Обзоры, Музыка — 25 августа 2020, 19:00

Русский след на обложке. Борис Барабанов о том, как российские художники помогают лучшим музыкантам планеты

В начале августа был выпущен новый, 21-й альбом английской группы Deep Purple — Whoosh! Диск попал в топ–10 в 19 странах, а в шести добрался до первого места. Изучив выходные данные релиза, фанаты обнаружили, что обложка диска принадлежит авторству московского веб-дизайнера Елены Сахаровой. Сама художница узнала об этом случайно, так как ее работа находилась в свободном доступе, и сообщения о ее использовании автору не поступали.

В основе артворка альбома — фото пустыни, сделанные Еленой в Дубае и выложенные ею на фотостоке Unsplash. Это значит, что снимки бесплатно доступны любому пользователю сайта, а разрешение автора при их использовании не требуется. Художники из студии Jekyll & Hyde творчески дополнили работу Сахаровой. На ней появился космонавт — путешественник в пространстве и времени. Он растворяется в пустыне, словно сам состоит из песка.

Борис Барабанов вспомнил еще 10 примеров дизайна мировых музыкальных релизов, к которому приложили руку наши соотечественники.

Эллиот Гилберт, Наталья Медведева: The Cars — The Cars


Модель русского происхождения, позднее — поэтесса и певица, Наталья Медведева сыграла большую роль в успехе дебютного альбома группы The Cars, вышедшего в 1978 году. Журнал Rolling Stone включил артворк фотографа Эллиота Гилберта в число лучших обложек всех времен. 

Гилберт рассказывал в интервью сайту Cover Our Tracks: «Едва эта девушка пришла на кастинг, сразу же стало ясно — она number one. Стоило ей появиться в кадре с этими своими ярко накрашенными губами — это было похоже на взрыв бомбы... Она была почти неуправляемой, по-настоящему дикой. Когда мы приступили к съемке внутри машины, Наташа просто не могла перестать двигаться и от избытка энергии постоянно колотила руками по рулю. В итоге я снял ее вместе с этим рулем, просто закрепив его на ящиках из-под яблок и мешках с песком. Только так удалось хоть немного утихомирить мою русскую модель и на крупных планах создать иллюзию, будто она находится в салоне автомобиля».   


Юрий Балашов: Фрэнк Заппа — Civilization Phaze III


Карьеру оформителя обложек музыкальных альбомов Юрий Балашов начал 40 лет назад на фирме «Мелодия», а в конце 1980-х стал сотрудничать с центром Стаса Намина. Его перу принадлежат логотипы групп «Земляне», «Бригада С», «Парк Горького». Там же, у Стаса Намина, познакомился с Фрэнком Заппой. В начале 1990-х в рамках сотрудничества с «Парком Горького» попал в США и задержался там на четыре года, занимаясь дизайном разного рода потребительских товаров. В 1993 году Заппа предложил Балашову оформить свой альбом Civilization Phaze III. На работу ушло два месяца. Художник, по его собственным словам, изобразил на конверте пластинки «гору Джомолунгму, на вершине которой стоит рояль, из рояля пышет пламя, но к этому роялю не подобраться никак, только на вертолете подлететь, а внизу — небоскребы, гигантские постройки». Альбом получил Grammy за лучшее оформление и оказался последней прижизненной работой Заппы.  

 

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов: Talking Heads — Once In A Lifetime


В оформлении тройного бокс-сета группы Talking Heads 2003 года Once In A Lifetime была использована живопись российских поп-арт-художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Дизайнер издания Once In A Lifetime Стефан Загмайстер объяснил выбор картин русских авторов так: «Там есть все мои любимые визуальные мотивы: дети, медвежата, отрубленные конечности и обнаженные люди». Дизайн Загмайстера, Виноградова и Дубосарского удостоен премии Grammy. 



Сергей Жегло, Денис Кузьминов: Марк Алмонд — Heart On Snow


12-й студийный альбом англичанина Марка Алмонда Heart On Snow целиком состоял из композиций, входивших в репертуар русских исполнителей, от Аллы Баяновой и Александра Вертинского до Сергея Пенкина и Бориса Гребенщикова. В некоторых песнях Алмонд даже пел по-русски. Так что неудивительно, что оформлением альбома также занимались наши соотечественники — Сергей Жегло и Денис Кузьминов.  


Александр Родченко: Franz Ferdinand — You Could Have It So Much Better


Лидер шотландской группы Franz Ferdinand Алекс Капранос имеет степень бакалавра по специальности «история искусств» и является поклонником русского авангарда. В оформлении обложки второго лонгплея группы You Could Have It So Much Better (2005) использован плакат Александра Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний», дизайн сингла This Fire перекликается с плакатом Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», а обложка сингла The Fallen — с рекламным постером журнала «Новый мир» братьев Стенбергов.



В визуальном языке Franz Ferdinand также можно найти мотивы Казимира Малевича и Владимира Татлина. Если же вспомнить песню Love and Destroy, написанную по мотивам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, то можно сделать вывод, что никто из западных рокеров не любит русскую культуру больше Franz Ferdinand. 


Njard: Ghost — Elizabeth


Njard, он же Василий Русецкий, — петербуржец, специализирующийся на артворке для суровых и мрачных металлических групп. Среди прочего, его перу принадлежит обложка Elizabeth — лид-сингла дебютного альбома Opus Eponymous (2010) шведской группы Ghost. Первый же альбом коллектива был номинирован на Grammy, а каждый из последующих трех дисков получал награду. 


Денис Костромитин: Behemoth — The Satanist


Уроженец города Камышин Денис Костромитин предметно изучает древние мистические культы и, подобно Njard, активно взаимодействует с разного рода металлистами-экстремалами. В его послужном списке — сотрудничество с Paradise Lost, Grave Miasma, Horseback, Wrathprayer, Castle, Funerary Call, Bloodhammer и Ride for Revenge. А самая известная работа — обложка альбома польской black-death-группы Behemoth 2014 года The Satanist. По неподтвержденной информации, во время работы над дизайном диска художник использовал кровь вокалиста Behemoth Адама Дарского.  


Влад Сепетов: Кендрик Ламар — To Pimp A Butterfly


To Pimp a Butterfly (2015) Кендрика Ламара — один из самых значительных хип-хоп-релизов 2010-х. Автор обложки — житель Калифорнии Влад Сепетов. В его портфолио — множество работ для лейбла Top Dawg Entertainment, а среди клиентов — Скулбой Кью, Вик Менса, Джей Коул и Джей Рок. Оформляя To Pimp a Butterfly, Влад работал со стереотипами, бытующими в отношении темнокожих, и, конечно, не мог предположить, что в эпоху Black Lives Matter обложка с агрессивной темнокожей молодежью на фоне Белого дома будет читаться совсем по-другому. К слову, некоторые тексты на конверте виниловой версии альбома напечатаны шрифтом Брайля. 


Владимир Барков: Крис Кэффри — The Jester's Court


Последний сольный альбом гитариста американских рок-групп Savatage и Trans-Siberian Orchestra Криса Кэффри The Jester's Court (2018) оформлен работой жителя города Шацка Владимира Баркова. «Шут» или «Джокер», необходимый музыканту для обложки, должен был отличаться от традиционных комиксовых образов. Найти такую трактовку персонажа было непросто. Кэффри искал своего Шута два года, пока не обнаружил в интернете картину «Джокер», которую шацкий сюрреалист Барков, по его признанию, писал с 1996 по 2009 годы. Она стала обложкой, а на развороте альбома Кэффри разместил работу Баркова «Арлекино Палачик или Хранитель Черного юмора». 


По словам художника, его Джокер «прикидывается овцой, весельчаком, на самом деле убивает, причем с особой жестокостью». Что касается поклонников Savatage и Trans-Siberian Orchestra, то они обнаружили сходство между персонажем Баркова и самим Крисом Кэффри. И это несмотря на то, что картина появилась задолго до того, как гитаристу в принципе пришла в голову идея альбома.  

