Твоя документалка про цирковое искусство — очень масштабная работа. Сколько времени у тебя ушло на ее создание?
Три года, хотя предполагалось, что меньше. Когда придумался этот проект, начался коронавирус и все усложнилось: я очень долго ждала, когда откроются границы, чтобы можно было куда-то поехать, и выбор стран в том числе зависел от того, куда я могу попасть. Потом возникли проблемы с языками. Например, в Индии мы очень-очень долго искали переводчика. Поэтому все затянулось, и в итоге прошло три года с задумки до реализации.
У тебя остались какие-то истории, которые не вошли в финальную версию?
Такого много, конечно. Материала просто горы: я снимала месяц и даже чуть больше этого в каждой стране. В Узбекистане объездила четыре или пять цирков, прежде чем выбрала тот, который вошел. С Бразилией сразу было понятно — я нашла героя и договорилась с ним заранее. С Индией тоже: сначала команда без меня объездила несколько разных цирков и потом я сама сделал из них отсев. Короче, в каждом конкретном случае все было по-разному. Были вещи, которые совсем не получилось. Например, изначально в фильме должен был быть Упсала-Цирк, но с ним в итоге совсем не сложилась серия.Как ты понимала, что история одной страны / одного цирка снята и пора ехать дальше?
Так как я работала с 1-2-3 Production, то не могла совсем уж космически пересекать рамки бюджета. Метод, в котором я работаю, предполагает, что мы не можем заранее знать, сколько мне понадобится времени, чтобы закончить фильм. Например, история с Турцией. Мне было сложно подобраться к ребятам — все же другой менталитет. Они очень долго привыкали ко мне, к камере, и приходилось чуть ли не на ходу придумывать другую форму рассказа. Эта серия отличается от всех остальных, она не такая прямая. Так что не всегда хватало времени. Но в целом, когда очень долго снимаешь сюжет, в какой-то момент само по себе возникает чувство, что случился финал. Вот когда оно случается, я радуюсь и уезжаю. (Улыбается.)Кто был с тобой в этих экспедициях?
Я ездила одна во всей экспедиции. У меня только в Индии был водитель и фиксер — человек, который меня сопровождал. Там все же очень небезопасно, и нельзя было допустить, чтобы я одна ездила по деревням.
А переводчики? Какие ты сама знаешь языки?
В запасе только английский — иногда это помогало, иногда нет. В случае с Турцией я могла разговаривать с женщиной, которая этот цирк создала, но с самими ребятами абсолютно нет. В Индии тоже. В Бразилии было легче всего, потому что герой знал английский. В Узбекистане, в Самарканде, в основном не говорят по-русски, поэтому приходилось интуитивно понимать.
Не страшно было одной да еще и с риском, что не получится наладить контакт на другом языке?
Мне было страшно каждый раз, очень страшно. Особенно — в Бразилии, так как это вообще другой край света. Ну и каждый раз у меня были какие-то приключения. В Бразилии я приехала в маленький городок, где никто не знал английского, и мне надо было добраться до автобусной станции, а оттуда до другого маленького города, в котором меня ждал герой. К слову, в тот момент в стране что-то случилось — отключился интернет и все мессенджеры.
Как ты находила героев и как договаривалась с ними о съемках?
Единственный герой, которого я определила заранее, был Роджерио из бразильской серии. Я была подписана на все цирковые группы на свете, и каждый день с утра садилась и проверяла все, что появилось в соцсетях и в мессенджерах. И вот однажды Роджерио написал в одной из таких групп, запостив свои фотографии и видео. Мне его оранжевая машинка ужасно понравилась, показалось, что это стопроцентное кино — стоит просто взглянуть на фотографии. И я написала Роджерио в фейсбуке* . Ему стало интересно, он согласился, но мы полгода не могли с ним встретиться из-за коронавируса. Потом, наконец, получилось. Я очень ждала эту встречу.
Турецкий цирк я нашла случайно, когда поняла, что мне не удается поехать в намеченную страну (уже не помню, в какую). И вот уже в самой Турции я узнала про сирийских ребят и социальный цирк на границе с Сирией. Мне показалось, что это что-то очень интересное.
Что касается Узбекистана и Индии, я только примерно знала, как там существуют цирки. В какой-то момент я увидела снимки Сергея Максимишина — он делал фотографии касты Нат (серия «Уличные акробаты из Индии в Катманду». — Прим. SRSLY), написал ему и спросила, где бы я могла найти этих акробатов. Оказалось, что они разбросаны по всей Индии. Найти их через интернет, понятное дело, абсолютно невозможно, поэтому я привлекала местных людей, которые отыскали для меня несколько таких семей.
А с узбекистанскими цирками было так: я посмотрела фильм Сергея Дворцевого «Трасса» и еще несколько репортажей и поехала в Узбекистан на разведку, потому что, конечно же, про них нигде не было нормальной информации.
Но погружаться в цирковую тему ты начала еще до того, как стала работать над «Шелковым путем». Ведь до этого был еще и «Джой» (документальный фильм про одноименный цирк-шапито)…
Собственно, весь проект для PREMIER вырос из того, что мне было энергетически классно и весело снимать «Джой»: я прожила с цирковыми три месяца, и мне очень хотелось побыть с ними еще, когда съемки фильма уже закончились. Поэтому я придумала новый большой проект про цирки, чтобы продолжить свое исследование.Да, поначалу идея проекта была про цирки только в России: я хотела делать что-то вроде «Джоя», только как сериал, но не получалось. Было много интересных тем: про то, что многие цирки застряли в российских городах во время коронавируса и их работники становились грузчиками, таксистами, пытаясь каким угодно образом выживать в этих городах, чтобы иметь возможность также кормить животных. Однако цирки не хотели пускать камеру внутрь, им не нужно было такое внимание.
Я решила думать шире: почему только Россия?
Каково работать с цирковыми артистами? С одной стороны, с ними вроде должно быть легче, так как они не боятся внимания, камеры, съемок. С другой — они же могут специально что-то играть.
Когда думаешь о цирке, кажется, что это должно быть что-то веселое и радостное, но вот такие моменты, как с Роджерио в озере, заставляют задуматься, что на самом деле жизнь у тех, кто дарит эту радость, довольно драматичная…
Для меня это всегда какая-то драма. Изначально идея всего сериала была достаточно драматичная: хотелось снять про то, что исчезает, про то, что мы через какое-то время можем не увидеть, хотелось зафиксировать, поймать то, что мы теряем. Когда я снимала проект, мне всегда казалось, что я как бы становлюсь такой же, как и они, я становлюсь тоже таким кочевником, который ездит по многим странам. И сложность в том, что со стороны всем кажется, что у тебя очень веселая насыщенная жизнь, которой можно только позавидовать. Но в этой жизни очень-очень много всего сложного — прежде всего усталость и неудовлетворенность, нехватка денег и нереализованность.
Как ты думаешь, твой фильм повлияет на судьбы этих артистов?
Не знаю… Сейчас, к сожалению, он выходит только в России. Хотелось бы, конечно, чтобы его могли видеть люди и в других странах. Роджерио пытается обучить всю Бразилию пользоваться VPN, чтобы они могли зайти и посмотреть фильм.
Очень хотелось бы, чтобы повлияло на индийскую семью. С ними случилась трагичная история: через какое-то время после того как я уехала, у них умерла мать семейства. Это было абсолютно неожиданно, она была связующим звеном для этого цирка, и мы с ней очень сблизились. К сожалению, у них все очень плохо, им не хватает денег, они не могут нормально выступать. Я была бы рада, если бы это привлекло к ним внимание и им задонатили какое-то количество денег просто на то, чтобы они могли дальше существовать.
Ты поддерживаешь контакт со всеми героями?
Я общаюсь с Роджерио, мы часто переписываемся, я знаю все время, где он находится и что с ним происходит. С остальными — нет. С индийской семьей сложно поддерживать контакт: у них один телефон на всю семью, и они редко выходят на связь. Но я недавно созванивалась с одним из своих героев из Узбекистана. Иногда они неожиданно просто мне звонят, и мы разговариваем, я всегда отвечаю.
Мы много говорим про Роджерио (такого человека сложно оставить без внимания). Он в фильме сказал такую мысль, над которой я долго думала: «Искусство не для всех. Оно только для тех, кто готов за него заплатить». Ты согласна с этим?
Это часто так. Мне кажется, часто искусство — во многом элитарная вещь: дорогие билеты в театр, дорогие билеты в цирк и так далее. Считается, что чем дороже, тем лучше ты получаешь качество. Хотя на самом деле в случае с цирком, например, это не всегда так. Бывает по-разному. То, что делает Роджерио для маленьких деревень, в которых никогда ничего подобного не видели, может быть, даже там важнее по тому, как это проникает внутрь людей, чем тот же цирк Цирк дю Солей, огромный, дорогой и все такое. Я его понимаю.
Он же говорил о том, что своими представлениями старается привнести культуру в жизнь бедных деревень. И что люди, живущие по схеме бар-церковь-бар-церковь, не могут этого понять. Как тебе кажется: для понимания искусства необходим какой-то бэкграунд или оно должно быть понятным всем?
Это сложный вопрос. Не знаю, могу ли ответить на то, каким должно быть искусство, и имею ли я право на это отвечать. Мне кажется, точно должно быть такое искусство, которое доступно всем. Не может быть так, чтобы все было элитарно и для всего было необходимо образование и какой-то бэкграунд.
Тебе бы хотелось, чтобы твое искусство, твои работы тоже были доступны всем?
Давай поговорим немного о твоем бэкграунде. Ты же из Питера, да?
Я родилась там и жила до 11 лет, потом я переехала в Москву и осталась тут.
Что ты помнишь из своего питерского детства? Это был бандитский Петербург или культурный Петроград?
Я жила в Купчино, так что, наверное, бандитский Петербург. Но я, честно говоря, мало что помню, кроме своей первой школы, где я училась до третьего класса.
Я не фанат Санкт-Петербурга, мне больше нравится Москва. Так что для меня большая удача, что мы уехали. Для меня это тяжелый город, и каждый раз, когда я туда возвращаюсь по работе, у меня ничего не получается. Несколько раз, когда я туда ездила, все проекты у меня проваливались. Что-то там для меня идет не так, не знаю. Я как-то пыталась написать какой-то сценарий про свое детство в Петербурге, но не наскребла достаточно воспоминаний.
Ты уже в Москве загорелась идеей снимать кино?
Еще в восьмом классе я решила, что буду сценаристом, такая у меня была мечта. Родители у меня журналисты, то есть пишущие люди, и как-то это всегда предполагалось, что я буду писать. Почему-то я хотела быть писателем, плюс я очень любила кино, и это все скрестилось в то, что я должна стать сценаристом.
Я была очень настроена поступать во ВГИК и поступила на сценарный факультет, когда мне было 16. Но тут меня нагнал какой-то страх, что мне нечего рассказывать, я ничего не знаю о жизни. Что я буду писать в 16 лет? В общем, я передумала и пошла на журфак.
Но все равно через два года опять мигрировала в сценарное, стала учиться в МШНК. Стало понятно, что мне это все-таки больше нравится и больше подходит, чем журналистика. Осталась там и какое-то время работала сценаристом, но мне чего-то не хватало. Мне нравилось, но было скучновато, хотелось какого-то движения, хотелось чего-то большего. Я работала в то время в «Театре.doc», там узнала о Марине Разбежкиной и подумала, что стоит попробовать документальное кино.
Как она оценивает твои работы?
Разбежкина, к счастью, любит мои работы. Это приятно. Она любит «Джой», и «Шелковый путь» мы делали вместе. Она была со мной всю дорогу по переписке, по телефону, я с ней советовалась.
Ты думаешь о том, чтобы когда-то перейти от документального кино к художественному или совмещать и то и другое?
Да, я занимаюсь этим в том числе. Мне стало интересно попробовать себя в игровом кино тоже. Я учусь сейчас в «Студии 24» у Бориса Хлебникова и Бакура Бакурадзе, скоро буду снимать свою курсовую, и это будет игровое кино. Но я не хочу бросать документальное кино, мне кажется, что мне все-таки это ближе. Я все равно работаю как сценарист с игровыми фильмами, и мне интересно скрестить когда-нибудь игровое и документальное, сделать что-то на стыке.
О чем будет твоя курсовая?
Я бы сказала, о страхе.
Тебе комфортнее работать, когда ты и режиссер и сценарист или с кем-то в тандеме?
Комфортнее всего быть одной. Я пока не представляю, как ставить фильм по чужому сценарию, для меня это пока сложно. Но мне нравится работать в тандеме с оператором: обычно я снимаю одна, но вместе с оператором очень много всего удается заметить, чего не замечаешь, когда ты сам стоишь за камерой.
Сейчас документалки как будто бы становятся сильно популярнее: много премьер на стримингах, отдельные фестивали, громкие релизы. Думаешь, они смогут потеснить художественное кино?
Мне кажется, в каком-то смысле за рубежом где-то год назад было такое, что документальные фильмы там на том же Netflix были не менее востребованы, чем игровые. Был прямо какой-то взрыв. Сейчас как будто чуть меньше.
В России — не знаю. Мне кажется, что если продюсеры будут готовы чуть больше рисковать, то все возможно. Например, «Шелковый путь», а еще «Сироты», «Мальчики» и «Мандарины», которые делали ученики Разбежкиной, — это довольно экспериментальные фильмы, то есть для продюсеров это риск. Окупится или не окупится, получится ли это хорошим или нет. Мне кажется, если бы мы и дальше пробовали делать что-то больше, то это могло бы быть востребованным.
Плюс это что-то, чего не делают, например, на том же Netflix, это что-то совершенно другое. У нас есть такая школа, как школа Разбежкиной, мы могли бы делать что-то свое, особенные сериалы, больше похожие на кино. Это было бы интересно попробовать, но сложно найти тех, кто к этому готов.
С чего ты советуешь начать знакомство с документальным кино? Есть какие-то режиссеры/проекты, которые можешь порекомендовать?
По традиции я бы рекомендовала смотреть учеников Разбежкиной. Вроде в нашем пузыре это знают все, но снаружи, оказывается, не все в курсе. На сайте авторского кино «Пилигрим» можно найти очень-очень много хороших бесплатных фильмов, там даже есть специальная подборка. Много работ можно найти на сайте «Артдокфеста». Вообще, стоит следить за конкурсами Artdoc.Media.
Где ты сама черпаешь идеи для фильмов?
Я мало смотрю сейчас кино. Не потому, что мне кажется, что этого делать не надо, а потому, что не хватает времени просто. Я думаю, что в современных фильмах многое можно найти. У корейских режиссеров я черпаю вдохновение, часто у них выходит нечто очень интересное.
Можешь поделиться главной профессиональной (или не только) целью?
У меня нет цели, это я точно могу сказать. У меня было такое чувство, что чего-то добиться, получить классные награды на классных фестивалях. Но, честно говоря, когда я начала заниматься как раз «Шелковым путем», это постепенно прошло.
У меня цель — прожить интересную жизнь. Тут нет, к счастью, какой-то конкретной точки, мне просто очень хочется не остановиться, продолжать. У меня было чувство, оно меня настигло чуть ли не сразу, что мне не хватит жизни, чтобы увидеть все, что есть в мире. И это меня так захватило, что мне захотелось как можно больше. Наверное, я ради этого сейчас живу и делаю кино.