Обзоры, Музыка — 25 августа 2020, 19:00

Русский след на обложке. Борис Барабанов о том, как российские художники помогают лучшим музыкантам планеты

В начале августа был выпущен новый, 21-й альбом английской группы Deep Purple — Whoosh! Диск попал в топ–10 в 19 странах, а в шести добрался до первого места. Изучив выходные данные релиза, фанаты обнаружили, что обложка диска принадлежит авторству московского веб-дизайнера Елены Сахаровой. Сама художница узнала об этом случайно, так как ее работа находилась в свободном доступе, и сообщения о ее использовании автору не поступали.

В основе артворка альбома — фото пустыни, сделанные Еленой в Дубае и выложенные ею на фотостоке Unsplash. Это значит, что снимки бесплатно доступны любому пользователю сайта, а разрешение автора при их использовании не требуется. Художники из студии Jekyll & Hyde творчески дополнили работу Сахаровой. На ней появился космонавт — путешественник в пространстве и времени. Он растворяется в пустыне, словно сам состоит из песка.

Борис Барабанов вспомнил еще 10 примеров дизайна мировых музыкальных релизов, к которому приложили руку наши соотечественники.

Эллиот Гилберт, Наталья Медведева: The Cars — The Cars


Модель русского происхождения, позднее — поэтесса и певица, Наталья Медведева сыграла большую роль в успехе дебютного альбома группы The Cars, вышедшего в 1978 году. Журнал Rolling Stone включил артворк фотографа Эллиота Гилберта в число лучших обложек всех времен. 

Гилберт рассказывал в интервью сайту Cover Our Tracks: «Едва эта девушка пришла на кастинг, сразу же стало ясно — она number one. Стоило ей появиться в кадре с этими своими ярко накрашенными губами — это было похоже на взрыв бомбы... Она была почти неуправляемой, по-настоящему дикой. Когда мы приступили к съемке внутри машины, Наташа просто не могла перестать двигаться и от избытка энергии постоянно колотила руками по рулю. В итоге я снял ее вместе с этим рулем, просто закрепив его на ящиках из-под яблок и мешках с песком. Только так удалось хоть немного утихомирить мою русскую модель и на крупных планах создать иллюзию, будто она находится в салоне автомобиля».   


Юрий Балашов: Фрэнк Заппа — Civilization Phaze III


Карьеру оформителя обложек музыкальных альбомов Юрий Балашов начал 40 лет назад на фирме «Мелодия», а в конце 1980-х стал сотрудничать с центром Стаса Намина. Его перу принадлежат логотипы групп «Земляне», «Бригада С», «Парк Горького». Там же, у Стаса Намина, познакомился с Фрэнком Заппой. В начале 1990-х в рамках сотрудничества с «Парком Горького» попал в США и задержался там на четыре года, занимаясь дизайном разного рода потребительских товаров. В 1993 году Заппа предложил Балашову оформить свой альбом Civilization Phaze III. На работу ушло два месяца. Художник, по его собственным словам, изобразил на конверте пластинки «гору Джомолунгму, на вершине которой стоит рояль, из рояля пышет пламя, но к этому роялю не подобраться никак, только на вертолете подлететь, а внизу — небоскребы, гигантские постройки». Альбом получил Grammy за лучшее оформление и оказался последней прижизненной работой Заппы.  

 

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов: Talking Heads — Once In A Lifetime


В оформлении тройного бокс-сета группы Talking Heads 2003 года Once In A Lifetime была использована живопись российских поп-арт-художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Дизайнер издания Once In A Lifetime Стефан Загмайстер объяснил выбор картин русских авторов так: «Там есть все мои любимые визуальные мотивы: дети, медвежата, отрубленные конечности и обнаженные люди». Дизайн Загмайстера, Виноградова и Дубосарского удостоен премии Grammy. 



Сергей Жегло, Денис Кузьминов: Марк Алмонд — Heart On Snow


12-й студийный альбом англичанина Марка Алмонда Heart On Snow целиком состоял из композиций, входивших в репертуар русских исполнителей, от Аллы Баяновой и Александра Вертинского до Сергея Пенкина и Бориса Гребенщикова. В некоторых песнях Алмонд даже пел по-русски. Так что неудивительно, что оформлением альбома также занимались наши соотечественники — Сергей Жегло и Денис Кузьминов.  


Александр Родченко: Franz Ferdinand — You Could Have It So Much Better


Лидер шотландской группы Franz Ferdinand Алекс Капранос имеет степень бакалавра по специальности «история искусств» и является поклонником русского авангарда. В оформлении обложки второго лонгплея группы You Could Have It So Much Better (2005) использован плакат Александра Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний», дизайн сингла This Fire перекликается с плакатом Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», а обложка сингла The Fallen — с рекламным постером журнала «Новый мир» братьев Стенбергов.



В визуальном языке Franz Ferdinand также можно найти мотивы Казимира Малевича и Владимира Татлина. Если же вспомнить песню Love and Destroy, написанную по мотивам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, то можно сделать вывод, что никто из западных рокеров не любит русскую культуру больше Franz Ferdinand. 


Njard: Ghost — Elizabeth


Njard, он же Василий Русецкий, — петербуржец, специализирующийся на артворке для суровых и мрачных металлических групп. Среди прочего, его перу принадлежит обложка Elizabeth — лид-сингла дебютного альбома Opus Eponymous (2010) шведской группы Ghost. Первый же альбом коллектива был номинирован на Grammy, а каждый из последующих трех дисков получал награду. 


Денис Костромитин: Behemoth — The Satanist


Уроженец города Камышин Денис Костромитин предметно изучает древние мистические культы и, подобно Njard, активно взаимодействует с разного рода металлистами-экстремалами. В его послужном списке — сотрудничество с Paradise Lost, Grave Miasma, Horseback, Wrathprayer, Castle, Funerary Call, Bloodhammer и Ride for Revenge. А самая известная работа — обложка альбома польской black-death-группы Behemoth 2014 года The Satanist. По неподтвержденной информации, во время работы над дизайном диска художник использовал кровь вокалиста Behemoth Адама Дарского.  


Влад Сепетов: Кендрик Ламар — To Pimp A Butterfly


To Pimp a Butterfly (2015) Кендрика Ламара — один из самых значительных хип-хоп-релизов 2010-х. Автор обложки — житель Калифорнии Влад Сепетов. В его портфолио — множество работ для лейбла Top Dawg Entertainment, а среди клиентов — Скулбой Кью, Вик Менса, Джей Коул и Джей Рок. Оформляя To Pimp a Butterfly, Влад работал со стереотипами, бытующими в отношении темнокожих, и, конечно, не мог предположить, что в эпоху Black Lives Matter обложка с агрессивной темнокожей молодежью на фоне Белого дома будет читаться совсем по-другому. К слову, некоторые тексты на конверте виниловой версии альбома напечатаны шрифтом Брайля. 


Владимир Барков: Крис Кэффри — The Jester's Court


Последний сольный альбом гитариста американских рок-групп Savatage и Trans-Siberian Orchestra Криса Кэффри The Jester's Court (2018) оформлен работой жителя города Шацка Владимира Баркова. «Шут» или «Джокер», необходимый музыканту для обложки, должен был отличаться от традиционных комиксовых образов. Найти такую трактовку персонажа было непросто. Кэффри искал своего Шута два года, пока не обнаружил в интернете картину «Джокер», которую шацкий сюрреалист Барков, по его признанию, писал с 1996 по 2009 годы. Она стала обложкой, а на развороте альбома Кэффри разместил работу Баркова «Арлекино Палачик или Хранитель Черного юмора». 


По словам художника, его Джокер «прикидывается овцой, весельчаком, на самом деле убивает, причем с особой жестокостью». Что касается поклонников Savatage и Trans-Siberian Orchestra, то они обнаружили сходство между персонажем Баркова и самим Крисом Кэффри. И это несмотря на то, что картина появилась задолго до того, как гитаристу в принципе пришла в голову идея альбома.  

   

Катя Зверева: Калеб Лэндри Джонс — The Mother Stone


Куртуазный имидж для клипов и оформления первого сольного альбома актера Калеба Лэндри Джонса («Люди Икс», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Форпост» и так далее) The Mother Stone (2020) придумала его подруга — петербургская художница Катя Зверева. В своих соцсетях она называет актера не иначе как «Колобок». 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 18:18, 11 мая 2021
Полнометражная Америка: как русский актер массовки Влад Козлов стал режиссером в США
Новости, Новости — 11 мая, 18:18
Филипп Миронов стал шеф-редактором «Кинопоиска»
Новости, Новости — 11 мая, 15:03
Леонардо ДиКаприо показал первый кадр из «Убийц цветочной Луны» Скорсезе
Новости, Новости — 11 мая, 13:38
У собаки Беллы Порч появились аккаунты в тиктоке и инстаграме
Новости, Новости — 11 мая, 11:49
NCT Dream выпустили альбом Hot Sauce. Еще до релиза он начал бить рекорды
Новости, Новости — 10 мая, 14:30
Мемы теперь тоже летят в космос: SpaceX отправит к Луне оплаченный криптовалютой Dogecoin спутник
Образ жизни — 10 мая, 06:24
Вампиры, оборотни и прочая дичь. Обзор Resident Evil Village
Новости, Новости — 9 мая, 14:08
В Неваде построили первый в мире вакуумный тоннель для сверхскоростных поездов
Новости, Новости — 9 мая, 12:54
Вирусное видео «Дэвид после дантиста» продали в виде NFT за 12 тыс. долларов
Новости, Новости — 9 мая, 09:37
Новое место в Москве: кафе Arch 1908 на Патриарших
Образ жизни — 9 мая, 08:26
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Shortparis, Идрак и Бо Бернэм
Новости, Новости — 8 мая, 17:13
«Можно посмотреть и не ехать‎»: Алексей Щербаков снял влог про отдых на Мальдивах
Новости, Новости — 8 мая, 11:03
Настя Ивлеева снимает новый контент. На этот раз в коллаборации с Литвиным и Гордеем
Новости, Новости — 8 мая, 09:38
Аня Hahadetka и Карина Karrambaby сняли тиктоки под трек Беллы Порч. Та репостнула их в сторис
Новости, Новости — 7 мая, 21:17
У Qurt коллаб со Скриптонитом. Рэперы выпустили трек «Сумка»
Новости, Новости — 7 мая, 17:31
У Ивангая новое видео на ютьюбе. Там он пытается не смеяться над мемами
Новости, Новости — 7 мая, 14:00
Продюсер «Содержанок» Ирина Сосновая дала интервью ютьюб-каналу Esquire
Образ жизни — 7 мая, 13:03
Фестиваль длиной в 33 часа. Интервью с теми, кто делает «Хоровод»
Новости, Новости — 7 мая, 12:41
Уилл Смит запускает шоу о своем похудении. Все хорошо, только Сергей Мезенцев обвинил актера в плагиате
Новости, Новости — 6 мая, 22:39
Хаски записал саундтрек к сериалу Happy End
Новости, Новости — 6 мая, 15:18
Новый контент от Антона Лапенко: теперь он практикует магию
Новости, Новости — 6 мая, 13:28
Убийство плюшевого медведя и поцелуй с Брежневым: Лера Кудрявцева и Ганвест стали героями шоу Comment Out
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 6 мая, 12:31
Вышел тизер 4-го сезона «Очень странных дел». Там ничего не понятно, но очень интересно
Новости, Новости — 6 мая, 11:47
Первое интервью без шубы и бороды: Big Russian Boss пришел в подкаст Данилы Поперечного
Новости, Новости — 6 мая, 11:00
Еще одна история о безответной любви: у Tenderlybae вышел трек «Дружим»
Новости, Новости — 6 мая, 00:17
Дина Саева вернулась в инстаграм. В новом посте блогерша предложила подписчикам выплеснуть негативную энергию
Герои — 5 мая, 21:28
Самый разговорчивый из Dream Team House. Бесконечное интервью с Максом Климтоком
Бизнес — 5 мая, 17:15
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров за месяц
Новости, Новости — 5 мая, 13:49
Nike и PlayStation создали кроссовки в коллаборации с баскетболистом Полом Джорджем
Новости, Новости — 5 мая, 12:17
У «Шоу маминой подруги» снова новый ведущий. Теперь это Влад Левский
Новости, Новости — 5 мая, 10:45
Идрак Мирзализаде открыл свой благотворительный фонд «Спасибо, Идрак»
Стражи Галактики. Часть 3
Дикинсон
(3 сезон)
Это грех
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Декстер
(9 сезон)
Бэтмен
Рассказ служанки
(4 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)