Развернуть Свернуть
Интервью — 4 ноября 2022, 13:44

«Приходится себя постоянно приземлять». Интервью с художницей Леной Марру

Текст:
Лена Марру начала выставляться еще до того, как окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова в 2015 году. Параллельно с участием в групповых выставках она создавала капсульные коллекции одежды с ручной росписью, раз за разом возвращаясь к живописи. В сентябре 2022 года работы Марру можно было увидеть на маркете современного искусства Blazar в секции независимых художников, а спустя пару месяцев — в галерее «Соль» при все том же Суриковском училище. Накануне открытия персональной выставки Лены Марру «Невесомость» куратор и арт-блогер Анна Демина побеседовали с художницей.

Лена, расскажи, пожалуйста, каким образом тема детства стала главной идеей твоих работ?

В основе моих размышлений лежала тема быстротечности времени, невозможности его удержать. Детство стало для меня якорем, спасением от неминуемости. Оно дарит надежду. Я помню истории родителей и бабушек из их детства, я вижу детство своих детей и могу расставить маяки, провести параллели между историями с разницей  почти в сто лет и найти в них идентичные моменты, вневременные понятия. Именно в детстве мы открыты миру как космосу и наши рассуждения неподвластны общим нарративам, именно в детстве происходят события — ключики для всей последующей жизни.

На первый взгляд, используемые тобой достаточно наивные образы предполагают иное видение, что-то глубокое и мрачное присутствует в твоих работах. Как бы ты охарактеризовала этот синтез? 

Я изображаю детей намеренно светлым, почти белым силуэтом — как синоним чистого листа белой бумаги на ветру. Это хрупкость и легкость. Мир вокруг ребенка все тот же, что и мир вокруг взрослого, он такой же чуждый, таинственный, непонятный. Но ребенок постоянно идет навстречу миру, «открывает» его снова и снова: залезает на скалы, прыгает в воду, лазает по деревьям — как будто испытывает себя или, наоборот, природу на прочность, утверждает свое «я» в миропорядке.

#INSERT_ARTICLE#

Этап «разворачивания» является для тебя ключевым элементом? Как ты пришла к этому методу? 

Для меня это своего рода отражение энтропии во времени. Мазки, проникшие через тонкую ткань, как сквозь время памяти. Некая утрата, неоднозначность и нерукотворность процесса, который перестает быть полностью зависимым от моей руки, вызывает во мне смешанные чувства, схожие с ностальгией. Я испробовала много вариантов, работая над темой времени, и, на мой взгляд, этот метод отражает суть моих размышлений.

Выставка отсылает нас к фильмам Тарковского. Какое влияние режиссер оказал на тебя?

Фильмы Тарковского, как и стихи его отца, оказали на меня влияние еще в самом начале моего творческого пути, в подростковом возрасте.

В процессе работы над проектом я начала поднимать пыльные слои своего же становления и докопалась до первоисточника. Меня поразило то, сколько точек соприкосновения с работами режиссера проявилось в моем проекте спустя столько лет. Его идеи о памяти, отражениях пространств, ностальгии по невозвратному, не до конца даже понятые, проросли во мне и дали новое  переосмысление. И вот я открыла их снова, но уже в своем проекте. Цитируя Андрея Арсеньевича: «И вода для меня — отражение. Но не только. Может быть, это какая-то древняя память. Вода, речка, ручей — для меня очень много говорят…» 

Название выставки — «Невесомость». Насколько тебе характерно это состояние?

Даже слишком характерно, особенно в творчестве. Приходится себя постоянно приземлять. Для меня самый любимый этап работы — первый. На белой ткани еле проступают невидимые мазки непонятной формы. Все время хочется на этом остановиться и не нагружать холст. Белое на белом, что может быть легче?


Сталкивалась ты с cancel culturе?

Наоборот, многие в моих работах улавливают настроения неорусского стиля рубежа веков, и им нравится считывать этот культурный код. Я не стремлюсь подчеркивать это в своих работах, но я поддерживаю преемственность, ведь я являюсь частью русской культуры, у меня в голове не укладывается, как можно отгородиться от такого огромного наследия.

Возможно ли сейчас создавать искусство и каким ты видишь его будущее в сегодняшних реалиях?

Когда из мира уходит гармония, он нуждается в искусстве как никогда. Можно сказать, что искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен.

Мне кажется, искусство — это одно из самых бескорыстных занятий человека. Да, творцы наиболее беззащитны в своей работе, но в этом есть и смелость. И лучшие произведения возникали именно в самые трудные времена.

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: личный архив Лены Марру
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 20:21, 15 августа 2025
Фестиваль Signal 2025: гид по московским приключениям
Новости, Новости — 15 августа, 20:21
Стала известна дата выхода комедии «Олдскул» с Марией Ароновой
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 15 августа, 18:05
«В ней мы видим суть Off the Wall»: певица SZA заняла пост первого арт-директора Vans
Новости, Новости — 15 августа, 17:10
Элли на маковом поле, тима ищет свет, Никола Мельников и авангард: в парке Малевича пройдет фестиваль современной культуры
Новости, Новости — 15 августа, 16:30
SODA LUV выпустил «Bop Bop» — сингл с будущего альбома
Новости, Новости — 15 августа, 14:23
«Несколько лет назад ты не был таким»: появился тизер документалки о Канье Уэсте
Новости, Новости — 15 августа, 12:00
Apple представит настольного робота в 2027 году
Новости, Новости — 14 августа, 18:40
Чарли Холл присоединился к касту нового сезона «Монстров» Райана Мерфи
Новости, Новости — 14 августа, 17:15
Смотрим трейлер ремейка «Моей прекрасной няни» с Олесей Иванченко
Новости, Новости — 14 августа, 16:30
Сценарий сериала «Очень странные дела» выпустят в виде книги
Новости, Новости — 14 августа, 15:24
Вышел тизер спортивной комедии «Марти Превосходный» с Тимоти Шаламе и Гвинет Пэлтроу
Новости, Новости — 14 августа, 14:15
Киллиан Мерфи в трейлере фильма «Стив»
Новости, Новости — 14 августа, 11:01
Balenciaga выпустила сумку в виде мятого пакета
Новости, Новости — 13 августа, 20:25
Новые локации и сокращенная программа: фестиваль Signal пройдет в Москве
Новости, Новости — 13 августа, 19:50
Культурное наследие как основа моды: в Москве состоится BRICS+ Fashion Summit
Новости, Новости — 13 августа, 18:10
Тейлор Свифт начинает новую эру. Она анонсировала свой 12-й альбом — The Life of a Showgirl
Новости, Новости — 13 августа, 17:20
Комедия «Случай с фортепиано» Кантена Дюпье выходит в российский прокат
Новости, Новости — 13 августа, 16:30
Смотрим первый трейлер фильма «Великая Элеанор»
Новости, Новости — 13 августа, 13:10
У Uniqlo коллаборация с Pop Mart — производителем Лабубу
Новости, Новости — 13 августа, 12:01
Эмили Ратаковски станет сценаристом сериала
Новости, Новости — 13 августа, 11:15
Памела Андерсон выпустила Pamela’s Pickles — лимитированную серию маринованных огурцов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 августа, 16:00
Завершились съемки приквела «Блондинки в законе»
Новости, Новости — 12 августа, 14:50
AirPods смогут переводить разговоры в реальном времени
Новости, Новости — 12 августа, 14:38
Документальный сериал про Мартина Скорсезе выйдет этой осенью
Новости, Новости — 12 августа, 13:45
Дебюты Павла Артемьева и Егора Корешкова: фестиваль «Короче» объявил программу
Новости, Новости — 12 августа, 12:40
Nike выпустит кроссовки, напечатанные на 3D-принтере
Новости, Новости — 12 августа, 11:27
Милли Бобби Браун стала амбассадором Crocs
Новости, Новости — 11 августа, 18:10
Дружелюбный сосед снова с нами: появилось первое официальное видео со съемок фильма «Человек-паук: Совершенно новый день»
Новости, Новости — 11 августа, 17:20
Netflix продлил сериал «Ван-Пис» на третий сезон
Новости, Новости — 11 августа, 16:31
В Surf Coffee покажут документалки от онлайн-кинотеатра PREMIER
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето