Рамазан, ты сейчас находишься в Австралии. Как там? Поймал пару больших волн на серфе?
Да, я в Австралии уже месяца четыре. Мне сейчас довольно одиноко, потому что ушла привычная почва из-под ног. В Москве я существовал как музыкант, играл концерты на 500−600 человек, было много обмена энергией. Сейчас же рушатся личные связи, попадают под прессинг отношения. В английском есть выражение under pressure (в переводе с английского «находиться под давлением». — Прим. SRSLY) — это то самое давление, которое мной остро чувствуется во всех сферах. Мне нужно перестраивать жизнь. А так, конечно, в Австралии клево — океан, красота вокруг. Австралия — это подарок. Желаю всем ее увидеть.
Расскажи про своего героя в фильме «Скоро кончится лето». Как его зовут? Кто он?
Его зовут Витька. Такое прикольное имя, очень точное, классное. Оно бы мне подошло. (Смеется.) Этот персонаж очень про меня: он музыкант, к нему много внимания извне. Его не нужно было додумывать. В то же время он более брутален, а я никогда не чувствовал себя пацаном, который может надеть кожанку. Я более романтичный и нежный. Пожалуй, я бы не стал поступать, как он поступает. Он изменяет в отношениях, а я себе такого не позволял никогда.
То есть Витька — герой-злодей в этом фильме?
Он не то чтобы злодей... У него такая позиция: хочешь быть со мной — будь, не хочешь — не надо. Я тоже жил в таком контексте. Но у него есть злобная ухмылка и небрежность по отношению к девушкам. Я же более романтичен и нежен в отношениях, к любым романам отношусь с трепетом. Впрочем, сыграть эту небрежность мне не составило труда. Я понимаю эту психологию.
А как проходил кастинг?
Иногда мне кажется, что высшие силы пробуют на мне курсы ускоренного взросления. Забирают, дают, забирают обратно, дают что-то другое. И тут было так же. Меня утвердили на роль два года назад, когда я еще был порядочным студентом Школы-студии МХАТ. Изначально продюсеры картины хотели на эту роль Володю Золотухина (музыкант Zoloto. — Прим. SRSLY), но он отказался.
А я тогда пел каверы на песни, которые мне просто нравились. И вот так сыграл трек Володи, выложил кавер в соцсети, а он его репостнул. В сторис меня увидела Еркежан (Еркежан Максут, продюсер фильма. — Прим. SRSLY). И в тот же вечер мне позвонили и предложили роль. Но тогда я был довольно юн для этого героя. А потом случился ковид, и мы встретились спустя год уже новыми людьми. Все были в нужной кондиции, и герои подросли идеально — будто сама вселенная так распорядилась.
Ты говорил, что на тебя сильно повлияла музыка Виктора Цоя. В этом году ты еще и участвовал в записи трибьют-альбома на песни «Кино». Со съемками в фильме, который переплетается с творчеством группы, случайно так совпало?
Меня изначально это и подкупило. Все-таки мне платили не такие большие деньги, я понимал, что что-то должно перевесить этот фактор. В итоге мне очень понравилась команда, идея, время. Яна (Яна Скопина, режиссер фильма. — Прим. SRSLY), Даша (Дарья Балановская, оператор. — Прим. SRSLY), Еркежан — они с трепетом подходили к работе. Да и про Цоя по итогу в картине ничего конкретного нет. И это круто, потому что тогда бы он стал центральным героем. Но тут история как раз про ребят, про влияние Цоя, про атмосферу, которая царила во дворах.Почему Цой мне всегда был близок? Он ассоциируется с папой, с моим непростым кочующим, но прекрасным детством, полным любви и бесконечных переездов. Фоном всегда из колонки играли песни Виктора Цоя. Он интересен мне с точки зрения образа жизни, понимания любви — в его песнях это искреннее и красивое чувство. Меня огорчает современная тенденция в музыке: в треках все часто сексуализировано, а любовь — она выше, чем все эти легкомысленные тексты.
По трейлеру мне показалось, что «Скоро кончится лето» можно считать фильмом-предчувствием. 90-й год, грядущий распад СССР, песни Цоя. На твой взгляд, о чем эта лента?
Я еще не смотрел полную картину, да и в процессе съемок многих сцен не видел. Но мне понравился подход Яны — она выбрала непрофессиональных актеров. Никто из нас не знал, как надо. Из серии: будем по Станиславскому или по Чехову сейчас играть? Это было не так важно. Мы выходили в кадр, кто-то незаметно нажимал на «мотор», а мы даже уже не нуждались в написанных репликах. Это была экосистема, в этом была жизнь.
Думаю, поэтому кино получилось не каким-то глубинным про контекст, время, предчувствие, а скорее про элементарную дружбу, любовь и взросление. Главный герой Бахи сталкивается с неловкостью, новыми чувствами, возможно, даже похотью. В фильме мир не дуальный, а любовь может быть разной. Вся жизнь состоит из боли и радости.
Между актерством и музыкой ты выбрал последнее. Почему?
Я не хочу быть узником только музыки или только актерства. Вообще чего-либо. Мне кажется, это очень скучно — быть кем-либо постоянно. Я очень рад, что в мою жизнь пришла музыка, потому что она развязывает руки и позволяет тебе говорить то, что ты хочешь. Если ты выйдешь на сцену театра и скажешь что-нибудь на злобу дня, то подставишь весь коллектив. А будучи музыкантом, ты в ответе только сам за себя.
Еще у меня сильные лидерские качества, с которыми я ничего не могу поделать, да и не хочу. В музыке они максимально круто раскрываются. Я не становлюсь самовлюбленным эгоистом, а, наоборот, меняю чьи-то глаза, лица. На концертах люди плачут, влюбляются, думают. Для меня музыка — это способ воздействия. Музыка — это свобода.
Какие у тебя планы на кино? Может, ты уже утвержден на роли в новых картинах?
Я должен был сниматься у Кирилла Серебренникова, но не случилось из-за всех этих переездов-разъездов. Съемки планировались в Москве, были назначены на март. Потом была попытка снять ленту в Европе, но на тот момент я уже уехал в Австралию. В итоге мы нашли золотую середину моего участия в этом проекте. Хочется верить, что после этого фильма меня заметит какой-нибудь режиссер. (Смеется.) А пока что в моей фильмографии «Ника», «Скоро кончится лето», а дальше — посмотрим. Я открыт к предложениям.
А хотел бы снять свой проект — документалку или художественный?
У меня есть мечта. Хочу снять документально-художественный фильм в медитативном стиле Джармуша (режиссер Джим Джармуш. — Прим. SRSLY). Меня всегда очаровывали разговоры на кухне. Так появилась идея найти людей в разных странах, например, во Франции, России, которые бы согласились установить камеры и диктофоны, чтобы я мог записать происходящее. На кухне случается самое сокровенное, тайное и сложное. Так я поймал бы четыре совершенно разные истории, разных менталитета. Работу бы назвал «На кухне». У Цоя даже одноименная песня есть.
Поговорим о музыке. Что означает твой псевдоним R.A.SVET?
Мне постоянно говорили, что у меня светлая музыка, что я сам очень светлый человек. Поэтому слово «свет» крутилось на языке. Так возник R.A.SVET. Пожалуй, главный смысл, который я вкладываю в псевдоним, — ощущение юности. В песне «Рассвет», которую мы записали с Валодей Каспием, есть строчка: «Там, где еще не разучились встречать рассвет». Так что рассвет — он про прощание с юностью.
Ты должен быть юн сердцем, чтобы встать в 5 утра или не спать всю ночь и пойти на набережную ради того, чтобы посмотреть 10-минутное шоу восхождения солнца. Рассвет — время, когда происходит все самое сложное и прекрасное. Вы могли первый раз поцеловаться на рассвете. А может, вы расстались и теперь ты не можешь уснуть до восхода солнца?
Ты сказал, что начинал с каверов. Помнишь момент, когда решил играть только оригинальные треки?
Я пел каверы на улицах Москвы, а потом вдруг записал свою песню. Правда, мои первые треки были вторичными — я неосознанно подражал тем, кого слушал. Постепенно люди стали все чаще спрашивать, где можно найти эти песни, послушать их. А я удивлялся, потому что песни были моими. В итоге начал экспериментировать и петь только свои композиции. Разницы не было, что каверы пою, что свои треки — люди все равно обращают внимание и слушают. Как-то так случился плавный переход.
Мне хотелось доносить высказывания, которые я сам сформулировал, поскольку я в ответе за них, я знаю, про что они. Если кто-то их не поймет, то это их дело.
