Колонка, Кино — 18 августа 2020, 03:45

Рассыпая серебро: кто и зачем снимает на пленку в 2020-м

Разбираемся, почему, несмотря на все производственные сложности, большие кинематографисты и начинающие режиссеры сегодня выбирают снимать на пленку. Что стоит за этим: тоска по прошлому или желание приобщиться к большой традиции? Проникнуться культурой просмотра фильмов с пленочного проектора вы сможете 30 августа, когда в летнем кинотеатре Garage Screen под началом программы «Серебряные копии» состоится показ фильма Александра Сокурова «Мать и сын».

Объявить в 2020 году, что твой фильм был снят на пленку — противопоставить себя большинству, тем, кто принял цифровые технологии с распростертыми объятиями и предпочел доверять съемочный материал терабайтам памяти в безразмерных хранилищах информации. Определяющей в этой борьбе стала не тоска по прошлому, а намерение сохранить вымирающую технологию съемки. Противостоять студийной жадности и отсутствию альтернатив цифровым камерам вызываются авторы, находящиеся на самых разных ступенях денежной иерархии — от инди-кино до стомиллионных блокбастеров. 

Прошлогодний летний блокбастер «Детектив Пикачу» — один из наиболее неочевидных примеров многобюджетных фильмов, снятых на пленку. Помимо специальной технологии в работе с компьютерной графикой, такое решение было продиктовано желанием внешне соответствовать классическим семейным блокбастерам былых лет. Оператор картины Джон Мэтисон откровенно задирает коллег, занимающихся полнометражным проектом про Соника, замечая, что его фильм в любом случае выглядит лучше, как и любая картина, в производстве которой использовалась пленка. Каждый подобный случай становится весомым аргументом, убеждая сидящих на высоких студийных постах людей в рентабельности подобного производства. Любая жанровая история — от «Маленьких женщин» до «К звездам» — становится дозой морфина в агонии закрывающихся друг за другом заводов по производству пленки. Режиссер Брэйди Корбет, следующий в работе заветам своего учителя Теда Демме («Молчание ягнят»), замечает, что всего пять лет назад инфраструктура была развита в несколько раз лучше и за это время закрылось большинство крупных проявочных лабораторий. Сегодня же представители фирмы Kodak сокрушаются, что невольно стали монополистами на ниве производства пленки 35 мм. Но что вынуждает современных режиссеров раз за разом идти на принцип и отказываться от мифической простоты использования камер Red или Arri?

#INSERT_ARTICLE#

Говоря о ремастеринге «Возвращения» Андрея Звягинцева, оператор Михаил Кричман заметил, что повторить ту картинку, которая изначально возникла благодаря воздействию на отснятый материал черного серебра, технически просто невозможно. Какие бы манипуляции ни проводились с техникой, изображение оказывается четким, не хуже и не лучше, но совершенно иным по отношению к тому, что было. Можно заметить прямую зависимость между внутренним устройством режиссера и его отношением к пленке. Скупать Kodak — решение последних романтиков, людей, готовых свернуть горы, лишь бы подержать в руках бобину с отснятым материалом. Этот своеобразный крестовый поход против модернизации и течения времени неизменно напоминает о былом, оказываясь данью уважения, попыткой приобщиться к тому таинству, что всего тридцать лет назад являлось будничным процессом производства. Пленники магии черного серебра стараются таким образом встроить себя в часть того наследия, что дорого их сердцу, с завидным упорством неся знамя 16, 35 и 65 миллиметровки.  

#INSERT_ARTICLE#

В последние годы пленка стала носителем, позволяющим современным авторам усилить идейную и контекстуальную связь с прошлым. Пьетро Марчелло в «Мартине Идене» интегрирует хронику, многообразие лиц начала XX века в пространство безвременья, где музыка Каравайчука соседствует с песнями Джо Дассена. Именно стилевая гармония изображения — одна из тех причин, почему «Иден» воспринимается абсолютно нездешним фильмом, пришедшим из другого мира. Того, откуда родом сам мятежный главный герой, мира, где красные флаги колышутся на ветру, а к Европе подступает очередная безымянная война. 

