Обзоры, Кино — 3 октября 2020, 16:23

42-й ММКФ, день второй. Новое французское кино: «Джамбо», «Ночной конвой», «Шестнадцатая весна», «Соль слез»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Каждый год на ММКФ можно увидеть большое количество самого свежего французского кино — от кассовых до фестивальных хитов. Пробуем помочь вам разобраться в разнокалиберной программе и выбрать своего фаворита.

«Джамбо» (Jumbo)

Программа «Эйфория наваждений»


Жанна (Ноэми Мерлан) работает в парке развлечений ночной смотрительницей. Однажды там появляется новый разноцветный аттракцион «Джамбо», который манит своими огнями и хаотично крутится. Одинокая Жанна в него влюбляется.

В общем, идея «девушка вдруг начинает испытывать чувства к аттракциону» тянет примерно на 20 минут хронометража для пиксаровского короткого метра, и первые 20 минут даже как-то увлекаешься, но после кино начинает невыносимо утомлять. Цветастая штуковина урчит, как Бамблби или робот Валли, Жанна к ней бегает ночами, ругается с матерью (Эмманюэль Берко, которой все роли малы), в итоге конструирует дома — мини-копии аттракционов, занимается сексом с чуваком с работы, а потом испытывает глубокое чувство вины перед неодушевленной железной конструкцией. Есть в «Джамбо», к примеру, сцена, начисто слизанная у Глейзера из «Побудь в моей шкуре», — во всем фильме от режиссерский лени и настольного набора штампов быстро укачивает. Многое, конечно, рождает контекст. Если смотреть этот фильм в автокинотеатре где-то под Парижем теплой летней ночью, то раздражал бы, он, может, не так же сильно, поменьше, но все равно бы раздажал. Оригинальна в нем ровно одна мысль: в современном мире, где люди выходят замуж за своих котов и диваны, связать себя узами брака с аттракционом — не такое уж и безумие. А вот снимать об этом полный метр — пожалуй, самое настоящее.



«Ночной конвой» (Police)

Программа «Спектр»


Трое парижских копов (Виржини Эфира, Омар Си, Грегори Гадебуа) живут жизнью обычных французских легавых, пока на их плечи не ложится непростая моральная дилемма: необходимо доставить мигранта (Пейман Моаади из «Развода Надера и Симин») на границу. На родине его, вероятно, быстро убьют, и полицейские не совсем понимают, стоит ли следовать протоколу.

Грандиозной французской артистке Эфира очень идет форма и вообще играть в копку, а режиссерке Анн Фонтен совершенно не идет снимать кино про стражей порядка. «Ночной конвой» и близко не подбирается к резонансным «Отверженным», неумело лавируют между надуманной лав-стори и вопросами долга. У Фонтен куда лучше получается про Шанель, Бовари и адюльтеры, нежели про легавых. Не всем, понятно, быть Кэтрин Бигелоу, но после Ладжа Ли непросто найти свою точку зрения, столь же пассионарную и безоговорочно авторскую. Почти невозможно.



«Шестнадцатая весна» (Seize printemps)

Программа «Время женщин»


16-летней Сюзанне (Сюзанна Линдон) не очень интересно проводить время с ровесниками. В милой маленькой комнате можно почитать Виана, там уютно, на одной стене висит постер фильма Мориса Пиалы, на другой — изображение Бэмби. Сюзанна, кстати, и сама как Бэмби. Она влюбляется в актера, который старше ее на 20 лет и начинает за ним внимательно и аккуратно следить, вглядываясь в его идеальные кудри и бороду. Поначалу на улице, наискосок, позже — в театральном бельэтаже из-под кресел. Шла ее шестнадцатая весна.

Это чуть не в меру маньеристский парижский дебют двадцатилетней девушки, романтический, несложный,  совсем не пошлый. Тосты с джемом, прогулки в мини-юбке, красная резинка в волосах. Источники вдохновения (за исключением Пиалы) аккуратно припрятаны, но вполне различимы. И Варда, и Ромер, и Тешне. Любопытно, куда двинется Линдон дальше. Последует ли какая-то режиссерская метаморфоза? «Шестнадцатая весна», кстати, должна была угодить на несостоявшийся Каннский фестиваль, побывала в Торонто и в Сан-Себастьяне. Начало положено. А дальше посмотрим.



«Соль слез» (Le sel des larmes)

Программа «8 1/2 фильмов»


Люк (Логан Антуофермо) плотничает с отцом (Андре Вильм) и собирается из своего провинциально города переехать в Париж, чтобы поступить там в школу декоративно-прикладного искусства. В Париже он встретит одну девушку (Улайя Амамра), а вернувшись к себе ждать результатов экзаменов, — другую (Луиз Шевильот). Затем будет и третья (Сухейла Якуб). Непросто живется малышу Люку.

Гаррель-отец и сам как мастер-плотник. Стучит молоточками по хрупким макушкам своих героев, застрявших на поезде из 1960-х в 2020-е, заставляя их испытывать мелкие эмоции, делать проницательные глупости, целоваться/обниматься. Они не влюблены, просто других вариантов поблизости не было. В мире Гарреля-старшего нет тиндеров и спид-дейтинга, только трясущиеся ниточки губ и письма. «Соль слез» сильно проигрывает — к примеру, «Моим провинциалам» Сивейрака примерно на ту же тему в примерно тех же тонах, но там больше про кинематографистов, здесь же про простое человеческое. Впрочем, расслабленность, мелодичное легкомыслие и прозрачнейшее неподражательство картины как раз вызывают приливы восхищения. А в конце концов и сложный, многотональный катарсис. Не в последнюю очередь это посвящение от отца сыну. Береги честь смолоду. Пригляжу за тобой с небес, даже если ты не веришь в Бога.



Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Образ жизни — 10:19, 28 февраля 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Mirèle, Поляринов и Daft Punk
Новости, Новости — 28 февраля, 10:19
Warner Bros готовит перезапуск «Супермена»
Новости, Новости — 27 февраля, 20:50
Элджей записал трек Wunder King для игры Free Fire
Новости, Новости — 27 февраля, 10:29
Олег Тиньков вернулся на ютьюб спустя два года. Он продолжит выпускать шоу «Бизнес-секреты»
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Музыка — 26 февраля, 19:53
Из чего сделан «Бордерлайн». Борис Барабанов о седьмом альбоме Земфиры
Новости, Новости — 26 февраля, 17:41
Тимур Сорокин и Карина Кросс сняли тикток-сериал. Он подозрительно напоминает «Бумажный дом»
Новости, Новости — 26 февраля, 16:18
В Clubhouse прошел эфир с Акселем Мансуром — тем парнем, который изображен на иконке приложения
Новости, Новости — 26 февраля, 15:12
Bosco di Ciliegi станет первым стратегическим партнером Farfetch в России
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 26 февраля, 13:53
У «Вечернего Урганта» вышел альбом с треками из новогоднего выпуска Ciao 2020
Новости, Новости — 26 февраля, 13:15
Ариан Романовский назначен главредом журнала Tatler
Новости, Новости — 26 февраля, 12:49
Самая милая вакансия: в Москве ищут специалиста по подсчету котиков
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 26 февраля, 12:24
Норвежский электронный дуэт Smerz выпустил дебютный альбом Believe
Новости, Новости — 26 февраля, 09:57
Земфира выпустила альбом «Бордерлайн»
Музыка — 25 февраля, 20:54
Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk
Новости, Новости — 25 февраля, 20:05
Pixar и Disney показали первый тизер мультфильма «Лука»
Бизнес — 25 февраля, 17:11
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за месяц
Новости, Новости — 25 февраля, 14:08
Александр Гудков разбудил фанатку и сходил на занятие по аквааэробике в ютьюб-шоу «Утренняя звезда»
Новости, Новости — 25 февраля, 13:20
У Оли Шелби вышел тикток-бэнгер «Ля какая»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 февраля, 09:45
Коллекцию винтажной одежды Maison Margiela продадут на аукционе
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Герои — 24 февраля, 16:02
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Это грех
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)
Сокол и Зимний Солдат
(1 сезон)
7.9
Грейс & Фрэнки
(1 сезон)