Интервью — 20 июня 2020, 09:56

Работа с Гильермо дель Торо, Марко Белтрами и премия BMI. Борис Барабанов поговорил с композитором Анной Друбич

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Российский композитор Анна Друбич получила престижную кинематографическую награду — BMI Film Music Awards (ежегодная премия, вручаемая одним из ведущих авторских обществ США) — за саундтрек к фильму «Страшные истории для рассказа в темноте», над которым она работала вместе с классиком музыки к хоррорам Марко Белтрами («Крик», «Обитель зла», «Снеговик» и другие). Анна Друбич рассказала Борису Барабанову о своем первом опыте работы на большой голливудской студии и о том, как писать музыку одновременно для четырех фильмов в условиях пандемии.

Как объяснить человеку, который далек от «визуальных медиа», что такое BMI и BMI Awards? Если я все правильно понимаю, то BMI — это организация, которая защищает права американских композиторов, авторов текстов песен и так далее. Так?

Да, это одна из самых крупных в мире performing rights organisations. Она защищает права примерно миллиона авторов — композиторов, сонграйтеров и музыкальных издательств. BMI собирает по всему миру авторские отчисления за использование той или иной музыки. Раз в год BMI устраивает церемонию — чествование авторов. Это довольно светское, гламурное мероприятие с красной дорожкой, нарядами, ужином — в общем, такой небольшой «Оскар». Церемония — своего рода подведение итогов года. Награждают тех, кто в течение этого года как-то отличился, например, получил большое количество премий или их фильмы собрали самую большую кассу. Премия BMI — показатель статуса, ты как бы квалифицируешься в высшую профессиональную лигу. Я получила эту премию в категории «Полнометражный фильм», что, конечно, очень престижно. Самой церемонии, как вы понимаете, в этом году не было из-за пандемии, и все уже даже как-то забыли, что BMI должна что-то вручать. И вот просыпаюсь утром и вижу на своем e-mail поздравления. Я, конечно, обалдела. Особенно, когда посмотрела, кто еще в этой категории получил призы — Джон Уильямс, Дэнни Эльфман, Александр Деспла — в общем, корифеи. И еще десяток призов вручили, условно говоря, молодым.

Вы являетесь членом BMI как композитор?

Иначе я не получила бы награду! BMI — не единственная такая организация, в США их четыре. Любой композитор, который хочет зарабатывать деньги, в какой-то момент должен вступить в такую организацию — самому никак невозможно отследить, где использовалась твоя музыка, сколько можно получить денег от кино, телетрансляций, цифровых платформ.

#INSERT_ARTICLE#

Правильно ли я понимаю, что интересы российских композиторов обычно защищает РАО?

В РАО я тоже состою, оно отслеживает мои российские проекты. Это вполне нормально — состоять в нескольких таких организациях. Только РАО не проводят такие церемонии.

Как вы попали в фильм «Страшные истории для рассказа в темноте»? Это произошло с подачи вашего соавтора Марко Белтрами?

«Страшные истории для рассказа в темноте» — моя первая картина для большой студии в Голливуде. Я очень благодарна Марко Белтрами. Он фактически дал мне путевку в жизнь. В 2012 году я училась в университете Южной Калифорнии на факультете кинокомпозиции. Для нас устраивали мастер-классы известных композиторов. К нам приходили, например, Джеймс Ньютон Ховард, Дэнни Эльфман, и вот однажды пришел Марко Белтрами. Он дал нам задание — написать музыку к сцене в фильме. И потом мы обсуждали то, что получилось. Моя работа понравилась ему больше других, он, в общем, как-то меня отдельно отметил. Прошел год, и однажды я случайно столкнулась с ним на парковке и даже не была уверена, узнает ли он меня, но поздоровалась, а он говорит: «Я тебя помню, Анна. Как поживаешь, что делаешь?» Я говорю: «Да как-то особо ничего, я только еще окончила университет». И он: «У меня будет один проект, я тебя позову!» Я, конечно, большого значения этому не придала, ну, small talk на парковке… Уехала в Москву, и однажды сижу на Новый год на кухне, что-то ем, и вдруг приходит e-mail от Марко: «Ты где? У тебя на телефоне автоответчик срабатывает. Мы-то уже фильм начинаем». Я, как ошпаренная, покупаю первый попавшийся билет в Лос-Анджелес. И мы начали работать над проектом «1864». Это был датский сериал, он вышел в 2014 году. В некотором смысле я была подмастерье, в основных титрах меня не было, только в конце, в «братской могиле». Это нормально, с этого начинают многие композиторы в Голливуде. Я в таком качестве работала с Марко на протяжении нескольких лет и параллельно делала свои проекты в России, в том числе очень большие, такие, как «Красные браслеты», «Оптимисты», «Большой», «Садовое кольцо», «Звезда», «Одесса». И вот однажды снова звонит Марко и сообщает, что у него был разговор с Гильермо дель Торо — ему нужна музыка для фильма Scary Stories to Tell in the Dark, который он продюсирует. Времени у Марко на этот фильм не было, но и дель Торо он отказывать не хотел. И мы договорились, что я пишу музыку, и если она нравится дель Торо, то мы с Марко появимся в титрах вместе. Это была невероятная удача.

Марко Белтрами и Анна Друбич
#INSERT_ARTICLE#

«Страшные истории для рассказа в темноте» — продукция CBS. В чем отличие работы с таким гигантом от работы в российском кино и от работы в независимом кино?

Я не считаю, что есть какое-то принципиальное отличие работы в Америке от работы в России или работы для больших студий от авторского кино. С самых первых моих опытов, которые относятся к фильмам моего отца Сергея Соловьева «О любви», «Анна Каренина», «2-АССА-2» и «Одноклассники», я поняла, что это магический процесс. Два автора, композитор и режиссер, обсуждают такой метафизический предмет, как музыка, причем один из них знает, как говорить про музыку, а другой профессиональным языком часто не владеет, но пытается выразить мысль при помощи тех образов и чувств, что он видит в своей истории. Это относится ко всем режиссерам, с которыми я работала в России. Валерий Тодоровский, Анна Меликян, Алексей Попогребский, Алексей Смирнов — это все большие художники, и с каждым из них выстраивались уникальные личные отношения. В Америке то же самое. Важна личная химия в отношениях с режиссером. «Страшные истории для рассказа в темноте» — большое студийное кино, но и здесь у меня работали те же механизмы, что и, скажем, в авторском кино в России. Все строилось на моих отношениях с Андре Овредалом, режиссером фильма. И они, слава богу, сложились прекрасно.


Вы знакомы с Гильермо дель Торо?

Да, мы общались несколько раз. Он выдающийся художник и продюсер, конечно. Его понимание того, какой должен быть монтаж, что нужно делать с визуальными эффектами и так далее, абсолютно завораживает. Мы с Марко были на просмотре самой первой режиссерской сборки фильма. Для меня это уже было готовое, отточенное кино. Гильермо дель Торо после просмотра сделал режиссеру несколько комплиментов, а потом по секундам рассказал, где и что нужно исправить: этот план вырезать, эту реплику переозвучить, здесь спецэффект заменить... И я поняла, что он был абсолютно прав. Я сидела и слушала его с открытым ртом. При этом я должна сказать, что в вопросах музыки у нас с режиссером Андре Овредалом была полная свобода.

Андре Овердаль, Анна Друбич и Гильермо дель Торо
#INSERT_ARTICLE#

Фильм оказался сверхприбыльным, окупился четырежды. Это как-то сказалось на вашем гонораре?

Нет, он был фиксированным, процент от кассы получают только такие гиганты, как Ханс Циммер или Алан Сильвестри. Но эта картина, конечно, открыла передо мной новые горизонты. У меня появился очень крутой агент. Уже есть решение о съемках сиквела — может быть, и меня позовут. То, что фильм получается, я почувствовала еще на просмотрах для фокус-групп (это обычная практика для больших кинокомпаний перед выпуском фильма в прокат). Я видела, как компания прислушивается к реакции аудитории и готова сразу идти что-то перемонтировать, доснимать, вкладывать дополнительные деньги. Ближе к концу постпродакшна были сложные моменты, даже казалось, что сейчас все развалится. Здесь создателям фильма нужны, конечно, железные нервы. Но все в итоге получилось.

Вы — первый российский композитор, получивший эту награду?

Не могу точно сказать, но в этом году — точно не единственный. Мы получили эту награду одновременно с композитором Соней Белоусовой, только ее наградили в другой категории — за сериал «Романовы». Интересно, что в моей категории «Полнометражный фильм» награждены всего две женщины — Хильдур Гуднадоуттир, которая написала музыку к «Джокеру», и я. Вы знаете, что еще интересно? Как вам, наверное, известно, я в этом году получила «Золотого орла» за фильм «Одесса». Так вот, я — первая женщина, которую наградили за музыку к кино какой-либо российской кинематографической премией. Не то чтобы меня так уж волновал вопрос гендерного равенства в кино, но это, на мой взгляд, важный момент.

Судя по данным IMDB, у вас минимум пять фильмов в этом году выйдут. Как вообще возможна такая производительность труда?

Да, так в жизни и бывает, то густо, то пусто. Я в данный момент работаю как композитор на четырех картинах, и на всех четырех — одна. Это еще что. Однажды у меня было шесть картин одновременно. Заканчиваю музыку ко второму сезону «Оптимистов», плюс еще сериал «Бомба» режиссера Игоря Копылова, трилогия Fear Street для студии Fox и еще один независимый фильм. Я работаю в студии, в подвале дома, который мы снимаем в Лос-Анджелесе. Заканчиваю сцену, отправляю режиссеру, он пишет свои комментарии, и так продвигаюсь от одного проекта к другому. В условиях пандемии все это особенно «интересно». Как записывать оркестр во время самоизоляции? Куда девать детей, когда не работают ни школы, ни детские сады? Но надеюсь, что все эти проекты я как-то завершу и мне не будет стыдно за свою работу. Выдохну и вернусь к собственным концертным произведениям и сольному альбому, о которых всегда думаю и мечтаю.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: личный архив
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 19:26, 3 октября 2025
На разных языках: поясняем за кей-поп, джей-поп и другие «попы»
Новости, Новости — 3 октября, 19:26
Инди-группа «я Софа» выпустила альбом «Пазл»
Новости, Новости — 3 октября, 18:10
На набережной рядом с «ГЭС-2» установили «Садовую лопатку»
Новости, Новости — 3 октября, 17:00
Reebok и Kodak представили совместную коллекцию
Новости, Новости — 3 октября, 15:50
Тейлор Свифт выпустила новый альбом The Life of a Showgirl
Новости, Новости — 3 октября, 14:00
Mattel выпустили игрушки по фильму «Злая: Навсегда»
Новости, Новости — 3 октября, 11:50
Работы группы «Синий суп» покажут в музее «Гараж»
Новости, Новости — 3 октября, 10:27
Crocs выпустил клоги в стиле Человека-паука
Новости, Новости — 2 октября, 17:26
«Пин-код» возвращается с новыми сериями
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 2 октября, 15:30
Баста представит оригинальный мюзикл «Любовь без памяти»
Новости, Новости — 2 октября, 14:45
Ваня Дмитриенко, Антон Шастун и Николай Дроздов присоединились к касту «Буратино»
Новости, Новости — 2 октября, 14:05
Омар Си в романтической комедии Netflix «Французский любовник»
Новости, Новости — 2 октября, 11:40
Джонатан Андерсон дебютировал с женской коллекцией для Dior
Новости, Новости — 2 октября, 10:30
Актрисы из «Уэнсдэй» исполнили танец Dead Dance на концерте Леди Гаги
Кино — 1 октября, 17:30
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Крушащая машина», «Молчаливый друг», «Завещание Анны Ли», «Стереодевчонки»
Новости, Новости — 1 октября, 17:30
Zara представит коллаборацию с 50 звездами
Новости, Новости — 1 октября, 16:45
Анджей Сапковский выпустил новую книгу о Ведьмаке
Новости, Новости — 1 октября, 15:00
Триллер для A24 снимет режиссер «Одного целого»
Новости, Новости — 1 октября, 10:20
Pitchfork опубликовал рейтинг 100 лучших хип-хоп альбомов всех времен
Новости, Новости — 30 сентября, 19:15
«Няня Оксана», «Родители родителей» и еще 5 новых комедий этой осени
Новости, Новости — 30 сентября, 18:10
В Америке появилась первая ИИ-актриса
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 30 сентября, 17:45
The Neighbourhood возвращаются с новым альбом
Новости, Новости — 30 сентября, 17:05
Группа «Пути отхода» выпустила альбом «Легкий способ бросить грустить»
Новости — 30 сентября, 15:30
I want деликатные. Банки-склянки городской девчонки
Новости, Новости — 30 сентября, 13:50
Bad Bunny станет хедлайнером Супербоула-2026
Новости, Новости — 30 сентября, 12:40
Google сменил логотип впервые за 10 лет
Новости, Новости — 30 сентября, 11:30
Букеровская премия представила шорт-лист 2025 года
Новости, Новости — 29 сентября, 17:50
Смотрим новый трейлер фильма «Простоквашино» Сарика Андреасяна
Новости, Новости — 29 сентября, 16:05
Вышла RidePods — первая игра для AirPods
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы