Обзоры, Кино — 16 сентября 2024, 18:26

81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»

Дитя природы Калеб Лэндри Джонс. Семейный фотоальбом бразильских репрессий. «Ох уж эти детки» Хармони Корина. Антон Фомочкин завершает рассказ о некоторых премьерах свежепрошедшего 81-го Венецианского кинофестиваля.

«Вторжение младенцев» (Baby Invasion)

На наших глазах группа сетевых товарищей осваивает завирусившуюся по ту сторону легального интернета игру «Вторжение младенцев», в которой банда отъехавших рецидивистов с мордами карапузов (сгенерированных ИИ), разъезжает по веб-Майами, обнося буржуазные особняки и избавляясь от их хозяев. Только вот интерфейс предполагает детализацию столь подробную, что…

Кадры из фильма «Вторжение младенцев»
#INSERT_ARTICLE#

Хармони Корин strikes back. Как и Aggro Dr1ft, «Вторжение» фиксирует то, что виртуальная реальность необратимо синтезировалась с нашей, а насилие нормализировалось настолько, что самое пугающее в фильме — не истязания обеспеченных домочадцев, а человеческие тела, накрытые простынями. Летсплей из недр даркнета (в самом инфернальном смысле) параллелится с падением в кроличью нору, анонсированным закадровым голосом и сопровождаемым стоковыми проекциями с извечно торопливым другом Алисы, позаимствованным из ближайшего зоомагазина. Но Страна чудес — куда ни глянь, что в VR-очках, что без них. Наигравшиеся во «Вторжение» неизбежно путают берега, будучи не в силах покинуть внутреннюю бэйби-свору. Так и зрителю на финальных титрах окажется сложно отделаться от всей этой кроличьей диалектики, как когда-то от фразы Make it, make it, don’t fake it из «Трахальщиков мусорных бачков» (2009) — все же Корин тот, кто возвел catchphrase в искусство.

#INSERT_ARTICLE#

Фильм обрамляет флеш-интервью с травмированной игрой девушкой — и для неподготовленных «Вторжение» тоже может обернуться моральным уроном. Грабители собираются. Трясутся в фургоне. Угрожают богатеям. Вскрывают сейфы. Лутают деньги. Иногда проходят мини-квесты — по крайней мере мистер Желтый (наш лирический герой). Изредка бесчинствуют, мочась на яхты и попирая таким образом капитализм. Безмолвную, рутинную и оттого дискомфортную трудовую деятельность сопровождает пласт метатекста в виде сетки twitch-комментариев сразу на нескольких языках, включая русский. Сентенции вроде «кричащие детки, но с милой энергией» или «все, что я вижу это Бог в симуляции», делают пласт интертекста богаче, чем в большинстве фильмов Венецианского конкурса (там же, помимо кроликов, почему-то часто упоминают арбузы). Как гласила другая мудрость из чата: «жизнь — это метафорический зоопарк» — об этом всю жизнь снимал и Корин, на этот раз рассматривая в вольере камуфляжные фигуры с лицами младенцев из рекламы подгузников. Если «Агро Дрифт» концептуально прокатывался в стриптиз-барах, то «Вторжение» должно стать хитом залов игровых автоматов.

«Жатва» (Harvest)

Спозаранку половинчатый изгой (с ним вроде как считаются, но все равно осуждают) местной деревушки Уолтер Тирск (Калеб Лэндри Джонс, «Догмэн», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») ежедневно выходит лобызать природу. Собирает насекомых, щупает древесную кору, купается голышом — словом, всячески растворяется в ландшафте, не брезгуя отведать и сырой земли. Сельскую идиллию нарушает пожар (кто-то спалил амбар в поселении), недобрым знамением предвещающий появление владельца угодий Джордана (Фрэнк Диллэйн, «Змей в Эссексе»), до того на долгие годы делегировавшего руководство своему тюфяку-кузену Кенту (Гарри Меллинг, «Ход королевы», «Дьявол всегда здесь»). Золотые, что колосящаяся рожь здешних полей деньки, подошли к концу.

Кадры из фильма «Жатва»
#INSERT_ARTICLE#

Затянувшиеся британские каникулы гречанки Афины Рахель Цангари («Тригонометрия») буквально закончились топтанием на общем месте. «Жатва» настолько обтекаемая метафора всего на свете — модели общества, социальной (не)покорности, etc. — что, несмотря на былые таланты режиссера («Аттенберг», «Шевалье»), из индивидуальности у картины есть лишь изображающий жертвенную пассивность артист Джонс, готовый вытворять всякую природно-слиятельную дичь сверхурочно. При всех иносказательных амбициях получается спецвыпуск телепередачи «Сельский час» (с плашкой «их нравы»), который на кой черт снимал ведущий оператор американского независимого кино Шон Прайс Уильямс («Хорошее время», «Нежный восток»). 

Обещанная названием грядущая жатва — не только фактическая, но и фигуральная. Простому люду нужно шоу, потому в колодках показательно пленят двух случайных чужаков, а их спутницу обривают, что овцу. По той же логике недоверчиво буллят косматого Уолтера за дружеские вайбы с Кентом и общую блаженность. Но любые представления носят иерархический характер, и вместо сбора урожая на потеху Джордану срежут надменных крестьян, чтобы расчистить поляну под скот. Сама деревня вроде бы находится под Шотландией, но Тирск говорит с вычурно славянским акцентом, а Уильямс будто бы ориентируется на изобразительную традицию фламандцев

В авторской непоследовательности «Жатвы» нет манящей недосказанности, только поверхностно-невнятная вариация всех тропов, присущих исследующим нравы драмам о жестокосердности коммун.
#INSERT_ARTICLE#

В этом краю с детства принято биться головой о валуны, чтобы не забывать свое место, и Цангари, подобно одной из таких подросших и прибитых девочек, просто возит ладьей по шахматной доске сшибая остальные фигуры. Не из анархических настроений, а от бессилия. 



#INSERT_ARTICLE#

«Я все еще здесь» (Ainda Estou Aqui)

1970. Рождество в Рио проходит на пляже. Взрослые плещутся в прибрежных волнах. Девочки втирают в кожу колу. Бродячий пес путается под ногами волейболистов-любителей. Вскоре щенячий беспризорник найдет свой приют в доме семейства Пайва, куда его на руках принесет самый младший член семьи. Как-то под праздники несколько неприветливых мужчин придут за главой клана Рубеном (Селтон Мелло, «Свалка», «Механизм») — инженером, обвиненном в революционных связях. Отец находчиво пообещает вернуться к суфле, но пройдет день-другой и в след за ним заберут его супругу Юнис (Фернанда Торрес, «Говори мне о любви») и их старшую дочь. Пройдет Рождество. Неделя. Месяц. Год. Еще долго Бразилию, как и несколько лет до того, будет лихорадить диктатура. Рубена же так и продолжат ждать дети, но не Юнис.


Для вхожего (еще мальчишкой) в дом Пайвы режиссера Уолтера Саллеса («На дороге», «Че Гевара: Дневники мотоциклиста») репрессивные гематомы на теле этой истории — то же, что поразившая ветви могучего семейного древа болезнь, или же плесень, окутавшая стены роскошного гнездышка в двух минутах от пляжа. «Я все еще здесь» — далеко не тот застеночно-пыточный фильм, который можно представить, ориентируясь на предпосылки трагедии Юнис и Рубена. Будет и больно, и грустно, и светло, но не только от мученических тягот, выпавших на их долю. Перспектива покинуть тот порог, через который столько раз ты перепрыгивал после игры в волейбол или же переступал с собакой на руках, предвкушая, что родители согласятся ее оставить, — такая же незажившая рана для Юнис и ее детей, как и те несколько дней, когда чужие люди остались у них в гостиной, а от папы не было звонков.

Кадры из фильма «Я все еще здесь»

Это нежный и трепетный портрет объятых заботой нескольких поколений семьи, отраженный в объективе, — именно развитие фототехники, способной запечатлеть счастливые (и не очень) деньки, является едва ли не центральным лейтмотивом фильма, будучи противопоставленным всему подавляющему злу, что Бразилия в случае Рубена отказывалась признать до середины девяностых. Сначала пленка. Затем, в девяностых, цифра. К середине десятых уже сохраненный на SD-карту смартфона снимок семьи в интерьере. «Я все еще здесь» — попытка разобраться в тех вещах, что позволяют нам жить и помнить несмотря ни на что. Коробка для фотоснимков. Молва о «Фотоувеличении» (1966) Антониони, на который стоило бы сходить в 1970-м. Постер группы T.Rex и аккуратные горки других пластинок. Папина рубашка, в которую так классно зарываться, выжидая его камбэка. Или молочный зуб малютки-дочери, который чудесно-прозаичным образом возвращается ей в руки, даря все те же спасительные вибрации, что и пребывание в гардеробе Рубена. В конце концов, даже перед репортерами Юнис просит детей улыбаться, ведь это всех раздражает. Этим же руководствуется и Саллес — плохие дни закончатся, останется фото, и на нем вопреки всему нужно быть счастливыми


#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма «Жатва»
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 19:40, 20 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
Музыка — 13 ноября, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Новости, Новости — 13 ноября, 10:55
Искренняя жажда коннекшена, романтизация всего и мейнстрим: Spotify выпустил ежегодное исследование Culture Next о музыкальных привычках зумеров
Новости, Новости — 12 ноября, 19:34
Нурлан Сабуров стал лицом коллаборации VK и бренда F | ABLE
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих