Интервью, Герои — 8 июня 2020, 15:08

Как поставить спектакль в The Sims 4. Борис Барабанов поговорил с режиссером Эмилией Кивелевич

На днях SRSLY рассказал о премьере спектакля «Небо», который Эмилия Кивелевич поставила внутри игры The Sims 4. Борис Барабанов связался с режиссером и расспросил ее о том, как в The Sims появились персонажи Александра Островского и Максима Курочкина, а герои «Неба» стали ангелами апокалипсиса.

Вы живете в Израиле. Чем вы там занимаетесь и что вас связывает с «Мастерской Брусникина»?

Учу здесь иврит, погружаюсь в культуру страны. С «Мастерской» меня связывает все — это моя основная и любимая работа, я завтруппой театра «Мастерская Брусникина» и продолжаю работать там, несмотря на мой временный отъезд.

Правильно ли я понимаю, что «Небо» — это один из серии спектаклей в The Sims 4, а первым был «Бассейн»?

Немного не так. Первым спектаклем в формате игры The Sims действительно был не «Небо», а «Бассейн», премьера которого состоялась год назад офлайн в рамках лаборатории Виктора Вилисова «Смещение» в Театре на Таганке. «Бассейн» мы создали вместе с художницей Линой Хасановой, на данный момент из офлайна он переведен в онлайн, так же, как «Небо». Посмотреть «Бассейн» можно на странице HSE ART GALLERY.

«Небо» стал не одной частью серии с «Бассейном», а самостоятельным проектом «Мастерской Брусникина», который мы начали создавать с художницей Леной Микулинской — она тоже волею судеб задержалась в Израиле. Спектакль «Небо» стал той тоской, что зародилась и культивировалась во время самоизоляции. В чате театра я предложила создать актеров в игре. Дальше эта идея раскрутилась в реальность, мы создали персонажей, и я начала ими жить, рассказывая актерам, что они делают в игре: кто с кем живет, к кому ходит в гости и так далее. Это было удивительно. На данный момент «Небо» является первым в серии подобных спектаклей.


Спектакли в The Sims 4 — ваше изобретение? 

Это была совместная идея с художницей Линой Хасановой, идея, которую мы обсуждали для лаборатории «Смещение» год назад. Тогда мы за полчаса накидали первые мысли по «Бассейну» в кафе и дальше разошлись по домам. Я установила The Sims на компьютер и поняла, что это дивный, новый мир. Следующие две недели я из компьютера не вылезала.

Давно ли вы знакомы c этой игрой? Чем она вас привлекла ? 

Знакома с детства, играла еще в предыдущую версию, и мне нравилось. Но нравилось не так задорно как, например, Heroes of Might and Magic, а нравилось тем, что она «съедает» свободное время, ты погружаешься в нее, забыв про все, и что-то создаешь: прям вот реально создаешь дом, придумываешь одежду, персонажа и так далее. В общем, этим она меня привлекает и сейчас. Это абсолютный симулятор жизни. Который был очень актуален во время самоизоляции, когда казалось, что все остановилось и все чего-то ждут, не живут, а пребывают в некоем режиме ожидания жизни. Тогда спектакль и создавался.

Может ли человек, не знакомый с этой игрой, получить удовольствие от спектакля?

Любой человек, который смотрит спектакль, может получить удовольствие, если он готов воспринимать новые форматы. И это касается не только спектаклей в The Sims, это вообще про новые форматы в искусстве.

Фото: Андрей Николаев

Можно ли понять замысел автора, смотря «прохождение» спектакля в записи в ютьюбе? Или все же нужно быть игроком?

Думаю, можно. В какой-то момент спектакль начинает смотреться как мультфильм, ты привыкаешь к языку и включаешься в текст. Но тут вопрос к вам, что вы имеете в виду под «прохождением» спектакля. Спектакль существует как мозаика сцен, которые были сыграны и сняты. Они в разных локациях. И, конечно, зрители, которые когда-то играли в The Sims, понимают, что, чтобы перенести героев из одной локации в другую, да так, чтобы они все вместе туда перенеслись и находились в нужной мизансцене, не разбегаясь, нужно придумать, как это сделать, исходя из алгоритма игры. Не всегда это получается с первого раза.

Вы знакомы с Максимом Курочкиным? Как по-вашему, остается ли его стиль актуальным для театра?

К сожалению, лично с автором я не знакома. Курочкин — культовый драматург и лидер «новодрамовцев». Я считаю, что его тексты очень актуальны сейчас. И я невероятно благодарна автору, который, несмотря на свою жесткую принципиальную позицию, бесплатно дал поработать с его культовым текстом. Пьеса «Небо» входила в легендарный спектакль «Мастерской» — «Выключатель». Он был поставлен на курсе, когда ребята еще учились, именно поэтому к ней была определенная интенция.

«Бассейн» производил очень странное впечатление: всем хорошо знакомый текст «Бесприданницы», начитанный искаженными голосами за кадром, практически мультфильм. Уверен, неподготовленный зритель воспринимал неоднозначно. Реакция публики воодушевила вас или разочаровала?

Именно в этом и была задумка «Бассейна» — взять максимально русское произведение, которое всем известно, и перенести его в новую реальность, переосмыслить. Реакция была различна, и за ней было очень интересно наблюдать. Кто-то выходил из зала с большими глазами и говорил: «Круто». Кто-то давал советы: а вот бы вот это добавить или вот это убрать. К сожалению, я видела спектакль вживую только один раз, когда мы показывали его на Таганке, а художница «Бассейна» Лина наблюдала за зрителями еще и второй раз, когда мы показывали спектакль на закрытии выставки «What time are you? Прогулка в игровом времени» в HSE ART GALLERY. Я уже тогда находилась в Израиле и не могла присутствовать. Но надо сказать, что все зрители, которые видели «Бассейн», приходили по записи, то есть они предварительно прочитали, что это, и понимали, куда они идут. Намного интереснее наблюдать за неподготовленными зрителями в интернете.

Как происходили репетиции «Неба»? По ходу пьесы актеры непременно читали свой текст прямо по ходу игры? Или это была своего рода «озвучка»? 

В «Бассейне» изначально были правила лаборатории, то есть мы не могли привлекать к работе артистов, и тот голос, что есть в спектакле, — это мой голос с наложенными на него фильтрами. Концепция «Неба» была изначально другая — мы вместе с артистами и директором Екатериной Троепольской обсуждали, какой материал можно взять для Sims.  Предложений и мыслей по этому поводу было несколько. Я остановилась на пьесе «Небо», по ней мы сделали читку в зуме, я ее записала. И уже только потом эти голоса были наложены на сыгранные сцены, в итоговом монтаже.

Фото: Андрей Николаев

«Небо» — история о конце света, который персонажи обсуждают, в общем, обыденным тоном на фоне вполне буржуазных «декораций». Не могу не спросить: эта форма родилась уже во время пандемии? Или раньше?

Этот ход пришел именно во время пандемии, вы верно заметили. Когда стало казаться, что весь мир рушится и пора «сворачиваться». Прежде чем остановиться на «Небе», я прочитала несколько пьес Курочкина и в итоге вернулась к «Небу». Мне показалось, что именно этот текст нужен для этой Вселенной. И именно сейчас.

Как вы видите будущее спектаклей в играх? Можно ли адаптировать их для обычной, не игровой аудитории?       

Мир меняется, сейчас актуальны разные форматы в онлайне, но большого будущего спектаклей в играх я не вижу. Что-то из новых найденных форматов, возможно, войдет в театр после пандемии, и это хорошо, это развитие. Но когда-нибудь все закончится, и  человеческую энергию, взаимообмен ею, тактильность с живым звучащим текстом, сценой, артистами на ней заменить полностью не удастся.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Андрей Николаев
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 11:15, 13 июня 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 13 июня, 11:15
Группа Lovanda выпустила клип на песню «Изи» из ЕР «Тепло»
Новости, Новости — 12 июня, 20:14
Милена Чижова, Ира Ваймер, Арина Тарчуткина и Халберы рассказали стыдные истории в шоу «Стенка»
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Герои — 11 июня, 19:25
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Герои — 10 июня, 19:54
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 июня, 16:00
На ютьюб-канале «КиноТВ» новое шоу «Бэд Комментс». Гостьей первого выпуска стала Варвара Шмыкова
Новости, Новости — 10 июня, 11:58
Покрас Лампас выставит 10 NFT-произведений на аукционе маркетплейса Binance
Новости, Новости — 10 июня, 11:05
Новое место в Москве: авторский ресторан «Жирок» на Усачевском рынке
Новости, Новости — 10 июня, 09:34
Евгений Чебатков пришел в шоу «Контакты» Антона Шастуна
Герои — 9 июня, 20:25
Как дела, молодежь? Фреш-поколение об ушедшей весне, постхипстерах и важных словах
Новости, Новости — 9 июня, 19:47
Менеджер Канье Уэста намекнул, что у рэпера скоро выйдет альбом
Кино — 9 июня, 16:08
Спасибо, что еле живой. Борис Барабанов об Ирландии в фильме «Еще по одной с Шейном Макгоуэном»
Новости, Новости — 9 июня, 15:48
Тимур Сорокин обвинил менеджмент XO Music в сливе его нового трека. Ему ответил Герман Черных
Новости, Новости — 9 июня, 14:52
Новому сезону XO Life быть. Об этом рассказала Даша Джакели
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Анна К
(1 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)