Интервью, Бизнес — 6 июня, 19:34

Как делаются комиксы в России. Интервью с главным редактором Bubble Comics Романом Котковым

Текст:
Денис Виленкин,
креативный редактор

Роман Котков — главный редактор самого крупного на сегодняшний день российского издательства комиксов Bubble Comics. Выдохнув через пару дней после премьеры трейлера грядущего «Майора Грома», он рассказал SRSLY о тонкостях своей работы, американских фанатах и любви к казахскому комиксу.



То, чем ты занимаешься сейчас, звучит как работа мечты для гика со стажем. Из редакции ИД «Комикс», занимавшейся выпуском комиксов Marvel в России, ты попал в редакцию Bubble и стал там главным редактором. Расскажи, как проходит твой обычный рабочий день (тот, который не в условиях самоизоляции)?

Да примерно так же, как и в самоизоляции. Многие, как мне кажется, считают, что редактор комиксов — это человек, который запятые поправляет или вроде того. Но это не такая должность, тут ответственности гораздо больше. В процессе создания комиксов редактор принимает участие с самого начала: с идеи и заканчивая сдачей в печать. Все комиксы, которые мы сейчас делаем, находятся на разных стадиях: что-то на стадии написания сценария, что-то на раскадровке, что-то рисуется. И в каждый из этих процессов вовлечен я. День состоит в основном из курирования проектов. Помимо этого, есть еще помощь по кинонаправлению, в том числе по «Майору Грому», где я задействован как креативный продюсер. Сейчас Bubble — это не просто издательство. Мы стали медиакомпанией и делаем множество проектов.

Кто отвечает у вас за разработку героев? Через сколько инстанций одобрения обычно проходит персонаж?

Обычно достаточно сценариста и редактора, в данном случае — меня. Вот как раз сейчас у нас дебютировали новые персонажи, у которых вышли пилотные выпуски их сольных серий: Мир, Редактор и Чумной Доктор. А еще три серии, которые мы сейчас готовим к выпуску, проходили одобрение всех, от сценаристов до художников. Когда проект рождается, часто хочется, чтобы за него сразу зацепился художник, чтобы ему это было интересно. В случае с комиксом «Мир» привлекалась большая команда людей, которая над самим комиксом не работала, но всем хотелось сделать классного персонажа, и в итоге это получилось.


Бывало ли такое, что героя разрабатывали, но свет его так и не увидел?

Да, у нас много таких идей. Бывает, что время неподходящее, а бывает, что понимаешь: над этим проектом еще лучше поработать. Идеи сыпятся постоянно, что-то остается в загашниках, что-то реализуем в других проектах. Героев не теряем.

У вас никогда не возникала идея запустить взрослую линейку наподобие марвеловского MAX? Или это опасно делать?

У нас странное к этому отношение. С одной стороны, люди считают, что «кровавое и жестокое» равно «взрослое». Но я так не считаю. Взрослую историю можно рассказать и без всей этой «красоты». Мы стараемся работать в рамках 16+, хотя некоторые наши комиксы подходят и для младшей аудитории. Не думаю, что будем ударяться в жесткач. Мы уже делали пару проектов 18+, они прошли достаточно спокойно, и мы к ним так же спокойно относимся.

На Западе интересуются нашими героями? В одном из твоих интервью я читал, что на «Комик-Коне» в Сан-Диего вы даже видели девушку в косплее одного из персонажей Bubble.

Это было в 2015-м — в самый первый год нашего участия в Сан-Диего. 

Да, пять лет прошло. Есть какая-то кривая растущего интереса?

Конечно, есть. Каждый год в Сан-Диего приходит все больше людей, и мы продаем там книжки, которые сами переводим на английский и потом печатаем. Каждый раз приходят люди, которые уже у нас были, и говорят: «Да, мы прочитали, нам все очень понравилось и хотим еще». Это такая наработанная аудитория, которая год про нас не вспоминала, но увидела стенд и купила книжку.


А есть ли статистика, кто больше всего нравится американцам?

Всех очень цепляют ролики про Грома. А вообще, для американцев мы сделали дайджест-книжку с первыми номерами «Второго дыхания». Там шесть историй, и люди могут таким образом с ними моментально познакомиться и читать уже дальше, где им удобно. На комиксологии или где-то еще. Обычно американцы предпочитают погрузиться во все разнообразие сразу и уже потом решить для себя. 

На заре работы издательства в России были нападки, что Красная Фурия — это Черная Вдова, а Бесобой — это Хеллбой? И как вы с этими стереотипами боролись?

Даже сейчас к трейлеру под «Майором Громом» нам пишут, что это Роршах и Бэтмен в одном флаконе. Это каждый раз новая аудитория, которая пытается понять наших героев через осознание того, что они им напоминают. Новые люди автоматически ищут аналоги в своей голове. Я всегда говорю: если вам кажется, что комиксы про Хеллбоя похожи на комиксы про Бесобоя, то вы плохо читали и те и другие.

После того, как трейлер вышел, пользователи ютьюба сказали, что вместо кинематографической вселенной Marvel Россия получила кинематографическую вселенную DC. Вы же понимали, что, занимая мрачную интонацию, неизбежны сравнения с Ноланом, Снайдером и другими? Как вы сами оцениваете реакцию публики на трейлер?

На удивление, реакция оказалась положительной. После презентации я целый день не входил в Сеть, хотел повариться в своих ощущениях, а потом уже окунуться во все это негодование. На ютьюбе правда хорошие комментарии, люди хвалят, им нравится. По поводу истории: она сама по себе изначально не очень светлая и яркая. Чумной Доктор — персонаж, который убивает, а на убийствах сложно построить веселый конфликт. Мы сознательно ушли в более реалистичное и мрачное повествование. Именно так можно было раскрыть персонажа правильно. Из-за этого мы долго переделывали сценарий и говорили себе, что хочется, чтобы фильм был правдоподобным. Зрители сами для себя должны решить, кто их герой. Это и есть основная тема «Майора Грома».


Вы поменяли актера Александра Горбатова из короткого метра «Майор Гром» на Тихона Жизневского в полном. Не опасна ли такая замена для имиджа героя, к которому уже начали привыкать зрители?

Мы уже несколько раз объявляли, что короткий метр — это, так сказать, не канон. Про нас даже шутили, что мы сделали ребут вселенной до того, как запустили вселенную. Я считаю, что это было оправданно. История в полном метре вообще не похожа на историю из короткого. А объединять их будет очень крутой уровень производства. Наш подход — это, если так можно выразиться, совмещение реалистичного взгляда DC, юмора и высмеивания шаблонов от Marvel. 


Мерч планируете? Фигурки, чашки?

Думаю, что намутим что-то, конечно. Работаем в этом направлении.

А какие у вас идеи по дальнейшим фильмам? Может, следующий фильм будет про «Инока»? Остальные ваши герои, конечно, более дорогие в плане репрезентации на экране…

Вот поэтому мы и не торопимся. Вообще очень мало людей представляет, как много усилий занимает съемка фильма. Насколько это дорого, затратно и трудоемко. Над полным метром про «Грома» мы начали работать не в 2017 году, а еще раньше. Сейчас идет монтаж и мы готовим его к выпуску. Я могу сказать, что судьба киновселенной будет очень зависеть от успеха «Грома». Мы со своей стороны можем и дальше работать над разработкой фильмов, но появится ли шанс у вселенной – вопрос, напрямую зависящий от «Грома».

Вопрос напоследок. Что тебе самому понравилось за недавнее время из российских комиксов?

Я очень люблю комиксы Виталия Терлецкого. Они яркие, веселые, небанальные. Виталий каждый раз умеет удивить и рассмешить. 


«Собакистан», наверное?

И «Собакистан», и «Роман, победитель ласточек». Даже комикс «Русские объединяются с крокодилами» очень люблю. Виталий всегда пытается перепрыгнуть планку и сделать что-то интереснее того, что было раньше. Мне нравятся и некоторые комиксы «Комфедерации», но для других я порой слишком привередлив, у меня есть свой уровень проработки истории, который я примерно хочу видеть. Думаю, он есть и у массовой аудитории, и российскому комиксу, чтобы быть успешным, нужно до него дотянуться. Авторские российские комиксы зачастую бывают очень неровные по уровню качества, потому что все делается на чистом энтузиазме. Поэтому, когда выходит хорошо, надо поддерживать, любить и радоваться. Люблю работать с художником Артемом Бизяевым. Он часто делает авторские комиксы, а сейчас мы с ним запускаем новый проект «Нечистая сила». И он очень веселый и фановый, про рок-группу и славянских духов. Еще я люблю казахские комиксы. 

Казахские? Круто. Расскажи.

Есть замечательный проект художника Мадибека Мусабекова «Ермек Батыр». Это такой казахский эпос про их мифологию и богатырей. Если я не ошибаюсь, он делает и комикс «Золотой воин». Это сказания о древности, там многое переплетено с историей, но есть и фантастические элементы. Так еще и написано это эпично и нарисовано красиво!



Фото: личный архив
Денис Виленкин
креативный редактор

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 21:27, 14 августа 2020
Интервью с Заком Эфроном и Кеном Жонгом
Герои — 14 августа, 21:27
История Рублевки: рынок с пирожками, новые русские и «Барвиха Luxury Village»
Новости, Образ жизни — 14 августа, 19:52
Американка поставила рекорд по чтению задом наперед. Она произнесла 56 слов за минуту
Музыка — 14 августа, 19:30
В Парке Горького толпы людей танцуют и поют без разрешения. Борис Барабанов разобрался, в чем дело
Новости, Образ жизни — 14 августа, 18:21
Между Финляндией и Россией проложат велодорожку
Новости, Музыка — 14 августа, 14:46
У Roully новый сингл «Девочка-детокс». Мы решили узнать, кому посвящена песня
Популярная темаПопулярно
Новости, Музыка — 14 августа, 13:37
Посмотрите новый клип Майли Сайрус на трек Midnight Sky. Она придумала его сама
Новости, Образ жизни — 14 августа, 13:13
На ютьюб-канале «Афиши» новый формат. В первом видео Мильковский, Mujuice и Roho оценивают The Last of Us: Part 2
Образ жизни — 14 августа, 13:11
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Кронгауз и феминитивы, Kate NV в гостинице и история красоты
Новости, Образ жизни — 14 августа, 08:59
«Королевская битва» между Epic Games, Apple и Google. Собрали все, что известно на данный момент
Новости, Образ жизни — 14 августа, 00:12
«Пушистый» хлеб, похожий на облачко: в тиктоке новый кулинарный тренд
Новости, Образ жизни — 13 августа, 22:49
Теперь на Burning Man можно попасть через восемь приложений. В каждом будет своя вселенная
Бизнес — 13 августа, 20:41
Как взламывают аккаунты в соцсетях и что было со звездами Twitter? Разбираемся
Новости, Кино — 13 августа, 18:27
Первый трейлер фильма «Дьявол навсегда» с Паттинсоном и Холландом: южная готика и провинциальный хоррор
Образ жизни — 13 августа, 17:56
Свободная любовь, полеты в космос и «Новый Голливуд»: 1967 год в истории, науке и культуре
Популярная темаПопулярно
Новости, Образ жизни — 13 августа, 17:40
Новое шоу на ютьюбе «ТопЧек». В нем тиктокеры угадывают места треков в топ-чартах
Новости, Образ жизни — 13 августа, 14:19
Трэвис Скотт и McDonald’s готовят коллекцию одежды. Но это пока только слухи
Новости, Музыка — 13 августа, 12:30
Премьера мюзикла о принцессе Диане состоится на Netflix. На Бродвее его покажут только в следующем году
Новости, Образ жизни — 13 августа, 10:18
Вещи со съемок «Звездных войн» выставят на аукцион. Можно ухватить костюм Дарта Вейдера из «Новой надежды»
Новости, Музыка — 13 августа, 08:52
У Иды Галич и группы «Хлеб» вышел трек. Его назвали гимном уходящего лета
Кино — 12 августа, 23:56
Рецепты счастья: рецензия на фильм «Молочные зубы» Шеннон Мерфи
Новости, Образ жизни — 12 августа, 21:26
Очередное доказательство пользы видеоигр: гейминг мотивирует подростков читать и развивает эмпатию
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Кино — 12 августа, 20:35
Автор «Полового воспитания» напишет сценарий для The Baby — нового сериала HBO и Sky о материнстве
Бизнес — 12 августа, 19:51
Как работает Reels и зачем он нужен, когда есть TikTok. Большой обзор SRSLY
Новости, Образ жизни — 12 августа, 18:37
Билли Айлиш снялась в мини-фильме о позитивном влиянии современных технологий
Новости, Кино — 12 августа, 18:01
Посмотрите трейлер фильма «Северный ветер» Ренаты Литвиновой. Там про матриархат и влиятельный клан
Новости, Образ жизни — 12 августа, 17:13
Artplay проводит творческий конкурс. Граффити победителя появится на фасаде здания
Новости, Герои — 12 августа, 15:19
Группа Cream Soda в шоу «А поговорить?»: о жизни до популярности, знакомстве с Гудковым и съемках клипа «Плачу на техно»
Новости, Образ жизни — 12 августа, 14:31
Геймдизайнер воссоздал игру Стивена Спилберга. Там нужно управлять Тарантино и Энистон
Новости, Музыка — 12 августа, 13:10
Автор тикток-хита Supalonely выпустила новый сингл. Он про улиток и одиночество
Новости, Музыка — 12 августа, 10:06
У Dava новый трек «Ролекс». Это фит с Филиппом Киркоровым
Самый разыскиваемый в мире
(1 сезон)
Дети шоу-бизнеса
Мертв для меня
(2 сезон)
7
Поза
(2 сезон)
Руммейт
(1 сезон)
Дом с прислугой
(2 сезон)
Отыграть назад
(1 сезон)
Топи
(1 сезон)
Еженедельная рассылка самых свежих и интересных новостей:
Cпасибо, ждите писем!
Сожалеем, заявка не была отправлена :(
Проверьте корректность E-Mail
подписаться