Новое значение обрел пленочный фетишизм Квентина Тарантино в работе над переосмыслением истории Шерон Тейт. Проникнутая тоской по «Новому Голливуду» фантазия о торжестве и победе кинематографа над вселенским злом не могла быть запечатленной на каком-либо другом носителе, кроме Kodak. Для Тарантино пленка — это не только энигма своего ремесла, но и единственный способ обессмертить безутешное прошлое, переписав его. В зависимости от благоговения перед этим носителем меняется и мотивация его использования. Некоторые операторы честно признаются, что работают с пленкой, не столько расшаркиваясь перед традицией, сколько из-за ощутимой дешевизны. Тогда как для других это подспорье аутентичности, такое же как соответствие костюмов и декораций фотографиям из прошлого. Объясняют они все тем, что исторический сеттинг не будет выглядеть самодостаточно при использовании цифровых камер. 

#INSERT_ARTICLE#

Но главной романтической идеей оказывается концептуальный мимезис. Равно как действительность полна случайности, запечатленное на пленку время, проходя через все прихоти проявки, обрастает своей жизнью, неповторимой полноценной историей. Цифровые же камеры фиксируют реальность, но любая имитация «зерна» становится следствием механических пассов перед монитором компьютера. С пленкой мгновение, полное непредсказуемых погрешностей, получает равнозначную репрезентацию на экране. Царапины, рябь, сигаретные ожоги, любые отметины времени придают кадру особую глубину, выстраивая между зрителем и экраном незримую преграду, усиливающую иллюзию магического киносеанса.

Территориально особняком в вопросе пленки в Европе стоит Франция. Это следствие не столько традиции, сколько религиозного отношения к кинематографу в целом. Самые неочевидные маленькие фильмы вроде «Алисы и мэра» сняты именно на пленку, словно иного технического решения просто не существует. Тогда как для таких режиссеров, как Мишель Хазанавичус («Молодой Годар») или Луи Гаррель («Честный человек») вопрос 35 мм — дело принципа. Для первого это единственный способ не солгать и сделать самодостаточное эссе, отсылающее к одному из столпов «Новой волны», для второго дань уважения наследия собственного отца, начавшего свою карьеру в те годы. 

#INSERT_ARTICLE#

Большие Голливудские режиссеры вроде Скорсезе, Тарантино и Нолана подобны меценатам, безответно вкладывающим силы и деньги в высокое искусство. Они популяризируют формат среди поколения, которое в осознанном возрасте могло даже не смотреть кино с пленочных проекторов. Настаивая на установке должного оборудования, обеспечивая работой завод Kodak, знакомя зрителя с тем эффектом, который они сами испытывали десятилетия назад в уютных маленьких американских кинозалах, когда гас свет и совсем немного оставалось до настоящего, неподдельного эстетического потрясения. 

Работа с пленкой сейчас стала творческим методом, стилистическим решением, которое определяет изображение в той же степени, что и работа любого из постановочных цехов.
#INSERT_ARTICLE#

Сложно представить «Пляжного бездельника» Хармони Корина, расслабленную оду самопознанию, без неподдельной мягкости изображения 35 мм. Оператор фильма Бенуа Деби с благоговением констатирует, что цифровое изображение просто не чувствует нужных цветовых нюансов. 700 часов пленки, оставшихся после съемок «Дау» — миф, напоминающий о стенаниях больших мастеров прошлого. Однако и представить себе эксперимент по созданию небольшого советского острова в наши дни без использования Kodak невозможно. 

Каждый молодой режиссер, открывающий для себя съемку на пленку, продолжает те традиции, что были заложены более ста лет назад. И та вещь, что объединяет будущего дебютанта, условного Кристофера Нолана и Илью Хржановского** — это искренняя и не имеющая границ любовь к кино, которая для них проявляется в характерном звуке, стоит сеансу начаться, а кинопроектору заработать. 

