Развернуть Свернуть
Интервью, Образ жизни — 5 августа 2025, 13:01

«Певцы апокалипсиса не должны фантазировать, они должны бесстрастно документировать». Писательница Татьяна Замировская — о Нью-Йорке, сюре жизни и новой книге «Свечи Апокалипсиса»

В «Редакции Елены Шубиной» и «Яндекс Книгах» вышли «Свечи Апокалипсиса» Татьяны Замировской — местами уморительные и остроумные, местами трагические зарисовки из жизни дорогого свечного бутика и его единственной обитательницы Тани с 2019 по 2021 годы. В рабочую рутину девушки врываются самые колоритные типажи Нью-Йорка: туристы и бездомные, владельцы бизнесов и их ассистенты, городские сумасшедшие и просто случайные прохожие — а она безуспешно пытается им помочь. Потому что никто никому не может помочь. 

«”Свечи Апокалипсиса” читаются как пронзительно откровенное пособие по выживанию в чужой стране, как учебник терпимости и доброжелательного любопытства, как захватывающая производственная драма, как остроумная и точная энциклопедия типажей, быта и нравов», — написала о книге литературный критик Галина Юзефович.

Мы поговорили с писательницей Татьяной Замировской о ее любимом городе Нью-Йорке, границе между жизнью и литературой и об одиночестве в большом городе. Бонусом с разрешения издательства публикуем отрывок из книги «Свечи Апокалипсиса», в котором старичок рассказывает героине книги бородатый анекдот, а нетерпеливый посетитель пытается вломиться в магазин во время перерыва.
Обложка книги Татьяны Замировской
#INSERT_ARTICLE#

Заходит высокий пожилой белый мужчина, интересуется ценой свечек. Потом спрашивает: 

— Вы из Польши? 

Я (задумчиво): 

— Нет. Но вы почти угадали акцент. Я из Беларуси. Это рядом. 

Мужчина (с гордостью): 

— Минск? Я: — Да, Минск. Надо же, вот вы знаете Минск. Вы там были, что ли? 

— Нет. Не был. Но я знаю. 

— Да, это круто. Мало кто знает Минск. Обычно если знают, то те, кто там был. Но они после этого предпочли бы не знать. 

— А я знаю, потому что бываю в Варшаве иногда. Еще я знаю, что вы в Беларуси в основном говорите по-русски, да? 

— Ну, я говорю на русском и белорусском. Это удобно. Например, я понимаю польский прекрасно, потому что знаю белорусский. Но говорить по-польски не могу. То есть Беларусь — это такое пространство между. 

Мужчина (с еще большей гордостью): 

Есть отличная старая европейская шутка про Польшу и это вот «пространство между». Знаете ее? Нет? Это известная старая шутка, классическая! Короче, один человек едет из Москвы в Париж впервые в жизни. А второй едет из Парижа в Москву тоже впервые. Оба экспресса «Москва — Париж» и «Париж — Москва» останавливаются ночью в Варшаве. И вот парижанин выходит на варшавский вокзал, оглядывается и думает: все как я и думал, ну и дыра же эта Москва, какая вокруг срань, вот правильно меня предупреждали. А москвич выходит, оглядывается и думает: ah, que c’est beau, Paris! («ах, как прекрасен Париж!»).

#вернусьчерезпятьминут 

Отошла на пять минут набрать новых свежих свечей в дальнюю комнату-кладовку, повесив на дверь рукописную табличку «Вернусь через 5 минут». Пока нахожусь в кладовке, слышу, как кто-то довольно увесисто бьется в дверь, наваливается на нее, давит. Дверь не поддается. Еще один удар и еще. Подозреваю, что в магазин пытается ворваться слепой человек, который не видит табличку, ну или кто-то на улице загорелся и хочет, чтобы я потушила его огнетушителем, это серьезная причина, поэтому выхожу. Огнетушитель у меня есть к тому же. Вижу здорового мужика с грустной полосатой бойцовой собакой. Открываю им дверь, участливо спрашиваю: 

— Все в порядке? Мне нужен был перерыв пять минут. Вы не видели табличку? 

— Видел. Я подумал, может быть, уже можно. 

— Но дверь-то закрыта была. 

— Так вам нужно больше времени? Мне подождать? 

— Нет, мне уже не нужно. Я чисто из интереса хочу узнать, почему вы пытались войти в магазин, если он был закрыт и вы видели табличку. 

— Я не знал, прошло ли уже пять минут! 

Хорошо, мужик, я тебя поняла. Я больше не буду вешать табличку «вернусь через пять минут». Я сделаю табличку «Магазин ЗАКРЫТ на пять минут в 2:40 и БУДЕТ ОТКРЫТ через пять минут в 2:45». Может быть, так будет понятнее и люди не будут биться в закрытую дверь. 

Но что-то мне подсказывает, что нужно что-то еще. Что-то еще.

Татьяна Замировская
#INSERT_ARTICLE#

Привет! Спасибо большое, что уделила нам время. В пресс-релизе ты пишешь, что создала персонажа, через которого рассказываешь истории в этой книге — что-то вроде «вспомогательной идентичности». Отсюда первый вопрос: как ты сама отделяешь себя от этого персонажа? Где проходит граница?

Я его создала не для книги, а скорей для выживания — я никогда не подумала бы, что мне придется работать вначале продавцом в лакшери-бутике, а потом еще и единственным работником всея бутика — и менеджером, и продавцом, и специалистом по связи с корпоративными клиентами! Чтобы не сойти с ума, я представила, что это такая роль, как в кино, и я ее играю, — и вот так я стала персонажем. Потом я увидела, что все, кто ко мне приходит купить свечку за пару сотен долларов, — тоже отыгрывают персонажей: кто заикающегося полицейского, кто известного финансиста, кто знаменитого писателя…  

Все тут кого-то играют, это же Нью-Йорк!
#INSERT_ARTICLE#

И когда я это поняла, я каждый день, наверное, ходила в этот бутик как на большую сцену! Еще, оказывается, продавец бутика — это очень перформативная профессия, что для меня как для художника и студентки арт-магистратуры оказалось просто целительно — постоянно какие-то устраиваешь шоу-презентации в сиянии софитов, что-то в этом было чарующее. А я-автор в этой ситуации была просто человеком, который это все записывал за персонажами — я все-таки по профессии именно журналист, а не писатель, поэтому дело журналиста — бесстрастно и без выражения отношения к происходящему записывать все, что видишь. Ну, конечно, меня еще работа в белорусских независимых СМИ научила работать с окружающей хтонью и сюрреализмом — ничего не надо оценивать! Просто все записываешь как есть — и уже получается немножко Беккетт, и Линч, и Йоргос Лантимос, не надо даже придумывать ничего. Певцы апокалипсиса не должны фантазировать, они должны бесстрастно документировать — и я-автор именно бесстрастно документировала, пока я-персонаж впадала в ступор от невозможности никому помочь.

Было ли такое, что во время пребывания в этом бутике ты чувствовала, что реальность начинает подчиняться литературе, а не наоборот? Было ли ощущение, что живешь внутри текста или даже ситкома, как в «Книжном магазине Блэка»?

Я со временем почти поверила, что мы таки живем в симуляции, потому что моему персонажу задавались очень уж сериальные ходы, прямо невозможные для реальной жизни и годящиеся только для наработок такого, знаете, оголтелого молодого сценариста, который мечтает написать крутой ситком про Нью-Йорк. Потом я прочитала книжку Дэвида Чалмерса о том, что мы живем в симуляции, и поняла — да, точно. Поэтому у меня не было ощущения, что реальность подчиняется литературе, скорей было подобное ощущение более высокого порядка — о том, что она подчиняется не нашей дурацкой смешной маленькой человеческой литературе, а какой-то более глобальной, высшего уровня литературе, в том смысле, что мир как-то задуман, что он как-то где-то прописан, что это все некая метадокументация в тонких мирах, к которым у нас пока доступа нет. 

Кстати, «Книжный магазин Блэка» мне не нравился никогда, и вообще подобные персонажи — хмурые циничные мужики, которые типа такие очаровательные и киношные — мне несимпатичны. Еще и потому, что, если попробовать выдать такого же персонажа-женщину (хотя моя героиня, конечно, не циник, а пребывающий в ужасе тревожный метафизик — но некоторым читателям блога с какой-то дури показалось, что это у нас записки мизантропа), ее тут же невзлюбят. 

Неприветливая женщина за прилавком — профнепригодная истеричка, а неприветливый мужик за прилавком — супергерой крутого сериала и обаяша. Не люблю такое.
#INSERT_ARTICLE#

Хотя я была очень приветливая, даже слишком. Потому что оно было реально как в кино: вау, покупатели! Вау, они несут фигню! Вау, какие все странные! Чистый восторг. Обожаю Нью-Йорк.

Кстати, ты описываешь Нью-Йорк с большим юмором, но в то же время — как пространство некой изоляции, где каждый человек — в своем коконе. Чувствовала ли ты себя в эти годы эмоционально одиноко, несмотря на контакт с сотнями людей ежедневно? 

Ну, Нью-Йорк как раз лучший город для одиноких людей, но зато поэтому в нем как-то особенно ощущаешь важность и ценность дружбы; поэтому нет, не ощущаю одиноко. Наоборот, у меня тут много друзей. А во время моей работы в бутике друзья отовсюду постоянно ко мне заходили при случае, приносили кофе и ланчи или просто забегали поболтать. У меня было такое приятное ощущение офиса, куда в любой момент может зайти друг, и это как бы легально! 

В бутике, впрочем, у меня иногда был такой «эффект контактного зоопарк», который у нью-йоркеров часто бывает — когда вы за рабочий день со столькими людьми пообщались, что уже не можете и двух слов из себя выжать в конце дня. И к вам вдруг в магазине, где уже вы сами выбираете тихо какой-нибудь лимонадик, вдруг кто-то цепляется и начинает задавать вопросы «как прошел ваш день, а что вы ищете, а как вам помочь» — и вдруг вы понимаете, что сейчас начнете рыдать, и иногда рыдаете.

Татьяна Замировская
#INSERT_ARTICLE#

Нью-Йорк в книге — отдельный персонаж. Что больше всего тебя в нем притягивает и одновременно отталкивает?

Нью-Йорк — самый любимый город в мире! Я рада, что у меня вышло написать книжку, где он, как мне кажется, живой и настоящий. И это не экзотический Нью-Йорк глазами неофита-эмигранта, о котором понаехавшие, знаете, пишут — вот как там все устроено, мы щас вам все расскажем — я такое очень не люблю (у меня с городом другой договор — я не рассказываю, как в нем все устроено, а за это он мне показывает, как в нем на самом деле все устроено!), а именно что наш любимый город, с этими его старыми итальянскими улочками и мультикультурным «котлом» культур и характеров — я его люблю всяким, даже не особо приятным, это безусловное чувство. Разве что мне не нравится, что здесь субтропики с недавних пор, куда это годится. Каждое лето плюс 35–38. С другой стороны — это город на большой воде, куча пляжей, нефиг ныть.

Ты упоминала, что начала писать эти зарисовки в блоге. Чем записи в блоге отличаются от того, что вошло в книгу?

Я как бы курировала блог, отобрав из него в книгу только то, что служит развитию сюжета и арки героини — а арка у героини стопроцентно была, и после 2020 года все более драматичная! Вначале много приходилось выбрасывать, а потом все само уже было сконцентрированное, потому что на финальном этапе блог уже писался как книжка. Плюс я добавила пару историй, которые были слишком грустные для блога — про расизм, например. И добавила пару историй более личных, где все-таки проглядывает моя идентичность писательницы и бывшей музыкальной журналистки. Еще, конечно, в блоге гораздо больше повторов — в целом эта история про повторяемость такого мучительного, однообразного сюрреального безумия — но часть повторов я оставила и в книге: мне кажется, что повторы там, как в фильмах Муратовой, несут важную эстетическую, драматическую и даже какую-то человеколюбивую составляющую.

Правда, что работа над «Свечами Апокалипсиса» помогала тебе дописывать другой роман. В чем была эта польза?

Мой мозг много работал в дефолтном режиме, а для писателя это необходимо — чтобы мозг в этом режиме некоторое время варился, и лучше чтобы каждый день. У меня этого дефолтного режима было премного — когда я расфасовывала свечи, паковала посылки, раскладывала коробки, организовывала мерчендайз на полочках, чистила зеркала, и это вот все. Поэтому роман написался легко и быстро (но не без помощи пары арт-резиденций, конечно). При этом, знаете, я работала редактором и журналистом четыре года — и вот за это время второй роман не написала! Потому что мозг все время был занят профессиональным текстовым трудом.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: пресс-служба автора
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 18:30, 23 сентября 2025
То ли «хи-хи ха-ха», то ли работа. Интервью с актером Дэниелом Барнсом
Музыка — 23 сентября, 18:30
«Все решено», jealousy, jealousy, «Пыяла» и party 4 u. Музыкальные эры Саши Теслонда
Новости, Новости — 23 сентября, 17:17
«Сбер» создал первое в России умное кольцо
Новости, Новости — 23 сентября, 16:05
Ученые смогли вырастить чай в лунной почве
Новости, Новости — 23 сентября, 14:30
Победителем «Интервидения» стал вьетнамский певец Дык Фук
Новости, Новости — 23 сентября, 14:15
Ким Кардашьян выпустила коллаборацию с Nike
Новости, Новости — 23 сентября, 13:00
Волан-де-Морта в сериале «Гарри Поттер» может сыграть женщина
Новости, Новости — 23 сентября, 11:50
В России запустился книжный кластер «Смысловая 226»
Бизнес — 22 сентября, 21:05
«Пятнадцать лет назад словосочетание “российский дизайнер” звучало иронично»: сессии BRICS+ Fashion Summit в цитатах ее участников
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 22 сентября, 19:00
В Москве началось строительство Бирюлевской ветки метро
Новости, Новости — 22 сентября, 18:10
Миа Васиковска и Завьер Сэмюэл сыграют в сериале «Убийства: Станция Пэрриш»
Новости, Новости — 22 сентября, 17:10
«Давай бояться вместе»: группы hehehe и ХОХМА выпустили трек «Выключай»
Новости, Новости — 22 сентября, 16:20
Кристофер Нолан возглавил Гильдию режиссеров США
Новости, Новости — 22 сентября, 15:00
Памела Андерсон открыла продюсерскую компанию
Новости, Новости — 22 сентября, 14:25
«Кто не спрятался, я не виновата»: Glukoza презентовала новый трек
Новости, Новости — 22 сентября, 13:50
Новый фильм Кирилла Серебренникова получил трейлер
Новости, Новости — 22 сентября, 11:55
vestfalin представил «π сад» — третий сингл с нового альбома
Новости, Новости — 20 сентября, 12:00
Смотрим тизер байопика о группе «Сектор Газа» с Никитой Кологривым
Образ жизни — 20 сентября, 10:06
Архитектура отчуждения. Как Хидэтака Миядзаки создает враждебные к человеку города
Новости, Новости — 19 сентября, 20:30
В Spotify теперь можно слушать музыку в любом порядке. Даже без подписки
Новости, Новости — 19 сентября, 19:15
Вышел новый трейлер «Иллюзии обмана 3»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 19 сентября, 18:45
Карди Би дропнула альбом Am I the Drama?
Новости, Новости — 19 сентября, 18:00
На аукцион выставили Apple-1 — раритетный компьютер в деревянном корпусе
Новости, Новости — 19 сентября, 16:50
Мадонна выпустит новый альбом в 2026 году
Новости, Новости — 19 сентября, 15:15
В США проведут тур Уитни Хьюстон с помощью нейросети
Новости, Новости — 19 сентября, 14:15
Dr. Martens сделают коллекцию с «Уэнсдэй»
Новости, Новости — 19 сентября, 13:30
В Zoom появятся реалистичные ИИ-аватары для видеоконференций
Новости, Новости — 19 сентября, 12:15
Thomas Mraz выпустил «Дождь» — первый сингл с нового альбома
Новости, Новости — 18 сентября, 18:45
«Союзмультфильм» выпустит аниме по мотивам «Чайки» Чехова
Новости, Новости — 18 сентября, 17:30
В Москве пройдет фестиваль японской культуры HINODE
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы