Обзоры, Музыка — 19 октября, 15:38

Рейв, на котором никто не танцует. SRSLY сходил на «Экранизацию» в «Гараж»

Два дня подряд в Garage Screen проходили не кинопоказы, как мы привыкли, а кое-что иное (во всех смыслах) — летний кинотеатр музея «Гараж» совместно с фестивалем экспериментальной музыки Fields создал аудио-визуальный проект «Экранизация», а редактор SRSLY Алиса Меликян теперь пробует расшифровать его месседжи. К помощи зала в виде комментариев самих артистов тоже прибегла.

Вайб загадочный, как в «Мутаборе». Публика, одетая так, будто позже, ближе к полуночи, направится туда. Люди на ряд дальше обсуждают Директора Всего, другие — перкуссию. Случайные зрители сюда вряд ли могли прийти. Звучит медитативная музыка — пока ты в нее не погрузишься, выкинув из головы все посторонние суперважные мысли, суперсрочные дела, ты не начнешь получать от нее удовольствие. Точно так же, как и если будешь пытаться понять ее рационально — это нужно прочувствовать на эмоциональном уровне. И здесь музыка и визуальное искусство пересекаются, а фраза Ротко уместна, даже будучи вырванной из контекста: «Мне интересно передавать базовые человеческие переживания: трагедию, экстаз, отчаяние и так далее. И сам факт того, что люди внезапно начинают рыдать, увидя мои картины, доказывает: у меня получается передавать эти самые базовые человеческие переживания. Те, кто плачет перед моими полотнами, проживают такой же самый сакральный опыт, что и я, когда писал их. И если вас заботят только соотношения цветов, то вы упускаете смысл [моего искусства]».

Ах да, забыла сказать, что мы не в техно-клубе, и не в галерее абстрактного искусства, а где-то посередине — в Garage Screen на «Экранизации». Андрей Морозов, основатель «Филдс», рассказал SRSLY, что визуальная составляющая проекта — продолжение музыкальной. И, кстати говоря, некоторые картины Ротко вполне могли бы стать «экранизациями» выступлений артистов Fields в Garage Screen.

Репродукция картины Марка Ротко «№ 61» («Ржавый и голубой»), 1953

Катя Пряник и solo.perator

Если саксофон ассоциируется у вас чисто с джазовыми пассажами, то этот перформанс сломал бы вашу систему. У solo.perator этот инструмент звучит так, как, кажется, не звучал никогда, и больше напоминает какие-то губные гармошки коренных северных народов. Иногда все-таки джазовые элементы просачивались сквозь тяжелые биты и электронный белый шум, тревожный и напряженный. Ассоциативный видеоряд Кати Пряник множил это напряжение, и оно все нарастало, нарастало, нарастало, пока внезапно не прекратилось, чуть ли не на самом пике. ВАУ. Мурашки. И, конечно, словами это не описать, даже самыми выразительными.

solo.perator / Фото: Даша Почерк


Павел Додонов и TAU

Музыка Павла Додонова на «Экранизации» — что-то очень похожее не эмбиент (хотя давать экспериментальной музыке определения рискованно — легко ошибиться), но гораздо более тревожный. Будто в такт этой музыке, TAU (Сергей Таушанов) писал на стекле какие-то мистические символы. Чтобы не придумывать несуществующих смыслов, я спросила у него напрямую:

Что вы писали на стекле и почему это «экранизация» звучавшей музыки?

«Экранизацию» в данном случае не следует воспринимать буквально. Это название программы Garage Screen и фестиваля изобретательной музыки Fields, а наше выступление с Павлом Додоновым — это аудиовизуальный перформанс, представляющий собой совместную импровизацию. Во время нее я применил сюрреалистическую практику автоматического письма, используя прозрачную поверхность, что, в свою очередь, отсылает нас к «Трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони.

Герои его картин пытаются быть ближе друг к другу, но их всегда что-то разделяет — зачастую это стекло. В современном мире эта проблематика стала ещё актуальней.

Темп и динамика письма подчеркивали музыку и реагировали на обрывки фраз из фильмов, которые Павел запускал с помощью сэмплера, а написанный мной текст приобретал визуальную выразительность и в итоге трансформировался в белый шум телевизора. Также приятным дополнением к музыке Павла стал дождь, бивший по крыше кинотеатра, что придавало происходящему дополнительную камерность.

TAU / Фото: Даша Почерк

Возвращаясь к мысли про тревожность — вообще, есть такое ощущение, что в современной музыке появилась мощная тенденция на это, на какую-то вдумчивость, рефлексию. Хорошо это или плохо — вопрос спорный. Возможно, хорошо: достаточно уже акустического фастфуда — хочется верить, что человечество его переросло, хотя, может, и ошибочно делать такие выводы, судя по узкой и специфической выборке, состоящей из аудитории «Мутабора», «Сигнала» and so on. Но тот факт, что Fields собрали практически полный Garage Screen, наверное, о чем-то да говорит. Правда, под конец люди стали уходить, и очень зря, потому что финал первого дня был не менее интересным. Переходим к ADMI.


ADMI

Про ADMI (Ансамбль Детских Музыкальных Инструментов) было понятно, что это что-то классное, еще на этапе прочтения анонса — представьте только, с помощью детских инструментов и игрушек эти ребята пишут далеко не детскую музыку.


В начале их выступления в Garage Screen иногда можно было четко расслышать звуки, которые издают детские телефончики, пластиковые пистолеты и плюшевые собачки, если на них нажать, но потом все это слилось в самый настоящий техно-сет. «Да это же рейв, на котором никто не танцует, а Garage Screen — консерватория рейва», — подумала я, и эта мысль мне понравилась. Поэтому создателю ADMI Андрею Головину тоже задала несколько вопросов:

Вы пишете, по сути, электронную музыку, используя игрушки и так далее — для того, чтобы это придумать, нужен продвинутый уровень воображения. Как вам вообще такая мысль пришла в голову?

Я увидел у знакомого детский синтезатор и сразу же впечатлился его звучанием и внешним видом, как бы призывающими к творчеству во что бы то ни стало. И сразу же отправился в детский магазин, чтобы добыть свой игрушечный синтезатор. Но такого же интересного синта, как у моего знакомого, там не было, зато имелись прекрасные барабаны! И это был своеобразный знак: синт и барабаны — это уже сетап!

Мне понравилась идея, что с помощью игрушек можно делать настоящую музыку. Собственно, это была одна из изначальных задач проекта. Я понял, что хочу развивать эту историю и перенести звук из обычного для него бытового пространства в пространство музыки. К тому же эти пестрые игрушки не на шутку разбудили моего внутреннего ребенка и остановиться было просто невозможно!

А как протекает процесс написания музыки на всем том, что вы используете (и, кстати, что конкретно используете?), он чем-то отличается от конвенциального?

Музыку мы создаем в целом обычным образом, хотя есть нюансы. И в основном они касаются живых выступлений,  так как в них задействованы игрушки. Например, сетап АДМИ можно расценивать, скажем, как синтезатор, разобранный на множество маленьких кусочков, которые во время нужно подключать и использовать в определенной последовательности. Иногда игрушка используется лишь ради одного звука, но, конечно, бывают и «серьезные» игрушки, на основе которых можно сыграть целый сет.

В нашем сетапе есть как более привычные для музыкальной сферы инструменты (синтезаторы, барабаны, гитары), так и, например, стиральная машина, утюг, руль, автоматы, бластер, касса, пожарная машина и прочие атрибуты жизни — разумеется, в игрушечном исполнении.

Есть и необычные способы взаимодействия с игрушками. Например, в некоторых на одну кнопку загружено несколько мелодий или сэмплов, и, если их нажимать поочередно, рождается новая мелодия или ритм. Таким образом была изобретена новая авторская манера игры — monkeystyle.

Можете как-то — хотя бы расплывчато — определить стиль своей музыки?