В соцсетях ты писал, что собираешь новый акустический альбом. Почему решил обратиться к акустике?
Я всегда хотел записать все свои песни в акустическом варианте. К слову, вчера только насчитал 57 написанных песен, учитывая английские и русские, — это за полтора-два года. Но пока что мой единственный акустический трек на площадках — «Стреляй». Интересно, что это та самая песня, которую я, наоборот, планировал аранжировать — с барабанами, скрипкой. И это неизбежно случится.
Но сейчас хочется простого и легкого звука: тупо гитара, голос и все. Мне кажется, это необходимо сделать и для себя, и для людей, потому что многие именно в формате акустики и привыкли меня слушать, они очень ждут этот формат. Да я и сам его жду.Это будет еще один мини-альбом?
Сложно сказать, сколько песен в него войдет. Сейчас их где-то пятнадцать написано, но я не уверен, что они все увидят свет. Хотелось бы перемахнуть порог EP-альбома и все-таки сделать акустический сет.
А «По дороге к свету», которая вышла у тебя 14 октября, можно считать первой акустической песней будущей пластинки?
Наверное, ее нельзя считать акустической, там есть электронные вещи. Но это переходный момент к тому звуку, к которому я стремлюсь.
Ты говорил, что очень сильно ждал этот релиз. Почему?
Ждал этот релиз в контексте времени. Я сейчас переживаю личные драмы, болезненные расставания, пытаюсь перестроить жизнь на новый лад. В то же время я осознаю если не миссию, то скорее свое предназначение.
У меня всегда было ощущение, что я обязан продолжать свое творчество, помогать другим людям. Я чувствую, как моя музыка меняет людей, поддерживает их. И в такое напряженное время эта песня важна для меня тем, что она кому-то помогает. Иногда я думаю, а можно ли вообще сейчас петь? Конечно, можно и нужно творить.Заметила, что у тебя пока что не так много фитов. Есть совместные треки с аннушкаа и Валодей Каспием. С кем бы еще хотел записать песни?
Именно сегодня придумал новую песню. Я люблю группу Mgzavrebi, но лично с ними не знаком, хотя у нас есть общие друзья в Самаре. Еще полгода назад мы должны были встретиться, но не срослось. А сегодня я начал сочинять песню с ощущением, что Mgzavrebi должны быть в ней. Уже даже написал им, но не знаю, каким будет ответ.
Мне кажется, вместе у нас может получиться нечто прекрасное. В каком-то смысле для слушателей совместные треки их любимых музыкантов — это душевная, ментальная оргия. Представь, две твои любимые группы звучат вместе у тебя в наушниках, внутри тебя. А если еще в этот момент есть рожок мороженого, то наступит полная эйфория.
Еще думал про фит с Надей Павлюченко (pavluchenko) из Беларуси. Она моя хорошая подруга. У нас сильный мэтч, который заключается в полярности энергий. У Нади в песнях бесконечная трагедия, а у меня — свет. Из этих полярностей могло бы получиться что-то интересное.
Стоит сказать, что фиты я записываю только «по любви». К примеру, так случилось с песней «Рассвет» Валоди Каспия. Он написал ее еще в свои восемнадцать лет, но никак не мог выпустить. Когда мы с ним встретились, у меня уже был псевдоним R.A.SVET. Поняли, что без шансов — надо делать трек. Кстати, «Рассвет» стала одной из самых прослушиваемых песен у нас.Учитывая, что у тебя уже есть несколько англоязычных треков и сейчас ты находишься в Австралии, не могу не задать этот вопрос. Есть ли планы записывать больше англоязычных песен и выходить на мировой музыкальный рынок, завоевывать иностранную аудиторию?
Офигенная амбиция, мечтаю об этом. Но мне сложно перестроить себя именно в душевном плане, ведь главная проблема заключается в том, чтобы писать искренние песни. Я плачу на русском языке, радуюсь, ругаюсь — тоже на русском. Да, у меня есть несколько клевых песен на английском, но все же душу перестроить сложно. А я не хочу быть где-то посередине.
Но мне придется это сделать, чтобы выжить. Я должен хоть что-то петь на английском. Впрочем, хуже от этого точно не будет. Я буду знать больше шифров, поскольку языки — шифры к душам людей.