Моя мама на год младше тебя, поэтому я перед интервью решил спросить, как она относится к твоему творчеству. Ее ответ был интересным: она назвала тебя бардом. Как бы ты сам себя описал?
Сейчас — сверхновый.
Как думаешь, кто твоя аудитория в 2020 году? Ты интересен современной молодежи или тебя слушают в основном зрелые люди?
Современным молодым потребителям музыки вряд ли зайдет моя новая пластинка. Их восприятие не позволяет глубоко копнуть. Вообще, я тоже причисляю себя к молодым, но отношусь к другой «группе риска», так сказать. У большинства сегодняшних слушателей своего рода превью-восприятие: то есть в первые 30 секунд автор должен уложить всю информацию, чтобы человек не успел переключиться.
Подобное мы слышим в современной популярной музыке. Она скучна, вторична либо повторяет то, что уже было в 80-х или 90-х, причем не один раз. Это касается и попсы, и андерграунда — но его история интереснее: там люди меньше заморочены на том, чтобы заработать на своем продукте, больше заботятся о творчестве, и есть интересные персонажи, самобытные и в какой-то степени оригинальные. Но таких не много.
Меня слушают те люди, которые врубаются. Неважно, какого возраста: они могут быть и совсем молодыми, просто у них есть канал связи и подсознательное или осознанное понимание законов космоса. А большинство даже не подозревают, что такой канал существует, и живут по инерции потребительски: секс, наркотики, жратва и сон. В общем, мои слушатели — адекватные в хорошем смысле слова люди всех возрастов.
Я на днях пересмотрел твои относительно старые интервью. Тебе задавали вопрос про популярность российских рэперов вроде Фейса, Фараона и прочих. Ты ответил, что это просто модно и все пройдет. Интервью было от 2018-го. Спустя два года что Фейс, что Фараон, что другие рэп-исполнители все еще актуальны. Скажи, сколько по твоим меркам длится этот модный отрезок?
Я бы не сказал, что они по-прежнему популярны. Спад произошел, как только фанатам надоели их тату на лице. Сейчас актуальна больше пародия на рэп — что-то типа той самой «утренней звезды». А когда начинается подобное — это печальный признак.
Что ты сам слушал из нового? Российского и зарубежного.
С начала 2019 года, когда я закрылся в студии для записи альбома, и до окончания в мае 2020-го, вообще не слушал чужой музыки. В такие периоды я не могу в нее погрузиться и оценить по достоинству, так как заполнен собственными звуками и идеями.
В одном интервью ты говорил, что тебе понравился трек Ocean Eyes Билли Айлиш. Ты знаком с ее творчеством, слушал последний альбом?
Не слушал. Моя дочь Вика очень увлекалась, ей нравились первые песни Айлиш, но новый альбом не зашел. А песня Ocean Eyes красивая. Это единственный трек, который мне у нее понравился.
Недавно Юрий Дудь** выпустил интервью с российским дуэтом IC3PEAK. Один из участников группы сказал, что успех Билли Айлиш в том, что она и ее команда умеют хорошо работать с тишиной, а это намного сложнее, чем с шумом. Ты согласен?
У нее «прозрачная» музыка, да. С атмосферой вообще работать сложно, не у всех есть возможность, способность и желание настолько глубоко копать. Возможно, эффект популярности Айлиш как раз в контрасте с современными стандартами звука, а может, в ее не по-детски глубокой депрессии.
А как у тебя происходит процесс создания музыки? Она просто рождается или тебе нужно какое-то вдохновение, мотивация?
Я просто начинаю, и все. Главное — желание и время. Единственное, что меня отвлекает от создания музыки, — какие-то параллельные дела вроде интервью, еды, сна, прогулок. И то, даже если сижу на интервью, ем в кафе или просто гуляю по городу, я также сочиняю что-то, додумываю, записываю. Процесс идет постоянно, я практически не выключаюсь.
Так, «Капля Крови Создателя». Попробуй описать свой новый альбом одним емким словом.
@?!енный.
Почему обложка стилизована под творчество Иеронима Босха? Чем тебя так зацепили его образы?
Босх мне нравится с раннего детства — именно разглядывать маленькие детали на его работах, без поиска каких-либо философских или религиозных подтекстов. Мы еще в октябре работали над клипом на песню «Слышу тьму» с Пашей Егоровым, и тогда возникла история с Босхом, его миром, который использовали для создания атмосферы.
Оформление альбома не было готово почти до самого релиза. «Капля Крови Создателя» должна была выйти где-то 23 мая, на мой день рождения. Universal Music договорился со всеми стриминговыми площадками, чтобы альбом был выпущен именно в эту дату, хотя на нее новых релизов не планировалось. За пару недель до дня премьеры у меня еще не было обложки, и я уже смирился с самым простым и беспроигрышным вариантом оформления — типа «Черный квадрат».
Тогда самоизоляция была в самом разгаре. В один солнечный день я шел в свою студию и просто завис на перекрестке: на улице пусто, чувство апокалипсиса — но такое, прикольное. Ты один, на всей планете нет никого, и у тебя есть все возможности для любого безумия. Я залип на этой мысли, а потом понимаю, что кто-то со мной разговаривает. Это было очень неожиданно и даже немного испугало меня сначала, так как я уже далеко умчался в своих фантазиях. Поворачиваюсь и вижу старичка: лохматый, половины зубов нет, но прилично одет, то есть не бездомный и не опасный. Я постепенно начинаю врубаться в то, что он говорит, и понимаю: он рассказывает мне историю, которую я недавно описал в песне «Капля Крови Создателя». О том, что Бог внутри обиделся на нас, потому что мы слишком увлеклись его поиском снаружи. Старичок говорил с дефектом, и в какой-то момент я вместо слова «Бог» слышал «Босх». Сразу полились образы, и в следующую секунду я уже звоню своему приятелю Рустему Галлямову (бас-гитарист группы «МультFильмы». — Прим. SRSLY), и мы обсуждаем детали оформления.
В итоге альбом вышел только 12 июня, потому что картина для обложки еще не была готова к назначенной дате релиза. Даже когда я привез готовую работу в студию для съемки, Руст мне сказал, что она сырая и нужно быть осторожным с белым цветом, так как тот еще не досох. Ну и конечно, минут через пять я про это забыл, а там как раз сверху белое солнце: поднимаю картину и тут же большим пальцем попадаю в него. В общем, теперь на обложке есть мой отпечаток. Считай, отпечаток создателя, такой аналоговый автограф.
Недавно вышел еще концептуальный клип на «Слышу тьму». Сейчас многие исполнители снимают незамысловатые ролики, а у тебя получился целый анимационный фильм. Можно ли сказать, что ты не только музыкант, но еще и визуальный артист?
Всегда так и было. Я контролирую все оформление, клипы, создание видео под каждую песню во время концертов и прочее. В будущем возможен больший акцент на визуальную часть. Пока это только идеи, не буду озвучивать.
Сейчас образ в Сети стал неотъемлемой частью практически любого молодого исполнителя. Очень часто музыканты, которые активно ведут страницы в инстаграме* , тиктоке и других соцсетях, даже с одной песней становятся известнее исполнителей с полноценными альбомами. Как думаешь, это прогресс или регресс? То, что, грубо говоря, можно стать успешным певцом благодаря своему лицу, а не песням.
Если они действительно делают классную музыку — почему нет. Взять того же Дэвида Боуи — он всегда отличался имиджем. Хитов в 60–70-х у него было очень мало, только в 80-х появились. А так он постоянно создавал какие-то образы, но при этом делал очень интересную и оригинальную музыку. Или группа Die Antwoord. Я не считаю, что это плохо, но если человек кроме своего лица больше ничего не может предложить — такое, если есть какая-то занятная фишка, то на 3-4 минуты меня это может привлечь.
В «Капле Крови Создателя» есть несколько песен, которые были сочинены в начале нулевых, но выпустил ты их только в 2020-м. Можно ли сказать, что музыка никогда не устаревает и что-то актуальное 20 лет назад может тронуть и в наши дни?
Из таких песен на альбоме только «Прозрачная». Она очень хорошо выстрелила, одна из главных песен с релиза. Я не был готов ее выпускать — не знал, с какой стороны к ней подойти. «Прозрачная» изначально должна была войти в альбом «Заноза» 2002 года, но за 20 лет не потеряла свою актуальность. Я пишу о вечном, а у этого нет срока годности.
А что насчет «Сверхновой»? В интервью Apple Music ты говорил, что текст этой песни тоже был написан лет 20 назад.
На самом деле, я написал ее в конце нулевых: тогда я сочинил большое количество текстов, какие-то из них вошли в альбомы «Изнутри» и «Везде или нигде», но многие остались черновиками. Там же как раз была «Сверхновая».
Если я не ошибаюсь, ты записал «Слышу тьму» вместе со своей дочерью. Она тоже занимается музыкой?
Вика тоже пишет песни, я ей даже делаю аранжировки. В будущем хочет стать певицей.
А какой бы совет ты дал своей дочери или любому другому начинающему музыканту? Какую одну вещь точно не нужно делать и какую точно нужно?
Нужно писать красивые песни и верить в себя. Не нужно быть @?!аком. Но это не только музыкантов касается.
Недавно у музыканта Шарлота был конфликт с лейблом. Если в двух словах, то по словам певца, его обманули. Как думаешь, стоит ли вообще начинающим и неопытным исполнителям подписываться под крупными лейблами?
Я не знаю этой истории. Возможно, ему и не был необходим лейбл, и он сам себе крутой менеджер. А может, лейбл полностью занимался продвижением. Когда самостоятельно выполняешь всю околомузыкальную работу, нужно прикладывать больше усилий — не всегда эти знания есть у молодого артиста. А если это берет на себя компания, ты просто ждешь команд и делаешь свое дело — пишешь музыку. Думаю, что не стоит недооценивать труды лейбла: за ними стоит огромное количество людей и усилий по промо. При этом всегда нужно адекватно оценивать собственные силы, когда берешь аванс. То, что ты сочиняешь классные песни, не значит, что все тебе просто так будут давать деньги. Авансы надо отрабатывать, а роялти зарабатывать. Это как кредитная система, это нормально. Если хочется проще и быстрее — подписываешься. Если долго и на свой страх и риск — делаешь сам. Многие молодые музыканты этого не понимают, а из-за недопонимания возникают скандалы.
Я заметил, что в твоих последних текстах очень много космических образов. Как ты сам думаешь, почему тебя так тянет к чему-то неземному?
Могу приоткрыть маленькую завесу тайны: я сейчас работаю над новым альбомом, и там практически нет ничего космического. Все происходит здесь и сейчас. Ну, может, совсем немного футуризма и метафизики.
Ты бы назвал свою музыку сложной для восприятия?
Абсолютно нет, просто нужно открыться, расслабиться. Это как с чувствами. Возможно, «Капля Крови Создателя» немного сложноват, потому что люди сейчас чаще смотрят друг на друга, а не в себя. Для моих песен надо немного подготовиться — тогда они будут работать как терапевтическая исцеляющая музыка.
Для меня «Капля Крови Создателя» особенный альбом: я не занимался самостоятельным продюсированием с середины 90-х. К моменту начала записи я подошел не в самый радужный момент внутренних трансформаций. Запись «Капли...» меня исцелила и дала возможность снова себя почувствовать. Знаю, альбом так же действует и на готовых к перерождению слушателей.
Какие чувства ты бы хотел пробудить в человеке, слушающем твою музыку?
Я хочу, чтобы он полностью отключился от всего, что не важно.