Интервью, Герои — 30 июля 2020, 15:18

«Я готов клепать эти ролики хоть всю жизнь». Интервью со школьником, который ведет тикток телеканала «Наука»

17 марта SMM-специалист Даниил Клочков запустил аккаунт телеканала «Наука» в тиктоке. На момент интервью он насчитывал 96 тысяч подписчиков и собрал более 1,3 млн лайков. Эти показатели выглядят даже более впечатляющими на фоне еще двух цифр: Даниилу 17 лет, в сентябре он идет в 11-й класс.

Как ты стал тиктокером и какой у тебя бэкграунд в SMM?

По факту я им так и не стал: я — эсэмэмщик в тиктоке. В тот день, когда мне предложили вести аккаунты телеканалов «Наука» и «Моя планета», я его в первый раз скачал. Несколько советов мне дал знакомый тиктокер, у которого около 80 тысяч подписчиков. Сам там не сижу: есть чат Creative Think TikTok, где общаются блогеры, инфлюенсеры — вот единственный способ, с помощью которого я поддерживаю связь с этой соцсетью. А опыт в SMM у меня сводился к ведению инстаграма моей школы. Не могу сказать, что был экспертом в соцсетях, но кое-что изучал.

У тебя был интерес к науке и путешествиям или так просто сложилось?

Из всего холдинга (ВГТРК. — Прим. SRSLY) это, на мой взгляд, самые перспективные и клевые каналы. Ими заниматься кайфово, потому что они себя интересно позиционируют, а рассказывать о науке сейчас в тренде.

Как конструируется контент для тиктока «Науки»? Ты просто монтируешь уже готовые сюжеты, которые крутят по ТВ?

Да. У нас есть огромные архивы материала, и я подрезаю выпуск программы под тиктоковский формат, накладываю графику.

Это твоими усилиями во многих передачах голоса героев звучат как у бурундучков?

Все это делается для большей динамичности роликов, потому что, блин, они так медленно обо всем рассказывают — такое не для тиктока. Нужно, чтобы были 30 секунд драйва, а не те полторы минуты, которые на телике вполне смотрибельны.

То есть голоса звучат выше из-за ускорения. А разве нельзя ускорять голос без повышения питча? Или это более научно-популярно?

Не знаю, насколько это научно-популярно, когда все герои сливаются в единый хор завышенных голосов, но мне не знакомы технологии, чтобы голоса не повышались и не становились при этом очень роботизированными, с железным отзвуком.


Правда ли, что, если юзаешь тиктоковские фильтры, это способствует попаданию в рекомендации?

Нет. Ни фильтры, ни наложение популярной музыки, ни правильные хештеги — вообще ничего не способствует. Поскольку тикток у нас не так давно, по его поводу существует масса заблуждений. Ты по дефолту попадаешь в рекомендации — а дальше, если ролик хороший, он держится, набирает дополнительные просмотры — и все закручивается. Но использование тиктоковских инструментов для обработки ни на что не влияет.

А что влияет? Вот, например, есть некое абстрактное молодое СМИ, где много видеоинтервью с актрисами и инфлюенсерами — и мы, допустим, завели тикток. На что делать акцент?

Первое: надо понимать, что плохо заходит всякая говорильня — типа интервью. Только если это какой-то смешной кусок или, скажем, что-то про любовь. Веселый момент мы монтируем так, чтобы он смешил народ, а на сентиментальный накладываем музычку, под которую все должны зарыдать. В тиктоке лучше не делать видосы длиннее 35 секунд. Монтировать надо динамично, чтобы после первых пяти секунд люди не отключались.

А какое в тиктоке ограничение по времени, напомни?

Сейчас — минута, но я ставлю на то, что в ближайшие пару месяцев выкатят апдейт и максимум будет три минуты. Это даст новые возможности блогерам: например, новостной контент очень сложно уместить в 60 секунд. Поэтому я более чем уверен, что это обновление зайдет и будет принято с энтузиазмом.


В каком состоянии были каналы на момент твоего появления?

Я начал заниматься «Наукой» в начале февраля, а до этого — в конце ноября — мои коллеги запустили тикток «Моей планеты». Он пошел неудачно, а к концу февраля, за три месяца, аккаунт «Моей планеты» набрал шесть тысяч подписчиков, к тому моменту за три недели моей работы аккаунт «Науки» набрал четыре тысячи. Правда, совсем скоро канал «Науки» пришлось пересоздать, потому что он попал в теневой бан.

Это когда алгоритм минимизирует твои просмотры, но тебя об этом не уведомляет?

Да. Ряд наших роликов нарушал правила соцсети: одни были травмоопасны, в других мы показывали огонь — и так далее… Когда набирается критическая масса заблокированных видео за период времени, тикток отправляет тебя в теневой бан. Достаточно много адептов веры в это явление, но кто-то отрицает его существование. Есть способы вывода из него, однако мы решили пересоздать канал: у нас все равно было всего пять тысяч фолловеров. Я пересоздал «Науку», по этому же примеру мои коллеги пересоздали «Мою планету», и когда «Наука» набрала 50 тысяч подписчиков за полтора месяца, а «Моя планета» набрала семь тысяч, мое непосредственное начальство приняло решение отдать мне «Мою планету». Сейчас я снова пересоздал «Мою планету», и там на данный момент около двенадцати с половиной тысяч подписчиков.

Какая динамика роста оптимальна и от чего она зависит?

В идеале, если заливать по два ролика в неделю, за месяц без проблем наберешь сотку.


На какие образцы SMM ты ориентируешься?

Нет ничего похожего на то, что делает телеканал «Наука», разве что MEL Science — но он англоязычный, там все развивается гораздо проще. Поэтому я ни на кого не ориентируюсь.

Путешествия и наука — это, в сущности, такие бумерские темы, а тикток — зумерская соцсеть. Зачем они вообще друг другу сдались?

Официальный представитель TikTok в России однажды давал кому-то интервью — это единственный раз, когда была раскрыта статистика по поводу того, кто же там сидит. 40 процентов аудитории — люди от 16 до 25 лет, 35 процентов — от 25 до 30… В общем, тикток для всех, насколько я вижу. Что касается тематики — все упирается в подачу: можно заливать даже нарезки советских фильмов, нужно лишь сделать их достаточно динамичными. А вообще, путешествия и наука — это вечные темы.

Насколько ты намерен развивать эту деятельность как карьеру? Чем планируешь заняться после школы?

Работать эсэмэмщиком в тиктоке — это идеально. Я трачу на работу часа два в день, тружусь удаленно, получаю очень комфортные для меня деньги. В период самоизоляции я вообще не жаловался, было по кайфу. Я готов клепать эти ролики хоть всю жизнь. Меня все устраивает. Поскольку ближайшие года четыре менеджер тиктока будет вполне востребованной профессией, я планирую собирать портфолио. Тем более, когда ты говоришь, что работаешь на телеканале, весь такой успешный — люди к тебе тянутся. Я бы поставил это на поток, но в будущем… у меня есть давняя мечта пойти во ВГИК на режиссера. Или хотя бы пока на оператора. В любом случае, у меня есть еще год, чтобы подумать.


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 16:49, 19 января 2021
Про Рона Уизли, семью и алкоголь. Интервью с Рупертом Гринтом
Музыка — 19 января, 16:49
Кто такая Оливия Родриго — певица, чей дебютный трек Drivers License за пару дней возглавил все чарты
Новости, Новости — 19 января, 16:07
Airbnb проведет онлайн-фестиваль, посвященный культуре k-pop
Кино — 19 января, 15:10
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Локдаун», «Фрагменты женщины», «Смертельная зона»)
Побудь в шкуре директора SRSLY!
Новости, Новости — 19 января, 14:03
Иван Ургант снялся в цифровой одежде для обложки GQ
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 19 января, 13:12
Почему Алек Болдуин удалил аккаунт в твиттере? Разбираемся
Новости, Новости — 19 января, 11:34
Александр Роднянский спродюсирует дебютный фильм израильского режиссера Декеля Беренсона
Герои — 19 января, 10:07
О Водяновой, проекте с Жидковским и сознании фрилансера. Интервью с визажистом Зоей Ники
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 13 января, 06:22
Каково это — быть директором SRSLY и не сойти с ума
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 19 января, 01:20
BBC закроет сериал «Острые козырьки» после шестого сезона
Герои — 18 января, 20:59
«Я вытаскивал себя за волосы из болота». Интервью с рэпером Лигалайзом
Новости, Новости — 18 января, 19:45
У Reebok новая коллаборация: бренд выпустил коллекцию, посвященную мультфильму «Кунг-фу Панда»
Новости, Новости — 18 января, 16:24
Даниловский рынок и Sample запускают арт-проект, в рамках которого молодые художники создают необычные натюрморты
Новости, Новости — 18 января, 14:57
У Юли Гаврилиной и Ивана Ржевского теперь есть ютьюб-шоу. В нем популярные блогеры отвечают на вопросы подписчиков
Новости, Новости — 18 января, 14:13
Карточную игру Pokemon продали за рекордные 408 тысяч долларов
Кино — 18 января, 12:04
Сериалы недели: «Ванда/Вижн», «Дом с прислугой», «Американские боги», «Блудный сын», «Разочарование», «Змей», «Представьте, что вы в городе»
Новости, Новости — 18 января, 09:23
У Трэвиса Скотта новый рекорд: каждый трек с альбома Astroworld набрал более 100 млн прослушиваний
Все звёзды и инфлюенсеры
Музыка — 18 января, 05:55
Новое в музыке за неделю: DVSN, Bree Runway, Sleaford Mods, Artemiev & Муся Тотибадзе
Новости, Новости — 17 января, 22:03
Новый тренд в тиктоке: блогер находит пасхалки в мультфильмах Pixar и Disney
Кино — 17 января, 21:52
40 самых ожидаемых фильмов 2021 года
Новости, Новости — 17 января, 16:00
У Cream Soda вышел клип на трек «Атомы». Поклонники критикуют
Новости, Новости — 17 января, 11:36
Apple планирует создать iPhone со складным экраном
Новости, Новости — 16 января, 22:51
Посмотрите, как Милохин и Бабич пытаются угадать музыку быстрее Shazam
Новости, Новости — 16 января, 13:23
Мишель Кеннелли хочет удалить тикток
Кино — 16 января, 10:38
11 важных гей-фильмов. Версия Дениса Виленкина
Новости, Новости — 16 января, 10:27
Тиктокер превращает переписки в драматичные треки об аренде дома и украденном рецепте запеканки из брокколи
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)