Рецензии, Кино — 23 июля 2023, 18:22

Не вскрыло, а ментальный анбоксинг: рецензия на «Барби»

На мировых экранах вездесущая «Барби». Марго Робби и Райан Гослинг возвращают моду на розовый, а Грета Гервиг обращается к классике мирового кино, чтобы поговорить о нежном капитализме.

Барби (Марго Робби) живет в Барбиленде. Там же живет Кен (Райан Гослинг). А еще много других Барби (Кейт МакКиннон, Исса Рэй, Эмма Макки), других Кенов (Симу Лю, Кингсли Бен-Адир, Шути Гатва) и Алан (Майкл Сера) — друг Кена, он такой один. Однажды утром Барби, обыкновенная счастливо выполняющая всю свою morning routine, обнаруживает, что ее ступни подозрительно распрямились, а сами ноги больше не влезают в игрушечную туфельку. Более того, вода в душе то ли слишком горячая, то ли слишком холодная, а мороженое для шоколадного брауни приземляется мимо тарелки. В чем причина разлада? В жизнь Барби заглянула реальность. И Барби отправляется в это самое Реальное, чтобы вместе с Кеном (нагло спрятавшимся на заднем сидении) познать радости капитализма, коллективизма, сексизма и других «измов».

#INSERT_ARTICLE#

В случае «Барби» Греты Гервиг сложно разобраться, где метамодернистская ирония, а где продуманная и массированная маркетинговая атака концерна Mattel (Hasbro стоит поучиться). Про Барби уже несколько месяцев знают все: те, кто не смотрит кино в кинотеатрах (это важно), и те, кто не играет в игрушки. Марго Робби и Райан Гослинг, по случаю вырядившиеся в розовое, — сами по себе тренд, акция и цветок лотоса в дуло винтовки завтрашнего дня.

#INSERT_ARTICLE#

Но хитрость как раз в том, что под видом развенчивания мифа, деконструкции архетипа, если угодно, — это все равно чистый бизнес. Да, ничего личного, да, кино против гендерных стереотипов и самообъективации, но называется оно все еще просто «Барби». We sell things. 

Вместо девушек из Рошфора: девушка и офшоры. С другой стороны, хрен бы с ним.
#INSERT_ARTICLE#

«Барби» (2023)
«Девушки из Рошфора» (1967)
#INSERT_ARTICLE#

Гервиг и ее муж, постановщик Ноа Баумбак («Милая Фрэнсис», «Госпожа Америка»), писавший вместе с ней сценарий, — люди насмотренные. Потому первая сцена — очевиднейший оммаж «Космической одиссее» Кубрика и ее великому зачину с обезьянами и монолитом. Только вместо обезьяны, бьющей костью по черепу, — очаровательная малышка, узревшая Явление Барби, разносит одним фарфоровым пупсом головы других.

«Барби» (2023)
«2001 год: Космическая одиссея» (1968)
#INSERT_ARTICLE#

То есть знаменитый архетип, богиня кукольного мира, обрекшая детей на поклонение новому культу — культу Барби, и сама в итоге из объекта становится субъектом. Из общего — частным. Из неживого в физическом смысле — живым. Из гиперреального в реальное.

Pixar с «Историей игрушек» были не первыми в иллюстрации того, что испанский философ Ортега-и-Гассет называл лучшим способом «преодолеть реализм» — «взять лупу и рассмотреть через нее жизнь в микроскопическом плане, как это делали Пруст, Рамон Гомес де ла Серна, Джойс». Как бы то ни было, Гервиг в глобальном смысле реализует ту же самую концепцию, которую меньше века назад реализовала нью-йоркская авангардистка Тина Л’Хоцки в своем экспериментальном коротком метре «Барби» (1977). Главная героиня — Барби — приносит домой пакет с покупками, достает оттуда игрушечную Барби, жарит ее на сковородке, а затем ест.

#INSERT_ARTICLE#

Фильм о пластмассовой хрупкости тела и мучительной самообъективации, которая доводит до обеда собственным эго, — так можно сказать и о фильме Гервиг тоже. Но если у Л’Хоцки очевидно влияние ленты «Диллинжер мертв» (1968) итальянского постановщика Марко Феррери, в которой герой Мишеля Пикколи готовил игрушечный револьвер (крестраж — его эго). То в «Барби» (2023) по-хорошему стоит искать ответы у философа Жана Бодрийара в его книге «Америка» (1988): «Возможно, истина Америки может открыться только европейцу, поскольку он один в состоянии найти здесь совершенный симулякр, симулякр имманентности и материального воплощения всех ценностей. Американцы не имеют никакого понятия о симуляции. Они представляют собой ее совершенную конфигурацию, но будучи моделью симуляции не владеют ее языком».

#INSERT_ARTICLE#

Так и Барби-Робби, в итоге прощается с эго, поняв идею модели симуляции. Но может ли осознать ее Грета Гервиг, сама давно ставшая частью ландшафта Лос-Анджелеса

Взор внутрь коробки обращен к поискам самости, а подчеркнутое отсутствие любовной линии поднимает вопрос о том, насколько вообще значительны отношения в современном мире.
#INSERT_ARTICLE#

Кен, в начале мечтавший только о мире симулякров и Барби (как его венце), к финалу не просто тоже лишается эго, но и даже развивает в себе критическое мышление. I am Kenough — говорит слоган на его худи.

#INSERT_ARTICLE#

За смыслами и метафорами (депрессивных расстройств, аппарата психики, джентрификации, центристов — мужики в костюмах из компании Mattel и «левые» барбилендовцы, в конце концов прозака и Чака Паланика) блестят и сюжетные пробелы (в логике миров и телепортов можно разобраться довольно приблизительно, как и в их внутреннем устройстве). Кто, зачем и почему. Но Гервиг, вообще больше удаются детали. Непреднамеренная БДСМ-сцена, в которой Барби ускользает из крепежей игрушечных запястий в блистерной коробке, — настоящая находка!

#INSERT_ARTICLE#

А вообще Грета снимает не про мечту о западном мире, где есть только свет неоновых вывесок и широкие парковочные места у придорожных дайнеров. 

Гервиг продает вам Барби в специальном издании с извинительной запиской.
#INSERT_ARTICLE#

От этого доброе и вечное в фильме не пасует. Возможно, с голливудских холмов американская мечта не выглядит мечтой, а, возможно, и не выглядит американской. Или, как продолжает Бодрийяр: «Микроволновые печи, мусороперерабатывающие агрегаты, оргазменная упругость мебельной обивки: этот образ пляжной и изнеженной цивилизации упорно напоминает конец света».

И если хотя бы одна Барби однажды проснется и проверит, не зашли ли у нее шарики за ролики, быть может, конец света, в очередной раз придется отложить. Спросите у Роберта Оппенгеймера. И в этом, конечно, практическая польза. 

Товарищи акционеры предупреждают: игрушка для детей старше 3 лет, содержит мелкие детали, избегайте развития комплекса неполноценности.
#INSERT_ARTICLE#


#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Tumblr, @movie-gifs
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Шути
Гатва
Актёр, Продюсер
Джон
Сина
Актёр
Эмма
Макки
Актёр, Музыкант, Режиссёр
Райан
Гослинг
Актёр, Продюсер
Марго
Робби
Читайте также
Музыка — 17:30, 19 мая 2025
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 19 мая, 17:30
Майкл Джей Фокс сыграет в 3-м сезоне «Терапии»
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Кино — 19 мая, 17:20
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Эддингтон», «Амрум», «Левша», «Звук падения»
Новости, Новости — 19 мая, 15:16
Фильм «Злая» превратят в музыкальное телешоу с Арианой Гранде и Синтией Эриво 
Новости, Новости — 19 мая, 12:01
Asenssia представила «Метеор» — свой первый сольный альбом
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Новости, Новости — 13 мая, 13:24
Новый маньяк и новые жертвы в трейлере 2-го сезона «Фишера»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 мая, 11:03
У фильма «Красный шелк» будет сиквел
Новости, Новости — 12 мая, 16:50
Майки Мэдисон сыграет в «Рептилии» — новом триллере с Кирстен Данст
Новости, Новости — 12 мая, 14:39
Стало известно, когда начнутся съемки перезапуска «Горца» с Генри Кавиллом
Образ жизни — 12 мая, 14:04
Что бы послушать? «Суперсилы», «Человек уязвимый», «Мужик, соберись!» и другие новые подкасты
Интервью — 10 мая, 13:05
«Я не мог объяснить людям просто через музыку, кто я такой». Большое интервью SRSLY с Федей BOOKER. Часть 1
Новости, Новости — 10 мая, 12:00
Алекс Гарленд станет режиссером фильма по игре Elden Ring
Новости, Новости — 9 мая, 16:00
Мэтт Ривз ушел с поста режиссера «Бэтмена 2»
Новости, Новости — 9 мая, 14:14
На «Золотом глобусе» начнут награждать лучшие подкасты
Новости, Новости — 9 мая, 12:00
Baidu разрабатывает ИИ-переводчик с языка животных на человеческий
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы