С 28 по 30 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» прошел ежегодный фестиваль «Архстояние». Несмотря на дождливую погоду, в родные уже для многих леса и поля выехали тысячи любителей искусства — пожить на свежем воздухе, попрыгать через костер, да и просто посмотреть, что же новенького появилось. Автор SRSLY Егор Парфененков уже в третий раз побывал на фестивале, выяснил, как преобразился Никола-Ленивец, а еще побродил по снам и познакомился с черным петухом Петром Палычем.
Если в прошлом году команда «Архстояния» задалась вполне насущным вопросом о том, есть ли счастье, то в этот раз кураторы решили отбросить философские рассуждения и… погадать на будущее. Причем не просто погадать, а поиграть в предсказания — именно так звучала тема прошедшего события. Правда, каких-либо конкретных прогнозов не строили — скорее мельком заглядывали в будущее и рассуждали о нем.
И к чему же пришли?
В глазах арт-группы «Алыча» главной проблемой далекого (или уже недалекого?) будущего станет чистый воздух. Решение — сквоттерский домик «Воздухопровод», сделанный по подобию вентиляционной шахты, внутри которого кислород «безопаснее» уличного. Чувствовалось это с порога — войдя в тесный футуристический арт-объект, понимаешь, что дышать и впрямь становилось легче, особенно после прогулки по душному лесу, который три дня поливал теплый дождь.
А вот в глазах художницы Ирины Кориной и архитектора Ильи Вознесенского будущее, напротив, в слиянии с природой. У их объекта «Павильон заблуждений» нет ни окон, ни дверей, а стены — белые кружева, развевающиеся по ветру. Вокруг — деревья, внутри — тоже деревья, растущие из-под пола будущего арт-домика. Да, через год здесь можно будет жить, как и во многих других объектах «Никола-Ленивца»: к следующему «Архстоянию» авторы все же обещают воздвигнуть стены и сделать дом функциональным. Хотя и сейчас внутри есть чем заняться, будь то покачаться на качелях или свесить ноги со второго этажа, наблюдая за закатом, который еле виднеется среди чащи.
В другой части леса спрятан еще один домик с менее поэтичным названием «Проект Катарсис» от бюро АБ Kataris. Это аскетичный девятиметровый деревянный обелиск, в котором, по словам авторов, на разных уровнях могли бы жить Илья Обломов и Андрей Болконский. На первом этаже, напоминающем погреб с низким потолком, расположились стол, две скамейки, лампа и небольшие кухня с санузлом. На втором — одинокая кровать, с которой открывается вид на звезды.
Инсталляцию справедливо можно сравнить с «Удаленным офисом» — другим арт-объектом, похожим не то на модную студию, не то на избушку лесничего. И тот и новый домик — место для сконцентрированной работы днем и созерцания ночью. Кажется, если другие участники «Архстояния» в этом году думали преимущественно о модном будущем, то АБ Kataris сфокусировалось на пресловутом вечном.
За прошлое же взялся хедлайнер фестиваля Алексей Козырь, придумавший объект «Капсула предсказаний» — 6-метровый морской контейнер, в котором каждый мог оставить весточку самому себе через 27 лет. Правда, инсталляцию во всей красе можно было увидеть лишь на фестивале — в последний день ее буквально захоронили (с обрядом и плакальщицами — все как полагается), чтобы поднять на поверхность только в 2050 году. Положить в капсулу можно было все что угодно — от записок и посланий до различных предметов.
«Написала себе письмо, а еще оставила сотку. В куртке же приятно ее находить. В капсуле, наверное, тоже», — рассказала одна из участниц фестиваля, «похоронившая» в арт-объекте сторублевую купюру.
Кэмпы, «плойка» и черный-черный петух
В этом году искусства на «Архстоянии» было в разы больше, чем в предыдущих. Впервые организаторы представили программу кэмпов — подобно той, что уже не первый год существует на фестивале-соседе Signal. Ряд арт-институций представили свои проекты, будь то перформансы или инсталляции, благодаря которым фестиваль стал куда живее и богаче на активности.
Так, молодая московская галерея «Наковальня» построила в парке целый игровой центр, где под саундтрек из Minecraft можно было полюбоваться картинами или поиграть в PlayStation. А тюменский мультицентр «Контора пароходства» разбил в лесу целую полевую лабораторию, где «ученые» арт-группы «НИИ Собачьих дел» проводили эксперименты, в которые могли вмешиваться посетители. Было только одно правило — не отвлекать «ученых» от работы.
Еще на фестивале были проводы черного петуха Петра Палыча — с водкой и солеными огурчиками. Это такой перформанс самарской галереи «Виктория» и арт-группы «Муха», участники которой буквально выпустили птицу в лес на все дни фестиваля. Следить за похождениями петуха можно было в телеграм-канале, а в последний день его встречали с караваем. Первый «кусь», конечно же, сделал виновник торжества.
Перформанс длиною в фестиваль
Связывали все инсталляции театральные перформансы, которые, в свою очередь, были переплетены между собой. Театр «Пух и Прах» совместно с хореографом Ольгой Цветковой и композитором Антоном Светличным подготовили для «Архстояния» целое шествие с короткими перфомансами сразу у нескольких арт-объектов.
Каждый из мини-спектаклей был вдохновлен сном пушкинской Татьяны, проводниками в который были существа в масках. Они же, с табличками «Идите за мной», толпами водили посетителей от одной инсталляции к другой, что делало перформанс еще более интерактивным. А еще удобным — зачем блуждать по всему Никола-Ленивцу в поисках новых арт-объектов, когда по ним вели буквально за ручку.
Финальной точкой шествия стало пиршество-гадание чудовищ — тоже вольная экранизация самой странной главы «Евгения Онегина». Спектакль и впрямь напоминал сон, в котором можно было поучаствовать, сев за один стол с вымышленными существами. Правда, случайным собутыльникам приходилось несладко — неподготовленным зрителям звукошумовой перформанс мог показаться пускай и увлекательным, но очень громким.
В этом году «Архстояние» стало еще больше напоминать фестиваль. И хотя гостей обделили масштабными инсталляциями (вроде прошлогоднего «Мавзолея мечты»), благодаря кэмпам «Никола-Ленивец» заиграл новыми красками. На протяжении трех дней каждый час где-то что-то да происходило: спектакль из основной программы, перформанс от одной из арт-институций, импровизированный концерт или лекция.
Если раньше на «Архстоянии» можно было успеть везде, так еще и оставалось время прогуляться по национальному парку «Угра» и искупаться в речке, то в этом году все было иначе — повезло, если успел захватить хотя бы половину активностей.
Да, с такой программой больше шансов испытать FOMO. С другой стороны, каждый на фестивале рано или поздно находит свой темп — в какой-то момент уже перестаешь обращать внимание на расписание и плывешь по течению. Вот из леса выскочил черный петух — идешь за ним. Вот по другую сторону слышны фольклорные песни — бежишь туда. Вот в кустах прячется девушка в белом платье — значит, поблизости какой-то перформанс. И вот ты уже поймал свой темп.