Развернуть Свернуть
Обзоры, Кино — 5 июня 2025, 19:50

Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»

Джош О'Коннор и абстрактное искусство. Джош О'Коннор и ящик воска. Гипнотические загулы Джоди Фостер и хроники венецианского пьянства. Антон Фомочкин продолжает рассказывать об увиденном на Каннском кинофестивале

18+

«История звука», реж. Оливер Херманус

Лайонел (Пол Мескал) видел музыку с малых лет: ее форму и цвет, текстуру и вкус. Папа воспитывал его на фолке — других мелодий в родной кентуккийской глуши не водилось, потому слух юноши был натренирован на задушевность. Домашнюю благоговейность золотого стандарта посиделок на крыльце годы спустя Лайонел трепетно вспомнил в бостонском баре, когда заметил, как песню родом из его детства наигрывает студент-композитор Дэвид (Джош О'Коннор). Сначала они поочередно играли на одном инструменте. Затем накрепко сдружились. Дэвид ушел на Первую мировую. Лайонел вернулся к родителям. Встретившись вновь, они пошли по деревням писать фолк на восковые цилиндры и делить палатку на двоих. Жизнь продолжалась и дальше, но ничего важнее этого научно-познавательного трипа в их судьбах будто бы и не случилось. 

Джош О'Коннор
Пол Мескал
#INSERT_ARTICLE#

Вскоре выяснится (для перфект мэтча), что Дэвид тоже не остался без сверхспособностей — фотографическая память позволяет ему держать в уме не только библиотеку классических концертов, но и всеамериканский фолк-фонд. Как пользоваться таким «даром богов» (так в кадре называют слуховую чувствительность Лайонела), кажется, никак не могут взять в толк не только герои, но и режиссер Херманус. Для столь сенситивного в теории фильма упомянутые в прологе особенности музыкального восприятия мира остаются лишь прозаическими вводными. Что Лайонел, что Дэвид с тем же успехом могли бы левитировать или высекать искру взглядом (друг на друга), аналогично позволяя зрителю принять это на веру

#INSERT_ARTICLE#

Херманус не заморачивается сложносочиненной звуковой партитурой или другой уместной авторской хитростью, манипулятивно полагаясь (что и так сойдет) на то, что вовлеченно шмыгать носом зрители будут от одного понурого вида артиста Мескала. Единственный эпизод, хоть как-то намекающий на концептуальную «окрашенность» звука, — это утешительные танцы Лайонела на фоне пылающего и трескучего костра. Все промежуточные привалочные штопания носок и афористичные разговоры о тоске (обострившейся депрессии Дэвида тоже уделено преступно мало места в этом походном мешке) оказываются чересчур зябкими и робкими для броманса, обещанного фразой «пиши, шли шоколад, не умирай». Рассуждая о философии фолка, один из персонажей подмечает, мол, можно грустить или же спеть об этом — в случае «Звука» что-то не заладилось и с ритмом, и с чувством.

«Вдохновитель», реж. Келли Райхардт

1970-е. На семейном променаде по музею Фрамингема (Массачусетс) пытливый доходяга Джей Би (Джош О'Коннор) задумывает дельце. Пару дней спустя он намечает своим подельникам безупречный план по краже четырех полотен абстракциониста Артура Дава — угон машины, привлечение ненадежной помощи со стороны, чулки на головах. Что может пойти не так?

Райхардт — режиссер-интеллектуал тонкой душевной организации… Что не отменяет монотонного буквоедства даже в пересказе анекдотов про маленького человека. Ее деконструктивные опусы (называем жанр, добавляем приставку «анти») в разы любопытнее прокручивать в голове, учитывая всю ироническую и контекстуальную палитру нюансов, нежели наблюдать за необязательными длиннотами воочию. На словах все это остроумно, неглупо и иронично. На время ограбления Джей Би приходится сплавить сыновей в молл, выдав двадцатку на конфеты. Воришки выносят картины, неаккуратно втиснутые в мешки как пакеты из супермаркета. Школьницы в беретах лопочут по-французски, шагая вдоль музейных залов. Бумажный самолетик парит там же, чистый и невесомый, вполне сошедший бы за арт-объект. И наконец герой в томительной пятиминутной сцене транспортирует награбленное по лестнице на верхотуру амбара. Ведь сколько бы окружающие ни нудили — зачем вообще воровать абстрактное искусство, оно уж точно не легковесно, замучаешься поднимать наверх.

Джош О'Коннор
Алана Хаим
#INSERT_ARTICLE#
 

В других руках, да в 70-х, это был бы хит. Сними такой фильм сейчас еще один заправский пересборщик конструктов — Содерберг, остался бы даже нервический фоновый джаз, но в процессе обмена реплик не казалось бы, что по площадке гуляет сквозняк. Чудесный и затмевающий необаятельную массовку О'Коннор старательно играет шестерку, решившую, что она шальная карта. Когда его рука в первой сцене движется к выдвижной полке диорамы и солдатикам по периметру, герой не предполагает, что соразмерная ладонь сардонического рока тянется по его душу. Оригинальное название mastermind — издевательство чистой воды, и британец талантливо интерпретирует противоположность другому своему, куда более романтическому персонажу от мира искусства из «Химеры» Рорвахер. Другое дело, что там все шло от сердца и фильм хотелось скрыть от чужих глаз из-за его невозможной красоты (как главному герою голову статуи богини Кибелы), а здесь — авторское горе от библиотечного ума. 

