Развернуть Свернуть
Интервью — 22 октября 2020, 01:12

«Побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм». Интервью с дирижером Михаилом Татарниковым

Михаил Татарников стал главным дирижером и музыкальным руководителем Михайловского театра в возрасте всего 34 лет. Начинал дирижировать в Мариинском театре, выступал в «Ла Скала», Баварской государственной опере, Парижской «Опере Гарнье», Оперном театре Монте–Карло, Метрополитен-опере и Большом театре. Сейчас ему 42, и он до сих пор остается одним из самых молодых дирижеров России.

В этом году Михаил Татарников был единственным российским дирижером, принявшим участие в юбилейном Зальцбургском фестивале, который считается одним из самых значимых в области симфонической музыки в мире. Михаил встал за пульт оркестра зальцбургской консерватории «Моцартеум» и выступил вместе с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым. В интервью SRSLY дирижер рассказал о перерыве в работе, новых правилах в театрах и отношению современной молодежи к классике.    

Михаил, поделитесь своими впечатлениями от участия в 100-м по счету Зальцбургском фестивале. Это же был ваш первый выход на сцену после режима самоизоляции? 




Да, первый концерт за последние пять месяцев, которым я дирижировал. За пару минут до выхода на сцену даже задумался: «А я вообще умею дирижировать или нет?» У меня случился момент легкой паники, но он, впрочем, почти сразу прошел. За несколько дней до фестиваля мне прислали большой список особых правил для участников, которые надо соблюдать, в том числе и забавные — например, как правильно чихать и мыть руки. По
факту все было четко организовано и не чувствовалось никакого давления со стороны организаторов. Насколько мне известно, за весь фестиваль не выявили ни одного случая заболевания.

На концерте было достаточно много людей, все сидели через одного, и чувствовалась энергетика зала и его искушенных зрителей. Зальцбургский фестиваль лично для себя я называю музыкальным летним Рождеством. Это уникальное событие и явление в мире музыки. 

Михаил Татарников с Юсифом Эйвазовым и Анной Нетребко на Зальцбургском фестивале //Фото: Марко Борелли
#INSERT_ARTICLE#


Я читала, что присутствовала всего тысяча зрителей. А в обычное время сколько бывает?

Могло быть в два раза больше, но и тысяча — это не так уж и мало. 

Много творческих людей жалуются на спад в профессии. А как у вас дела? 

На самом деле, после Зальцбурга у меня не просто все пошло, а закипело. Я уже много где успел продирижировать, вернувшись из оттуда. 8 сентября был благотворительный концерт, посвященный важной и тяжелой дате для Санкт-Петербурга — дню начала блокады. Концерт состоялся в рамках проекта музыкальной премии «Онегин». 11 сентября в Москве прошел концерт с Российским национальным оркестром и Михаилом Васильевичем Плетневым. А 18 сентября я дирижировал оперу в Мариинском театре «Евгений Онегин» в легендарной постановке Юрия Хатуевича Темирканова. Тот спектакль имел большое значение для меня, так как был посвящен 100-летию моего дедушки — дирижера Джемала Далгата.

И это только то, что уже состоялось или уже точно подтверждено. Сложность в том, что анонсировать что-либо сейчас достаточно рискованно, но планы и предложения такие, от которых кружится голова.

Если не ошибаюсь, вам было всего 34 года, когда вы стали главным дирижером и музыкальным руководителем Михайловского театра. Наверняка кто-то завидовал?

Да скорее сейчас завидуют. Дело в том, что я руководил театром шесть лет и получил гигантский опыт. До сих пор остаюсь молодым дирижером, но уже с опытом руководителя, а это большая редкость. К тому же за прошедшие годы я успел выступить на ключевых мировых площадках. Получается, что когда ушел из театра, то стал больше на виду. Появились новые предложения. Вы понимаете, дирижеров много, а мест мало. Наверное, какая-то ревность у коллег присутствует.

А почему вы ушли из Михайловского театра? 

За шесть лет накопилась некая усталость, плюс я понял, что необходимо пробовать что-то новое. Все произошло по обоюдному согласию. А вообще, те годы я считаю золотыми. Конечно, руководить, принимать жесткие решения трудно. Мы же изначально музыке учимся, а тут больше работа менеджера, и у кого-то это в крови. Я, например, умею управлять, но никто никогда меня этому не учил. Тот опыт, который я получил под руководством Владимира Абрамовича Кехмана (художественный руководитель Михайловского театра. — Прим. SRSLY), поистине бесценен. 

#INSERT_ARTICLE#


Можете составить портрет человека, который сегодня слушает классическую музыку?

Это совершенно разные люди.

Человек, с виду напоминающий хипстера, спокойно может послушать симфонию Малера и открыть новый неизведанный для себя мир. Многие идут в оперу с полным непониманием, что это такое, а потом шаг за шагом начинают вникать, и это становится частью их жизни.
#INSERT_ARTICLE#


Поэтому мой прогноз оптимистичен: без классической музыки наш мир сойдет с ума. Она вне моды и вне времени. Грубо говоря, побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм и подумать о чем-то своем. Даже если тебе не очень нравится то, что происходит на сцене, но ты же думаешь о чем-то, а, значит, растешь духовно. Уверен, вся эта беготня с гаджетами всем скоро надоест. 

А современная молодежь слушает симфоническую музыку? 

Да, только за границей молодые люди обычно сидят на галерке и приходят по студенческим билетам. В развитых странах, как правило, все лучшие и дорогие места заняты пенсионерами, так как у них есть деньги. В России молодые ребята тоже ходят послушать оперу. Я, например, пытаюсь всегда привлекать своих приятелей, футболистов из «Зенита». 



Хорошо получается?

Да пока не очень. Но все впереди. 

А вы сами какую музыку слушаете на досуге? 

Когда еду за рулем куда-нибудь на залив (не по городу), то очень хорошо «заходят» песни Юрия Антонова или радио «Эльдорадио» и «Эрмитаж». 

Насколько мне известно, когда-то давно вы хотели стать футболистом…  

Да, но скрипка перевесила. До четвертого класса я мечтал играть в футбол. Потому, собственно, до сих пор очень люблю этот вид спорта и общаюсь с игроками. Но в определенный момент надо было выбирать между скрипкой и мячом. Вернее, мои родители выбрали. По большей части все приходят в профессию музыканта благодаря своей семье, ведь в пять лет ты еще вряд ли понимаешь, чего хочешь. А дальше музыка буквально засосала меня. Тут вообще самое главное — заинтересоваться тем, что ты делаешь, потому что без интереса — это просто адский труд. Даже в музыкальное училище трудно поступить, я уже не говорю про консерваторию и дирижерское отделение. Детство можно потерять. 

С возлюбленной, продюсером Еленой Стравинской //Фото: Calista Luxury Resort
#INSERT_ARTICLE#


То есть у вас, по сути, его не было?

Я, наверно, какой-то не совсем правильный человек, потому что как-то все успел. Кроме того, непростые годы, проведенные за игрой на скрипке, помогают во многих моментах: если ты исполняешь произведение и происходит какая-то острая ситуация, то должен это выразить в музыке. Чем больше у тебя в прошлом было сложных моментов, через которые пришлось пройти, тем легче понимать музыку и объяснять ее музыканту. 

Будучи студентом консерватории, вы могли представить, что вас ожидает такая карьера? 

Я считаю, надо быть благодарным Всевышнему — он дал мне то, что позволяет двигаться, расти и быть успешным.

У вас очень интересная семья: дедушка — дирижер, бабушки — искусствоведы, родители — художники. Я так понимаю, вы росли в творческой обстановке? 

В детстве меня довольно часто водили на выступления моего дедушки Джемала Далгата. А атмосфера в семье, я бы сказал, всегда оставалась довольно либерально-демократичной. Бабушка считалась главой семьи. Вера Ивановна Раздольская, профессор петербургской Академии художеств, блокадница, была строгих правил. Все ее слушали. А еще у нас всегда жили животные. Я считаю, что это важно: они формируют такие качества, как забота и доброта. 

#INSERT_ARTICLE#


Бабушка была знакома со многими выдающимися людьми — была близкой подругой Галины Сергеевны Улановой, близко общалась с дирижером и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, композитором Александром Глазуновым, танцором Михаилом Барышниковым** еще до его отъезда, хореографом Юрием Григоровичем и многими другими. К сожалению, она ушла из жизни несколько лет назад. Я очень жалею, что обо многом не успел с ней поговорить. 
  

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Личный архив
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 18:45, 18 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 18 сентября, 18:45
«Союзмультфильм» выпустит аниме по мотивам «Чайки» Чехова
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 18 сентября, 17:30
В Москве пройдет фестиваль японской культуры HINODE
Новости, Новости — 18 сентября, 16:35
Вы слышите музыку? Киллиан Мерфи сыграл диджей-сет на фестивале в Ирландии
Новости, Новости — 18 сентября, 13:30
Адель заключила многомиллионный контракт на издание мемуаров
Новости, Новости — 18 сентября, 12:10
Аврил Лавин выпустила вино, вдохновленное треком Complicated
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 17 сентября, 13:45
Вышел трейлер фильма «Горничная» с Сидни Суини
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы