Развернуть Свернуть
Интервью, Образ жизни — 10 декабря 2022, 16:06

Трансцендентальный ураган цветовых видений. Интервью с участниками выставки The Dreamachine

Текст:

2 декабря в бывшем заброшенном Дворце культуры моряков, который находится в Петербурге, при поддержке посольства Королевства Нидерландов открылась коллективная выставка видео-арта российских и голландских художников под общим названием The Dreamachine.

В основу экспозиции легло изобретенное писателем Уильямом Берроузом, художником Брайоном Гайсином и математиком Иэном Соммервилем стробоскопическое устройство «Машина сновидений». В концепцию выставки заложено одновременное психоделическое восприятие событий последних лет, а также образы будущего в виде аллюзий, подсознательных, сновидческих и порой метафорических сюжетов.

Зрители смогут познакомиться с произведениями всемирно известных художников в нескольких пространствах полузаброшенного дворца, например, в актовом зале, где в 90-е находился легендарный диско-клуб, или атмосферном закулисье, а также в других залах петербургского ДК. Куратор и арт-блогер Анна Демина побеседовала с участниками выставки, а также командой Дворца культуры моряков.

#INSERT_ARTICLE#

Ульяна, твои работы репрезентуют русскую культуру и сопутствующие ей метафоры как некую сказку, что-то немного забытое и будто бы затерянное. Расскажи, насколько соответствует заброшенность бывшего Дворца культуры твоему восприятию будущего искусства и твоей творческой деятельности? 

Ульяна Подкорытова: Я глубоко интересуюсь фольклором, в частности, этнографией и устным творчеством территорий северных регионов. Немаленькая часть из них находится на современной территории России. Мой отец родился в Вологодской области и занимался архангелогородским фольклором, так что у меня с детства есть интерес к этой местности. Я много путешествовала по Пинежью и Поморью. Меня гипнотизирует местный диалект, и его музыкальность часто становится основой моих видео и голосовых перформансов. Также важно упомянуть, что непроходимые леса Архангельской области сохранили традиции язычества, связи с природой, все это смешалось со старообрядчеством и современной историей России, что представляет интерес для художественного исследования и рефлексии. Обращение к сказочному помогает мне отразить сюрреализм северной России, где смешалось забытое древнее прошлое и непростое настоящее, культура скрытничества. Поскольку я работаю с такого рода национальным галлюцинозом, территория ДК моряков, как некого призрака, идеально вписывается в метафизический мир работ.

Ульяна Подкорытова
#INSERT_ARTICLE#


Могла бы ты подробнее рассказать об отсылках, которые используешь в своем творчестве? Твои работы наполнены уникальными персонажами и сюжетами — всегда ли это конкретные образы истории или ты пребываешь в вечном поиске соответствия образа и идеи?

УП: Я вдохновляюсь фольклором как таковым, но не делаю прямых заимствований в своей практике. Конечно, мне приходится делать сбор материала и читать древние былины, а также слушать лекции по постфольклору. Но все же персонажи моих работ вымышленные и являются рефлексами сегодняшнего дня. Многие образы кочуют из работы в работу, они меня годами не покидают. Так, голова, бегающая на двух косах, появлялась и в скульптурах, и в видео. Это персонаж так называемых солдатских сказок времен Петра Великого. Расхожим сюжетом в них была встреча Солдата и Смерти или Солдата и Бабы Яги, где между героями происходит битва. В ходе такого хоррора служивый отсекал голову Смерти, а она догоняла его, вставая на косы. Очень актуальная история и яркий пример того, как фольклор является отражением истории страны.

Маша, в своих работах ты затрагиваешь социально значимую тему поддержки инклюзивных людей и тактильного понимания. Насколько тяжело тебе дается эта практика и каким образом появилась идея создания видеотрилогии?

Маша Лапина: Да, идея родилась после моего волонтерства в детском доме. Там я отметила важность тактильности в их условиях, насколько она плотно вшита в ежедневном общении у нянечек с детьми.  Но своей работой я больше хотела обратить внимание зрителя на важность такого контакта у каждого человека, без отсылки к инклюзии.

Как мы знаем, тактильная коммуникация зачастую зависит от культуры, к которой принадлежит человек. И каждый имеет свой предел, который определяет границы приемлемого. Три части видео, это очень простая вариативность отношений в диалоге рук, которая доступна каждому.

Маша Лапина
#INSERT_ARTICLE#


Рома, твое исследование творчества одного из основателей «Машины сновидений», Уильяма Берроуза, началось задолго до выставки. Поделись, как ты познакомился с творчеством Берроуза и откуда появилась идея подобной репрезентации его задумок?

Роман Головко: Знакомство с творчеством Берроуза началось довольно давно, в начале 90-х, через тогда так называемую контркультурную литературу и кино. Ну и его метод нарезки cut-up плюс роман «Голый завтрак», конечно же. К тому же Берроуз тогда был довольно сильно интегрирован в музыкальную среду и оказывал большое влияние на экспериментальную нойз- и индастриал-сцену, так что был довольно широкий спектр воздействия, мимо которого было сложно пройти. В моем проекте SCRIPT, представленном на выставке, заложена эта форма расширения пространства художественного высказывания сквозь разные медиумы. Несколько лет назад он был представлен в формате перформанса и генеративной аудиоинсталляции, а затем выставлялся в форме звуковой скульптуры.

#INSERT_ARTICLE#


В твоих работах практически отсутствует какое-либо повествование. Как бы ты обосновал такую форму коммуникации со зрителем?

РГ: Мои работы — это пространство эксперимента. Повествование в них присутствует, но это нелинейный нарратив. Изображение постоянно подвергается воздействию помех, расщепляется на фрагменты, деконструируется и пересобирается заново. По сути это тоже метод «нарезок» в действии и возможность для зрителя получить новый аудиовизуальный опыт.

Не могли бы вы подробнее рассказать о своей работе?

Nanda Raemansky: Seadust — это видео, которое я сняла прошлым летом в Зеландии, провинции на юге Нидерландов. В Seadust я хотела сделать интуитивно понятное видео о состоянии сна, об угрозах и страхах, связанных с глобальным потеплением. Все начинается с прогулки на лодке по этому идеалистическому морскому курорту, затем путешествие продолжается на сушу и превращается в кошмар. Видео показывает изображения наводнения и сильной засухи, опасного борщевика и какой-то тюремной среды, которая, кажется, стоит между зрителем и природой.

#INSERT_ARTICLE#


ДК моряков

Расскажите о предыстории дворца, кем он был создан и для каких целей предназначался?

ДК: Дворец культуры моряков — пример позднего конструктивизма, постконструктивизма по Селиму Хан-Магомедову. Построенный в 1932–1933 годах архитектором Николаем Дмитриевичем Сабуровым, Дом культуры водников значительно пострадал в Великую Отечественную и восстанавливался в 1957–1959 годах Еленой Ивановной Чилингаровой уже в стиле сталинского ампира — советской вариации неоклассического ар-деко.

Функционировал наш дворец всегда как объект культуры. Сперва как запланированный Дом культуры моряков, потом, в перестроечные годы, как места сбора Союза любителей музыки рок, а в 90-е как диско-клуб «Родже». С 2003 года был заброшен и вот, в начале лета, достался нам. 

Своей судьбой наш ДК забавным образом повторял причудливые зигзаги меняющегося общественного вкуса. Следовал за модой, если понимать моду как искусство улавливать дух времени.
#INSERT_ARTICLE#

#INSERT_ARTICLE#


Сейчас мы проводим здесь работы по точечной реконструкции и избирательному сохранению. То есть мы не восстанавливаем утраченное в первозданной форме, если, например, были утрачены перила на лестнице, мы делаем новые в соответствии с нашими представлениями. Но те жемчужины, которые сохранились и достались нам, бережем и храним. Иногда самое сложное и красивое решение в искусстве — не делать ничего, признать, что и без моего присутствия контекст достаточно красив. Тем более что неценного штукатурного слоя здесь на стенках предостаточно и он трепетно ждет своих героев.

То есть вы новые реформаторы культуры? Каково это — нести все это на себе без какой-то осуществимой поддержки?

ДК: Пространство, которое мы хотим здесь создать, — это пространство взаимодействий и совпадений, выкроенное из тонкой материи нашего коллективного «мы». Мы не ограничиваемся и функциональной привязкой — это не клуб, и не галерея, и не бар, и не лекторий. Moremore — пространство открытых коммуникаций, пространство для взаимодействий, пространство культуры.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Дима Егоров, Анна Петруханова
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 10:09, 29 ноября 2025
Кричать, отрываться, танцевать. 12 вопросов группе Index III
Новости, Новости — 29 ноября, 10:09
BORIS REDWALL представил альбом электронной музыки MONSTER TRUCK MUSIC
Образ жизни — 28 ноября, 19:55
Варвара Нагорнова, Александр Мортаев, Анастасия Нестеренко: новые имена ярмарки современного искусства |catalog|
Новости, Новости — 28 ноября, 17:20
Третий сезон «Магической битвы» впервые расскажет историю Мастера Тенген
Новости, Новости — 28 ноября, 16:10
«Чтобы не обманывать людей, нужно не обманывать себя». Слушаем подкаст «Можно иначе»
Новости, Новости — 28 ноября, 15:00
Хидэо Кодзиму назвали творцом года
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 28 ноября, 14:00
Alibaba выпустила умные очки с ИИ-ассистентом
Новости, Новости — 28 ноября, 12:15
«Кто помнит своих предков, никогда не будет один». «Дзен» представил документальный проект «Мамины сказки»
Новости, Новости — 28 ноября, 11:26
Вышел сериал «Жар» с Марком Эйдельштейном
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 27 ноября, 19:15
IKEA показала колонки в форме зеркал и ламп
Новости, Новости — 27 ноября, 17:10
В Москве появилась виртуальная примерочная на базе ИИ
Новости, Новости — 27 ноября, 16:40
В ChatGPT появились бесплатные групповые чаты
Новости, Новости — 27 ноября, 15:30
Фанаты обрушили Netflix в день выхода новых серий «Очень странных дел»
Новости, Новости — 27 ноября, 14:15
Драма Kokuho стала самым кассовым японским фильмом в истории
Новости, Новости — 27 ноября, 11:05
Смотрим трейлер фильма «Холодное сердце» с Никитой Кологривым и Славой Копейкиным
Новости, Новости — 27 ноября, 10:20
Зумер, сигма и ред-флаг: «Грамота.ру» выбирает слово года
Новости, Новости — 26 ноября, 18:02
Supreme выпустит коллаборацию с Dr. Martens
Новости, Новости — 26 ноября, 17:20
Никола-Ленивец выпустит книгу об истории фестиваля «Архстояние»
Новости, Новости — 26 ноября, 16:10
Spotify купил крупнейший каталог музыкальных сэмплов WhoSampled
Новости, Новости — 26 ноября, 15:04
Ева Грин присоединилась к касту третьего сезона «Уэнсдэй»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 26 ноября, 13:50
Crocs представили коллаборацию с Xbox
Новости, Новости — 26 ноября, 12:40
Семь аниме поборются за место в шорт-листе «Оскара-2026»
Новости, Новости — 26 ноября, 10:00
Фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым получил международную награду
Новости, Новости — 25 ноября, 19:40
Стихи могут обходить защиту генеративных моделей ИИ
Новости, Новости — 25 ноября, 19:00
Сериал «Все честно» с Ким Кардашьян продлили на второй сезон
Новости, Новости — 25 ноября, 18:12
Netflix начал работу над третьим сезоном One Piece
Новости, Образ жизни — 25 ноября, 15:35
Разработчики Resident Evil Requiem обещают разнообразный хоррор
Новости, Новости — 25 ноября, 11:04
Завершились съемки «Очень страшного кино 6»
Новости, Новости — 25 ноября, 10:20
Известна дата выхода фильма о Билли Айлиш
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)