«Папина дочка» (Le prince oublié)
Джиби (Кейла Фала, а позже Сара Гэй) всегда очень любила слушать папины сказки перед сном, но с наступлением пубертатного возраста они перестали ее интересовать, в связи с чем ее папа, вдовец (Омар Си), начал чувствовать себя, как игрушка, забытая на антресоли. Главное увлечение двенадцатилетней Джиби — ее белокурый одноклассник Макс (Неотис Ронзон). Папе же придется пересмотреть свои взгляды на опеку, воспитание и познакомиться с милой навязчивой соседкой (Беренис Бежо).
Для Мишеля Азанавичуса, получившего «Оскар» за режиссуру «Артиста», «Папина дочка» стала картиной неожиданно исповедальной. В картине есть два мира: реальный, в котором Джиби ходит в школу, а папа проверяет ее мобильный, и вымышленный, годами существовавший в подсознании родителя. В последнем мире он прекрасный принц, который каждый вечер выходит на подмостки собственно сочиненных спектаклей. По ходу повествования красочный маскарадный мир сказок знакомит зрителей с симпатичными героями, и среди них спрятаны парафразы «Аладдина», «Истории игрушек» и других культовых вещей поменьше. Азанавичус проецирует отцовские переживания, где герой оказывается невидимкой для дочки-подростка, но ищет пути к ее сердцу и взаимопониманию. «Папина дочка» пусть и менее визуально изобретательна, чем «Молодой Годар», но это кино точно не менее авторское, чем другие работы в фильмографии Азанавичуса. Редкая семейная мелодрама, сочетающая в себе и чисто сказочные аттракционы для детей, и серьезные моральные дилеммы, — классный и светлый вариант для «Хэллоуина», карнавал из воспоминаний и надежд.
«Любовь без размера»
Маша (Светлана Ходченкова) работает в подтанцовке у известной поп-артистки. Однажды под давлением общественности в лице менеджера концертных программ (Юлия Ауг) девушка решается на операцию по увеличению груди. За деньгами обращается к музыкальному продюсеру (Максим Лагашкин), живущему на широкую ногу, но пока временно в дырявом носке: деньги раздал и раздарил, щедрая душа. Один из таких денежных подарков хранится у его родственницы в Кисловодске, куда, в общем-то, паре и придется поехать, чтобы Маша в итоге обрела грудь побольше и стала человеком посчастливее.
Пусть вас не смутит название, как из прокатной сетки середины нулевых годов, «Любовь без размера» — далеко не то, чем кажется, не «Невеста любой ценой» с Павлом Волей. Это очень неожиданный, смешной, яркий и точный фильм, созданный на перезапущенной студии Горького. Картина во многом новаторская — новое, если честно, советское кино.
Выглядит «Любовь без размера» порой как покрашенная классика, «Веселые ребята» или «Волга-Волга», а настроение у нее как у фривольных итальянских комедий руки Мишеля Массимо Тарантини или Мариано Лауренти. Герой Максима Лагашкина — вылитый герой Альваро Витали, его классический Пеппино или Альваро из «Няньки на ночь» или «Докторши под простыней». И вообще, если задуматься, именно такое кино в 2020 году снимал бы Леонид Гайдай. В нем много советских тропов, гэгов и ситуаций, безусловно, переосмысленных. Есть, к примеру, гайдаевские горцы, желающие купить ресторан «Чайная роза» около туристического Эльбруса. Или уморительная парочка не разговаривающих друг с другом молодых супругов, познакомившаяся в сберкассе (Иван Колесников, Софья Лебедева) — ее запросто можно представить в кино Владимира Меньшова. Звучит целая коллекция российской эстрады, перед которой решительно невозможно устоять, а герои рассказывают свои истории через микрофон в караоке в лучших традициях уже современного мастера трагикомедии —
Жоры Крыжовникова, у которого тоже смех обычно соседствует с непредсказуемым фатумом. Ужасно хочется надеяться, что этот неожиданно найденный ГОСТ советской комедии студия Горького не растеряет, и в итоге зритель поверит в некий ренессанс советского кино, чего пока не получалось ни у кого другого.
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