«Частная жизнь», реж. Ребекка Злотовски

Обеспокоенная тем, что ее многолетняя пациентка Пола (Виржини Эфира) пропустила уже три сеанса, психотерапевт Лилиан Штайнер (Джоди Фостер) узнает, что женщина разом наглоталась всего, что ей прописали, и умерла. Муж-истерик (Матьё Амальрик), винит во всем сессии. Дочь (Луана Баджрами) предполагает, что Пола оставила некое послание на записке. Лилиан же, нечаянно втянувшись в суть дела, начинает подозревать убийство.

Тоже «анти» (в этом случае — детектив), только неистовый творческий задор режиссера Злотовски работает на движке открывающей фильм нетленки Psycho Killer группы Talking Heads. Потому дедуктивное самокопание доктора Штайнер исполнено подросткового, почти что панковского (со скидкой на психоаналитический академизм) бунтарства. В путь-дорогу за главным подозреваемым (Амальрик злобно зыркает и в очередной раз шастает в кадре в чем мать родила) Лилиан выдвигается не одна. Неловкую слежку психотерапевта видно за версту, так что к играм в комиссара Мегрэ спонтанно присоединяется напарник, все еще влюбленный в героиню бывший муж Габриэль (Даниэль Отой). 

Джоди Фостер
Джоди Фостер и Виржини Эфира
#INSERT_ARTICLE#
 

Лилиан, которую едва ли может растрогать даже младенец-внук, неожиданно для себя начинает лить слезы. Кап-кап — как началось в автобусе, окропив случайного пассажира, так и продлилось весь день. Эмоционально увядающая пациентка была небезразлична Штайнер, но по ней ли спонтанный плач? Ручейки из глаз Лилиан — следствие загадки уже ее (а не чьей-то там) частной жизни, очерствевшей в бесконечной практике. Она всегда знает все лучше пациентов, но утрата Полы открывает нечто неведомое — то, за чем тянется дуэт горе-детективов, которые на радостях в перерывах жмутся друг к другу что во времена первой любви. Фоном — мокрый осенний Париж. Габриэль, будучи из тех мужчин, что тяжело вздыхают, но без вопросов делают, щелкает один рыцарский жест за другим. Лилиан же, пробуждаясь от затянувшегося сна в кресле частной практики, начиная слышать, а не слушать (через диктофонные записи). Фильм Злотовски в своем гипнотическом запале рад обманывать. Ведь лукаво наше подсознание и не менее изменчива жизнь. Вот флик в участке рассказывает, что у него сверхнюх. Вот в дискурсе появляется слово «диббук» (злой дух из еврейского фольклора, который, по легенде, вселяется в человека и управляет им. — Прим. SRSLY), и кажется, что в деле ухмыляется чертовщина. Вот кто-то царапает Лилиан автомобиль и выворачивает ее архив. Вот звучит Малер. К чему бы? Злотовски не без удовольствия подытоживает, что не важно. Просто хорошо, когда все внутри обостряется и не хочется делать потише Talking Heads

«На посошок», реж. Франческо Соссаи

Тандем выпивох среднего возраста Карлобьянки (Серджио Романо) и Дариано (Пьерпаоло Каповилла) слоняется по Венеции и окрестностям с остановками на стаканчик-другой, высматривая своего плутоватого друга юности, который вернулся на родину, набедокурив в Аргентине, где скрывался около двадцати лет. Между n-дцатым и n-дцатым баром друзья встречают группу студентов-архитекторов, выбирают самого застенчивого (Филиппо Скотти) и предлагают ему выпить, после клятвенно обещая отвести домой.

Филиппо Скотти
Серджио Романо, Филиппо Скотти и Пьерпаоло Каповилла
#INSERT_ARTICLE#

Так они ехали до Местре (10 минут на поезде) несколько дней. Не только потому, что итальянцы не торопятся, просто Карлобьянки и Дариано познали секрет вечной юности. Со стороны они, конечно, выглядят как запылившиеся артефакты локальной барной стойки, просто оба слишком стары, чтобы взрослеть, потому и не парятся. От всех экзистенциальных печалей парочку спасает эйфорическая философия «последней стопки». Когда заваливаешься куда-то ради того, чтобы опрокинуть стаканчик на дорожку, на сердце становится так хорошо и спокойно — ведь впереди удовольствие остановки перед важным делом. Таковых, правда, бывает не слишком много, потому одна «последняя» переходит в другую где-нибудь еще. Подобная жизнь «на дорожку» аккумулирует дух авантюризма. Когда Карлобьянки и Дариано встретят своего друга детства, то увидят рыхлого и скучного дядю с пакетом из супермаркета. Не чета сибаритствующим подросткам в телах потрепанных дядь.

#INSERT_ARTICLE#

«На дорожку» — абсурдистско-запойный фильм о том, как большинство итальянцев застряли в лимбе локального эпикурейства, не замечая, что они теряют страну в ее каноническом обличии. Особняки сносят ради автострад. Старые добрые заведения закрываются. Даже место с треклятым кладом, и то заложили фундаментом очередного новостроя. Все меняется, пока Дариано и Карлобьянки проводят вечера, следуя своему питейному маршруту. Юный архитектор Джулио, наоборот, способен видеть — ведь чувствует, что влюбленность в однокурсницу для него неразрывна от восторгов своим старшим и заслуженным коллегой Карло Скарпой (книжку о котором он все время тащит за собой в подарок девушке). Шагая вдоль работ маэстро, герой замечает и свет, и магию, и перспективу. Может, раскрывшийся и раскрепостившийся в общении с Карлобьянки и Дарио романтик Джулио и сохранит Италию, страну хрупкую, что ее саморучно нарисованная и склеенная из бумажек в закусочной карта.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма «История звука»
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Пол
Мескал
Читайте также
Интервью — 13:00, 5 сентября 2025
«Я будто пришла из отпуска в офис, где все пашут». Интервью с Марьяной Романовой
Новости, Новости — 5 сентября, 13:00
Why Do It? Nike анонсировал новый слоган
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 5 сентября, 11:40
Apple выпустит собственный поисковик на основе ИИ
Новости, Новости — 5 сентября, 10:30
Майки Мэдисон назначена амбассадором Dior
Новости, Новости — 4 сентября, 17:21
Анджелина Джоли сыграет в экранизации книги «Тревожные люди» Фредрика Бакмана
Новости, Новости — 4 сентября, 16:00
Марго Робби и Джейкоб Элорди в тизере «Грозового перевала»
Новости, Новости — 4 сентября, 14:40
У игры Call of Duty появится экранизация
Новости, Новости — 4 сентября, 13:10
Объявлено, когда выйдет сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри»
Новости, Новости — 3 сентября, 19:00
«Мы за тобой следим». Вышел тизер-трейлер сериала «Тоннель» с Елизаветой Боярской и Сергеем Гилевым
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 3 сентября, 18:30
На «Хлебозаводе № 9» пройдет фестиваль DIY-искусства, моды и музыки
Новости, Новости — 3 сентября, 17:30
Post Malone представил дебютную коллекцию одежды
Новости, Новости — 3 сентября, 16:00
Crocs выпустил чехлы для смартфонов в виде знаменитых сабо
Новости, Новости — 3 сентября, 13:40
Анна Пересильд в трейлере музыкального фильма «Алиса в Стране Чудес»
Новости, Новости — 3 сентября, 12:30
Смотрим трейлер «Дома Гиннесса» — сериала от создателя «Острых козырьков»
Кино — 2 сентября, 21:35
Короче, часть четвертая: бойцовский клуб Верника, бесконечный Дед Мороз и autumn blues
Новости, Новости — 2 сентября, 17:45
Вышла книга по мотивам мультсериала «Колдуй отсюда»
Новости, Новости — 2 сентября, 17:10
Начались съемки «Звездных войн» с Райаном Гослингом в главной роли
Новости, Новости — 2 сентября, 15:30
Новый роман Пелевина получил название и дату выхода
Новости, Новости — 2 сентября, 13:00
Disney анонсировал Hexed — мультфильм о мальчике с магическими способностями
Новости, Новости — 2 сентября, 11:40
Объявлена дата премьеры «Ледникового периода 6»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 2 сентября, 10:25
Трансляция музыки и приложение для стикеров: вышло обновление Telegram
Образ жизни — 1 сентября, 21:40
Что бы почитать? «Сломленная», «Зачем философствовать?», «Лысая» и другие новые книги
Новости, Новости — 1 сентября, 18:15
«Только не музыка, мама»: TERELYA дропнула сингл «Снова права»
Новости, Новости — 1 сентября, 17:25
Появились характер-постеры сериала «Олдскул» с Марией Ароновой
Новости, Новости — 1 сентября, 16:30
Вышел трек Beautiful Boys «Розы в грязи»
Новости, Новости — 1 сентября, 15:45
SODA LUV выпустил новый альбом -5LUV5
Новости, Новости — 1 сентября, 13:30
Искусственный интеллект и локальная мода: как прошел BRICS+ Fashion Summit
Кино — 30 августа, 13:31
Ну, посмотрим. «Орудия», «Супермен», «Фантастическая четверка: Первые шаги», F1, «Голый пистолет», «Мир юрского периода: Возрождение»
Новости, Новости — 29 августа, 16:02
Вертикальные сериалы длиной в минуту набирают популярность
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы