Рецензии, Кино — 23 июля 2023, 18:22

Не вскрыло, а ментальный анбоксинг: рецензия на «Барби»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
На мировых экранах вездесущая «Барби». Марго Робби и Райан Гослинг возвращают моду на розовый, а Грета Гервиг обращается к классике мирового кино, чтобы поговорить о нежном капитализме.

Барби (Марго Робби) живет в Барбиленде. Там же живет Кен (Райан Гослинг). А еще много других Барби (Кейт МакКиннон, Исса Рэй, Эмма Макки), других Кенов (Симу Лю, Кингсли Бен-Адир, Шути Гатва) и Алан (Майкл Сера) — друг Кена, он такой один. Однажды утром Барби, обыкновенная счастливо выполняющая всю свою morning routine, обнаруживает, что ее ступни подозрительно распрямились, а сами ноги больше не влезают в игрушечную туфельку. Более того, вода в душе то ли слишком горячая, то ли слишком холодная, а мороженое для шоколадного брауни приземляется мимо тарелки. В чем причина разлада? В жизнь Барби заглянула реальность. И Барби отправляется в это самое Реальное, чтобы вместе с Кеном (нагло спрятавшимся на заднем сидении) познать радости капитализма, коллективизма, сексизма и других «измов».

#INSERT_ARTICLE#

В случае «Барби» Греты Гервиг сложно разобраться, где метамодернистская ирония, а где продуманная и массированная маркетинговая атака концерна Mattel (Hasbro стоит поучиться). Про Барби уже несколько месяцев знают все: те, кто не смотрит кино в кинотеатрах (это важно), и те, кто не играет в игрушки. Марго Робби и Райан Гослинг, по случаю вырядившиеся в розовое, — сами по себе тренд, акция и цветок лотоса в дуло винтовки завтрашнего дня.

#INSERT_ARTICLE#

Но хитрость как раз в том, что под видом развенчивания мифа, деконструкции архетипа, если угодно, — это все равно чистый бизнес. Да, ничего личного, да, кино против гендерных стереотипов и самообъективации, но называется оно все еще просто «Барби». We sell things. 

Вместо девушек из Рошфора: девушка и офшоры. С другой стороны, хрен бы с ним.
#INSERT_ARTICLE#

«Барби» (2023)
«Девушки из Рошфора» (1967)
#INSERT_ARTICLE#

Гервиг и ее муж, постановщик Ноа Баумбак («Милая Фрэнсис», «Госпожа Америка»), писавший вместе с ней сценарий, — люди насмотренные. Потому первая сцена — очевиднейший оммаж «Космической одиссее» Кубрика и ее великому зачину с обезьянами и монолитом. Только вместо обезьяны, бьющей костью по черепу, — очаровательная малышка, узревшая Явление Барби, разносит одним фарфоровым пупсом головы других.

«Барби» (2023)
«2001 год: Космическая одиссея» (1968)
#INSERT_ARTICLE#

То есть знаменитый архетип, богиня кукольного мира, обрекшая детей на поклонение новому культу — культу Барби, и сама в итоге из объекта становится субъектом. Из общего — частным. Из неживого в физическом смысле — живым. Из гиперреального в реальное.

Pixar с «Историей игрушек» были не первыми в иллюстрации того, что испанский философ Ортега-и-Гассет называл лучшим способом «преодолеть реализм» — «взять лупу и рассмотреть через нее жизнь в микроскопическом плане, как это делали Пруст, Рамон Гомес де ла Серна, Джойс». Как бы то ни было, Гервиг в глобальном смысле реализует ту же самую концепцию, которую меньше века назад реализовала нью-йоркская авангардистка Тина Л’Хоцки в своем экспериментальном коротком метре «Барби» (1977). Главная героиня — Барби — приносит домой пакет с покупками, достает оттуда игрушечную Барби, жарит ее на сковородке, а затем ест.

#INSERT_ARTICLE#

Фильм о пластмассовой хрупкости тела и мучительной самообъективации, которая доводит до обеда собственным эго, — так можно сказать и о фильме Гервиг тоже. Но если у Л’Хоцки очевидно влияние ленты «Диллинжер мертв» (1968) итальянского постановщика Марко Феррери, в которой герой Мишеля Пикколи готовил игрушечный револьвер (крестраж — его эго). То в «Барби» (2023) по-хорошему стоит искать ответы у философа Жана Бодрийара в его книге «Америка» (1988): «Возможно, истина Америки может открыться только европейцу, поскольку он один в состоянии найти здесь совершенный симулякр, симулякр имманентности и материального воплощения всех ценностей. Американцы не имеют никакого понятия о симуляции. Они представляют собой ее совершенную конфигурацию, но будучи моделью симуляции не владеют ее языком».

#INSERT_ARTICLE#

Так и Барби-Робби, в итоге прощается с эго, поняв идею модели симуляции. Но может ли осознать ее Грета Гервиг, сама давно ставшая частью ландшафта Лос-Анджелеса

Взор внутрь коробки обращен к поискам самости, а подчеркнутое отсутствие любовной линии поднимает вопрос о том, насколько вообще значительны отношения в современном мире.
#INSERT_ARTICLE#

Кен, в начале мечтавший только о мире симулякров и Барби (как его венце), к финалу не просто тоже лишается эго, но и даже развивает в себе критическое мышление. I am Kenough — говорит слоган на его худи.

#INSERT_ARTICLE#

За смыслами и метафорами (депрессивных расстройств, аппарата психики, джентрификации, центристов — мужики в костюмах из компании Mattel и «левые» барбилендовцы, в конце концов прозака и Чака Паланика) блестят и сюжетные пробелы (в логике миров и телепортов можно разобраться довольно приблизительно, как и в их внутреннем устройстве). Кто, зачем и почему. Но Гервиг, вообще больше удаются детали. Непреднамеренная БДСМ-сцена, в которой Барби ускользает из крепежей игрушечных запястий в блистерной коробке, — настоящая находка!

#INSERT_ARTICLE#

А вообще Грета снимает не про мечту о западном мире, где есть только свет неоновых вывесок и широкие парковочные места у придорожных дайнеров. 

Гервиг продает вам Барби в специальном издании с извинительной запиской.
#INSERT_ARTICLE#

От этого доброе и вечное в фильме не пасует. Возможно, с голливудских холмов американская мечта не выглядит мечтой, а, возможно, и не выглядит американской. Или, как продолжает Бодрийяр: «Микроволновые печи, мусороперерабатывающие агрегаты, оргазменная упругость мебельной обивки: этот образ пляжной и изнеженной цивилизации упорно напоминает конец света».

И если хотя бы одна Барби однажды проснется и проверит, не зашли ли у нее шарики за ролики, быть может, конец света, в очередной раз придется отложить. Спросите у Роберта Оппенгеймера. И в этом, конечно, практическая польза. 

Товарищи акционеры предупреждают: игрушка для детей старше 3 лет, содержит мелкие детали, избегайте развития комплекса неполноценности.
#INSERT_ARTICLE#


#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Tumblr, @movie-gifs
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Актёр
Шути
Гатва
Актёр, Продюсер
Джон
Сина
Актёр
Эмма
Макки
Актёр, Музыкант, Режиссёр
Райан
Гослинг
Актёр, Продюсер
Марго
Робби
Читайте также
Кино — 19:40, 20 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
Музыка — 13 ноября, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Новости, Новости — 13 ноября, 10:55
Искренняя жажда коннекшена, романтизация всего и мейнстрим: Spotify выпустил ежегодное исследование Culture Next о музыкальных привычках зумеров
Новости, Новости — 12 ноября, 19:34
Нурлан Сабуров стал лицом коллаборации VK и бренда F | ABLE
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих