Обзоры, Кино — 16 марта, 20:45

10 действительно лучших фильмов про катастрофы

Текст:
Денис Виленкин,
креативный редактор
В столь тревожный час подготовили для вас фильмы про происшествия, которые можно смотреть на карантине. Они помогут поверить, что все еще не так плохо. Тут вам и инопланетяне-надмозги, и люди в огне, и люди под водой, и акулы-убийцы, и великий и неповторимый японский крокодил Годзилла.



1. «Годзилла» (Gojira, 1954)


Самый старый фильм топа, настоящая киноклассика, предтеча всех блокбастеров, что вы когда-либо видели. Токио. 1954 год. Древний ящер Годзилла пробуждается от испытаний американского ядерного оружия в океане. В то время как ученые пытаются понять, чем же можно прогнать ихтиандра восвояси, он разносит дома и наводит ужас на японцев. В том, что Годзилла в фильме – механическая кукла, которая разрушает крошечные макеты домов кроется трогательная метафора. Это маленький мир на пороге больших страхов холодной войны, а монстр – их символическое воплощение. При том на чисто сюжетном уровне в «Годзилле» все сделано по нынешним голливудским меркам. Есть и антигерой — сумасшедший ученый, придумавший оружие, лишающее все живое кислорода, — есть и любовная линия, и конечно хэппи-энд. Впрочем, хеппи-энд не помешал японцам еще не раз (а если точнее, примерно тридцать раз) вернуть к жизни сверхуспешную в прокате «Годзиллу». Американцы тоже не прошли мимо, но все эти фильмы не были столь очаровательно наивны и одновременно тревожно прекрасны, как самый первый.


2. «Дело храбрых» (Only the Brave, 2017)


Новобранец Брендан (Майлз Теллер из «Одержимости» Шазелла), ни шатко ни валко завязавший с наркотиками, присоединяется к отряду пожарных под руководством могучего Эрика Марша (Джош Бролин). Команде предстоит тушение самого страшного пожара за всю историю штата Аризона. Сухой лес не знает пощады.

«Дело храбрых» — классическое кино про пожарных. Классическое в том плане, что вряд ли вы вспомните какое-то другое и едва ли есть лучше этого. Фильм про подвиг, фильм про героев, фильм про победителей стихии. В оригинале — Only the brave, в переводе по-хорошему — «только лишь храбрым» действительно это дело под силу. Режиссер Косински, несмотря на свой тяжеловесной стиль («Обливион», «Трон: Наследие»), умудряется превратить симфонию огня и мускул в довольно умную драму о дилемме долга перед отечеством и долга перед семьей, о человеческой природе американского Юго-Запада, о настоящих героях, которые непременно появятся на фотоснимке в конце под песню кантри-звезды Dierks Bentley Hold the light. Настоящее мужское кино, без лирических отступлений, без физических отступлений. Огнеупорный костюм — и вперед.


3. «Заражение» (Contagion, 2011)


В начале 10-х годов Стивен Содерберг отметился большим количеством экспериментов: это и «Нокаут», где Джина Карано в красивых интерьерах бесстыдно сворачивает мужикам шею, и «Побочный эффект», в котором Руни Мара сходит с ума от антидепрессантов, и, наконец, «Заражение» — тревожный, динамичный звездный триллер о пользе мыть руки с мылом, мастер-класс по саспенсу и работе с большими актерами. По миру распространяется пугающий смертельный вирус. Эпидемиологи, врачи, ученые пытаются ему противостоять. Развязка окажется предельно логичной, реалистичной, а поэтому пробирающей до мурашек. Колкую тревожную атмосферу поддерживает электронный саундтрек Клиффа Мартинеса. Боятся заразиться Мэтт Деймон, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу, Марион Котийяр и другие первые лица Голливуда.


4. «Знамение» (The Knowing, 2009)


Конспирологический триллер Алекса Пройаса («Ворон») – один из последних фильмов в карьере Николаса Кейджа до того, пока он не стал мемом и ироническим достоянием общественности. Его герой Джон Кестлер — серьезный университетский профессор, который сталкивается с необъяснимым и загадочным. Оставленное в 1959 году послание от школьников во временной капсуле с множеством цифр отсылает к датам мировых трагедий. Кестлер догадывается, что числа не кончатся, а поэтому нужно как-то предотвратить новые. Возможно, «Знамение» один из самых умных фильмов с Ником Кейджем, но тут, прямо скажем, ему повезло поработать с Пройасом, очень неглупым американским режиссером (другой его фильм тоже есть в нашем топе). Несмотря на то, что это, правда, кино про интеллект, теории и загадки, снято оно за приличные деньги и поэтому совершенно нестыдно выглядит. В общем-то, если вы хотели и крушений, и инопланетян, и ощутить на себе чьи-то потусторонние глазки, то вам сюда. Такого кино больше не делают: 50-миллионный триллер на заведомо спорную тему — стриминги этого просто не позволят.


5. «Вздымающийся ад» (The Towering Inferno, 1974)


Замыкание проводки в одной из подсобных комнат приводит к тому, что начинается пожар в огромном небоскребе. В этот момент в нем как раз устраивался торжественный прием по случаю открытия, а значит архитектору (Пол Ньюман) придется очень непросто вместе с пожарным (Стив Маккуин) в спецоперации по спасению людей. «Вздымающийся ад» – настоящий семидесятнический блокбастер, кино максимально эффектное (редко встретишь фильм, в котором настолько реалистично горящие люди летят в бездну из лопающихся стеклянных окон), очень длинное (почти 3 часа) и в своей нише культовое. Отсюда, кстати, очень вдохновенно воровал Джордж Лукас (сравните Фэй Данауэй, ее прическу, костюм и мизансцену в горящих обломках с принцессой Леей Кэрри Фишер в «Звездных воинах») и многие стараются страшно и роскошно снять небоскреб в качестве одного из действующих лиц постоянно и до сих пор (тот же Бред Пейтон из нашего списка в фильме «Небоскреб»), но круче, чем в этом фильме, было только в «Крепком орешке».


6. «Капкан» (Crawl, 2019)


Пловчиха Хэйли (Кая Скоделарио) попадает под ураган самой опасной, пятой категории во время поисков своего отца в родном доме. Девушка спускается в подвал, а его уже настолько сильно затопило, что в там обитают целых два огромных аллигатора, от которых придется отбиваться, используя свои профессиональные навыки. Ситуация осложняется тем, что в подвале дрейфует раненый отец, которого как-то надо спасти из эпицентра библейского потопа. Хоррормейкер Александр Ажа («У холмов есть глаза», «Пираньи 3D») очень умело снял кино в жанре «сильная девушка против крокодилов», неожиданно для себя реализовав камерный сюжет как закрученный аттракцион, где нет ни одной крепкой ступеньки, ни одного безопасного выступа или карниза. Водоплавающими монстрами кишит буквально все. По форме это, конечно, сурвайвал-хоррор, но поскольку враги беспощадны, а выхода действительно нет (даже на крыше вертолет едва может заметить сигнальные ракеты выживших сквозь ливень),

«Капкан» — отличный пример камерного фильма-катастрофы, мир которого умещается в две соседние улицы. Правда, попробуйте поискать второе такое кино.


7. «2012» (2009)


Размашистый фильм Роланда Эммериха, вышедший в 2009-м, олицетворял важный переходный момент от одного десятилетия к другому. Первое подогревали интересом к пророчеству майя об апокалипсисе, второе еще только наступало, а потому все бесчинствующие катаклизмы в трехчасовой опере разрушения воспринимались чуть страшнее, чем обычно. Эммерих, конечно, не мог быть прав. А вдруг? C другой стороны, всей этой предсказательной риторике вторила вопиющая комедийная характерность персонажей (потный русских олигарх и его жирные детки) и событий (огромные огненные шары, между которыми красочно лавирует внедорожник). В том плане, что, может быть, «2012» в самом деле вершина постановочного ремесла режиссера Эммериха, у которого наконец человеческая глупость встретилась с вселенским апокалипсисом, почему кино, собственно и стало увлекательным и самоироничным. Религиозный популизм, тайны века и очень дорогие и внушительные спецэффекты. Да, это кино плохого вкуса и в какой-то мере катастрофа, но очень уж симпатичная. Венец нулевых.


8. «Разлом Сан-Андреас» (San Andreas, 2015)


Рэй (Дуэйн Джонсон) — крутой накачанный пилот спасательного вертолета. Однажды Калифорнию накрывает мощнейшее землетрясение и главный герой отправляется на поиски своей дочери через весь штат, который сильно пошел по шву. Дома складываются гармошкой, небоскребы сыпятся трухой, а в вертолетах невовремя кончается топливо. «Разлом Сан-Адреас», вышедший в 2015-м, подкупал своей старомодностью: это кино про настоящего супергероя без экстраординарных способностей, противостоящего стихии. Конечно, высшие цели, конечно, спасение семьи. Но в первую очередь — крышесносный (в прямом смысле) экшен и харизма Дуэйна Джонсона. Если вы хотите понять, почему Скала – один из самых высокооплачиваемых голливудских актеров, «Разлом» — самый правильный вариант знакомства. Посмотрите и поймете, что не симпатизировать этому парню просто невозможно.


9. «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (Battle: Los Angeles, 2011)


Когда в 2011 году фильм Джонатана Либесмана вышел на экраны, он сразу попал под каток критиков и зрителей. Все довольно заурядно: в фильме «Битва за Лос-Анджелес» сама битва так и не состоялась, финальные кадры намекают на масштабное сражение и тут же возникают предательские титры. Но сквозь годы эту установку воспринимаешь как своеобразное достоинство. Стычки с инопланетными захватчиками происходят неожиданно, они очень круто сняты, саспенс разрывает, пришельцы прячутся в ландшафте города и внезапно дают отпор. Такого кино сейчас попросту не делают. К сожалению, и сам Либесман, и его оператор Лукас Эттлин, и, как кажется, Алекс Пройас не нашли себе места в новом Голливуде, который лихорадит от кинокомиксов к римейкам и обратно. Золотая, в общем, коллекция американских блокбастеров 10-х.


10. «Я, робот» (I, Robot, 2004)


2035 год. Дэл Спунер (Уилл Смит) работает копом и ненавидит роботов, которые проникли во все сферы жизни. Как назло, возникает дело об убийстве, к которому причастен робот, что только укрепляет в Спунере его техноксенофобию. Выливается это преступление, как ни сложно догадаться, в восстание машин. «Я, робот» – кино, в котором молодой Уилл Смит ходит в нелепом гангста-прикиде, а совсем юный Шайа ЛаБаф одурневше водит глазами. То есть, без оглядок на весь технологический наивняк, «Я, робот» это экранизация фантаста Азимова во взгляде нулевых. Провидческий пафос, музыка Марко Белтрами, Уилл Смит, хмурящий брови. В фильме Пройаса, правда, много ярких сцен, которые мало кому удавалось повторить за последние лет 10 (с погоней на мотоциклах в туннеле может посоревноваться только погоня на мотоциклах из «Первого мстителя: Противостояния», где Черная Пантера удирает, кажется, от Капитана Америки). Настоящий артефакт своего времени, чего и говорить, просто посмотрите на скриншот.


 

 

 

Денис Виленкин
креативный редактор

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Герои — 22:04, 20 октября 2020
О шоу «Утренняя звезда», Японии и остроумных комиках. Интервью с Константином Анисимовым
Герои — 20 октября, 22:04
Интервью с моушен-дизайнером Brickspacer — тем, кто в клипе Tacos превратил Ильича из Little Big в кукурузу
Новости, Новости — 20 октября, 15:00
У людей обнаружили новый орган — еще одну пару слюнных желез
Новости, Новости — 20 октября, 14:17
Скотт М. Гимпл думает снять мультсериал по мотивам «Ходячих мертвецов»
Герои — 20 октября, 14:00
6 российских тревел-блогеров: о заработке, рекламе и экстремальных путешествиях
Новости, Новости — 20 октября, 13:48
Ученые назвали самый страшный фильм ужасов. Им оказался «Синистер»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 20 октября, 11:19
«Эйфория» возвращается: первый бонусный эпизод выйдет уже 7 декабря
Новости, Новости — 20 октября, 10:28
Несчастная любовь и дискотечные биты: послушайте новый трек Gavrilina «Только ты»
Новости, Новости — 20 октября, 09:07
В Дубае откроются американские горки по мотивам «Джона Уика» и «Иллюзии обмана»
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 19 октября, 21:51
Вышел первый в мире хоррор для кошек. Главный злодей — огурец
Новости, Новости — 19 октября, 20:40
iPhone 12 в два раза обогнал iPhone 11 по количеству предзаказов. Кажется, новый смартфон и правда ждали
Новости, Новости — 19 октября, 18:27
Аня Покров в «Биг Ди шоу»: о комплексах, конкуренции и достоинствах Артура Бабича
Новости, Новости — 19 октября, 17:59
В «Делимобиле» новые правила. Теперь у водителей есть рейтинг
Новости, Новости — 19 октября, 16:24
Кровь, змеи и куча локаций: посмотрите клип «Мальбека» и Сюзанны на трек «Шазам»
Популярная темаПопулярно
Музыка — 19 октября, 15:38
Рейв, на котором никто не танцует. SRSLY сходил на «Экранизацию» в «Гараж»
Новости, Новости — 19 октября, 14:06
Nokia запустит 4G на Луне. Компания заключила контракт с NASA на 14,1 млн долларов
Новости, Новости — 19 октября, 08:55
У Арины Даниловой новое шоу на ютьюбе. В первом выпуске — сестры Аракелян
Новости, Новости — 18 октября, 16:29
Посмотрите на новое граффити Бэнкси. Там девочка крутит обруч из велосипедной шины
Музыка — 18 октября, 10:11
Новое в музыке за неделю: Feduk, NiNO, Noize MC и James Blake
Кино — 18 октября, 01:35
Сериалы недели: «История хоррора с Элаем Ротом», «Территория», «Призраки усадьбы Блай», «Беспринципные», «Руммейт»
Новости, Новости — 17 октября, 16:15
Посмотрите клип Ани Покров на песню «Парень из села». Там Артур Бабич на коне
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 октября, 12:59
Дебютная песня Дины Саевой не выйдет. Об этом сообщила сама блогерша
Новости, Новости — 17 октября, 11:46
В тиктоке все снова танцуют. На этот раз — с героями из мультфильмов и сериалов
Новости, Новости — 17 октября, 10:35
У «Сестры Рэтчед» лучший старт среди сериалов Netflix этого года. Проект посмотрели с 48 млн аккаунтов
Образ жизни — 16 октября, 22:32
О демократии. Колонка Татьяны Толстой
Образ жизни — 16 октября, 20:46
Можно ли найти пару в приложениях для знакомств? Исследование SRSLY. Часть первая: Tinder
Герои — 16 октября, 18:30
«Я 10 лет притворялся модным диджеем». Интервью с Дмитрием Устиновым
Новости, Новости — 16 октября, 18:20
Ева Миллер и Иса из XO Team снялись в новом клипе Крида и Тимати «Звездопад»
Образ жизни — 16 октября, 17:41
«Я дико извиняюсь» и другие цитаты Алексея Жидковского
Образ жизни — 16 октября, 17:10
Чем закончился второй сезон «Внутри Лапенко»: песни ДДТ, кольцо для Особы и «Игра престолов»
Скользкий путь
(1 сезон)
4
Мандалорец
(3 сезон)
Земля монстров
(1 сезон)
Отыграть назад
(1 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)
Видеть
(2 сезон)