Обзоры, Кино — 16 сентября 2024, 18:26

81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»

Дитя природы Калеб Лэндри Джонс. Семейный фотоальбом бразильских репрессий. «Ох уж эти детки» Хармони Корина. Антон Фомочкин завершает рассказ о некоторых премьерах свежепрошедшего 81-го Венецианского кинофестиваля.

«Вторжение младенцев» (Baby Invasion)

На наших глазах группа сетевых товарищей осваивает завирусившуюся по ту сторону легального интернета игру «Вторжение младенцев», в которой банда отъехавших рецидивистов с мордами карапузов (сгенерированных ИИ), разъезжает по веб-Майами, обнося буржуазные особняки и избавляясь от их хозяев. Только вот интерфейс предполагает детализацию столь подробную, что…

Кадры из фильма «Вторжение младенцев»
#INSERT_ARTICLE#

Хармони Корин strikes back. Как и Aggro Dr1ft, «Вторжение» фиксирует то, что виртуальная реальность необратимо синтезировалась с нашей, а насилие нормализировалось настолько, что самое пугающее в фильме — не истязания обеспеченных домочадцев, а человеческие тела, накрытые простынями. Летсплей из недр даркнета (в самом инфернальном смысле) параллелится с падением в кроличью нору, анонсированным закадровым голосом и сопровождаемым стоковыми проекциями с извечно торопливым другом Алисы, позаимствованным из ближайшего зоомагазина. Но Страна чудес — куда ни глянь, что в VR-очках, что без них. Наигравшиеся во «Вторжение» неизбежно путают берега, будучи не в силах покинуть внутреннюю бэйби-свору. Так и зрителю на финальных титрах окажется сложно отделаться от всей этой кроличьей диалектики, как когда-то от фразы Make it, make it, don’t fake it из «Трахальщиков мусорных бачков» (2009) — все же Корин тот, кто возвел catchphrase в искусство.

#INSERT_ARTICLE#

Фильм обрамляет флеш-интервью с травмированной игрой девушкой — и для неподготовленных «Вторжение» тоже может обернуться моральным уроном. Грабители собираются. Трясутся в фургоне. Угрожают богатеям. Вскрывают сейфы. Лутают деньги. Иногда проходят мини-квесты — по крайней мере мистер Желтый (наш лирический герой). Изредка бесчинствуют, мочась на яхты и попирая таким образом капитализм. Безмолвную, рутинную и оттого дискомфортную трудовую деятельность сопровождает пласт метатекста в виде сетки twitch-комментариев сразу на нескольких языках, включая русский. Сентенции вроде «кричащие детки, но с милой энергией» или «все, что я вижу это Бог в симуляции», делают пласт интертекста богаче, чем в большинстве фильмов Венецианского конкурса (там же, помимо кроликов, почему-то часто упоминают арбузы). Как гласила другая мудрость из чата: «жизнь — это метафорический зоопарк» — об этом всю жизнь снимал и Корин, на этот раз рассматривая в вольере камуфляжные фигуры с лицами младенцев из рекламы подгузников. Если «Агро Дрифт» концептуально прокатывался в стриптиз-барах, то «Вторжение» должно стать хитом залов игровых автоматов.

«Жатва» (Harvest)

Спозаранку половинчатый изгой (с ним вроде как считаются, но все равно осуждают) местной деревушки Уолтер Тирск (Калеб Лэндри Джонс, «Догмэн», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») ежедневно выходит лобызать природу. Собирает насекомых, щупает древесную кору, купается голышом — словом, всячески растворяется в ландшафте, не брезгуя отведать и сырой земли. Сельскую идиллию нарушает пожар (кто-то спалил амбар в поселении), недобрым знамением предвещающий появление владельца угодий Джордана (Фрэнк Диллэйн, «Змей в Эссексе»), до того на долгие годы делегировавшего руководство своему тюфяку-кузену Кенту (Гарри Меллинг, «Ход королевы», «Дьявол всегда здесь»). Золотые, что колосящаяся рожь здешних полей деньки, подошли к концу.

Кадры из фильма «Жатва»
#INSERT_ARTICLE#

Затянувшиеся британские каникулы гречанки Афины Рахель Цангари («Тригонометрия») буквально закончились топтанием на общем месте. «Жатва» настолько обтекаемая метафора всего на свете — модели общества, социальной (не)покорности, etc. — что, несмотря на былые таланты режиссера («Аттенберг», «Шевалье»), из индивидуальности у картины есть лишь изображающий жертвенную пассивность артист Джонс, готовый вытворять всякую природно-слиятельную дичь сверхурочно. При всех иносказательных амбициях получается спецвыпуск телепередачи «Сельский час» (с плашкой «их нравы»), который на кой черт снимал ведущий оператор американского независимого кино Шон Прайс Уильямс («Хорошее время», «Нежный восток»). 

Обещанная названием грядущая жатва — не только фактическая, но и фигуральная. Простому люду нужно шоу, потому в колодках показательно пленят двух случайных чужаков, а их спутницу обривают, что овцу. По той же логике недоверчиво буллят косматого Уолтера за дружеские вайбы с Кентом и общую блаженность. Но любые представления носят иерархический характер, и вместо сбора урожая на потеху Джордану срежут надменных крестьян, чтобы расчистить поляну под скот. Сама деревня вроде бы находится под Шотландией, но Тирск говорит с вычурно славянским акцентом, а Уильямс будто бы ориентируется на изобразительную традицию фламандцев

В авторской непоследовательности «Жатвы» нет манящей недосказанности, только поверхностно-невнятная вариация всех тропов, присущих исследующим нравы драмам о жестокосердности коммун.
#INSERT_ARTICLE#

В этом краю с детства принято биться головой о валуны, чтобы не забывать свое место, и Цангари, подобно одной из таких подросших и прибитых девочек, просто возит ладьей по шахматной доске сшибая остальные фигуры. Не из анархических настроений, а от бессилия. 



#INSERT_ARTICLE#

«Я все еще здесь» (Ainda Estou Aqui)

1970. Рождество в Рио проходит на пляже. Взрослые плещутся в прибрежных волнах. Девочки втирают в кожу колу. Бродячий пес путается под ногами волейболистов-любителей. Вскоре щенячий беспризорник найдет свой приют в доме семейства Пайва, куда его на руках принесет самый младший член семьи. Как-то под праздники несколько неприветливых мужчин придут за главой клана Рубеном (Селтон Мелло, «Свалка», «Механизм») — инженером, обвиненном в революционных связях. Отец находчиво пообещает вернуться к суфле, но пройдет день-другой и в след за ним заберут его супругу Юнис (Фернанда Торрес, «Говори мне о любви») и их старшую дочь. Пройдет Рождество. Неделя. Месяц. Год. Еще долго Бразилию, как и несколько лет до того, будет лихорадить диктатура. Рубена же так и продолжат ждать дети, но не Юнис.


Для вхожего (еще мальчишкой) в дом Пайвы режиссера Уолтера Саллеса («На дороге», «Че Гевара: Дневники мотоциклиста») репрессивные гематомы на теле этой истории — то же, что поразившая ветви могучего семейного древа болезнь, или же плесень, окутавшая стены роскошного гнездышка в двух минутах от пляжа. «Я все еще здесь» — далеко не тот застеночно-пыточный фильм, который можно представить, ориентируясь на предпосылки трагедии Юнис и Рубена. Будет и больно, и грустно, и светло, но не только от мученических тягот, выпавших на их долю. Перспектива покинуть тот порог, через который столько раз ты перепрыгивал после игры в волейбол или же переступал с собакой на руках, предвкушая, что родители согласятся ее оставить, — такая же незажившая рана для Юнис и ее детей, как и те несколько дней, когда чужие люди остались у них в гостиной, а от папы не было звонков.

Кадры из фильма «Я все еще здесь»

Это нежный и трепетный портрет объятых заботой нескольких поколений семьи, отраженный в объективе, — именно развитие фототехники, способной запечатлеть счастливые (и не очень) деньки, является едва ли не центральным лейтмотивом фильма, будучи противопоставленным всему подавляющему злу, что Бразилия в случае Рубена отказывалась признать до середины девяностых. Сначала пленка. Затем, в девяностых, цифра. К середине десятых уже сохраненный на SD-карту смартфона снимок семьи в интерьере. «Я все еще здесь» — попытка разобраться в тех вещах, что позволяют нам жить и помнить несмотря ни на что. Коробка для фотоснимков. Молва о «Фотоувеличении» (1966) Антониони, на который стоило бы сходить в 1970-м. Постер группы T.Rex и аккуратные горки других пластинок. Папина рубашка, в которую так классно зарываться, выжидая его камбэка. Или молочный зуб малютки-дочери, который чудесно-прозаичным образом возвращается ей в руки, даря все те же спасительные вибрации, что и пребывание в гардеробе Рубена. В конце концов, даже перед репортерами Юнис просит детей улыбаться, ведь это всех раздражает. Этим же руководствуется и Саллес — плохие дни закончатся, останется фото, и на нем вопреки всему нужно быть счастливыми


#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма «Жатва»
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 19:13, 18 сентября 2024
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»
Новости, Новости — 18 сентября, 19:13
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 18 сентября, 19:04
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости, Новости — 18 сентября, 17:44
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости, Новости — 18 сентября, 16:22
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости, Новости — 18 сентября, 14:42
Никита Кологривый присоединился к касту 3-го сезона «Метода»
Новости, Новости — 17 сентября, 17:11
Новая сказка и новые герои в трейлере сериала «Последний богатырь. Наследие»
Новости, Новости — 17 сентября, 15:10
Начались съемки фильма «Вниз». В главной роли — Егор Крид
Новости, Новости — 17 сентября, 13:09
Стивен Содерберг пишет книгу о создании фильма «Челюсти»
Новости, Новости — 17 сентября, 11:03
Группа «Сироткин» стала куратором нового сезона проекта «Трамплин» от «VK Музыки»
Новости, Новости — 16 сентября, 19:15
Стилизация народных песен в «Фолке» — новом альбоме группы «Звери»
Новости, Новости — 16 сентября, 17:37
«Сегун», «Медведь» и «Олененок»: названы победители «Эмми»
Новости, Новости — 16 сентября, 16:06
Прикосновение к легенде: Сергей Лазарев — о ремейке песни «Олимпиада-80»
Новости, Новости — 16 сентября, 14:00
Объявлены победители кинофестиваля в Торонто-2024
Новости, Новости — 16 сентября, 12:00
Apple проведет презентацию в октябре. На ней представят семь устройств
Новости, Новости — 16 сентября, 09:56
Глянец, гламур — наш лайфстайл. Евгений Цыганов в тизере сериала «Первый номер»
Музыка — 15 сентября, 21:15
Пламя, которое есть в каждом из нас. 15 вопросов HOLLYFLAME
Кино — 14 сентября, 23:51
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Безмолвное братство», «Наконец», «Из Могикан»
Новости, Новости — 13 сентября, 19:05
Дамиано Давид анонсировал загадочный проект Everywhere
Новости, Новости — 13 сентября, 17:15
Вышел трейлер фильма «Ученик» про молодого Дональда Трампа. В главных ролях — Себастьян Стэн и Джереми Стронг
Новости, Новости — 13 сентября, 15:37
У Федука и Элджея вышел новый фит. Это коллаб с Biicla
Новости, Новости — 13 сентября, 13:35
«Наша Russia» получит продолжение в формате фильма-мюзикла
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 сентября, 11:28
Поп-хаус и ретро-электроника: «ЛАУД» и DJStonik1917 выпустили фит «120ХаусБпм»
Образ жизни — 13 сентября, 11:15
Это видеоблог: BUBBLEGUNSHOW, LABELCOM, Fametime TV и другие каналы в VK Видео, за которыми мы следим
Новости, Новости — 12 сентября, 18:10
Тейлор Свифт забрала 7 наград MTV Video Music Awards и побила рекорд Бейонсе
Новости, Новости — 12 сентября, 16:40
Ученые нашли на Марсе огромный «смайлик». Раньше он был озером
Новости, Новости — 12 сентября, 11:12
Ирина Старшенбаум и Петр Федоров на кадрах со съемок роуд-муви «Туда»
Музыка — 11 сентября, 21:50
Романтика, стекло и self-care. SRSLY-анкета nkeeei
Новости, Новости — 11 сентября, 13:40
У фотоателье автопортрета UU открылась флагманская студия в Москве
Новости, Новости — 11 сентября, 11:38
Чебатков, «Импровизаторы» и TIOT: «Фандом Фест» объявил программу
7.1
Собиратель душ
6.9
Максин: Три икса
9
Дом дракона
(2 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
Бордерлендс
8.7
Майор Гром: Игра
7.9
Дэдпул и Росомаха