Обзоры, Музыка — 19 октября 2020, 15:38

Рейв, на котором никто не танцует. SRSLY сходил на «Экранизацию» в «Гараж»

Два дня подряд в Garage Screen проходили не кинопоказы, как мы привыкли, а кое-что иное (во всех смыслах) — летний кинотеатр музея «Гараж» совместно с фестивалем экспериментальной музыки Fields создал аудио-визуальный проект «Экранизация», а редактор SRSLY Алиса Меликян теперь пробует расшифровать его месседжи. К помощи зала в виде комментариев самих артистов тоже прибегла.

Вайб загадочный, как в «Мутаборе». Публика, одетая так, будто позже, ближе к полуночи, направится туда. Люди на ряд дальше обсуждают Директора Всего, другие — перкуссию. Случайные зрители сюда вряд ли могли прийти. Звучит медитативная музыка — пока ты в нее не погрузишься, выкинув из головы все посторонние суперважные мысли, суперсрочные дела, ты не начнешь получать от нее удовольствие. Точно так же, как и если будешь пытаться понять ее рационально — это нужно прочувствовать на эмоциональном уровне. И здесь музыка и визуальное искусство пересекаются, а фраза Ротко уместна, даже будучи вырванной из контекста: «Мне интересно передавать базовые человеческие переживания: трагедию, экстаз, отчаяние и так далее. И сам факт того, что люди внезапно начинают рыдать, увидя мои картины, доказывает: у меня получается передавать эти самые базовые человеческие переживания. Те, кто плачет перед моими полотнами, проживают такой же самый сакральный опыт, что и я, когда писал их. И если вас заботят только соотношения цветов, то вы упускаете смысл [моего искусства]».

Ах да, забыла сказать, что мы не в техно-клубе, и не в галерее абстрактного искусства, а где-то посередине — в Garage Screen на «Экранизации». Андрей Морозов, основатель «Филдс», рассказал SRSLY, что визуальная составляющая проекта — продолжение музыкальной. И, кстати говоря, некоторые картины Ротко вполне могли бы стать «экранизациями» выступлений артистов Fields в Garage Screen.

Репродукция картины Марка Ротко «№ 61» («Ржавый и голубой»), 1953
#INSERT_ARTICLE#

Катя Пряник и solo.perator

Если саксофон ассоциируется у вас чисто с джазовыми пассажами, то этот перформанс сломал бы вашу систему. У solo.perator этот инструмент звучит так, как, кажется, не звучал никогда, и больше напоминает какие-то губные гармошки коренных северных народов. Иногда все-таки джазовые элементы просачивались сквозь тяжелые биты и электронный белый шум, тревожный и напряженный. Ассоциативный видеоряд Кати Пряник множил это напряжение, и оно все нарастало, нарастало, нарастало, пока внезапно не прекратилось, чуть ли не на самом пике. ВАУ. Мурашки. И, конечно, словами это не описать, даже самыми выразительными.

solo.perator / Фото: Даша Почерк
#INSERT_ARTICLE#


Павел Додонов и TAU

Музыка Павла Додонова на «Экранизации» — что-то очень похожее не эмбиент (хотя давать экспериментальной музыке определения рискованно — легко ошибиться), но гораздо более тревожный. Будто в такт этой музыке, TAU (Сергей Таушанов) писал на стекле какие-то мистические символы. Чтобы не придумывать несуществующих смыслов, я спросила у него напрямую:

Что вы писали на стекле и почему это «экранизация» звучавшей музыки?

«Экранизацию» в данном случае не следует воспринимать буквально. Это название программы Garage Screen и фестиваля изобретательной музыки Fields, а наше выступление с Павлом Додоновым — это аудиовизуальный перформанс, представляющий собой совместную импровизацию. Во время нее я применил сюрреалистическую практику автоматического письма, используя прозрачную поверхность, что, в свою очередь, отсылает нас к «Трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони.

Герои его картин пытаются быть ближе друг к другу, но их всегда что-то разделяет — зачастую это стекло. В современном мире эта проблематика стала ещё актуальней.
#INSERT_ARTICLE#

Темп и динамика письма подчеркивали музыку и реагировали на обрывки фраз из фильмов, которые Павел запускал с помощью сэмплера, а написанный мной текст приобретал визуальную выразительность и в итоге трансформировался в белый шум телевизора. Также приятным дополнением к музыке Павла стал дождь, бивший по крыше кинотеатра, что придавало происходящему дополнительную камерность.

TAU / Фото: Даша Почерк
#INSERT_ARTICLE#

Возвращаясь к мысли про тревожность — вообще, есть такое ощущение, что в современной музыке появилась мощная тенденция на это, на какую-то вдумчивость, рефлексию. Хорошо это или плохо — вопрос спорный. Возможно, хорошо: достаточно уже акустического фастфуда — хочется верить, что человечество его переросло, хотя, может, и ошибочно делать такие выводы, судя по узкой и специфической выборке, состоящей из аудитории «Мутабора», «Сигнала» and so on. Но тот факт, что Fields собрали практически полный Garage Screen, наверное, о чем-то да говорит. Правда, под конец люди стали уходить, и очень зря, потому что финал первого дня был не менее интересным. Переходим к ADMI.


ADMI

Про ADMI (Ансамбль Детских Музыкальных Инструментов) было понятно, что это что-то классное, еще на этапе прочтения анонса — представьте только, с помощью детских инструментов и игрушек эти ребята пишут далеко не детскую музыку.


В начале их выступления в Garage Screen иногда можно было четко расслышать звуки, которые издают детские телефончики, пластиковые пистолеты и плюшевые собачки, если на них нажать, но потом все это слилось в самый настоящий техно-сет. «Да это же рейв, на котором никто не танцует, а Garage Screen — консерватория рейва», — подумала я, и эта мысль мне понравилась. Поэтому создателю ADMI Андрею Головину тоже задала несколько вопросов:

Вы пишете, по сути, электронную музыку, используя игрушки и так далее — для того, чтобы это придумать, нужен продвинутый уровень воображения. Как вам вообще такая мысль пришла в голову?

Я увидел у знакомого детский синтезатор и сразу же впечатлился его звучанием и внешним видом, как бы призывающими к творчеству во что бы то ни стало. И сразу же отправился в детский магазин, чтобы добыть свой игрушечный синтезатор. Но такого же интересного синта, как у моего знакомого, там не было, зато имелись прекрасные барабаны! И это был своеобразный знак: синт и барабаны — это уже сетап!

Мне понравилась идея, что с помощью игрушек можно делать настоящую музыку. Собственно, это была одна из изначальных задач проекта. Я понял, что хочу развивать эту историю и перенести звук из обычного для него бытового пространства в пространство музыки. К тому же эти пестрые игрушки не на шутку разбудили моего внутреннего ребенка и остановиться было просто невозможно!

А как протекает процесс написания музыки на всем том, что вы используете (и, кстати, что конкретно используете?), он чем-то отличается от конвенциального?

Музыку мы создаем в целом обычным образом, хотя есть нюансы. И в основном они касаются живых выступлений,  так как в них задействованы игрушки. Например, сетап АДМИ можно расценивать, скажем, как синтезатор, разобранный на множество маленьких кусочков, которые во время нужно подключать и использовать в определенной последовательности. Иногда игрушка используется лишь ради одного звука, но, конечно, бывают и «серьезные» игрушки, на основе которых можно сыграть целый сет.

В нашем сетапе есть как более привычные для музыкальной сферы инструменты (синтезаторы, барабаны, гитары), так и, например, стиральная машина, утюг, руль, автоматы, бластер, касса, пожарная машина и прочие атрибуты жизни — разумеется, в игрушечном исполнении.

Есть и необычные способы взаимодействия с игрушками. Например, в некоторых на одну кнопку загружено несколько мелодий или сэмплов, и, если их нажимать поочередно, рождается новая мелодия или ритм. Таким образом была изобретена новая авторская манера игры — monkeystyle.

Можете как-то — хотя бы расплывчато — определить стиль своей музыки?

Да, в основном мы играем в стилях freshtrash, okrok, toysnoise и duckambient (поднимите руки, кто о таких слышал! — Прим. SRSLY).


X.Y.R. и Михаил Григорьев

Композитор X.Y.R. и видеохудожник Михаил Григорьев открыли второй день и погрузили публику в плотный туман своего медитативного эмбиента. Храм Уединенного Размышления — а именно так расшифровывается псевдоним X.Y.R. — очень отражает суть этой музыки. К слову, девушка рядом со мной все выступление просидела с закрытыми глазами. Действительно, уносило в какие-то другие миры. Как оказалось позже, перформанс был посвящен аквариумным рыбкам — чем ни другой мир?


Zurkas Tepla

Еще один перформанс, во время которого не покидало беспокойное гнетущее чувство. Лично для меня осталось неясным, что больше влияло на такое восприятие: электронная музыка, написанная, словно не на нашей планете, или видеоарт/видеоэссе, составленное из каких-то обыденных, казалось бы, фраз и кадров из видео на ютьюбе. «Я ошибся» на простом черном фоне почему-то вызывает тревогу (слово и его производные слишком часто повторяющееся в этом тексте). В общем, очередное очко в пользу моей теории о тенденции к какому-то общему эмоциональному напряжению в мире музыки.


Drumazhur

Коллектив Drumazhur состоит из четырех барабанщиков: Оксаны Григорьевой, Андрея Кима, Сергея Болотина и Петра Отоцкого — и у каждого своя выверенная манера игры и роль в квартете. В Garage Screen они исполняли — логично, что на четырех установках — произведение современного композитора Анны Михайловой, партитура которого записана не стандартными нотами, а всякими разными закорючками, крестиками и кружочками. Узнала у Анны, почему так.


Почему вы не записали свое произведение с помощью обычной нотации?

Ноты для ударной установки в традиционной музыкальной нотации дают четкое представление о конкретных событиях, но отсекают свободу интуитивной интерпретации. Моя партитура опирается на традиционную нотацию — те же кружки, кресты, позиции на нотном стане и динамические характеристики. Моя задача — поделиться матрицей произведения через код: интуитивный рисунок который понятен каждому, в том числе и не музыканту. Эта партитура — сонастройка артиста с ударной установкой, и каждый исполнитель волен внести в нее свои звуковые предпочтения. Она емкая — мы не зациклены на переворачивании страниц и следовании букве до мелочей, но у нас есть гид, который ведет нас от начала и до конца, как разметка на дороге.

Перед началом перформанса вы сказали, что композиция в идеале рассчитана на 40 барабанов. У меня напрягаются барабанные перепонки от одной мысли о таком количестве ударных. Это будет возможно послушать и не оглохнуть?

Имелось в виду 40 барабанных установок, расположенных в разных точках города, амплифицированных таким образом, что звук транслируется и поступает в дополнительные пространства галерей. В них можно послушать совместные выступления нескольких исполнителей, а также главный микс из сорока установок — все это можно наблюдать из разных точек. В тех локациях, где находятся барабанщики, расположение установок и количество инструментов индивидуально и распределено по небольшим ансамблям: 1-2-3-4-5 человек. Могу себе представить локацию амфитеатра, где будет возможным расположить и десять ударных установок одновременно. Так что все располагает к прослушиванию музыки и погружению в пространство звуков. Причем как размещение исполнителей и ударных установок внутри помещений, так и на открытом воздухе, смешиваясь со звуками города.


Общий итог: можно, пожалуйста, еще?



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Даша Почерк
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 12:35, 15 октября 2025
«Людям не хватает романтики». 11 вопросов актеру Юрию Насонову
Новости, Новости — 15 октября, 12:35
Аниме «Стометровка» покажут в России
Новости, Новости — 14 октября, 19:25
КМ20 и Ad Marginem выпустят книгу «Мода 2.0. История индустрии с 2008 года»
Новости, Новости — 14 октября, 18:10
«Смотрите, как подросли»: вышел трейлер продолжения сериала «Пингвины моей мамы»
Новости, Новости — 14 октября, 17:30
По мотивам мультсериала «Аватар» выйдет игра
Новости, Новости — 14 октября, 16:32
Южнокорейский триллер «Старуха с ножом» выходит в прокат
Новости, Новости — 14 октября, 15:10
Смотрим дебютный трейлер второго сезона «Времени приключений: Фионна и Кейк»
Кино — 14 октября, 15:05
Эй, маяк! Дневник третий: несносный Годар, трэшовая «История игрушек» и молчаливый Хабенский
Новости, Новости — 14 октября, 14:25
Кайли Дженнер представила новую коллекцию косметики
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 14 октября, 11:58
Жанры, миксы и концерты: «VK Музыка» получила обновление
Новости, Новости — 13 октября, 17:00
Дима Масленников, DKB и импровизаторы: «Фандом Фест ВКонтакте» дополнил программу
Новости, Новости — 13 октября, 16:25
Каналы MTV прекратят вещание в Европе
Новости, Новости — 13 октября, 14:30
Леди Гага снимется в картине «Дьявол носит Prada 2»
Новости, Новости — 13 октября, 10:00
Нобелевский комитет назвал лауреатов премиии по литературе и премии мира
Музыка — 12 октября, 13:46
Masha Hima выпустила альбом «Плутон». Обсуждаем релиз в 14 строчках
Новости, Новости — 11 октября, 17:45
«Лютик» выпустила мини-альбом «Свет»
Новости, Новости — 10 октября, 19:30
Вышел трейлер сериала Рейчел Сеннотт «Я люблю Лос-Анджелес»
Кино — 10 октября, 19:00
У нас труп, возможно, криминал: 5 детективов о разных эпохах
Новости, Новости — 10 октября, 17:08
Скарлетт Йоханссон может стать матушкой Готель в ремейке «Рапунцель»
Новости, Новости — 10 октября, 16:10
В Fortnite добавили скины в честь ивента «Кошмары»
Музыка — 10 октября, 15:22
«Кто меня любит — за мной»: Катя Павлова — о переиздании альбомов «Обе Две» «План побега» и «Радости страсти»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 октября, 15:10
Объявлены победители кинофестиваля «Маяк»
Новости, Новости — 10 октября, 14:10
«НСТ Хоррор Фест» объявил программу
Кино — 9 октября, 21:08
Эй, маяк! Дневник второй: дремучий лес, проспавший Паль и Михалкова с разбитым сердцем
Новости, Новости — 9 октября, 19:20
Rolling Stones назвал 250 главных треков XXI века
Новости, Новости — 9 октября, 18:15
Сбербанк добавит оплату по отпечатку ладони
Новости, Новости — 9 октября, 17:30
Мэтт Диллон присоединился к касту фильма «Я играю Рокки»
Новости, Новости — 9 октября, 16:30
Хасбик стал лицом новой кампании Supreme
Новости, Новости — 9 октября, 15:05
В новом сериале «Все честно» Ким Кардашьян станет адвокатом
Новости, Новости — 8 октября, 19:50
Автор манги NANA Ай Ядзава выпустит коллаборацию с Vivienne Westwood
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы