Колонка, Кино — 18 августа 2020, 03:45

Рассыпая серебро: кто и зачем снимает на пленку в 2020-м

Разбираемся, почему, несмотря на все производственные сложности, большие кинематографисты и начинающие режиссеры сегодня выбирают снимать на пленку. Что стоит за этим: тоска по прошлому или желание приобщиться к большой традиции? Проникнуться культурой просмотра фильмов с пленочного проектора вы сможете 30 августа, когда в летнем кинотеатре Garage Screen под началом программы «Серебряные копии» состоится показ фильма Александра Сокурова «Мать и сын».

Объявить в 2020 году, что твой фильм был снят на пленку — противопоставить себя большинству, тем, кто принял цифровые технологии с распростертыми объятиями и предпочел доверять съемочный материал терабайтам памяти в безразмерных хранилищах информации. Определяющей в этой борьбе стала не тоска по прошлому, а намерение сохранить вымирающую технологию съемки. Противостоять студийной жадности и отсутствию альтернатив цифровым камерам вызываются авторы, находящиеся на самых разных ступенях денежной иерархии — от инди-кино до стомиллионных блокбастеров. 

Прошлогодний летний блокбастер «Детектив Пикачу» — один из наиболее неочевидных примеров многобюджетных фильмов, снятых на пленку. Помимо специальной технологии в работе с компьютерной графикой, такое решение было продиктовано желанием внешне соответствовать классическим семейным блокбастерам былых лет. Оператор картины Джон Мэтисон откровенно задирает коллег, занимающихся полнометражным проектом про Соника, замечая, что его фильм в любом случае выглядит лучше, как и любая картина, в производстве которой использовалась пленка. Каждый подобный случай становится весомым аргументом, убеждая сидящих на высоких студийных постах людей в рентабельности подобного производства. Любая жанровая история — от «Маленьких женщин» до «К звездам» — становится дозой морфина в агонии закрывающихся друг за другом заводов по производству пленки. Режиссер Брэйди Корбет, следующий в работе заветам своего учителя Теда Демме («Молчание ягнят»), замечает, что всего пять лет назад инфраструктура была развита в несколько раз лучше и за это время закрылось большинство крупных проявочных лабораторий. Сегодня же представители фирмы Kodak сокрушаются, что невольно стали монополистами на ниве производства пленки 35 мм. Но что вынуждает современных режиссеров раз за разом идти на принцип и отказываться от мифической простоты использования камер Red или Arri?

#INSERT_ARTICLE#

Говоря о ремастеринге «Возвращения» Андрея Звягинцева, оператор Михаил Кричман заметил, что повторить ту картинку, которая изначально возникла благодаря воздействию на отснятый материал черного серебра, технически просто невозможно. Какие бы манипуляции ни проводились с техникой, изображение оказывается четким, не хуже и не лучше, но совершенно иным по отношению к тому, что было. Можно заметить прямую зависимость между внутренним устройством режиссера и его отношением к пленке. Скупать Kodak — решение последних романтиков, людей, готовых свернуть горы, лишь бы подержать в руках бобину с отснятым материалом. Этот своеобразный крестовый поход против модернизации и течения времени неизменно напоминает о былом, оказываясь данью уважения, попыткой приобщиться к тому таинству, что всего тридцать лет назад являлось будничным процессом производства. Пленники магии черного серебра стараются таким образом встроить себя в часть того наследия, что дорого их сердцу, с завидным упорством неся знамя 16, 35 и 65 миллиметровки.  

#INSERT_ARTICLE#

В последние годы пленка стала носителем, позволяющим современным авторам усилить идейную и контекстуальную связь с прошлым. Пьетро Марчелло в «Мартине Идене» интегрирует хронику, многообразие лиц начала XX века в пространство безвременья, где музыка Каравайчука соседствует с песнями Джо Дассена. Именно стилевая гармония изображения — одна из тех причин, почему «Иден» воспринимается абсолютно нездешним фильмом, пришедшим из другого мира. Того, откуда родом сам мятежный главный герой, мира, где красные флаги колышутся на ветру, а к Европе подступает очередная безымянная война. 

Новое значение обрел пленочный фетишизм Квентина Тарантино в работе над переосмыслением истории Шерон Тейт. Проникнутая тоской по «Новому Голливуду» фантазия о торжестве и победе кинематографа над вселенским злом не могла быть запечатленной на каком-либо другом носителе, кроме Kodak. Для Тарантино пленка — это не только энигма своего ремесла, но и единственный способ обессмертить безутешное прошлое, переписав его. В зависимости от благоговения перед этим носителем меняется и мотивация его использования. Некоторые операторы честно признаются, что работают с пленкой, не столько расшаркиваясь перед традицией, сколько из-за ощутимой дешевизны. Тогда как для других это подспорье аутентичности, такое же как соответствие костюмов и декораций фотографиям из прошлого. Объясняют они все тем, что исторический сеттинг не будет выглядеть самодостаточно при использовании цифровых камер. 

#INSERT_ARTICLE#

Но главной романтической идеей оказывается концептуальный мимезис. Равно как действительность полна случайности, запечатленное на пленку время, проходя через все прихоти проявки, обрастает своей жизнью, неповторимой полноценной историей. Цифровые же камеры фиксируют реальность, но любая имитация «зерна» становится следствием механических пассов перед монитором компьютера. С пленкой мгновение, полное непредсказуемых погрешностей, получает равнозначную репрезентацию на экране. Царапины, рябь, сигаретные ожоги, любые отметины времени придают кадру особую глубину, выстраивая между зрителем и экраном незримую преграду, усиливающую иллюзию магического киносеанса.

Территориально особняком в вопросе пленки в Европе стоит Франция. Это следствие не столько традиции, сколько религиозного отношения к кинематографу в целом. Самые неочевидные маленькие фильмы вроде «Алисы и мэра» сняты именно на пленку, словно иного технического решения просто не существует. Тогда как для таких режиссеров, как Мишель Хазанавичус («Молодой Годар») или Луи Гаррель («Честный человек») вопрос 35 мм — дело принципа. Для первого это единственный способ не солгать и сделать самодостаточное эссе, отсылающее к одному из столпов «Новой волны», для второго дань уважения наследия собственного отца, начавшего свою карьеру в те годы. 

#INSERT_ARTICLE#

Большие Голливудские режиссеры вроде Скорсезе, Тарантино и Нолана подобны меценатам, безответно вкладывающим силы и деньги в высокое искусство. Они популяризируют формат среди поколения, которое в осознанном возрасте могло даже не смотреть кино с пленочных проекторов. Настаивая на установке должного оборудования, обеспечивая работой завод Kodak, знакомя зрителя с тем эффектом, который они сами испытывали десятилетия назад в уютных маленьких американских кинозалах, когда гас свет и совсем немного оставалось до настоящего, неподдельного эстетического потрясения. 

Работа с пленкой сейчас стала творческим методом, стилистическим решением, которое определяет изображение в той же степени, что и работа любого из постановочных цехов.
#INSERT_ARTICLE#

Сложно представить «Пляжного бездельника» Хармони Корина, расслабленную оду самопознанию, без неподдельной мягкости изображения 35 мм. Оператор фильма Бенуа Деби с благоговением констатирует, что цифровое изображение просто не чувствует нужных цветовых нюансов. 700 часов пленки, оставшихся после съемок «Дау» — миф, напоминающий о стенаниях больших мастеров прошлого. Однако и представить себе эксперимент по созданию небольшого советского острова в наши дни без использования Kodak невозможно. 

Каждый молодой режиссер, открывающий для себя съемку на пленку, продолжает те традиции, что были заложены более ста лет назад. И та вещь, что объединяет будущего дебютанта, условного Кристофера Нолана и  Илью Хржановского** — это искренняя и не имеющая границ любовь к кино, которая для них проявляется в характерном звуке, стоит сеансу начаться, а кинопроектору заработать. 


#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 19:43, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих