Михаил Татарников стал главным дирижером и музыкальным руководителем Михайловского театра в возрасте всего 34 лет. Начинал дирижировать в Мариинском театре, выступал в «Ла Скала», Баварской государственной опере, Парижской «Опере Гарнье», Оперном театре Монте–Карло, Метрополитен-опере и Большом театре. Сейчас ему 42, и он до сих пор остается одним из самых молодых дирижеров России.
В этом году Михаил Татарников был единственным российским дирижером, принявшим участие в юбилейном Зальцбургском фестивале, который считается одним из самых значимых в области симфонической музыки в мире. Михаил встал за пульт оркестра зальцбургской консерватории «Моцартеум» и выступил вместе с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым. В интервью SRSLY дирижер рассказал о перерыве в работе, новых правилах в театрах и отношению современной молодежи к классике.
Михаил, поделитесь своими впечатлениями от участия в 100-м по счету Зальцбургском фестивале. Это же был ваш первый выход на сцену после режима самоизоляции?
Да, первый концерт за последние пять месяцев, которым я дирижировал. За пару минут до выхода на сцену даже задумался: «А я вообще умею дирижировать или нет?» У меня случился момент легкой паники, но он, впрочем, почти сразу прошел. За несколько дней до фестиваля мне прислали большой список особых правил для участников, которые надо соблюдать, в том числе и забавные — например, как правильно чихать и мыть руки. По
факту все было четко организовано и не чувствовалось никакого давления со стороны организаторов. Насколько мне известно, за весь фестиваль не выявили ни одного случая заболевания.
На концерте было достаточно много людей, все сидели через одного, и чувствовалась энергетика зала и его искушенных зрителей. Зальцбургский фестиваль лично для себя я называю музыкальным летним Рождеством. Это уникальное событие и явление в мире музыки.
Михаил Татарников с Юсифом Эйвазовым и Анной Нетребко на Зальцбургском фестивале //Фото: Марко Борелли
#INSERT_ARTICLE#
Я читала, что присутствовала всего тысяча зрителей. А в обычное время сколько бывает?
Могло быть в два раза больше, но и тысяча — это не так уж и мало.
Много творческих людей жалуются на спад в профессии. А как у вас дела?
На самом деле, после Зальцбурга у меня не просто все пошло, а закипело. Я уже много где успел продирижировать, вернувшись из оттуда. 8 сентября был благотворительный концерт, посвященный важной и тяжелой дате для Санкт-Петербурга — дню начала блокады. Концерт состоялся в рамках проекта музыкальной премии «Онегин». 11 сентября в Москве прошел концерт с Российским национальным оркестром и Михаилом Васильевичем Плетневым. А 18 сентября я дирижировал оперу в Мариинском театре «Евгений Онегин» в легендарной постановке Юрия Хатуевича Темирканова. Тот спектакль имел большое значение для меня, так как был посвящен 100-летию моего дедушки — дирижера Джемала Далгата.
И это только то, что уже состоялось или уже точно подтверждено. Сложность в том, что анонсировать что-либо сейчас достаточно рискованно, но планы и предложения такие, от которых кружится голова.
Если не ошибаюсь, вам было всего 34 года, когда вы стали главным дирижером и музыкальным руководителем Михайловского театра. Наверняка кто-то завидовал?
Да скорее сейчас завидуют. Дело в том, что я руководил театром шесть лет и получил гигантский опыт. До сих пор остаюсь молодым дирижером, но уже с опытом руководителя, а это большая редкость. К тому же за прошедшие годы я успел выступить на ключевых мировых площадках. Получается, что когда ушел из театра, то стал больше на виду. Появились новые предложения. Вы понимаете, дирижеров много, а мест мало. Наверное, какая-то ревность у коллег присутствует.
А почему вы ушли из Михайловского театра?
За шесть лет накопилась некая усталость, плюс я понял, что необходимо пробовать что-то новое. Все произошло по обоюдному согласию. А вообще, те годы я считаю золотыми. Конечно, руководить, принимать жесткие решения трудно. Мы же изначально музыке учимся, а тут больше работа менеджера, и у кого-то это в крови. Я, например, умею управлять, но никто никогда меня этому не учил. Тот опыт, который я получил под руководством Владимира Абрамовича Кехмана (художественный руководитель Михайловского театра. — Прим. SRSLY), поистине бесценен.
#INSERT_ARTICLE#
Можете составить портрет человека, который сегодня слушает классическую музыку?
Это совершенно разные люди.
Человек, с виду напоминающий хипстера, спокойно может послушать симфонию Малера и открыть новый неизведанный для себя мир. Многие идут в оперу с полным непониманием, что это такое, а потом шаг за шагом начинают вникать, и это становится частью их жизни.
#INSERT_ARTICLE#
Поэтому мой прогноз оптимистичен: без классической музыки наш мир сойдет с ума. Она вне моды и вне времени. Грубо говоря, побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм и подумать о чем-то своем. Даже если тебе не очень нравится то, что происходит на сцене, но ты же думаешь о чем-то, а, значит, растешь духовно. Уверен, вся эта беготня с гаджетами всем скоро надоест.
А современная молодежь слушает симфоническую музыку?
Да, только за границей молодые люди обычно сидят на галерке и приходят по студенческим билетам. В развитых странах, как правило, все лучшие и дорогие места заняты пенсионерами, так как у них есть деньги. В России молодые ребята тоже ходят послушать оперу. Я, например, пытаюсь всегда привлекать своих приятелей, футболистов из «Зенита».
Хорошо получается?
Да пока не очень. Но все впереди.
А вы сами какую музыку слушаете на досуге?
Когда еду за рулем куда-нибудь на залив (не по городу), то очень хорошо «заходят» песни Юрия Антонова или радио «Эльдорадио» и «Эрмитаж».
