Обзоры, Кино — 31 августа 2020, 17:35

Превосходная степень: 6 фильмов фестиваля Strelka Film Festival by Okko

Пятый фестиваль на «Стрелке» открылся не в июле, как обычно, а в конце августа. Но самое главное, что его программа так же насыщена фестивальными хитами, как и в прошлые годы. Мы выбрали шесть фильмов, являющихся «самыми» в той или иной категории. 

«Ассистентка» (The Assistant)



Сухая, упрямая, но самая, пожалуй, убедительная фиксация проблематики #MeToo в игровом кино на сегодняшний день. Прежде 36-летняя Китти Грин занималась исключительно документалистикой. Самый известный ее фильм, «Украина не бордель», посвящен движению Femen, лучший, «Прослушивание на роль ДжонБене», — это социальный эксперимент, отталкивающийся от убийства шестилетней участницы конкурсов красоты в Америке. «Ассистентка» тоже вроде бы собиралась документальными методами: Грин взяла интервью у десятков женщин из киноиндустрии, в том числе сотрудниц Weinstein Company, и на их основе написала герметичный портрет амбициозной девушки, пришедшей на испытательный срок в продюсерскую компанию, где в корпоративных правилах — непрерывное унижение, дремучий патриархат, фаворитизм, переработки и прочее-прочее. Фамилия на «В», конечно, не звучит, но кто тут главный закадровый герой, сомнений не вызывает. 

В принципе, с «Ассистенткой» все становится более-менее понятно уже через 10 минут после начальных титров. Фильм не обещает никаких откровений и не собирается никого удивлять, иной зритель рискует быстро заскучать, утомиться и пожать плечами, но сопротивляться подобной реакции на такое кино тоже, кажется, не бессмысленно. 



«Удалить историю» (Effacer l'historique)



Похоже, самый смешной фильм года. Французские леваки Делепин и Керверн в своей фильмографии чередуют просто забавные злободневные комедии с абсолютно разрывными — «Удалить историю» как раз из последних. Главные герои влюбляются в автоответчики, страдают от низкого рейтинга в такси-сервисе, путешествуют в хранилище всех частных секс-видео на свете — короче, как могут бросают даже не перчатки, а желтые жилеты в лицо цифровому капитализму, будучи несомненными аутсайдерами в этой дуэли. «Удалить историю» — лента не на века, но безусловная жемчужина момента. Отдельное счастье — камео Мишеля Уэльбека с обескураживающим, как и весь фильм, финалом. 



«Ундина» (Undine)



Самый сентиментальный, чувственный и, в общем, зрительский фильм Кристиана Петцольда, а следовательно и всей «берлинской школы». «Ундина», как нетрудно догадаться, — это такая версия «Русалочки», только встроенная в политический, урбанистический и еще несколько актуальных контекстов. В главных ролях — Паула Бер и Франц Роговский — моднейшие немецкие артисты, заслуженно стоящие на пороге статуса мировых суперзвезд. Она только что рассталась с бойфрендом, он появляется в этот самый момент с аквалангом. Впереди у них любовь, вода, музыка Баха и размышления о судьбах родины. Третий, кстати, полноценный герой фильма — город Берлин, который выстоит даже тогда, когда весь мир будет идти ко дну. 


«Зла не существует» (Sheytan vojud nadarad)



А вот, пожалуй, самое грубое, хоть и понятное решение берлинского жюри во главе с Джереми Айронсом — абсолютно политический «Золотой медведь», обусловленный преследованием режиссера Мохаммада Расулофа иранскими властями. Ну и выглядит этот фильм ровно так, как вы себе представляете ленту оппозиционного иранского режиссера: пацифистский пафос, критика режима, ужасающая статистика смертных приговоров, человеческие истории на фоне государственного насилия — короче, зло, вопреки заголовку, конечно же, существует, давайте что-нибудь с этим делать. Расулоф сделал — снял 150-минутный фильм из четырех новелл. Меньшее, что мы можем сделать в ответ, — это его посмотреть. Рука не поднимается критиковать картину, хотя и, мягко скажем, есть за что.


«Ширли» (Shirley)



Аккуратно предположим, что самая важная на данный момент роль в и без того завидной карьере Элизабет Мосс. Ну или как минимум самая важная из несериальных. Все сравнивают «Ширли» с «Сувениром» Джоанны Хогг и правильно, наверное, делают. Феминизм, ретро-эстетика, приз на «Санденсе» и даже Мартин Скорсезе в продюсерах. В основе сюжета — биография писательницы Ширли Джексон — классика американской литературы, оказавшей влияние, в частности, на Стивена Кинга. Точнее даже не биография в широком смысле, а история противостояния с супругом — успешным литературным критиком и университетcким профессором. Эту размеренную семейную жизнь, сотканную из нежности и зависти, будоражит приезд молодой пары — ассистента мужа Ширли и его беременной жены. Тут и начинается все то, что любит в писательнице Стивен Кинг. Как и во многих фильмах Strelka Film Festival в этом году, нехитрая идея и довольно лобовая мораль компенсируются мастерской режиссурой. 


«Гнездо» (The Nest)


Одно из самых убедительных выступлений в категории «следущий шаг после яркого дебюта». Спустя девять лет после санденсовского хита «Марта, Марси Мэй, Марлен» Шон Дуркин возвращается на большой экран и с высшим баллом проходит пресловутый «экзамен вторым фильмом». «Гнездо» — это готический триллер о жадности, тщеславии и амбициях, сюжетно расположившийся в 1986-м, но сделанный с явной оглядкой на американские психологические драмы 50–60-х и очень точно схватывающий проблемы мужчины XXI века. Джуд Лоу играет все еще молодого и талантливого брокера, кажется, пережившего свой звездный час. Он перевозит семью из Нью-Йорка в Англию, селится в роскошном поместье к югу от Лондона и рассчитывает вот-вот перезапустить карьеру, а пока пускает пыль в глаза партнерам на светских раутах, скупает шубы и лошадей для жены, не имея возможности и с таксистом-то расплатиться. 

Лоу возвращается в систему ценностей «Талантливого мистера Рипли», объединяет собственного героя с персонажем Мэтта Дэймона и добавляет сверху. Примерно то же самое, только с «рипливскими» женщинами проделывает его экранная супруга Кэрри Кун. В 1999-м, одном из лучших годов в истории кино, «Рипли» все равно вошел в число важнейших фильмов: нет никаких сомнений, что «Гнездо» справится с этой задачей в искалеченном 2020-м. 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 16:49, 19 января 2021
Про Рона Уизли, семью и алкоголь. Интервью с Рупертом Гринтом
Музыка — 19 января, 16:49
Кто такая Оливия Родриго — певица, чей дебютный трек Drivers License за пару дней возглавил все чарты
Новости, Новости — 19 января, 16:07
Airbnb проведет онлайн-фестиваль, посвященный культуре k-pop
Кино — 19 января, 15:10
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Локдаун», «Фрагменты женщины», «Смертельная зона»)
Побудь в шкуре директора SRSLY!
Новости, Новости — 19 января, 14:03
Иван Ургант снялся в цифровой одежде для обложки GQ
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 19 января, 13:12
Почему Алек Болдуин удалил аккаунт в твиттере? Разбираемся
Новости, Новости — 19 января, 11:34
Александр Роднянский спродюсирует дебютный фильм израильского режиссера Декеля Беренсона
Герои — 19 января, 10:07
О Водяновой, проекте с Жидковским и сознании фрилансера. Интервью с визажистом Зоей Ники
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 13 января, 06:22
Каково это — быть директором SRSLY и не сойти с ума
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 19 января, 01:20
BBC закроет сериал «Острые козырьки» после шестого сезона
Герои — 18 января, 20:59
«Я вытаскивал себя за волосы из болота». Интервью с рэпером Лигалайзом
Новости, Новости — 18 января, 19:45
У Reebok новая коллаборация: бренд выпустил коллекцию, посвященную мультфильму «Кунг-фу Панда»
Новости, Новости — 18 января, 16:24
Даниловский рынок и Sample запускают арт-проект, в рамках которого молодые художники создают необычные натюрморты
Новости, Новости — 18 января, 14:57
У Юли Гаврилиной и Ивана Ржевского теперь есть ютьюб-шоу. В нем популярные блогеры отвечают на вопросы подписчиков
Новости, Новости — 18 января, 14:13
Карточную игру Pokemon продали за рекордные 408 тысяч долларов
Кино — 18 января, 12:04
Сериалы недели: «Ванда/Вижн», «Дом с прислугой», «Американские боги», «Блудный сын», «Разочарование», «Змей», «Представьте, что вы в городе»
Новости, Новости — 18 января, 09:23
У Трэвиса Скотта новый рекорд: каждый трек с альбома Astroworld набрал более 100 млн прослушиваний
Все звёзды и инфлюенсеры
Музыка — 18 января, 05:55
Новое в музыке за неделю: DVSN, Bree Runway, Sleaford Mods, Artemiev & Муся Тотибадзе
Новости, Новости — 17 января, 22:03
Новый тренд в тиктоке: блогер находит пасхалки в мультфильмах Pixar и Disney
Кино — 17 января, 21:52
40 самых ожидаемых фильмов 2021 года
Новости, Новости — 17 января, 16:00
У Cream Soda вышел клип на трек «Атомы». Поклонники критикуют
Новости, Новости — 17 января, 11:36
Apple планирует создать iPhone со складным экраном
Новости, Новости — 16 января, 22:51
Посмотрите, как Милохин и Бабич пытаются угадать музыку быстрее Shazam
Новости, Новости — 16 января, 13:23
Мишель Кеннелли хочет удалить тикток
Кино — 16 января, 10:38
11 важных гей-фильмов. Версия Дениса Виленкина
Новости, Новости — 16 января, 10:27
Тиктокер превращает переписки в драматичные треки об аренде дома и украденном рецепте запеканки из брокколи
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)