Обзоры, Кино — 31 августа 2020, 17:35

Превосходная степень: 6 фильмов фестиваля Strelka Film Festival by Okko

Пятый фестиваль на «Стрелке» открылся не в июле, как обычно, а в конце августа. Но самое главное, что его программа так же насыщена фестивальными хитами, как и в прошлые годы. Мы выбрали шесть фильмов, являющихся «самыми» в той или иной категории. 

«Ассистентка» (The Assistant)



Сухая, упрямая, но самая, пожалуй, убедительная фиксация проблематики #MeToo в игровом кино на сегодняшний день. Прежде 36-летняя Китти Грин занималась исключительно документалистикой. Самый известный ее фильм, «Украина не бордель», посвящен движению Femen, лучший, «Прослушивание на роль ДжонБене», — это социальный эксперимент, отталкивающийся от убийства шестилетней участницы конкурсов красоты в Америке. «Ассистентка» тоже вроде бы собиралась документальными методами: Грин взяла интервью у десятков женщин из киноиндустрии, в том числе сотрудниц Weinstein Company, и на их основе написала герметичный портрет амбициозной девушки, пришедшей на испытательный срок в продюсерскую компанию, где в корпоративных правилах — непрерывное унижение, дремучий патриархат, фаворитизм, переработки и прочее-прочее. Фамилия на «В», конечно, не звучит, но кто тут главный закадровый герой, сомнений не вызывает. 

В принципе, с «Ассистенткой» все становится более-менее понятно уже через 10 минут после начальных титров. Фильм не обещает никаких откровений и не собирается никого удивлять, иной зритель рискует быстро заскучать, утомиться и пожать плечами, но сопротивляться подобной реакции на такое кино тоже, кажется, не бессмысленно. 



«Удалить историю» (Effacer l'historique)



Похоже, самый смешной фильм года. Французские леваки Делепин и Керверн в своей фильмографии чередуют просто забавные злободневные комедии с абсолютно разрывными — «Удалить историю» как раз из последних. Главные герои влюбляются в автоответчики, страдают от низкого рейтинга в такси-сервисе, путешествуют в хранилище всех частных секс-видео на свете — короче, как могут бросают даже не перчатки, а желтые жилеты в лицо цифровому капитализму, будучи несомненными аутсайдерами в этой дуэли. «Удалить историю» — лента не на века, но безусловная жемчужина момента. Отдельное счастье — камео Мишеля Уэльбека с обескураживающим, как и весь фильм, финалом. 



«Ундина» (Undine)



Самый сентиментальный, чувственный и, в общем, зрительский фильм Кристиана Петцольда, а следовательно и всей «берлинской школы». «Ундина», как нетрудно догадаться, — это такая версия «Русалочки», только встроенная в политический, урбанистический и еще несколько актуальных контекстов. В главных ролях — Паула Бер и Франц Роговский — моднейшие немецкие артисты, заслуженно стоящие на пороге статуса мировых суперзвезд. Она только что рассталась с бойфрендом, он появляется в этот самый момент с аквалангом. Впереди у них любовь, вода, музыка Баха и размышления о судьбах родины. Третий, кстати, полноценный герой фильма — город Берлин, который выстоит даже тогда, когда весь мир будет идти ко дну. 


«Зла не существует» (Sheytan vojud nadarad)



А вот, пожалуй, самое грубое, хоть и понятное решение берлинского жюри во главе с Джереми Айронсом — абсолютно политический «Золотой медведь», обусловленный преследованием режиссера Мохаммада Расулофа иранскими властями. Ну и выглядит этот фильм ровно так, как вы себе представляете ленту оппозиционного иранского режиссера: пацифистский пафос, критика режима, ужасающая статистика смертных приговоров, человеческие истории на фоне государственного насилия — короче, зло, вопреки заголовку, конечно же, существует, давайте что-нибудь с этим делать. Расулоф сделал — снял 150-минутный фильм из четырех новелл. Меньшее, что мы можем сделать в ответ, — это его посмотреть. Рука не поднимается критиковать картину, хотя и, мягко скажем, есть за что.


«Ширли» (Shirley)



Аккуратно предположим, что самая важная на данный момент роль в и без того завидной карьере Элизабет Мосс. Ну или как минимум самая важная из несериальных. Все сравнивают «Ширли» с «Сувениром» Джоанны Хогг и правильно, наверное, делают. Феминизм, ретро-эстетика, приз на «Санденсе» и даже Мартин Скорсезе в продюсерах. В основе сюжета — биография писательницы Ширли Джексон — классика американской литературы, оказавшей влияние, в частности, на Стивена Кинга. Точнее даже не биография в широком смысле, а история противостояния с супругом — успешным литературным критиком и университетcким профессором. Эту размеренную семейную жизнь, сотканную из нежности и зависти, будоражит приезд молодой пары — ассистента мужа Ширли и его беременной жены. Тут и начинается все то, что любит в писательнице Стивен Кинг. Как и во многих фильмах Strelka Film Festival в этом году, нехитрая идея и довольно лобовая мораль компенсируются мастерской режиссурой. 


«Гнездо» (The Nest)


Одно из самых убедительных выступлений в категории «следущий шаг после яркого дебюта». Спустя девять лет после санденсовского хита «Марта, Марси Мэй, Марлен» Шон Дуркин возвращается на большой экран и с высшим баллом проходит пресловутый «экзамен вторым фильмом». «Гнездо» — это готический триллер о жадности, тщеславии и амбициях, сюжетно расположившийся в 1986-м, но сделанный с явной оглядкой на американские психологические драмы 50–60-х и очень точно схватывающий проблемы мужчины XXI века. Джуд Лоу играет все еще молодого и талантливого брокера, кажется, пережившего свой звездный час. Он перевозит семью из Нью-Йорка в Англию, селится в роскошном поместье к югу от Лондона и рассчитывает вот-вот перезапустить карьеру, а пока пускает пыль в глаза партнерам на светских раутах, скупает шубы и лошадей для жены, не имея возможности и с таксистом-то расплатиться. 

Лоу возвращается в систему ценностей «Талантливого мистера Рипли», объединяет собственного героя с персонажем Мэтта Дэймона и добавляет сверху. Примерно то же самое, только с «рипливскими» женщинами проделывает его экранная супруга Кэрри Кун. В 1999-м, одном из лучших годов в истории кино, «Рипли» все равно вошел в число важнейших фильмов: нет никаких сомнений, что «Гнездо» справится с этой задачей в искалеченном 2020-м. 


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 18:41, 15 июня 2021
Новое в музыке за неделю: Doja Cat, Peggy Gou, Lorde и Zivert
Новости, Новости — 15 июня, 18:41
Кроссовки Adidas Superstar можно будет собрать из нового набора Lego
Новости, Новости — 15 июня, 16:52
Ариана Гранде анонсировала выход своего нового аромата God is a woman
Новости, Новости — 15 июня, 15:29
GONE.Fludd выпустит авторский NFT-токен вместе с виртуальной блогершей Сашей Вайнер
Новости, Новости — 15 июня, 12:41
Появились первые фото со съемок ремейка «Русалочки»
Новости, Новости — 15 июня, 12:02
Автопортрет Курта Кобейна продали на аукционе за 281 тысячу долларов
Популярная темаПопулярно
Кино — 15 июня, 09:51
Истории для своих. Борис Барабанов о том, кто есть кто в фильме «Культовые тусовщики» Ника Морана
Новости, Новости — 15 июня, 09:04
Ида Галич придумала идею для сериала. Он выйдет в следующем году и, кажется, на ТВ
Новости, Новости — 14 июня, 20:51
Артур Бабич выпустил видео в формате немого кино. Блогер примерил образ Чарли Чаплина
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 14 июня, 19:16
Появился трейлер второго сезона сериала «Утреннее шоу»
Новости, Новости — 14 июня, 16:58
Фаррелл Уильямс и Chanel запустили программу наставничества для предпринимателей
Новости, Новости — 14 июня, 16:41
С 13 по 20 июня в Москве будут штрафовать за использование скамеек и беседок
Новости, Новости — 14 июня, 14:32
Гоша Карцев запустил новое ютьюб-шоу «Если друг — подбери мне лук». В первом выпуске снялся Женя Калинкин
Новости, Новости — 14 июня, 13:18
Оля Шелби рассказала о третьей операции и отношениях с Димой Евтушенко в шоу «Вечерний лайк»
Новости, Новости — 14 июня, 11:56
Одноголосый дубляж и ракушки-побегушки: Алексей Щербаков запустил ютьюб-шоу «Диалоги о животных»
Новости, Новости — 14 июня, 10:32
У Ани Покров и Асии вышел трек «Любовь с картинки»
Новости, Новости — 14 июня, 08:50
Мем Doge продали за 4 млн долларов. Это новый рекорд
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Новости, Новости — 13 июня, 11:15
Группа Lovanda выпустила клип на песню «Изи» из ЕР «Тепло»
Новости, Новости — 12 июня, 20:14
Милена Чижова, Ира Ваймер, Арина Тарчуткина и Халберы рассказали стыдные истории в шоу «Стенка»
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Образ жизни — 11 июня, 20:43
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Герои — 11 июня, 19:25
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)