Да, в основном мы играем в стилях freshtrash, okrok, toysnoise и duckambient (поднимите руки, кто о таких слышал! — Прим. SRSLY).


X.Y.R. и Михаил Григорьев

Композитор X.Y.R. и видеохудожник Михаил Григорьев открыли второй день и погрузили публику в плотный туман своего медитативного эмбиента. Храм Уединенного Размышления — а именно так расшифровывается псевдоним X.Y.R. — очень отражает суть этой музыки. К слову, девушка рядом со мной все выступление просидела с закрытыми глазами. Действительно, уносило в какие-то другие миры. Как оказалось позже, перформанс был посвящен аквариумным рыбкам — чем ни другой мир?


Zurkas Tepla

Еще один перформанс, во время которого не покидало беспокойное гнетущее чувство. Лично для меня осталось неясным, что больше влияло на такое восприятие: электронная музыка, написанная, словно не на нашей планете, или видеоарт/видеоэссе, составленное из каких-то обыденных, казалось бы, фраз и кадров из видео на ютьюбе. «Я ошибся» на простом черном фоне почему-то вызывает тревогу (слово и его производные слишком часто повторяющееся в этом тексте). В общем, очередное очко в пользу моей теории о тенденции к какому-то общему эмоциональному напряжению в мире музыки.


Drumazhur

Коллектив Drumazhur состоит из четырех барабанщиков: Оксаны Григорьевой, Андрея Кима, Сергея Болотина и Петра Отоцкого — и у каждого своя выверенная манера игры и роль в квартете. В Garage Screen они исполняли — логично, что на четырех установках — произведение современного композитора Анны Михайловой, партитура которого записана не стандартными нотами, а всякими разными закорючками, крестиками и кружочками. Узнала у Анны, почему так.


Почему вы не записали свое произведение с помощью обычной нотации?

Ноты для ударной установки в традиционной музыкальной нотации дают четкое представление о конкретных событиях, но отсекают свободу интуитивной интерпретации. Моя партитура опирается на традиционную нотацию — те же кружки, кресты, позиции на нотном стане и динамические характеристики. Моя задача — поделиться матрицей произведения через код: интуитивный рисунок который понятен каждому, в том числе и не музыканту. Эта партитура — сонастройка артиста с ударной установкой, и каждый исполнитель волен внести в нее свои звуковые предпочтения. Она емкая — мы не зациклены на переворачивании страниц и следовании букве до мелочей, но у нас есть гид, который ведет нас от начала и до конца, как разметка на дороге.

Перед началом перформанса вы сказали, что композиция в идеале рассчитана на 40 барабанов. У меня напрягаются барабанные перепонки от одной мысли о таком количестве ударных. Это будет возможно послушать и не оглохнуть?

Имелось в виду 40 барабанных установок, расположенных в разных точках города, амплифицированных таким образом, что звук транслируется и поступает в дополнительные пространства галерей. В них можно послушать совместные выступления нескольких исполнителей, а также главный микс из сорока установок — все это можно наблюдать из разных точек. В тех локациях, где находятся барабанщики, расположение установок и количество инструментов индивидуально и распределено по небольшим ансамблям: 1-2-3-4-5 человек. Могу себе представить локацию амфитеатра, где будет возможным расположить и десять ударных установок одновременно. Так что все располагает к прослушиванию музыки и погружению в пространство звуков. Причем как размещение исполнителей и ударных установок внутри помещений, так и на открытом воздухе, смешиваясь со звуками города.


Общий итог: можно, пожалуйста, еще?



Фото: Даша Почерк
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 17:08, 1 декабря 2020
Русские в Таллине на фестивале «Темные ночи». Рецензия на «Вмешательство» Ксении Зуевой
Герои — 1 декабря, 17:08
По колено в мемах. Интервью с Максом +100500
Новости, Новости — 1 декабря, 15:39
У SQWOZ BAB вышел альбом рингтонов. Подписчики сами решат, какой отрывок превратить в полноценный трек
Новости, Новости — 1 декабря, 14:11
Вакуумные банки на лице и умывание килькой: Роман Каграманов и Стас просто класс в Comment Out
Новости, Новости — 1 декабря, 13:47
У Карины Кросс вышел трек «Поколение». На него сняли первый музыкальный клип в тиктоке
Новости, Новости — 1 декабря, 11:00
Лолита записала кавер на Cadillac, да еще и с хором на бэк-вокале
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 1 декабря, 09:58
Ру снова грустит и тоскует по Джулс в трейлере бонусного эпизода «Эйфории»
Новости, Новости — 30 ноября, 15:13
Картину Бэнкси продали за 125 тысяч фунтов стерлингов. На ней — герои «Криминального чтива» с бананами вместо пушек
Герои — 30 ноября, 13:45
Тикток для всех. Интервью с бабой Галей, которая стала тиктокершей в 70 лет
Новости — 30 ноября, 22:25
Обучение как открытие себя. Почему стоит заниматься саморазвитием
Бизнес — 30 ноября, 17:26
Как стать российским Уорреном Баффетом: объясняем на пальцах и голливудских фильмах про биржу
Новости — 3 ноября, 15:43
Профессия — дизайнер. В чем ее плюсы, какие есть направления и где поучиться
Новости, Новости — 30 ноября, 13:35
MIA BOYKA и SQWOZ BAB поменялись хитами. Они перепели «Пикачу» и «Ауф»
Новости, Новости — 30 ноября, 12:36
Посмотрите трейлер новогоднего эпизода «Доктора Кто». Он выйдет 1 января
Музыка — 30 ноября, 10:28
Новое в музыке за неделю: Майли Сайрус, Шарлот, Feduk, «Каста»
Бизнес — 29 ноября, 23:45
2020 год и рекламные интеграции у блогеров. Что изменилось?
Кино — 29 ноября, 20:18
Сериалы недели: «Доктор Преображенский», «Бортпроводница», «Родком», «Спасенные звонком», «Что случилось в Рождество?», «Черный нарцисс»
Новости, Новости — 29 ноября, 18:24
В 89% случаев люди берут телефон в руки без повода. Это доказали ученые
Новости, Новости — 29 ноября, 18:00
По аудиозаписи со Стэном Ли сняли мультфильм
Новости, Новости — 29 ноября, 13:09
У ManuKian Twins дебютный трек BBy Go
Кино — 28 ноября, 23:39
Дэвид Финчер против американской мечты. Рецензия на фильм «Манк»
Кино — 28 ноября, 18:55
Кино недели: «Страна грез», «Фассбиндер»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 ноября, 17:23
Послушайте рождественский альбом Sabrina Claudio — Christmas Blues
Новости, Новости — 28 ноября, 14:45
Появилось приложение Neatsy. Оно автоматически определяет размер обуви
Новости, Новости — 28 ноября, 12:49
У Balenciaga новый дроп. Без кошек и собак не обошлось
Новости, Новости — 28 ноября, 11:07
Джаз, поп и французский шансон в одном флаконе: премьера альбома Yet Another Kito Jempere Album
Образ жизни — 28 ноября, 09:23
Любимец публики. Обзор PlayStation 5
Образ жизни — 27 ноября, 21:15
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Майли Сайрус, Джон Малэйни и Россия-матушка
Новости, Новости — 27 ноября, 19:05
Андрей Звягинцев в подкасте оператора «Побега из Шоушенка». Собрали самое интересное из этого разговора
Музыка — 27 ноября, 14:58
Десять номинантов на Grammy 2021, за которых стоит болеть несмотря ни на что. Выбор Бориса Барабанова
Новости, Новости — 27 ноября, 14:52
Алена Швец оценила песни тиктокеров в шоу «Петя любит выпить». Ей не понравилось
Доктор Преображенский
(1 сезон)
Город на холме
(2 сезон)
Эмили в Париже
(2 сезон)
8
Ход королевы
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
Дом с прислугой
(2 сезон)
6
Отыграть назад
(1 сезон)
Ведьмак
(2 сезон)