   

Катя Зверева: Калеб Лэндри Джонс — The Mother Stone


Куртуазный имидж для клипов и оформления первого сольного альбома актера Калеба Лэндри Джонса («Люди Икс», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Форпост» и так далее) The Mother Stone (2020) придумала его подруга — петербургская художница Катя Зверева. В своих соцсетях она называет актера не иначе как «Колобок». 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 20:33, 23 января 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Beach Bunny, священник и пельмени
Новости, Новости — 23 января, 20:33
Умер Ларри Кинг
Герои — 23 января, 18:27
Умничать разрешается. Интервью с продюсером интеллектуальных игр Михаилом Довженко
Новости, Новости — 23 января, 17:50
Покров, Милохин и Горячева прошли детектор лжи в новом видео Dream Team Show
Новости, Новости — 23 января, 15:07
Оливия Родриго упомянула в Drivers License новую девушку бывшего. Та записала ответку
Новости, Новости — 23 января, 10:40
Roully случайно сплагиатил саундтрек из «Дэдпула», но понял это не сразу
Герои — 22 января, 22:12
Почувствуй мой бицепс. Диджей-дуо Bicep о новом альбоме Isles, будущем техно и схожем менталитете ирландцев и россиян
Новости, Новости — 22 января, 18:54
Опубликовано самое детальное изображение «Девушки с жемчужной сережкой»
Новости, Новости — 22 января, 17:39
Почему сериал «Секс в большом городе» безнадежно устарел? Объясняет «Маша, давай!»
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 22 января, 16:51
Что станет с искусством после пандемии? Выясняет Сергей Шнуров
Новости, Новости — 22 января, 15:55
Что показали на презентации Resident Evil Village: новый трейлер, бесплатное демо и дата выхода
Новости, Новости — 22 января, 14:52
Сериал «Бриджертоны» продлили на второй сезон
Новости, Новости — 22 января, 12:35
Премьеру фильма «Не время умирать» опять перенесли
Новости, Новости — 22 января, 10:15
HBO снимет еще один приквел «Игры престолов»
Новости, Новости — 22 января, 08:55
«Ля ты крыса» теперь не только мем, но и трек группы «Пиджаков»
Образ жизни — 21 января, 20:51
Рецензия на Hitman 3. Он придет, он будет добрый и ласковый
Бизнес — 21 января, 19:38
Миллионы дизлайков, дельфины Шипа, Wylsacom и iPhone. Топ блогеров за 2020 год
Новости, Новости — 21 января, 19:19
Apple выпустит шлем виртуальной реальности в 2022 году. Будет дорого
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 21 января, 18:46
Ученые нашли способ «омолаживать» мышей с помощью «гормона спорта»
Новости, Новости — 21 января, 17:49
«Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» будут блокировать пользователей за неуважительное отношение к курьерам
Герои — 21 января, 16:30
О буллинге, любви к себе и фотошопе. Интервью с блогером Катей Новиковой
Новости, Новости — 21 января, 16:18
H&M и Lee выпустили коллекцию экологичного денима
Новости, Новости — 21 января, 15:23
Роналду стал лучшим бомбардиром в истории футбола: он забил 760 голов
Новости, Новости — 21 января, 14:01
«Познер Online» удалит аккаунты в социальных сетях. Проект переходит в телеграм
Новости, Новости — 21 января, 13:31
Английская полиция сорвала вечеринку. Ее участники утверждали, что не знали о существовании пандемии
Новости, Новости — 21 января, 11:23
Новый этап снятия ограничений в Москве: музеи возвращаются к работе, а кинотеатры увеличивают количество зрителей
Новости, Новости — 20 января, 21:19
Почему Ваня Усович отказывался от участия в «Что было дальше» и когда он запустит ютьюб-шоу? Узнали в подкасте «Время от времени»
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)