Насколько мне известно, когда-то давно вы хотели стать футболистом…
Да, но скрипка перевесила. До четвертого класса я мечтал играть в футбол. Потому, собственно, до сих пор очень люблю этот вид спорта и общаюсь с игроками. Но в определенный момент надо было выбирать между скрипкой и мячом. Вернее, мои родители выбрали. По большей части все приходят в профессию музыканта благодаря своей семье, ведь в пять лет ты еще вряд ли понимаешь, чего хочешь. А дальше музыка буквально засосала меня. Тут вообще самое главное — заинтересоваться тем, что ты делаешь, потому что без интереса — это просто адский труд. Даже в музыкальное училище трудно поступить, я уже не говорю про консерваторию и дирижерское отделение. Детство можно потерять.
С возлюбленной, продюсером Еленой Стравинской //Фото: Calista Luxury Resort
#INSERT_ARTICLE#
То есть у вас, по сути, его не было?
Я, наверно, какой-то не совсем правильный человек, потому что как-то все успел. Кроме того, непростые годы, проведенные за игрой на скрипке, помогают во многих моментах: если ты исполняешь произведение и происходит какая-то острая ситуация, то должен это выразить в музыке. Чем больше у тебя в прошлом было сложных моментов, через которые пришлось пройти, тем легче понимать музыку и объяснять ее музыканту.
Будучи студентом консерватории, вы могли представить, что вас ожидает такая карьера?
Я считаю, надо быть благодарным Всевышнему — он дал мне то, что позволяет двигаться, расти и быть успешным.
У вас очень интересная семья: дедушка — дирижер, бабушки — искусствоведы, родители — художники. Я так понимаю, вы росли в творческой обстановке?
В детстве меня довольно часто водили на выступления моего дедушки Джемала Далгата. А атмосфера в семье, я бы сказал, всегда оставалась довольно либерально-демократичной. Бабушка считалась главой семьи. Вера Ивановна Раздольская, профессор петербургской Академии художеств, блокадница, была строгих правил. Все ее слушали. А еще у нас всегда жили животные. Я считаю, что это важно: они формируют такие качества, как забота и доброта.
Новости — 19 июля 2025 08:39
Netflix работает над сериалом по игре Assassin’s Creed
Бабушка была знакома со многими выдающимися людьми — была близкой подругой Галины Сергеевны Улановой, близко общалась с дирижером и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, композитором Александром Глазуновым, танцором Михаилом Барышниковым** еще до его отъезда, хореографом Юрием Григоровичем и многими другими. К сожалению, она ушла из жизни несколько лет назад. Я очень жалею, что обо многом не успел с ней поговорить.
#INSERT_ARTICLE#
Интервью — 19 июля 2025 08:39
«Мы не такие интересные, как о себе привыкли думать». Интервью с Кириллом Рихтером
Торжество фестивального духа. Гид по VK Fest 2025 в Москве
Новости, Новости —
18 июля, 17:20
Путешествие по нулевым в альбоме «2007 ч.2» uniqe, nkeeei и ARTEM SHILOVETS
Новости, Новости —
18 июля, 15:40
Райан Гослинг и Уилл Феррелл сыграют в комедии «Крутые парни»
Новости, Новости —
9 июля, 16:03
В России пройдет федеральный чемпионат по танцу FAME TO FLAME
Новости, Новости —
18 июля, 13:50
Новое место в Москве: израильское кафе Dizengof/99 на Белорусской
Кино —
18 июля, 13:49
Герои меча и магии: Иван Трушин и Алексей Лукин о сериале «Этерна»
Обзоры — 17 июля, 17:30
Торжество фестивального духа. Гид по VK Fest 2025 в Москве
Обзоры — 10 июля, 10:04
Любовь до гроба. Рецензия на фильм «Саван» Дэвида Кроненберга
Интервью — 8 июля, 13:05
«Фильм про меня, естественно, будут снимать». Интервью с актрисой Евой Смирновой
Обзоры — 5 июля, 12:53
Аронова в роли советской училки, Кошман в мире покера, горе-инкассатор Чепурченко и беременные в 16: что показали на VII фестивале «Пилот»
Интервью — 3 июля, 09:40
«Хотим, чтобы "Страдариум" стал местом, где меняется язык, способ мышления и взгляд на мир». Интервью с создателями проекта о новой программе «Проба», учебных процессах и истории искусства
Интервью — 2 июля, 12:48
Интервью с создательницами FAR FROM HOME — того самого агентства, которое устраивает туры на концерты Леди Гаги, Бейонсе и Гарри Стайлса
Обзоры — 1 июля, 20:00
Первый VK Fest в Казани: чак-чак с лицом Басты, эчпочмаки и 20 тысяч человек под открытым небом
Обзоры — 1 июля, 18:05
Крипто-коуч, мемуары и проклятие Таро: что смотреть в июле на PREMIER
Рецензии — 29 июня, 15:03
Смерть единорога. Рецензия на фильм «Материалистка»
Партнёрский материал — 27 июня, 13:33
ЕГЭ по селебоведению. Тест про школьные годы звезд
Колонка — 27 июня, 13:03
Территория сложных чувств. Отрывок из книги Аш Пендрагон «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться»
Обзоры — 25 июня, 13:50
С корабля на бал. Гид по фестивалю «Планета K-30» в Петербурге
Интервью — 24 июня, 10:42
Рапокки, Сингапур, искусство. Вика Чума — о своих любимых вещах
Репортаж — 22 июня, 12:05
Как я провела «Это лето». Репортаж с фестиваля в Нижнем Новгороде
Интервью — 20 июня, 15:49
Вы слушаете Питер DJ. SRSLY-анкеты Nocow, Saint City Lovers, DJ Primitive, Diana Napirelly