Интервью, Бизнес — 6 июня 2020, 19:34

Как делаются комиксы в России. Интервью с главным редактором Bubble Comics Романом Котковым

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Роман Котков — главный редактор самого крупного на сегодняшний день российского издательства комиксов Bubble Comics. Выдохнув через пару дней после премьеры трейлера грядущего «Майора Грома», он рассказал SRSLY о тонкостях своей работы, американских фанатах и любви к казахскому комиксу.



То, чем ты занимаешься сейчас, звучит как работа мечты для гика со стажем. Из редакции ИД «Комикс», занимавшейся выпуском комиксов Marvel в России, ты попал в редакцию Bubble и стал там главным редактором. Расскажи, как проходит твой обычный рабочий день (тот, который не в условиях самоизоляции)?

Да примерно так же, как и в самоизоляции. Многие, как мне кажется, считают, что редактор комиксов — это человек, который запятые поправляет или вроде того. Но это не такая должность, тут ответственности гораздо больше. В процессе создания комиксов редактор принимает участие с самого начала: с идеи и заканчивая сдачей в печать. Все комиксы, которые мы сейчас делаем, находятся на разных стадиях: что-то на стадии написания сценария, что-то на раскадровке, что-то рисуется. И в каждый из этих процессов вовлечен я. День состоит в основном из курирования проектов. Помимо этого, есть еще помощь по кинонаправлению, в том числе по «Майору Грому», где я задействован как креативный продюсер. Сейчас Bubble — это не просто издательство. Мы стали медиакомпанией и делаем множество проектов.

Кто отвечает у вас за разработку героев? Через сколько инстанций одобрения обычно проходит персонаж?

Обычно достаточно сценариста и редактора, в данном случае — меня. Вот как раз сейчас у нас дебютировали новые персонажи, у которых вышли пилотные выпуски их сольных серий: Мир, Редактор и Чумной Доктор. А еще три серии, которые мы сейчас готовим к выпуску, проходили одобрение всех, от сценаристов до художников. Когда проект рождается, часто хочется, чтобы за него сразу зацепился художник, чтобы ему это было интересно. В случае с комиксом «Мир» привлекалась большая команда людей, которая над самим комиксом не работала, но всем хотелось сделать классного персонажа, и в итоге это получилось.


Бывало ли такое, что героя разрабатывали, но свет его так и не увидел?

Да, у нас много таких идей. Бывает, что время неподходящее, а бывает, что понимаешь: над этим проектом еще лучше поработать. Идеи сыпятся постоянно, что-то остается в загашниках, что-то реализуем в других проектах. Героев не теряем.

У вас никогда не возникала идея запустить взрослую линейку наподобие марвеловского MAX? Или это опасно делать?

У нас странное к этому отношение. С одной стороны, люди считают, что «кровавое и жестокое» равно «взрослое». Но я так не считаю. Взрослую историю можно рассказать и без всей этой «красоты». Мы стараемся работать в рамках 16+, хотя некоторые наши комиксы подходят и для младшей аудитории. Не думаю, что будем ударяться в жесткач. Мы уже делали пару проектов 18+, они прошли достаточно спокойно, и мы к ним так же спокойно относимся.

На Западе интересуются нашими героями? В одном из твоих интервью я читал, что на «Комик-Коне» в Сан-Диего вы даже видели девушку в косплее одного из персонажей Bubble.

Это было в 2015-м — в самый первый год нашего участия в Сан-Диего. 

Да, пять лет прошло. Есть какая-то кривая растущего интереса?

Конечно, есть. Каждый год в Сан-Диего приходит все больше людей, и мы продаем там книжки, которые сами переводим на английский и потом печатаем. Каждый раз приходят люди, которые уже у нас были, и говорят: «Да, мы прочитали, нам все очень понравилось и хотим еще». Это такая наработанная аудитория, которая год про нас не вспоминала, но увидела стенд и купила книжку.


А есть ли статистика, кто больше всего нравится американцам?

Всех очень цепляют ролики про Грома. А вообще, для американцев мы сделали дайджест-книжку с первыми номерами «Второго дыхания». Там шесть историй, и люди могут таким образом с ними моментально познакомиться и читать уже дальше, где им удобно. На комиксологии или где-то еще. Обычно американцы предпочитают погрузиться во все разнообразие сразу и уже потом решить для себя. 

На заре работы издательства в России были нападки, что Красная Фурия — это Черная Вдова, а Бесобой — это Хеллбой? И как вы с этими стереотипами боролись?

Даже сейчас к трейлеру под «Майором Громом» нам пишут, что это Роршах и Бэтмен в одном флаконе. Это каждый раз новая аудитория, которая пытается понять наших героев через осознание того, что они им напоминают. Новые люди автоматически ищут аналоги в своей голове. Я всегда говорю: если вам кажется, что комиксы про Хеллбоя похожи на комиксы про Бесобоя, то вы плохо читали и те и другие.

После того, как трейлер вышел, пользователи ютьюба сказали, что вместо кинематографической вселенной Marvel Россия получила кинематографическую вселенную DC. Вы же понимали, что, занимая мрачную интонацию, неизбежны сравнения с Ноланом, Снайдером и другими? Как вы сами оцениваете реакцию публики на трейлер?

На удивление, реакция оказалась положительной. После презентации я целый день не входил в Сеть, хотел повариться в своих ощущениях, а потом уже окунуться во все это негодование. На ютьюбе правда хорошие комментарии, люди хвалят, им нравится. По поводу истории: она сама по себе изначально не очень светлая и яркая. Чумной Доктор — персонаж, который убивает, а на убийствах сложно построить веселый конфликт. Мы сознательно ушли в более реалистичное и мрачное повествование. Именно так можно было раскрыть персонажа правильно. Из-за этого мы долго переделывали сценарий и говорили себе, что хочется, чтобы фильм был правдоподобным. Зрители сами для себя должны решить, кто их герой. Это и есть основная тема «Майора Грома».


Вы поменяли актера Александра Горбатова из короткого метра «Майор Гром» на Тихона Жизневского в полном. Не опасна ли такая замена для имиджа героя, к которому уже начали привыкать зрители?

Мы уже несколько раз объявляли, что короткий метр — это, так сказать, не канон. Про нас даже шутили, что мы сделали ребут вселенной до того, как запустили вселенную. Я считаю, что это было оправданно. История в полном метре вообще не похожа на историю из короткого. А объединять их будет очень крутой уровень производства. Наш подход — это, если так можно выразиться, совмещение реалистичного взгляда DC, юмора и высмеивания шаблонов от Marvel. 


Мерч планируете? Фигурки, чашки?

Думаю, что намутим что-то, конечно. Работаем в этом направлении.

А какие у вас идеи по дальнейшим фильмам? Может, следующий фильм будет про «Инока»? Остальные ваши герои, конечно, более дорогие в плане репрезентации на экране…

Вот поэтому мы и не торопимся. Вообще очень мало людей представляет, как много усилий занимает съемка фильма. Насколько это дорого, затратно и трудоемко. Над полным метром про «Грома» мы начали работать не в 2017 году, а еще раньше. Сейчас идет монтаж и мы готовим его к выпуску. Я могу сказать, что судьба киновселенной будет очень зависеть от успеха «Грома». Мы со своей стороны можем и дальше работать над разработкой фильмов, но появится ли шанс у вселенной – вопрос, напрямую зависящий от «Грома».

Вопрос напоследок. Что тебе самому понравилось за недавнее время из российских комиксов?

Я очень люблю комиксы Виталия Терлецкого. Они яркие, веселые, небанальные. Виталий каждый раз умеет удивить и рассмешить. 


«Собакистан», наверное?

И «Собакистан», и «Роман, победитель ласточек». Даже комикс «Русские объединяются с крокодилами» очень люблю. Виталий всегда пытается перепрыгнуть планку и сделать что-то интереснее того, что было раньше. Мне нравятся и некоторые комиксы «Комфедерации», но для других я порой слишком привередлив, у меня есть свой уровень проработки истории, который я примерно хочу видеть. Думаю, он есть и у массовой аудитории, и российскому комиксу, чтобы быть успешным, нужно до него дотянуться. Авторские российские комиксы зачастую бывают очень неровные по уровню качества, потому что все делается на чистом энтузиазме. Поэтому, когда выходит хорошо, надо поддерживать, любить и радоваться. Люблю работать с художником Артемом Бизяевым. Он часто делает авторские комиксы, а сейчас мы с ним запускаем новый проект «Нечистая сила». И он очень веселый и фановый, про рок-группу и славянских духов. Еще я люблю казахские комиксы. 

Казахские? Круто. Расскажи.

Есть замечательный проект художника Мадибека Мусабекова «Ермек Батыр». Это такой казахский эпос про их мифологию и богатырей. Если я не ошибаюсь, он делает и комикс «Золотой воин». Это сказания о древности, там многое переплетено с историей, но есть и фантастические элементы. Так еще и написано это эпично и нарисовано красиво!



Фото: личный архив
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Образ жизни — 06:24, 10 мая 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Shortparis, Идрак и Бо Бернэм
Образ жизни — 10 мая, 06:24
Вампиры, оборотни и прочая дичь. Обзор Resident Evil Village
Новости, Новости — 9 мая, 14:08
В Неваде построили первый в мире вакуумный тоннель для сверхскоростных поездов
Новости, Новости — 9 мая, 12:54
Вирусное видео «Дэвид после дантиста» продали в виде NFT за 12 тыс. долларов
Новости, Новости — 9 мая, 09:37
Новое место в Москве: кафе Arch 1908 на Патриарших
Новости, Новости — 8 мая, 17:13
«Можно посмотреть и не ехать‎»: Алексей Щербаков снял влог про отдых на Мальдивах
Новости, Новости — 8 мая, 11:03
Настя Ивлеева снимает новый контент. На этот раз в коллаборации с Литвиным и Гордеем
Новости, Новости — 8 мая, 09:38
Аня Hahadetka и Карина Karrambaby сняли тиктоки под трек Беллы Порч. Та репостнула их в сторис
Новости, Новости — 7 мая, 21:17
У Qurt коллаб со Скриптонитом. Рэперы выпустили трек «Сумка»
Новости, Новости — 7 мая, 17:31
У Ивангая новое видео на ютьюбе. Там он пытается не смеяться над мемами
Новости, Новости — 7 мая, 14:00
Продюсер «Содержанок» Ирина Сосновая дала интервью ютьюб-каналу Esquire
Образ жизни — 7 мая, 13:03
Фестиваль длиной в 33 часа. Интервью с теми, кто делает «Хоровод»
Новости, Новости — 7 мая, 12:41
Уилл Смит запускает шоу о своем похудении. Все хорошо, только Сергей Мезенцев обвинил актера в плагиате
Новости, Новости — 6 мая, 22:39
Хаски записал саундтрек к сериалу Happy End
Новости, Новости — 6 мая, 15:18
Новый контент от Антона Лапенко: теперь он практикует магию
Новости, Новости — 6 мая, 13:28
Убийство плюшевого медведя и поцелуй с Брежневым: Лера Кудрявцева и Ганвест стали героями шоу Comment Out
Новости, Новости — 6 мая, 12:31
Вышел тизер 4-го сезона «Очень странных дел». Там ничего не понятно, но очень интересно
Новости, Новости — 6 мая, 11:47
Первое интервью без шубы и бороды: Big Russian Boss пришел в подкаст Данилы Поперечного
Новости, Новости — 6 мая, 11:00
Еще одна история о безответной любви: у Tenderlybae вышел трек «Дружим»
Новости, Новости — 6 мая, 00:17
Дина Саева вернулась в инстаграм. В новом посте блогерша предложила подписчикам выплеснуть негативную энергию
Герои — 5 мая, 21:28
Самый разговорчивый из Dream Team House. Бесконечное интервью с Максом Климтоком
Бизнес — 5 мая, 17:15
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров за месяц
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 5 мая, 13:49
Nike и PlayStation создали кроссовки в коллаборации с баскетболистом Полом Джорджем
Новости, Новости — 5 мая, 12:17
У «Шоу маминой подруги» снова новый ведущий. Теперь это Влад Левский
Новости, Новости — 5 мая, 10:45
Идрак Мирзализаде открыл свой благотворительный фонд «Спасибо, Идрак»
Новости, Новости — 5 мая, 09:59
У Ани Покров миллион подписчиков на ютьюбе
Герои — 4 мая, 20:41
«Новых комиков я вообще не смотрю». Интервью со стендапером Ильей Соболевым
Новости, Новости — 4 мая, 20:15
Семья блогеров сделала фотосессию в стиле «Властелина колец». Получилось жутко
Новости, Новости — 4 мая, 17:51
Тимоти Шаламе и Билли Айлиш станут ведущими Met Gala 2021
Бизнес — 4 мая, 17:02
Breaking Bad, или Как учительница химии стала миллиардершей из списка Forbes. Обзор SRSLY
Музыка — 4 мая, 16:14
Новое в музыке за неделю: DJ Khaled, Willow, Captown, Saluki & 104
Стражи Галактики. Часть 3
Дикинсон
(3 сезон)
Это грех
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Декстер
(9 сезон)
Бэтмен
Рассказ служанки
(4 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)