Интервью, Образ жизни — 10 декабря 2022, 16:06

Трансцендентальный ураган цветовых видений. Интервью с участниками выставки The Dreamachine

Текст:

2 декабря в бывшем заброшенном Дворце культуры моряков, который находится в Петербурге, при поддержке посольства Королевства Нидерландов открылась коллективная выставка видео-арта российских и голландских художников под общим названием The Dreamachine.

В основу экспозиции легло изобретенное писателем Уильямом Берроузом, художником Брайоном Гайсином и математиком Иэном Соммервилем стробоскопическое устройство «Машина сновидений». В концепцию выставки заложено одновременное психоделическое восприятие событий последних лет, а также образы будущего в виде аллюзий, подсознательных, сновидческих и порой метафорических сюжетов.

Зрители смогут познакомиться с произведениями всемирно известных художников в нескольких пространствах полузаброшенного дворца, например, в актовом зале, где в 90-е находился легендарный диско-клуб, или атмосферном закулисье, а также в других залах петербургского ДК. Куратор и арт-блогер Анна Демина побеседовала с участниками выставки, а также командой Дворца культуры моряков.

#INSERT_ARTICLE#

Ульяна, твои работы репрезентуют русскую культуру и сопутствующие ей метафоры как некую сказку, что-то немного забытое и будто бы затерянное. Расскажи, насколько соответствует заброшенность бывшего Дворца культуры твоему восприятию будущего искусства и твоей творческой деятельности? 

Ульяна Подкорытова: Я глубоко интересуюсь фольклором, в частности, этнографией и устным творчеством территорий северных регионов. Немаленькая часть из них находится на современной территории России. Мой отец родился в Вологодской области и занимался архангелогородским фольклором, так что у меня с детства есть интерес к этой местности. Я много путешествовала по Пинежью и Поморью. Меня гипнотизирует местный диалект, и его музыкальность часто становится основой моих видео и голосовых перформансов. Также важно упомянуть, что непроходимые леса Архангельской области сохранили традиции язычества, связи с природой, все это смешалось со старообрядчеством и современной историей России, что представляет интерес для художественного исследования и рефлексии. Обращение к сказочному помогает мне отразить сюрреализм северной России, где смешалось забытое древнее прошлое и непростое настоящее, культура скрытничества. Поскольку я работаю с такого рода национальным галлюцинозом, территория ДК моряков, как некого призрака, идеально вписывается в метафизический мир работ.

Ульяна Подкорытова
#INSERT_ARTICLE#


Могла бы ты подробнее рассказать об отсылках, которые используешь в своем творчестве? Твои работы наполнены уникальными персонажами и сюжетами — всегда ли это конкретные образы истории или ты пребываешь в вечном поиске соответствия образа и идеи?

УП: Я вдохновляюсь фольклором как таковым, но не делаю прямых заимствований в своей практике. Конечно, мне приходится делать сбор материала и читать древние былины, а также слушать лекции по постфольклору. Но все же персонажи моих работ вымышленные и являются рефлексами сегодняшнего дня. Многие образы кочуют из работы в работу, они меня годами не покидают. Так, голова, бегающая на двух косах, появлялась и в скульптурах, и в видео. Это персонаж так называемых солдатских сказок времен Петра Великого. Расхожим сюжетом в них была встреча Солдата и Смерти или Солдата и Бабы Яги, где между героями происходит битва. В ходе такого хоррора служивый отсекал голову Смерти, а она догоняла его, вставая на косы. Очень актуальная история и яркий пример того, как фольклор является отражением истории страны.

Маша, в своих работах ты затрагиваешь социально значимую тему поддержки инклюзивных людей и тактильного понимания. Насколько тяжело тебе дается эта практика и каким образом появилась идея создания видеотрилогии?

Маша Лапина: Да, идея родилась после моего волонтерства в детском доме. Там я отметила важность тактильности в их условиях, насколько она плотно вшита в ежедневном общении у нянечек с детьми.  Но своей работой я больше хотела обратить внимание зрителя на важность такого контакта у каждого человека, без отсылки к инклюзии.

Как мы знаем, тактильная коммуникация зачастую зависит от культуры, к которой принадлежит человек. И каждый имеет свой предел, который определяет границы приемлемого. Три части видео, это очень простая вариативность отношений в диалоге рук, которая доступна каждому.

Маша Лапина
#INSERT_ARTICLE#


Рома, твое исследование творчества одного из основателей «Машины сновидений», Уильяма Берроуза, началось задолго до выставки. Поделись, как ты познакомился с творчеством Берроуза и откуда появилась идея подобной репрезентации его задумок?

Роман Головко: Знакомство с творчеством Берроуза началось довольно давно, в начале 90-х, через тогда так называемую контркультурную литературу и кино. Ну и его метод нарезки cut-up плюс роман «Голый завтрак», конечно же. К тому же Берроуз тогда был довольно сильно интегрирован в музыкальную среду и оказывал большое влияние на экспериментальную нойз- и индастриал-сцену, так что был довольно широкий спектр воздействия, мимо которого было сложно пройти. В моем проекте SCRIPT, представленном на выставке, заложена эта форма расширения пространства художественного высказывания сквозь разные медиумы. Несколько лет назад он был представлен в формате перформанса и генеративной аудиоинсталляции, а затем выставлялся в форме звуковой скульптуры.

#INSERT_ARTICLE#


В твоих работах практически отсутствует какое-либо повествование. Как бы ты обосновал такую форму коммуникации со зрителем?

РГ: Мои работы — это пространство эксперимента. Повествование в них присутствует, но это нелинейный нарратив. Изображение постоянно подвергается воздействию помех, расщепляется на фрагменты, деконструируется и пересобирается заново. По сути это тоже метод «нарезок» в действии и возможность для зрителя получить новый аудиовизуальный опыт.

Не могли бы вы подробнее рассказать о своей работе?

Nanda Raemansky: Seadust — это видео, которое я сняла прошлым летом в Зеландии, провинции на юге Нидерландов. В Seadust я хотела сделать интуитивно понятное видео о состоянии сна, об угрозах и страхах, связанных с глобальным потеплением. Все начинается с прогулки на лодке по этому идеалистическому морскому курорту, затем путешествие продолжается на сушу и превращается в кошмар. Видео показывает изображения наводнения и сильной засухи, опасного борщевика и какой-то тюремной среды, которая, кажется, стоит между зрителем и природой.

#INSERT_ARTICLE#


ДК моряков

Расскажите о предыстории дворца, кем он был создан и для каких целей предназначался?

ДК: Дворец культуры моряков — пример позднего конструктивизма, постконструктивизма по Селиму Хан-Магомедову. Построенный в 1932–1933 годах архитектором Николаем Дмитриевичем Сабуровым, Дом культуры водников значительно пострадал в Великую Отечественную и восстанавливался в 1957–1959 годах Еленой Ивановной Чилингаровой уже в стиле сталинского ампира — советской вариации неоклассического ар-деко.

Функционировал наш дворец всегда как объект культуры. Сперва как запланированный Дом культуры моряков, потом, в перестроечные годы, как места сбора Союза любителей музыки рок, а в 90-е как диско-клуб «Родже». С 2003 года был заброшен и вот, в начале лета, достался нам. 

Своей судьбой наш ДК забавным образом повторял причудливые зигзаги меняющегося общественного вкуса. Следовал за модой, если понимать моду как искусство улавливать дух времени.
#INSERT_ARTICLE#



Сейчас мы проводим здесь работы по точечной реконструкции и избирательному сохранению. То есть мы не восстанавливаем утраченное в первозданной форме, если, например, были утрачены перила на лестнице, мы делаем новые в соответствии с нашими представлениями. Но те жемчужины, которые сохранились и достались нам, бережем и храним. Иногда самое сложное и красивое решение в искусстве — не делать ничего, признать, что и без моего присутствия контекст достаточно красив. Тем более что неценного штукатурного слоя здесь на стенках предостаточно и он трепетно ждет своих героев.

То есть вы новые реформаторы культуры? Каково это — нести все это на себе без какой-то осуществимой поддержки?

ДК: Пространство, которое мы хотим здесь создать, — это пространство взаимодействий и совпадений, выкроенное из тонкой материи нашего коллективного «мы». Мы не ограничиваемся и функциональной привязкой — это не клуб, и не галерея, и не бар, и не лекторий. Moremore — пространство открытых коммуникаций, пространство для взаимодействий, пространство культуры.

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Дима Егоров, Анна Петруханова
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 18:03, 23 июня 2025
Вы слушаете Питер DJ. SRSLY-анкеты Nocow, Saint City Lovers, DJ Primitive, Diana Napirelly
Новости, Новости — 23 июня, 18:03
i61, rinji и greenwoodzz дропнули трек «Пустота»
Образ жизни — 28 мая, 14:30
Тест: Какой ты жанр литературы?
Новости, Новости — 23 июня, 16:50
Идрис Эльба и король Великобритании выпустят документальный проект для Netflix
Новости, Новости — 23 июня, 15:17
Рассел Кроу сыграет в ремейке «Горца» с Генри Кавиллом
Новости, Новости — 23 июня, 11:11
Завершились съемки полнометражной адаптации «Властелинов Вселенной» с Николасом Голицыным
Новости — 22 июня, 12:05
Как я провела «Это лето». Репортаж с фестиваля в Нижнем Новгороде
Новости, Новости — 21 июня, 12:00
SODA LUV и Heronwater выпустили новую версию песни «Москва-Владивосток» Савичевой
Новости, Новости — 20 июня, 17:30
BTS вернутся на сцену в марте 2026 года
Новости, Новости — 20 июня, 16:00
Анна Романовская выпустила «Докажи» — новый сольный сингл
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 20 июня, 14:30
«Ну, погоди!» получит игровой ремейк
Новости, Новости — 19 июня, 16:58
Фильм «Прогулка» с Евгением Цыгановым выйдет в повторный прокат
Кино — 19 июня, 16:43
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Альфа», «Исчезновение Йозефа Менгеле», «Цвета времени», «Отражения № 3»
Новости, Новости — 19 июня, 15:20
H&M Beauty и Chupa Chups выпустят совместную коллекцию
Новости, Новости — 19 июня, 14:00
От Толкина до «Этерны»: «Кинопоиск» выпустил аудиосериал «История российского фэнтези»
Новости, Новости — 19 июня, 11:40
Бруно Марс стал хедлайнером нового сезона Fortnite Festival
Новости, Новости — 18 июня, 19:50
Анонсирован мультфильм по вселенной Death Stranding
Кино — 18 июня, 17:34
Документалка Ким Ки Дука, спортивная комедия со звездой «Паразитов» и Изабель Юппер в любовной шараде. Гид по фестивалю «Окно в корейское кино»
Новости, Новости — 18 июня, 16:00
Карла Гуджино присоединилась к касту сиквела «Однажды в… Голливуде»
Новости, Новости — 18 июня, 13:45
MrBeast возглавил рейтинг самых богатых блогеров по версии Forbes
Новости, Новости — 17 июня, 16:29
«Олдскул», «Чудо» и «Нормальный»: фестиваль «Пилот» объявил программу
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости — 17 июня, 13:57
«Русский рэп — это чудо, б@#!ь. Он столько подарил людям, они даже не могут осознать это». Большое интервью SRSLY с Федей BOOKER. Часть 2
Новости, Новости — 17 июня, 13:55
Гленн Клоуз присоединилась к касту фильма «Голодные игры: Рассвет Жатвы»
Новости, Новости — 17 июня, 11:49
Борис Дергачев и Никита Кологривый в трейлере сериала «Театральная зона»
Новости, Новости — 16 июня, 18:05
Биография Гвинет Пэлтроу выйдет этим летом
Новости, Новости — 16 июня, 17:00
В Pixar анонсировали мультфильм про черного кота в Венеции
Новости, Новости — 16 июня, 14:53
Мэттью Макконахи снимется в фильме создателя «Настоящего детектива» Ника Пиццолатто
Образ жизни — 14 июня, 15:47
Что бы посмотреть? «Джиганина», «Быстрые новости» и другие новые шоу
Новости, Новости — 14 июня, 12:00
«Доктор Кто» получит анимационный спин-офф
Новости, Новости — 13 июня, 11:00
У Третьяковской галереи открылся филиал в Калининграде
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы