Так… Наконец-то наступило время хороших вопросов. Убеждена, что все нормальные драматические роли — и женские, и мужские — находятся в районе 40 лет. Я считаю себя хорошей актрисой. Знаете, можно было бы начать кокетничать и говорить: «Пусть зритель решает, какая я актриса». Больше не хочу заниматься кокетством. Да, у меня есть сомнения. Есть неудачи — и их очень много. Да, я до сих пор пытаюсь исправить многие вещи… вырасти и перейти на другой уровень. Но я — хорошая актриса. И чем дальше — тем больше жизнь предлагает мне возможностей себя развивать.
А можете тогда назвать, например, нескольких актрис, которые раскрыли свой потенциал после 30?Российских?
Нет, любых. За все время.Виктория Исакова («Остров», «Ученик», сериал «Оттепель»). Она всегда была прекрасна, но 35–37 лет о ней вообще никто не говорил. Хелен Миррен («Королева»), Дженнифер Энистон (сериалы «Друзья», «Утреннее шоу»), да хоть Мэрил Стрип («Мосты округа Мэдисон», «Крамер против Крамера»).
У вас бывает такое, что вы хотите сыграть, но на таком уровне еще не умеете?
Понимаете, актерское дело — очень живая штука. Это не математика, где ты точно знаешь, можешь доказать теорему Ферма или нет. В игре такого нет — это ежеминутный челлендж. С проблемами ты сталкиваешься случайно, и возникает вопрос: «А как это сделать?» Тогда ты либо преодолеваешь их и идешь дальше или до конца жизни стыдишься сцены.
А вы до сих пор испытываете от процесса игры эйфорию?
Да.
И пропускаете его через себя?
Не люблю себя насиловать и дрочить на собственные страдания — не получаю от этого ни эмоциональной подпитки, ни удовольствия. Здоровое психологическое состояние актера — всегда заслуга постановщика. Ксюша Зуева построила съемочный процесс «Вмешательства» так, что там не было ни одной сцены, которая далась тяжким моральным трудом.
Но понятно, что бывают съемки, после которых жить не хочется. Как в «Хождениях по мукам» Константина Павловича Худякова. Там моя героиня переживает смерть новорожденного, и мне пришлось это играть. В день, когда снимали эту сцену, у меня больше не было съемок — этот эпизод был единственным, за что большое спасибо Ольге Юрьевне (Предыбайловой. — Прим. SRSLY) — второму режиссеру. Сняли все мы дубля за два, и меня отпустили домой. Состояние было, будто меня выпили. Слава богу, тогда в Питере был мой Дима. Он занимался мной весь день: налил водки, пытался уложить спать. У меня же не было слов. Вот бывают такие вещи, которые ты даже не хочешь представлять, а приходится.
Уже умею. Где-то последние пару лет.
Ну тогда смотрите, как это выглядит с моей стороны. Я приехал на «Кинотавр», где у Ани Чиповской четыре фильма: «Хандра», «Вмешательство», «Маша» и «Кто-нибудь видел мою девчонку?» И каждую из этих картин обругали критики. Как вы к этому относитесь именно как актриса? Видеть, что результат вашей работы в глазах других людей не удался.Если честно, мне все равно. Все, что можно оставить другим людям — это их мнение. И давайте уточним такой момент: публика «Кинотавра» — не другие люди, а профдеформированное сообщество, которое имеет определенные ожидания и, безусловно, предрассудки. Вы серьезно ожидали другой реакции на фильм про кинокритика? Тем более про Сергея Добротворского. Это гуру, харизматик и до сих пор для многих Бог и царь. Я счастлива и горжусь участием в каждом из этих фильмов. Знаю, как они делались и какой ценой дались. А люди — это всего лишь люди, и на мое мироощущение они никак не влияют. Какой-нибудь там Саша, конечно, может сказать, что получилось говно. А мне его майка, например, не нравится. И что дальше?
А мнение Романа Волобуева для вас имеет вес?
Ну… помимо того, что когда мы встречаемся и занимаемся исключительно пьянством и взаимным обожанием (смеется), то говорим обо всем — вообще обо всем, кроме кино. Понимаете, Роман Олегович до такой степени интеллигентный и блестящий котик, что ни разу не говорил мне никаких гадостей, ни разу не ругал. Скорее всего, он просто не хочет ранить мою хрупкую психику, потому что уж Рома-то умеет сказать, и, если скажет, все лягут. Мне кажется, он меня просто бережет.
Тогда скажите, за что можно любить фильм «Хандра»?Я его еще не смотрела, потому что прилетела позже и пойду лишь на московскую премьеру.
Хорошо. А за что можно любить фильм «Вмешательство»?За то, что это кино. Не знаю… Господи. Вот, @#$%ь, как? Откуда этот вечный вопрос — «за что?». Меня это просто, @#$%ь, поражает. Вот, например, за что можно любить меня? Дима — мой молодой человек — живет со мной уже пять лет. И за что? За что он меня терпит?
Да, конечно. Это человек грандиозно талантливый, грандиозно настроенный на эфемерные вибрации. И потом, я тоже слышала что-то вроде: «Как Аня это вынесла? Какой же она герой!» Да я ни@#$ не герой. Ксюша — потрясающий режиссер, и работать с ней мне было куда легче, чем с кем-либо в жизни. При том, что наше кино эмоционально сложное.
Съемки «Вмешательства» были подарком, радостью и счастьем. И это говорю я — вообще не фанат такого рода картин. Мне тут довольно непросто… у меня вкус «не элитный». Сейчас принято быть искушенным. А я люблю хэппи-энды и зрительское кино. Очень боялась, что, когда увижу «Вмешательство», оно меня убьет. Физически, эмоционально, морально. Но посмотрев фильм, я просто обалдела от того, насколько это красиво, и удивилась, что могу испытывать такие эмоции.
Понимаю все, что говорят про Ксюшу: про то, что это какой-то нарциссизм. Ну, слушайте. Давайте вспомним, сколько нарциссизма у Бергмана? «Почему она так не любит мужиков»? А почему Бергман так не любит женщин? Если ты хочешь чему-то при@#аться, то обязательно при@#ешься. И здесь важно отметить: люди, которым не нравится это кино, тоже правы. Ради Бога! А сидит другой — и ему нравится. Это тоже ведь прекрасно.
Получается, искусство всегда субъективно?Конечно.
А можете раскрыть свою точку зрения подробнее? Например, спор о субъективности искусства ведется в культурологии уже не один десяток лет…Понимаете, я только что осознала, что совершенно не компетентный человек и в этих вопросах чувствую себя как в дремучем лесу… Я вижу в этом столько же смысла, сколько в обсуждении, скажем, пирожков. Но хорошо, давайте попробуем.
Я понимаю, что такое критерий. Вот, например, вы любите или не любите пирожки с мясом. Понятно, что вкусный пирожок должен быть хорошо пропечен, с нормальной начинкой, свежий, горячий. Но даже такой о@#%тельный пирожок вы не будете есть, если вы в принципе не любите пирожки. Поэтому самый лучший фильм (трижды, @#$%ь, Ханеке!) вы, конечно, сможете оценить. Как оперу. «Ой, что-то сейчас происходит! Умеют петь!». Но ни Ханеке, ни опера, ни этот, @#$%ь, пирожок — ничего в вас не попадет. Просто потому, что это не ваше.
А вот если вы любите пирожки — вы их жрете любыми. И от каждого получаете свое удовольствие. И вы начинаете в них разбираться. Но, по сути… Знаете, людям нравится говорить, писать, обсуждать, пыжить, выдумывать. Я не люблю. Я люблю выпивать, ходить в кино, сниматься в кино. И котиков.
Не особо тусуюсь, на «Кинотавре» немного начала. В Москве же совершенно иной ритм, несравнимый с тем, что в Сочи. После всех дел там хочется быть чуть-чуть на домашнем. А в Сочи прекрасно. Тем более сейчас у меня воодушевление. Ведь обычно фестиваль проходит в июне, и мы всегда понимали, что после «Кинотавра» начинается лето. Сейчас уже середина сентября, и тут до сих пор тепло. А в Москве уже дубак, зима. Поэтому я пытаюсь нахвататься солнца, веранды, моря, улыбчивых людей. Вернусь домой и начнётся работа.
Что вы имели в виду под «не элитный вкус»?Не надо цепляться к словам.
Я вообще не цепляюсь.Не хотела сказать, что фильмы, которые мне нравятся, — говно. Но у меня есть стойкое ощущение того, что все вокруг смотрят Годара, ночью упиваются Антониони, по выходным — самыми длинными фильмами Лава Диаса. Вот такие люди меня сейчас окружают.
В прошлом году нас сильно хаяли за главный приз фильму «Бык». Вообще, я уже поняла, что кому ни дай награду «Кинотавра» — недовольств не избежать. «Бык» называли незатейливым, не мастеровым, а мне очень понравилось! И если мой вкус, повторюсь, «не элитный», — то ок. Пусть будет так.
Что еще вам понравилось из недавнего?Сильнейшее впечатление в начале года произвел фильм «Два папы». Я смотрела его с Димой, и мы ни разу не встали с дивана, чего почти никогда не происходит. Тот случай, когда жаль, что закончилось.
Еще я невероятный фанат «Кролика Джоджо». По-моему, если можешь сделать хорошее кино, посвященное такой теме, — это признак того, что ты большой художник. В мире ведь нет неоднозначного отношения к Гитлеру — понятно, что он — зло. Это устоявшаяся и принятая позиция, почти такая же, как презрительное отношение кинокритиков к закадровому голосу. А Тайка Вайтити перевернул это представление с ног на голову. Помните, кстати, фильм «О чем говорят мужчины»? Там герои разбирались с «внутренними фашистами». Вот и тут мальчик весь фильм пытается разобраться с «внутренним Гитлером». Это ведь потрясно! А как все снято! Как сказка, как ЛСДшный трип. Грандиозное произведение!
Мне невероятно понравилась «Брачная история». Как режиссер Баумбах показал высший пилотаж, про артистов и говорить не стоит. Сыграно на запредельном уровне.
Напоследок назовите три лучших бара в Москве.Noor Bar. Куда без него. Есть на Сретенке, напротив моего театра, потрясающее место — алкобуфет «Шашлычная». Там много настоек, а также фантастический мастер мангала. И третий бар… тут ведь важно еще никакого друга не обидеть. Kisa Bar, конечно! Это даже не бар, а отдельная вселенная. Всем советую!