиктоке. Интервью с иллюзионистом Сергеем Коллером
Новости, Новости — 24 января, 13:32
Почему пропадает обоняние при коронавирусе? Разобрались в подкасте TELLO
Кино — 24 января, 12:14
Сериалы недели: «Бэтвумен», специальный эпизод «Эйфории», «Уокер», «Страйк», «Бывшие», «Теряя Элис»
Новости, Новости — 23 января, 20:33
Умер Ларри Кинг
Герои — 23 января, 18:27
Умничать разрешается. Интервью с продюсером интеллектуальных игр Михаилом Довженко
Новости, Новости — 23 января, 17:50
Покров, Милохин и Горячева прошли детектор лжи в новом видео Dream Team Show
Новости, Новости — 23 января, 15:07
Оливия Родриго упомянула в Drivers License новую девушку бывшего. Та записала ответку
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 23 января, 10:40
Roully случайно сплагиатил саундтрек из «Дэдпула», но понял это не сразу
Новости, Новости — 22 января, 18:54
Опубликовано самое детальное изображение «Девушки с жемчужной сережкой»
Новости, Новости — 22 января, 17:39
Почему сериал «Секс в большом городе» безнадежно устарел? Объясняет «Маша, давай!»
Новости, Новости — 22 января, 16:51
Что станет с искусством после пандемии? Выясняет Сергей Шнуров
Новости, Новости — 22 января, 15:55
Что показали на презентации Resident Evil Village: новый трейлер, бесплатное демо и дата выхода
Новости, Новости — 22 января, 14:52
Сериал «Бриджертоны» продлили на второй сезон
Образ жизни — 22 января, 13:00
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Beach Bunny, священник и пельмени
Новости, Новости — 22 января, 12:35
Премьеру фильма «Не время умирать» опять перенесли
Новости, Новости — 22 января, 10:15
HBO снимет еще один приквел «Игры престолов»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 22 января, 08:55
«Ля ты крыса» теперь не только мем, но и трек группы «Пиджаков»
Образ жизни — 21 января, 20:51
Рецензия на Hitman 3. Он придет, он будет добрый и ласковый
Бизнес — 21 января, 19:38
Миллионы дизлайков, дельфины Шипа, Wylsacom и iPhone. Топ блогеров за 2020 год
Новости, Новости — 21 января, 19:19
Apple выпустит шлем виртуальной реальности в 2022 году. Будет дорого
Новости, Новости — 21 января, 18:46
Ученые нашли способ «омолаживать» мышей с помощью «гормона спорта»
Новости, Новости — 21 января, 17:49
«Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» будут блокировать пользователей за неуважительное отношение к курьерам
Герои — 21 января, 16:30
О буллинге, любви к себе и фотошопе. Интервью с блогером Катей Новиковой
Новости, Новости — 21 января, 16:18
H&M и Lee выпустили коллекцию экологичного денима
Новости, Новости — 21 января, 15:23
Роналду стал лучшим бомбардиром в истории футбола: он забил 760 голов
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)