Интервью, Кино — 4 октября 2022, 13:19

Инклюзивность, синефильство и метафизическое вертиго. Интервью с постановщицей Ребеккой Злотовски

21 сентября в мировой прокат вышел фильм Ребекки Злотовски «Дети других людей», премьера которого состоялась на 79-м Венецианском кинофестивале. Мы поговорили с режиссеркой об эволюции женских персонажей в кино, работе с актерами Рошди Земом и Виржини Эфира и участии в Мостре. 

Как вы начали работать с Рошди Земом?

Он был единственным актером, про которого я с самого начала знала, что возьму его в фильм, при том, что эта картина скорее портрет женщины, сыгранной Виржини Эфира. Все началось с романа Ромена Гари «Дальше ваш билет недействителен». Я и Рошди прочитали эту книгу после съемок сериала «Дикари» и решили вместе сделать фильм по ней. Мы оба были заинтересованы в том, чтобы деконструировать сложившееся представление о Рошди как об актере. Как это было с Марчелло Мастрояни в «Красавчике Антонио».

Как вам пришла идея этого фильма?

Я стала адаптировать сценарий во время пандемии коронавируса. Как и все, я была заперта в домашней жизни, наедине с собой и со своей семьей. Постепенно роман Гари становился очень личным. Я начала понимать, что мне исполняется сорок, у меня нет детей, и я воспитываю детей моего мужа. Было ощущение будто чего-то не хватает. Я начала искать фильмы, потому что хотела увидеть подобных мне женских персонажей, но нигде не могла их найти, хотя я мощная синефилка. Конечно же, мне попадалось очень много архетипической репрезентации злой мачехи — от Шекспира до детских сказок и их диснеевских экранизаций, но репрезентаций людей, с которыми можно себя идентифицировать, не было вообще. Так что я сделала фильм, который сама хотела увидеть.

#INSERT_ARTICLE#

У вас есть представление, почему это так? Почему мачехи долгое время оставались второстепенными и негативными героинями?

Существует множество причин. Но здесь нет никакого осуждения, так как и мне в том числе потребовалось много времени, чтобы понять: эта тема может быть основным, а не второстепенным сюжетом. Политически (и экономически) мы не так давно стали понимать важность обращения к подобным феминистским темам и сюжетам. Долгое время материнство, феминность и прочее воспринимались как несерьезные «женские» темы. В киноиндустрии очень много сюжетов о мужских амбициях и всем таком, но нет разнообразия женских сюжетов и характеров, хотя они максимально привычны и широко представлены в наших жизнях.

Таким образом, я думаю, что это политическая проблема в первую очередь. Люди говорят, что все любовные и семейные истории уже были рассказаны, но это неправда. Именно по этой причине нам нужна инклюзивность — не для того, чтобы быть модным, а чтобы всех услышать. А другая причина заключается в том, что мы сами нуждаемся в том, чтобы эти образы деконструировать.

Почему вы связали желание детей именно с женским персонажем?

Это было сделано точно не потому, что я сама женщина. Я чувствую себя достаточно уверенно и с мужскими персонажами. Мне кажется, это моя работа — умение снимать про всех. Скажем так: я не хочу всю жизнь иметь дело только с женскими главными героинями. Точно так же, как и не хочу по примеру моих коллег — мужчин-фильммейкеров — создавать только мужские истории и мужских персонажей.

Я сняла историю о женщине, просто потому что это казалось таким легким и естественным способом сделать кино о собственном опыте. Но на самом деле я жажду увидеть другие нарративы и новые истории в кино — от мужчин-режиссеров, от женщин-режиссеров, ото всех. Если честно, единственный фрагмент из всего французского кино, который релевантен нашему сюжету и приходит на ум, — это сцена из фильма Арно Деплешена «Короли и королева». Там Матьё Амальрик говорит с ребенком героини Эммануэль Дево и поясняет, почему он не хочет его усыновить. Конечно, это совершенно другая история, но, тем не менее, этот отрывок запомнился на всю жизнь, потому что я ничего подобного не видела в кино. Арно Деплешен всегда много уделял внимания отношениям внутри семьи и родительству. Он один из тех, кто изобрел много новых фамильных нарративов.

Кадр из фильма «Дети других людей»
Кадр из фильма «Дети других людей»

Как вы себя чувствовали, участвуя в Венецианском конкурсе?

Прежде всего я польщена. Конечно, весьма впечатляюще быть в одном конкурсе с Фредериком Вайсманом. Это мой пятый фильм и лишь первый раз в конкурсе. Плюс мне давно хотелось посоревноваться за победу. Я не так стремлюсь к призам, потому что люблю, когда меня искренне любят. Так что я бы предпочла не получить приз, но чтобы люди говорили, что я его заслужила, чем иметь его и слышать, что я не достойна. Мне радостно, что конкурс открыт к картине с такой противоречивой и сложной темой.

Никогда до этого не сотрудничавшие Кьяра Мастроянни и Виржини Эфира вместе в одной сцене были надежным аргументом в пользу этого фильма и хорошим знаком к тому, чтобы продолжать его делать.

Кроме того, стоит признаться, что фразу, которую отмечают многие журналисты, о том, что мы не должны извиняться за мужчин, написала не я — это был мой продюсер Фридерик Жув. По сюжету героиня Виржини благодарит персонажку Кьяры Мастроянни за то, что та дала ей попрощаться с ребенком. Фридерик прочитал сцену и предложил пойти дальше, добавив эту реплику — едва ли не лучшую в фильме.

Виржини, кстати, кажется, выглядит моложе сорока лет в фильме (хотя ей есть сорок). Что вы думаете о возрасте как социальном конструкте и конкретно процессе старения?

Думаете? Конечно, Виржини очень красивая актриса. Актрисы вообще часто не выглядят на свой возраст, но в то же время все относительно. Она играет очень зрело. Несколько лет назад, в 2012 году, Виржини сделала прорыв благодаря фильму «Притворись моим парнем». По сюжету ей должно было быть сорок, хотя в жизни ей было на несколько лет меньше. Однако она была достаточно умна, чтобы сказать: «Знаете что? Роль отличная! По сюжету мне сорок? Спасибо большое, мне тридцать пять, но давайте попробуем это сделать!» Так она стала человеком, с которым все хотят работать. 

Кстати, отношение к возрасту — это вещь, которую тоже можно поставить под вопрос. Почему мы хотим выглядеть моложе? Я, например, очень рада своему возрасту. Единственная причина, по которой я чувствовала, что процесс взросления несправедлив, — конец фертильности. Часто это ужасающе для женщины, как метафизическое вертиго. Я чувствовала, что это нечестно по отношению ко мне. Но сам по себе процесс взросления замечательный: я хорошо одета, нормально зарабатываю, я спокойнее, у меня много опыта, я меньше курю.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Getty
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 16:00, 21 мая 2025
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Эддингтон», «Амрум», «Левша», «Звук падения»
Новости, Новости — 21 мая, 16:00
Netflix анонсировал мультсериал по игре Clash of Clans
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Новости, Новости — 21 мая, 13:50
Сериал «Одни из нас» продлят на 4-й сезон. Но это не точно
Кино — 21 мая, 13:07
«Региональное кино хранит культуру и самобытность». Интервью с Иваном Сосниным о «Легендах наших предков», красоте Урала и блокноте с 42 сценариями
Новости, Новости — 21 мая, 11:18
Старые герои и новое дело в тизере-трейлере «Зверополиса 2»
Новости, Новости — 21 мая, 10:40
«В этой жизни я турист»: слушаем альбом Джарахова «Эл»
Новости, Новости — 20 мая, 19:04
От заявлений к откровению. BATO выпустил альбом 6lankname 2
Новости, Новости — 20 мая, 17:40
«Фандом Фест» объявил даты проведения
Образ жизни — 20 мая, 16:26
Что бы почитать? «Хип-хоп-поколение», «Все не то, чем кажется» и другие новые книги
Новости, Новости — 20 мая, 14:50
Дэкой дропнул альбом «Москвич»
Новости, Новости — 20 мая, 11:23
Жан-Люк Годар снимает кино в трейлере «Новой волны» Ричарда Линклейтера
Новости, Новости — 19 мая, 17:30
Майкл Джей Фокс сыграет в 3-м сезоне «Терапии»
Новости, Новости — 19 мая, 15:16
Фильм «Злая» превратят в музыкальное телешоу с Арианой Гранде и Синтией Эриво 
Новости, Новости — 19 мая, 12:01
Asenssia представила «Метеор» — свой первый сольный альбом
Музыка — 18 мая, 19:37
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы