Херберт «Хай» Макданнох
Фильм: «Воспитание Аризоны» (Raising Arizona) (1987)
Исполнитель роли: Николас Кейдж
Время и место действия: 1980-е, город Темпе, штат Аризона
Вор-рецидивист c социопатическими наклонностями недавно в очередной раз вышел из тюрьмы, выпущен досрочно.
Не обладает хоть сколько-нибудь полезными навыками, если не считать полезным умением сверлить дыры в листах железа.
Полное имя — Херберт, но предпочитает, чтобы его звали Эйч Ай, а еще проще — Хай.
С недавних пор женат на бывшей женщине-полицейском Эдвине, для коллег и друзей — просто Эд. Молодые люди познакомились, когда Эд оформляла очередной арест Хая.
Поженившись, молодая семья обосновалась в доме на колесах прямо в аризонской пустыне.
Эд бесплодна, а усыновить ребенка не получается из-за неблаговидного прошлого Хая. Так что пара не может иметь собственных детей.
В связи с вышеизложенным Эд и Хай решаются на похищение одного из пяти новорожденных в семье местного мебельного магната, решив, что с таким количеством детей они не заметят пропажи.
Доверчив и наивен. Неразборчив в новых знакомствах. Выступает настоящим магнитом для все типов психов. Заводит дружбу с ненадежными и — как бы выразилась Эд — подозрительными типами.
Единственное, что может его вывести из себя, — вмешательство в его новоприобретенное семейное счастье. Так что лучше держать руки подальше от его жены.
Пусть Хай и вор в душе, но в той же степени он семейный человек, готовый пожертвовать собственной конечностью или даже жизнью ради того, чтобы раздобыть своему украденному первенцу Huggies.
Можно ли сочувствовать и симпатизировать человеку, который похитил младенца и устроил стрельбу в мини-маркете, воруя упаковку подгузников? «Конечно, да», — уверенно отвечают братья Коэны и доказывают это с помощью бронебойной харизмы Николаса Кейджа.
Бартон Финк
Фильм: «Бартон Финк» (Barton Fink) (1991)
Исполнитель роли: Джон Туртурро
Время и место действия: 1941 год, Лос-Анджелес
Интеллигентный и принципиальный нью-йоркский драматург, заключивший контракт с крупной голливудской кинокомпанией на написание сценария к фильму о рестлинге, несмотря на то, что совершенно не разбирается в теме.
Изможденный творческим кризисом невротик, вечно перед всеми извиняющийся. Ходячая аллегория на измученного большим шоу-бизнесом художника.
Честолюбивый, но доверчивый писака с тонкой душевной организацией. Верит, что его творчество способно изменить мир.
При этом настолько увлечен собственными рефлексиями, что не замечает первоклассного сюжета прямо у себя под носом и даже может завести дружбу с серийным убийцей, принимая его за добродушного обывателя.
С помощью образа Бартона Финка братья Коэн переосмысливают собственный непростой опыт работы в Голливуде над сценарием к нуару «Перекресток Миллера». Они не только рисуют собственный самоироничный портрет, но и предостерегают самих себя об опасности превращения в самодовольных творцов. Нещадно выбивают из себя высокопарность и напыщенность.Норвилл Барнс
Фильм: «Подручный Хадсакера» (The Hudsucker Proxy) (1994)
Исполнитель роли: Тим Роббинс
Время и место действия: декабрь 1958 года, канун Рождества, Нью-Йорк
Простак из захудалого городишки, оказавшийся в столице мира. Наивный выпускник провинциального бизнес-колледжа, приехавший в нерезиновой Нью-Йорк в поисках работы.
Люди считают Норвилла слабоумным, потому что он достает всех своим — как ему кажется — гениальным изобретением, чертеж которого представляет собой криво нарисованный круг на изрядно помятой бумажке.
Единственный взрослый в мире, кому удается проникновенно произнести коронную фразу Кевина МакКалистера из «Один дома»: You know: for kids! («Ну знаете — для детишек!»).
Провинциальный болван, способный буквально за ночь проделать головокружительный скачок по карьерной лестнице от служащего почтового отделения до самовлюбленного главы корпорации «Хадсакер Индастриз» и совершенно этому не удивиться.
Из-за своей наивности не замечает злодейских происков, чем легко выводит из себя самых отъявленных злодеев. К их немалому удивлению, изобретения Норвилла действительно могут оказаться гениальными. Самый обычный обруч (или хулахуп), который можно крутить на талии или каком-нибудь другом участке человеческого тела, становится самым популярным продуктом компании в истории, и «Хадсакер Индастриз» начинает процветать. Потому что — ну знаете — детишки создают тренды!
Своей непосредственностью способен размягчить черствое сердце лауреата Пулитцеровской премии и самой циничной журналистки Нью-Йорка!
Карьерный рост не идет Норвиллу на пользу. Из-за прогрессирующей надменности он перестает видеть гениальное в простом и может зарубить на корню очевидно не менее гениальное изобретение, чем хулахуп, — пластиковую трубочку для коктейлей.
В моменты экзистенциального кризиса любит посидеть и выпить в баре для битников.
Мардж Гандерсон
Фильм: «Фарго» (Fargo) (1996)
Исполнительница роли: Фрэнсис Макдорманд
Время и место действия: 1987 год, штат Миннесота
Женщина-полицейский, возглавляющая одно из провинциальных отделений полиции штата Миннесота.
Сильна духом и инициативна, отказывается быть пассивным наблюдателем. Способна расследовать тройное убийство, находясь на седьмом месяце беременности.
На удивление блестящий следовать, живущая в одном из самых прозаических уголков мира, где ей редко предоставляется возможность продемонстрировать свои незаурядные таланты.
Готова выполнять свои обязанности, даже если они кажутся незначительными. Считает, что в деле противостояния злу нет незначительных дел.
Жизнелюбива. Способна восхититься красотой дня даже после того, как заглянула в самую темную бездну.
Счастливо замужем за бывшим полицейским Нормом Гандерсоном, решившим посвятить себя живописи и подледной рыбной ловле. Недавно его картина, на которой изображены кряквы, победила в конкурсе для изображений на трехцентовых почтовых марках.
Гэир Гримсруд
Фильм: «Фарго» (Fargo) (1996)
Исполнитель роли: Петер Стормаре
Время и место действия: 1987 год, штат Миннесота
Безжалостный убийца и отъявленный психопат, способный убить напарника, а после запихнуть его останки в дробилку для древесных отходов.
Молчалив. За весь период времени, в течение которого происходят события фильма «Фарго», произносит не более 80 слов.
Любит блинчики. Буквально может за них убить.
Заядлый курилищик. Предпочитает классические Marlboro.
Непритязателен в быту и в досуге. В свободные от криминальной деятельности минуты любит посмотреть мыльные оперы и воспользоваться услугами девушек по вызову.
Раздражителен. Склонен к внезапным вспышкам гнева. Из-за немногословности и полного отсутствия эмоций невозможно предположить, что происходит в его голове, что усиливает и так демонический образ.
Пожалуй, самый пугающий и запоминающийся злодей, созданный Коэнами.
Прототип для многих немногословных и безэмоциональных убийц во вселенной братьев Коэн, включая Антона Чигура (см. восьмого героя) и Оле Мунка из недавнего пятого сезона сериала «Фарго».
Братья Коэн любят говорить, что «Фарго» основан на реальных событиях. История гласит, что в 1987 году они прочитали в газете заметку о том, что в штате Коннектикут мужчина засунул собственную жену в дробилку для древесных отходов. «Это хорошо», — дружно решили братья, странно засмеявшись, и приступили к работе над сценарием к «Фарго».
Джеффри Лебовски
Фильм: «Большой Лебовски» (The Big Lebowski) (1998)
Исполнитель роли: Джефф Бриджес
Время и место действия: начало 1990-х, Лос-Анджелес
47-летний безработный любитель боулинга.
Также известен как Чувак, Дюдя, Ваше Чувачество, Дюдик или Эль Дюдерино. Последнее — парадный титул, так сказать.
Невероятно ленив. Пожалуй, самый заядлый лодырь в Лос-Анджелесе, а значит, и в мире не из последних.
Всю свою жизнь выступает категорически против неспровоцированной агрессии. Обычно так и говорит: «Чувак против!»
Уверяет, что является одним из авторов известной Порт-Гуронской декларации (оригинала, а не второй «компромиссной» версии). Это базовый документ «Студентов за демократическое общество», самой массовой антикапиталистической организации в США 1960-х.
В молодости был членом «Сиэтлской семерки», движения, выступавшего в начале 1970-х против войны во Вьетнаме.
Позже подрабатывал роуди в одном из туров группы Metallica.
Девиз по жизни: «Да пошло оно». Люди, которым свойственно выносить суждения о других, считают, что Чуваку стоит сделать татуировку с такой надписью у себя на лбу.
При этом на любую критику Чувак отвечает своей коронной фразой «Знаешь, это, типа, просто твое мнение, чувак».
В одежде Чувак минималистичен. Предпочитает растянутые кардиганы, застиранные футболки, пижамные штаны и шлепанцы. Образ дополняется шестидесятническими солнцезащитными очками Vuarnet, которые он может не снимать даже в помещении.
Много лет не изменяет своему фирменному стилю: носит эспаньолку и длинные волосы, которые во время игры в боулинг бережно закалывает на затылке предусмотрительно захваченными из дома заколками.
Любимый напиток — коктейль «Белый русский».
Любимая группа — кантри-рокеры Creedence Clearwater Revival, пик успеха которых пришелся на 1970-е.
В разгар рабочего дня его можно встретить в пустом супермаркете, где он, как правило, пополняет запас нежирных сливок для своего любимого коктейля.
Вечером зависает в боулинге, где треплется на разнообразные темы с лучшими друзьями — Уолтером Собчаком и неким Донни, предположительно фанатом The Beatles, в частности, их песни 1967 года I Am the Walrus.
Большую часть своего времени Чувак проводит на расслабоне: слушает Creedence Clearwater Revival, курит, играет в боулинг и пьет пиво. Вот, в целом, и вся его несложная рутина.
Самый народно любимый персонаж братьев Коэнов. На основе его образа жизни и принципов сформировалась целая религия — дудеизм** (от английского dude — «чувак». — Прим. SRSLY). В 2005 году была основана так называемая «Церковь нового Чувака», которая насчитывает около 50 тысяч священников -дудеистов** со всего мира. Дудеисты** верят, что мировоззрение, выраженное Чуваком, существует с момента зарождения человеческой цивилизации, отражая в себе стремление противодействовать алчности и агрессии развивающегося общества.
Образ главного героя создавался на основе реально существующих людей. В частности, Чувак был срисован с Джеффа Дауда, промоутера независимого кино, с которым братья Коэн познакомились еще во время поисков дистрибьютора для их дебютного фильма «Просто кровь». Дауд точно так же являлся членом «Сиэтлской семерки», любит коктейль «Белый русский» и в своем кругу именовался Чуваком. В какой-то мере на образ главного героя повлиял Питер Экслин, знакомый братьев Коэн, живший в захламленной квартире и с уважением относившийся к небольшому ковру, «задававшему стиль всей комнате».
Уолтер Собчак
Фильм: «Большой Лебовски» (The Big Lebowski) (1998)
Исполнитель роли: Джон Гудмен
Время и место действия: начало 1990-х, Лос-Анджелес
Лучший друг Джеффри Лебовски (см. предыдущий пункт).
45-летний ветеран войны во Вьетнаме, страдающий посттравматическим синдромом.
Умеет привязать свой вьетнамский опыт к любой жизненной ситуации, к месту и не к месту, чем часто раздражает друзей.
Упрям, всегда уверен в своей правоте и склонен к пассивно-агрессивному поведению. Вечно критикует пацифистскую позицию Чувака.
Любит обсудить крылатые фразы Ленина (не путать с Ленноном), которого предпочитает называть полностью — Владимир Ильич Ульянов.
Психически неуравновешен и склонен к паранойе, что становится причиной многих проблем в жизни его близких.
Любимый напиток — кофе. Не может уйти из кофейни, не допив чашечку, даже если его выгоняют за нелицеприятные высказывания.
Придерживается четких жизненных принципов. Способен устроить стрельбу в боулинге только потому, что кто-то из игроков, по его мнению, заступил за линию при броске шара.
Считает себя хорошим другом. Всегда старается помочь Чуваку выбраться из неприятностей, но, как правило, только ухудшает положение.
Под влиянием бывшей жены-еврейки польский католик Уолтер некогда принял иудаизм. Даже после развода продолжает соблюдать все его традиции, в том числе Шаббат. Так что в субботу лучше не звонить ему и ни о чем не просить.
Развелся больше пяти лет назад, но, несмотря на это, продолжает дружеские отношения с бывшей и даже заботится о ее померанском шпице, пока она отдыхает в Гонолулу с новым бойфрендом.
Одним из прототипов Уолтера Собчака стал режиссер и сценарист Джон Милиус («Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером), известный своими крайне правыми взглядами. Коэны познакомились с ним во время съемок «Бартона Финка». Он тоже испытывал любовь к огнестрельному оружию и считал себя ярым сторонником милитаризма.
Антон Чигур
Фильм: «Старикам тут не место» (No Country for Old Men) (2007)
Исполнитель роли: Хавьер Бардем
Время и место действия: июнь 1980 года, Западный Техас
Безжалостный хладнокровный наемный убийца, которого, кажется, невозможно остановить. Лишенный эмоций психопат.
Решает судьбу своих жертв простым подбрасыванием монеты. Орел — будешь жить, решка — умрешь.
Считает, что работает всего лишь исполнителем решений равнодушной вселенной.
Излюбленное орудие убийства — пневматический пистолет с выдвигающимся ударным стержнем, применяющийся на скотобойнях. С его же помощью он вышибает дверные замки.
Олицетворение чистого зла. Во многом Чигур напоминает Терминатора: он не испытывает никакого раскаяния, и встреча с ним для большинства оказывается смертельной.
Не тщеславен — достаточно посмотреть на его прическу мальчика-пажа, которую в разные времена носили английские крестоносцы и моды (британская субкультура 1960-х годов. — Прим. SRSLY).
Чрезвычайно принципиален. Ему проще убить человека, чем нарушить свой жуткий кодекс правил.
В одноименном романе, лежащим в основе картины, Чигур — смуглокожий мужчина старше 30 с голубыми глазами. В экранизации его национальность не обозначается. Тема происхождения персонажа открыта для обсуждений.
Мэтти Росс
Фильм: «Железная хватка» (True Grit) (2010)
Исполнительница роли: Хейли Стайнфелд
Время и место действия: 1878 год, Арканзас
14-летняя сирота, оказавшаяся в полном одиночестве посреди сурового Дикого Запада после того, как ее отца убили бандиты.
Несмотря на свой юный возраст, целеустремленна и своенравна.
Фантастически предприимчива. Умело торгуя лошадьми, самостоятельно находит деньги, чтобы нанять заместителя маршала США для поиска убийц отца.
Невероятна храбра и решительна. Отправляется вместе с маршалом на полную опасности индейскую территорию, а не сидит дома в ожидании результатов.
Пожалуй, самый искренний и проникновенный персонаж во вселенной Коэнов.
Несгибаемая юная леди, которая не потерпит пустой болтовни даже от матерого охотника за головами с внешностью Джеффа Бриджеса.
Одна из самых ярких представительниц коэновской галереи сильных женщин. Легко представить, что Мэтти — это прапрабабушка Мардж Гандерсон из «Фарго» (см. четвертого героя).
Льюин Дэвис
Фильм: «Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis) (2013)
Исполнительница роли: Оскар Айзек
Время и место действия: февраль 1961 года, Нью-Йорк, Гринвич-Виллидж
Бывший моряк торгового флота, а ныне малоизвестный фолк-сингер, который едва сводит концы с концами, пытаясь выступать в клубах нью-йоркского района Гринвич-Виллидж.
Пожалуй, самый трагичный персонаж Коэнов. И точно самый грустный. Но его нельзя назвать лузером.
Измученный, изрядно побитый жизнью музыкант, чей талант сравним разве что с умением растрачивать его впустую.
Его партнер по дуэту покончил с собой. Недавний сольный альбом Inside Llewyn Davis плохо продается. Ему негде жить — он ночует на диванах у друзей и знакомых.
Неприятности преследуют его и днем и ночью. То незнакомец изобьет его в подворотне после концерта в легендарном The Gaslight Cafe, то бывшая девушка сообщит, что беременна и попросит денег на аборт.
Дело не в том, что Льюис неталантлив, просто на его пути к успеху стоит его эгоизм и тяга к саморазрушению. И уже неважно, были ли эти качества настолько ярко проявлены в нем и раньше, или это результат его травмы, вызванной смертью друга.
А может, проблема в том, что Льюис все-таки гораздо меньшая сволочь, чем он сам привык думать.
Вечно всем недовольный Льюис — продукт самопрограммирования.
В общем, большой успех ему явно не светит. Но его борьба — это одна большая фолк-баллада неимоверной красоты.