Развернуть Свернуть
Интервью — 4 ноября 2022, 13:44

«Приходится себя постоянно приземлять». Интервью с художницей Леной Марру

Текст:
Лена Марру начала выставляться еще до того, как окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова в 2015 году. Параллельно с участием в групповых выставках она создавала капсульные коллекции одежды с ручной росписью, раз за разом возвращаясь к живописи. В сентябре 2022 года работы Марру можно было увидеть на маркете современного искусства Blazar в секции независимых художников, а спустя пару месяцев — в галерее «Соль» при все том же Суриковском училище. Накануне открытия персональной выставки Лены Марру «Невесомость» куратор и арт-блогер Анна Демина побеседовали с художницей.

Лена, расскажи, пожалуйста, каким образом тема детства стала главной идеей твоих работ?

В основе моих размышлений лежала тема быстротечности времени, невозможности его удержать. Детство стало для меня якорем, спасением от неминуемости. Оно дарит надежду. Я помню истории родителей и бабушек из их детства, я вижу детство своих детей и могу расставить маяки, провести параллели между историями с разницей  почти в сто лет и найти в них идентичные моменты, вневременные понятия. Именно в детстве мы открыты миру как космосу и наши рассуждения неподвластны общим нарративам, именно в детстве происходят события — ключики для всей последующей жизни.

На первый взгляд, используемые тобой достаточно наивные образы предполагают иное видение, что-то глубокое и мрачное присутствует в твоих работах. Как бы ты охарактеризовала этот синтез? 

Я изображаю детей намеренно светлым, почти белым силуэтом — как синоним чистого листа белой бумаги на ветру. Это хрупкость и легкость. Мир вокруг ребенка все тот же, что и мир вокруг взрослого, он такой же чуждый, таинственный, непонятный. Но ребенок постоянно идет навстречу миру, «открывает» его снова и снова: залезает на скалы, прыгает в воду, лазает по деревьям — как будто испытывает себя или, наоборот, природу на прочность, утверждает свое «я» в миропорядке.

#INSERT_ARTICLE#

Этап «разворачивания» является для тебя ключевым элементом? Как ты пришла к этому методу? 

Для меня это своего рода отражение энтропии во времени. Мазки, проникшие через тонкую ткань, как сквозь время памяти. Некая утрата, неоднозначность и нерукотворность процесса, который перестает быть полностью зависимым от моей руки, вызывает во мне смешанные чувства, схожие с ностальгией. Я испробовала много вариантов, работая над темой времени, и, на мой взгляд, этот метод отражает суть моих размышлений.

Выставка отсылает нас к фильмам Тарковского. Какое влияние режиссер оказал на тебя?

Фильмы Тарковского, как и стихи его отца, оказали на меня влияние еще в самом начале моего творческого пути, в подростковом возрасте.

В процессе работы над проектом я начала поднимать пыльные слои своего же становления и докопалась до первоисточника. Меня поразило то, сколько точек соприкосновения с работами режиссера проявилось в моем проекте спустя столько лет. Его идеи о памяти, отражениях пространств, ностальгии по невозвратному, не до конца даже понятые, проросли во мне и дали новое  переосмысление. И вот я открыла их снова, но уже в своем проекте. Цитируя Андрея Арсеньевича: «И вода для меня — отражение. Но не только. Может быть, это какая-то древняя память. Вода, речка, ручей — для меня очень много говорят…» 

Название выставки — «Невесомость». Насколько тебе характерно это состояние?

Даже слишком характерно, особенно в творчестве. Приходится себя постоянно приземлять. Для меня самый любимый этап работы — первый. На белой ткани еле проступают невидимые мазки непонятной формы. Все время хочется на этом остановиться и не нагружать холст. Белое на белом, что может быть легче?

#INSERT_ARTICLE#

Сталкивалась ты с cancel culturе?

Наоборот, многие в моих работах улавливают настроения неорусского стиля рубежа веков, и им нравится считывать этот культурный код. Я не стремлюсь подчеркивать это в своих работах, но я поддерживаю преемственность, ведь я являюсь частью русской культуры, у меня в голове не укладывается, как можно отгородиться от такого огромного наследия.

Возможно ли сейчас создавать искусство и каким ты видишь его будущее в сегодняшних реалиях?

Когда из мира уходит гармония, он нуждается в искусстве как никогда. Можно сказать, что искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен.

Мне кажется, искусство — это одно из самых бескорыстных занятий человека. Да, творцы наиболее беззащитны в своей работе, но в этом есть и смелость. И лучшие произведения возникали именно в самые трудные времена.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: личный архив Лены Марру
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 18:40, 15 ноября 2025
«Хочется почитать книги. Нормальные». Интервью с блогером Энтони Юлаем
Интервью — 15 ноября, 18:40
«Мечтаю отключить телефон и поехать на необитаемый остров». Актриса Соня Лопунова — о сериале «Обнальщик», любви к природе и плане на конец света
Новости, Новости — 14 ноября, 19:50
Вышел трейлер второго сезона сериал «Фоллаут»
Новости — 14 ноября, 18:15
Тревожные сны, первый сольник и заветный фит. SRSLY-анкета певицы ALISHA
Новости, Новости — 14 ноября, 17:50
The Neighbourhood представили первый за пять лет альбом
Новости, Новости — 14 ноября, 16:40
Смотрим трейлер «До свидания, Джун». В режиссерском кресле — Кейт Уинслет
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континету от ведьмака Геральда
Новости, Новости — 14 ноября, 15:10
Disney запустит нейросеть для генерации видео
Новости, Новости — 14 ноября, 14:25
Группа Beautiful Boys выпустила альбом «Такая красивая жизнь»
Новости, Новости — 14 ноября, 10:15
Приложение для коротких видео Vine перезапустится под названием diVine
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 13 ноября, 19:50
Valve представила VR-гарнитуру, игровую станцию и геймпад для Steam
Образ жизни — 13 ноября, 19:40
«Мозгов хватает, денги нужны» и другие цитаты Сергея Матвиенко
Новости, Новости — 13 ноября, 18:05
Братья Руссо экранизируют комикс Ordained. В главной роли — Колин Фарелл
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Адель появится в ленте Тома Форда «Плач к небесам»
Новости, Новости — 13 ноября, 16:00
Начались съемки сериала «Фурия» по вселенной «Майора Грома»
Новости, Новости — 13 ноября, 15:18
Вышел первый трейлер анимационного фильма The Super Mario Galaxy Movie
Новости — 12 ноября, 18:40
Смеяться пять минут. Подборка небанальных российских комедий
Новости, Новости — 12 ноября, 17:40
Сабрина Карпентер станет новой «Алисой в Стране чудес»
Новости, Новости — 12 ноября, 16:35
Вышел первый тизер «Истории игрушек-5»
Новости, Новости — 12 ноября, 15:30
В Москве пройдет музыкальный фестиваль «Близость»
Новости, Новости — 12 ноября, 14:40
Бренд Хейли Бибер Rhode запустил бьюти-такси
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 ноября, 13:58
Charli XCX выпустила песню House в соавторстве с Джоном Кейлом
Кино — 11 ноября, 19:25
Комаринский мужик. Разбираемся в феномене «Дракулы» Люка Бессона
Новости, Новости — 11 ноября, 18:40
Вышел трейлер мини-сериала «Человек против малыша» с Роуэном Аткинсоном
Новости, Новости — 11 ноября, 16:25
Роман «Плоть» Дэвида Салаи получил Букеровскую премию
Новости, Новости — 11 ноября, 15:33
HBO снимет сериал-адаптацию по «V — значит Вендетта»
Новости, Новости — 11 ноября, 14:09
Выйдет спин-офф «Супермена» о Джимми Олсене
Новости, Новости — 10 ноября, 19:35
Стало известно, когда выйдет перезапуск «Баффи — истребительница вампиров»
Новости, Новости — 10 ноября, 18:10
Gentle Monster представил хоррор-игру
Новости, Новости — 10 ноября, 17:25
Автор «Кто подставил кролика Роджера?» вернул права на персонажей Мультауна
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы