Обзоры, Кино — 9 октября 2020, 15:34

42-й ММКФ, день пятый и шестой: «Новый порядок», «Я хотел спрятаться», «Наркомама»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Мексиканская провокационная политическая драма, итальянское биографическое кино о художнике и французская трагикомедия с Изабель Юппер. 


«Новый порядок» (Nuevo orden)

Программа «8 1/2 фильмов»


Мексика. Богатые люди празднуют свадьбы. На улицах беспорядки, бедняки устали жить жизнью угнетенных и поливают своих угнетателей зеленой краской, которой обычно метят купюры, чтобы помешать банковскому ограблению. Невеста (Саманта Йазарет Анайа) в разгар торжества уезжает, чтобы отвезти деньги пожилому мужчине, который семь лет назад работал на ее семью: его жена тяжело больна и нуждается в операции. Впрочем, далеко она уедет и попадет под машину правосудия, что оказывается страшным и поломанным механизмом с явно свернутыми шестеренками.

Режиссер Мишель Франко, получивший за «Новый порядок» на кинофестивале в Венеции «Особый приз жюри» — вторую по значимости награду смотра, неожиданно для себя выбирает реакционную и тенденциозную тему, с которой точно на бульдозере прет до самых финальных титров. Идея проста: любая система (порядок) на поверку страшнее любого протеста (беспорядка). Без оппозиции невозможна и власть. А без власти — оппозиция. Любой народ всегда недоволен делением на бедных и богатых, любые богатые всегда могут откупиться. А в «прекрасном будущем», поскольку картина претендует на антиутопические смыслы, взятки становятся невозможными. Чистки и пытки — болезненно пульсирующая фигура речи для общения с народом. Франко упивается не насилием (кадры несмело сменяются, когда дело доходит до изнасилований), не героями, а своей идеей. Конечно, найдутся у картины и поклонники. Жаль, что все это имеет куда большее отношение к политическому акционистскому искусству (опять же если абсолютную акинематографичность картины воспринимать как артистический жест), нежели к искусству кино, и могло бы иметь место на Венецианской биеннале в мексиканском павильоне при должной артистической сноровке. А что касается фильма, невольно вспоминается бразильская «Земля в трансе» Глаубера Роши 1967 года, мастерски совмещавшая актуальное социальное высказывание с экспериментальной экранной формой. Но, к сожалению, сегодня время для другого политического искусства. Как говорит Владимир Познер, такие сейчас времена.

 


«Я хотел спрятаться» (Volevo nascondermi)

Программа «Эйфория наваждений»


Антонио Лигабуэ (Элио Джермано), человека с особенностями развития, в детстве сильно доставали сверстники, и вырос он предельно боязливым и закрытым, но глубоко влюбленным в мир вокруг себя, в самое прекрасное: детей, животных и пейзажи. Талант примитивиста и анималиста, к счастью, приметили, и Антонио даже обзавелся двенадцатью мотоциклами и тремя автомобилями, но, как это часто случается с гениями, умер все равно в нищете.

Артист Джермано, чью работу над собой в картине можно сравнить с работой Йонаса Дасслера в «Золотой перчатке», блистает, за что и получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Берлине. Удивительное и глубокое преображение. Художник — человек-барсучонок. Картина Диритти очень красиво снята, в ней верно подмечены и звуковые акценты. Звук скрежещущей в эмоциональном припадке кисти по холсту — один из сильнейших образов фильма. Но в сущности «Я хотел не спрятаться» не достает какого-то художественного безумия, которое будто сомнамбулически управляло потрясающим Джулианом Шнабелем в «Ван Гоге. На пороге вечности». Не хватает божественной случайности.


«Наркомама» (La Daronne)

Программа «Спектр»


Переводчица (Изабель Юппер), работающая при полиции, становится свидетелем одного очень крупного дела по сбыту запрещенных веществ. Мама женщины сильно болеет, денег не хватает. Приходится идти на риск и начать торговлю наркотиками, вырядившись в Изабель Аджани из картины Ромена Гавраса «Мир принадлежит тебе». 

«Наркомама» вообще очень хочет копировать миры условного Гавраса или Делепина с Кюрверном, но ей преступно недостает удали, язвительности и юмора. Кино стерильное и утомительно безделушное, что странно. Как можно было сделать неостроумный фильм про то, как Юппер с крутым лицом возит наркоту и читает рэп на светофоре. Практика показала — нет ничего невозможного. А любителям Юппер следует обратить внимание на картину Айра Сакса «Фрэнки», где актриса играет тяжело больную женщину, актрису, которой больше не суждено ничего сыграть. Там и хрупко, и горько, и, как ни странно, смешно. Потому что по-настоящему.




Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 00:04, 30 июля 2021
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Все звёзды и инфлюенсеры
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)