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 18:25, 8 ноября 2025
Ну, посмотрим. «Трон: Арес», «Мечты», «Битва за битвой», «Два фортепиано», «Пойман с поличным», «Одиночество Лео»
Новости, Новости — 8 ноября, 18:25
Обретение внутренней силы и жертвенность: слушаем «Золотой час» группы UBEL
Новости, Новости — 7 ноября, 18:00
Rosalía представила альбом LUX
Новости, Новости — 7 ноября, 16:40
Сюзанна выпустила альбом «Алмазы»
Новости, Новости — 7 ноября, 15:40
Сара Полсон может появиться в новом сезоне «Монстра» Райана Мерфи
Новости, Новости — 7 ноября, 14:25
Енджун из TXT представил первый сольный альбом
Новости, Новости — 6 ноября, 20:57
Вышел первый трейлер байопика о Майкле Джексоне
Новости, Новости — 6 ноября, 17:40
По игре Grow a Garden в Roblox снимут фильм
Новости, Новости — 6 ноября, 16:58
Supreme и Timberland показали новую коллаборацию
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 6 ноября, 15:10
Дуа Липа выпустила уходовую косметику
Новости, Новости — 6 ноября, 14:20
Sony и Netflix разрабатывают сиквел мультфильма «Кей-поп-охотницы на демонов»
Интервью — 6 ноября, 12:30
Интервью с вампиром. Актер Тимофей Кочнев — о бессмертии, вере в чудеса и антагонистах
Новости, Интервью — 6 ноября, 11:25
Мысли клубят под лучами солнца: фильм-концерт группы CREAM SODA покажут в кино
Новости, Новости — 6 ноября, 10:25
Дженнифер Лоуренс и Эмма Стоун снимут фильм про Мисс Пигги из «Маппет-шоу»
Новости, Новости — 5 ноября, 19:50
Apple выпустит бюджетный MacBook на чипе от iPhone
Новости, Новости — 5 ноября, 18:40
Saint Laurent возглавил рейтинг самых желанных брендов по версии Lyst Index
Интервью — 5 ноября, 17:35
Карты в руки. Интервью с актером Артёмом Кошманом о сериале «Нам покер», азарте и синдроме Стендаля
Новости, Новости — 5 ноября, 17:20
Вышла игра «Земский собор» — спин-офф «Смуты»
Новости, Новости — 5 ноября, 16:30
Создатель Labubu вошел в десятку самых богатых китайских миллиардеров
Новости, Новости — 5 ноября, 15:35
По сериалу «Киберслав» создадут видеоигру
Новости, Новости — 5 ноября, 14:29
Coca-Cola выпустила рекламу с нейросетью
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 5 ноября, 12:06
«Очень странные дела», «Смерть от молнии», «Сны поездов» и еще 3 проекта Netflix, которые надо ловить в ноябре
Новости, Новости — 3 ноября, 16:27
Hulu планирует экранизировать серию комиксов «Ублюдки Юга»
Новости, Новости — 3 ноября, 12:55
Feduk выпустил студийный альбом «Веселая музыка»
Кино — 3 ноября, 09:00
Сапог-Янковский, Брежнев и тракторист Сашка: что онлайн-кинотеатр PREMIER покажет в ноябре
Новости, Новости — 2 ноября, 20:20
Netflix купил права на «Долину праха». Это современная версия «Великого Гэтсби»
Новости, Новости — 1 ноября, 17:00
Sony выпустит сериал в продолжение «Монстров на каникулах»
Новости, Новости — 1 ноября, 16:04
Вуди Аллен снимет новый фильм в Мадриде
Новости, Новости — 1 ноября, 15:30
Dictionary.com выбрал слово 2025 года
Новости, Новости — 1 ноября, 14:15
Ариана Гранде снимется в 13-м сезоне «Американской истории ужасов»
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы