«Узнайте, как гитара помогала писать историю поп-культуры в южных кварталах Чаттануги» — этой фразой открывается сайт фонда Songbirds, который продолжил двадцатилетнюю биографию одноименного музея в Чаттануге, штат Теннесси. Этот город в американской глубинке — оживленный культурный центр, здесь есть свой симфонический оркестр, ежегодный музыкальный фестиваль с джазовым конкурсом имени Бесси Смит и, конечно, песня Chattanooga Choo Choo — свинговый стандарт и национальное достояние горожан.
Музей гитар здесь основали в 2018 году. Основой экспозиции стала коллекция нью-йоркского бизнесмена Дэвида Дэвидсона, которую он перевез в более выгодную в экономическом смысле Чаттанугу. Собирать раритетные гитары, созданные с конца 1940-х по середину 1960-х, он начал 23 года назад. Дэвидсон смог оценить вес своей коллекции, когда выставил Fender Stratocaster 1954 года на eBay. Через пять минут инструмент, сделанный из цельного куска ясеня, был уже продан — за 25 тысяч долларов. В итоге в коллекции Songbirds были инструменты, цена которых достигала $250 тысяч, а два «Гибсона» модели Explorer и вовсе оценивались в миллион долларов каждый.
В коллекции музея Songbirds были сотни гитар. При этом если воображение при словосочетании «музей гитар» рождает картины вроде ресторана Hard Rock Cafe, где каждый висящий на стене инструмент снабжен табличкой с именем звезды — его владельца, то в отношении Songbirds это не совсем справедливо. Конечно, здесь с удовольствием рассказывали о том, какая гитара принадлежала Чаку Берри, какая — Рою Орбисону, а на какой играл Робби Кригер из The Doors. Однако музей не пытался «продать» свою экспозицию через звезд рока. Героями здесь были сами гитары.
Музей был ориентирован на тех, кто испытывал эстетическое и даже физическое наслаждение от пребывания среди ценных инструментов. Брайан Шеннон, бренд-директор музея, сначала был простым его посетителем, а когда поступил на работу, почувствовал себя «искусствоведом, живущим по соседству с Лувром». «Это была моя Вальхалла», — говорит он в фильме.
Отдельная захватывающая тема — конкуренция двух ведущих производителей электрогитар: Fender и Gibson. В фильме она раскрыта довольно подробно. И, несмотря на то, что визуально эта документалка решена довольно скромно, а большая часть съемок проходила в день закрытия музея, в кадре — истинные энтузиасты, работавшие в нем, и от рассказанных ими историй захватывает дух.
Музей был закрыт в сентябре 2021 года. Автор Songbirds Даган В. Беккетт не делает на этом слишком большой акцент, от фильма остается ощущение, что это институция с огромной историей, на протяжении которой здесь происходили исторические события. Впечатления усиливают монологи таких значительных фигур гитарного мира, как Джо Бонамасса, John 5, Дэвид Эрик Джонсон и других. И, тем не менее, музей проработал меньше четырех лет. Он стал одной из жертв пандемии COVID-19.
По версии, изложенной в фильме, расходы на содержание музея росли, и выручка от билетов, даже в сумме с продажей мерча, концертами на верхнем этаже и прочими источниками дохода, не смогла эти расходы покрыть. Фильм Songbirds рассказывает о том, как COVID-19 убивал музыкальную индустрию на примере яркой, но все же нишевой ее единицы. Музей гитары — не рекорд-лейбл и не концертный зал, это, во многом, аттракцион для фриков, которые готовы платить за возможность прикоснуться к куску дерева и натянутой на него проволоке. Пандемия уничтожила множество таких ячеек культуры.
В случае с Songbirds гитары остались живы, многие из них просто разъехались по своим владельцам — коллекционерам, когда-то предоставившим их для экспозиции. А в помещении, где был музей, теперь игре на гитаре учат детей, дают концерты и все еще экспонируют инструменты — треть коллекции осталась на своем месте. Просто теперь это не бизнес, а некоммерческий фонд. Даган В. Беккетт не заостряет на этом внимания, но, по сути, погиб не музей, а именно бизнес. Однако это тоже важно. Потому что таких бизнесов было множество. А еще у музея в его изначальной версии было свое лицо, вернее, лица. Компания преданных фанатов, но фанатов не музыки или ее исполнителей, а самого инструмента, который, как сказано в фильме, позволяет петь, используя пальцы.
Фильм Songbirds вышел в 2022 году и даже успел завоевать премию Emmy (правда, локальную, теннессийскую), а теперь доступен на видеоплатформах. И посмотреть его стоит, среди прочего, на волне воспоминаний о недавно ушедшем гитаристе-виртуозе Джеффе Беке (The Yardbirds, Jeff Beck Group). Его специализацией был инструментальный рок и блюз, а в основе индивидуальной манеры лежало умение одной рукой, не используя медиатора, извлекать звук и тут же его регулировать, фактически — продюсировать. Если вам не очень понятно, почему все ленты информационных агентств и соцсетей были полны некрологов и постов в память о Джеффе Беке, посмотрите этот фильм. Он поможет найти ответ практически на кончиках пальцев.