Интервью, Герои — 3 июня, 16:47

Америка, психоделика и рок-н-ролл. Интервью с лидером «Ножа для фрау Мюллер» и Messer Chups Олегом Гитаркиным

Олег Гитаркин основал группу «Нож для фрау Мюллер» как бескомпромиссный хардкор-проект, а в нулевых ввел моду на психоделический лаундж, причудливо миксуя архивные кинофрагменты, джангл, биг-бит и ретро-сэмплы. Но пульсирующим нервом его музыки всегда был рок-н-ролл, и уже больше 10 лет Олег неутомимо колесит по Европе и США с группой Messer Chups, околдовывая все новых фанатов винтажным саундом и видеодекорациями из трэш-хоррор-фильмов. В вынужденном перерыве между трансатлантическими гастролями Олег нашел время рассказать о своем героическом пути шестиструнного самурая.
Твой первый коллектив «Группа О» был очень успешным для школьного ансамбля — клипы даже крутилась на петербургских каналах. Тогда телевидение было более открыто для экспериментов?

Да, в Питере на «Пятом канале» было несколько популярных передач: «Кружатся диски», «Музыкальный ринг», «Поп-антенна». Там нам помогли снять два клипа — это был прорыв, так как кроме телевизора не было ничего, и это была хорошая реклама для любого исполнителя. Люди думали: если это показывают — значит, это что-то интересное. Но нам самим было смешно, что они решили транслировать наше творчество.

Ты говорил, что Сергей Курехин был для тебя «чем-то типа музыкального руководителя». В чем это выражалось?

Курехин работал в ДК «Кировец» музыкальным руководителем, но его еще заставляли иногда приходить к нам в школу и типа учить нас музыке. Он был у нас на двух репетициях — я тогда на барабанах играл. Мы все очень вдохновились его персоной: Курехин был интересным в общении и большим энтузиастом. Он несильно повлиял на мой вкус, так как мы виделись нерегулярно, а потом была большая пауза. Но Сергей всегда давал советы, и я прислушивался — но делал все по-своему.

Краст/хардкор-звучание ранних «Нож для фрау Мюллер» — как вы к нему пришли? Насколько оно отражало общее ощущение от жизни в Петербурге 90-х?

Нам надоел постпанк, и в моду тогда вошли psychobilly и rockabilly, индастриал, хардкор и еще куча всего. Мы попытались как-то замешать сразу все: ускорили темп и утяжелили звучание, но это был не классический хардкор, а скорее панкобилли... и еще хрен знает что. Время было странное, но мне нравилось, что мы как будто пытались раскрутиться на карусели, зная, что обычно потом сильно кружится голова и блюешь. Но кого это останавливало! Вот мы и раскрутились, пока не улетели кто куда в разные стороны.

Какую роль в тогдашней жизни играла психоделическая культура?

Нам было очень интересно и любопытно. В моде была эзотерика типа Карлоса Кастанеды и Теренса Маккенны, и мы просто хотели идти в ногу со временем. Но потом эволюция сделала свое дело: телепатия и контакты третьего вида стали чем-то обыденным, а черная магия ушла на второй план. 

Gitaracula & Zombierella

Какая была атмосфера в клубе «Тамтам» Севы Гаккеля и насколько органично вы там себя чувствовали?

Атмосферно там действительно было, но кому-то и в метро спуститься — как на Тибет съездить. Мне нравилось там выступать: во-первых, больше просто негде было, а во-вторых — мы были молодыми, и все казалось новым и интересным. Казалось, что в «Тамтаме» зарождается новая русская музыка, но это все, конечно, было большой иллюзией.

По мере приближения нулевых музыка группы «Нож для фрау Мюллер» становится более благозвучной и благодушной. Насколько это связано с установлением «стабильности»?  

Ну просто мой состав распался, и я познакомился с группой The Fantom: Мишей Малиным и Олегом Костровым. Записав с Олегом несколько треков, я понял, что надо двигаться в этом направлении. Я не думал тогда о концертах: хотелось делать только студийные альбомы. Постепенно мы стали делать более легкую и неказистую музыку, называли ее post easy listening и «семплоделика». 

«Нож для фрау Мюллер» — «Лучшая девушка в СССР»/YouTube-канал Андрея Харькова

В нулевых этот твой post easy listening стала часто звучать в рекламе — от Orbit до Audi. Писали даже, что невозможно включить телевизор, не услышав Гитаркина.

Работ было очень много: я делал музыку для рекламы, кино, сериалов, театрально-цирковых представлений типа «Кракатук». Знаковых было много, но цены всегда были разные: от 100 долларов до совершенно немыслимых гонораров. Но меня всегда радовало, что я никогда специально не писал музыку, а просто продавал уже написанную для самого себя, так как в процессе ее создания я никогда не думаю, понравится ли она покупателям. Это и люблю в своем творчестве.

Альбом Messer Chups Crazy Price (2003) выпущен лейблом Ipecac Recordings фронтмена легендарных Faith no More и номинанта на «Оскар» за саундтрек к «Месту под соснами» Майка Паттона. Как это произошло и как Паттон отзывался о вашей музыке?

Нас посоветовал его лейблу наш друг из Нью-Йорка — артист по имени END. Сам Паттон говорил, что ему нравится, и мы даже выступили на разогреве его пропета Fantomas в Москве. Альбом Crazy Price стал очень успешным в Америке и Европе, и нас стали любить совершенно разные люди: от ценителей электроники до фанатов рок-н-ролла и серва. Позже мы изменили стиль и превратились в живую группу: я понял, что скоро такие группы будут более востребованы и что вживую играть намного интереснее и приятнее.

Какова судьба вашей коллаборации с Сергеем Шнуровым «Гитаркин Шнур»?

Мы записали пять или шесть треков, они есть в открытом доступе в сети. Это была шутка, о которой все потом забыли. Мне там три трека нравится, но это, конечно, на любителя.

«Гитаркин Шнур» — «Гроб от Армани»/YouTube-канал A6paM1

Ты встретил бас-гитаристку Messer Chups Свету Zombierella Нагаеву, когда она была официанткой, и превратил ее в музыканта. Что было самым сложным в этом процессе?

Процесс был скорее приятный, чем сложный, и это произошло не за одну минуту. На это ушли годы, и даже до сих пор я продолжаю учить Свету играть на бас-гитаре. Учить человека с нуля — это, конечно, сложная задача, так как я сам не особо подкован в музыкальной грамоте. Но когда понимаешь, что главное — совсем не это, а что-то другое, то все получается как надо. И нужно, конечно, понимать, что и зачем делаешь, или, наоборот, ни о чем не думать и кричать: «Давай играй! Давай играй уже, @?!#ь!» — и ногой еще стучать при этом.

Почему именно вы писали музыку к фильму Рашида Нугманова «Игла Remix»? И как тебе нынешний проект группы «Кино»?

Мой друг Дима Мишенин работал как художник над «Иглой 2», он рассказал про меня и Свету Зомбиреллу режиссеру Рашиду Нугманову. Тот решил нас приобщить — они хотели заменить все эти треки Пьехи и Магомаева. Моя музыка им подошла, дальнейшее — уже история. Что до нового проекта группы «Кино»… Я видел пару видео в интернете и читал восторженные отзывы людей, которые нахваливают современный звук. Но мне, наоборот, эта группа нравилась именно тем своим оригинальным звуком. С другой стороны, сама идея дерзкая, а я всегда приветствую любые эксперименты. Но если бы они вызывали дух Виктора Цоя и он бы пел с ними, то это было бы интереснее. Ну или говорили бы всем, что это не запись, а реально Виктор поет, и построили декорацию — громадную доску ведьм. И пару треков, чтобы зал пел с ними караоке.

Выступление Messer Chups на Open Stage Berlin

В силу каких факторов вы выступаете в США чаще, чем в России? Русский рок въелся в россиян?

Мы выступаем там, где нам интереснее в данный момент. Нам очень интересна Америка, так как Европа за 10 лет бесконечных туров уже поднадоела. Америка — очень сложная страна для туров и концертов, но нам везет и нас там полюбили. Въелся ли в россиян русский рок — мне неизвестно, но в России, конечно, не хватает именно рок-н-ролл фестивалей.

Где ты сейчас и чем занимаешься в самоизоляции?

Я у себя дома. Cводил новый альбом Messer Сhups Don’t Say Cheese 2020, сейчас монтирую видео, делаю ремастеринг и новое сведение нашего старого альбома Bermuda 66. Или просто смотрю кино и интернет, играю на гитаре и иногда пью пиво, но в самоизоляции стал пить меньше. Вирус, конечно, сильно скорректировал наши планы: у нас сорвались три тура. В первом — по Европе — мы должны были играть на разогреве у культовой гараж-группы 60-х The Sonics. Еще отменились два тура по Америке с очень хорошими фестивалями. Теперь все подвисло, и это грустно.

Расскажи про ваш новый альбом — и о guest stars, которые приняли участие в его записи.

Мы пригласили спеть четыре трека нашего друга из Америки Шона Уилера (Sean Wheeler) — певца из культовой группы Throw Rag. Мы выступали с ними в Калифорнии в последнем туре 2019 года на Хеллоуин. Вообще мы часто сотрудничаем с разными певцами, но в этот раз сделали акцент на Америку, так как Шон там популярен в рок-н-ролльной тусовке. Текст для двух треков в нем написала Zombierella. Думаю, в Америке мы позже снимем с Шоном клип. Он живет в Палм Спрингс, мы уже снимали там клип на трек Humanica.

Humanica
 





Фото: личный архив
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Бизнес — 14:40, 31 октября 2020
Как Марк Цукерберг к успеху шел. Обзор SRSLY
Новости, Новости — 31 октября, 14:40
Маска собаки из Snapchat уже не та. Теперь она не высовывает язык
Новости, Новости — 31 октября, 11:49
Два парня из Ростова-на-Дону открыли сервис аренды нужных вещей. Там есть все: от настолок до парогенераторов
Новости, Новости — 31 октября, 10:45
Netflix и Бруклинский музей открыли виртуальную выставку с костюмами из сериалов «Корона» и «Ход королевы»
Новости, Новости — 31 октября, 01:08
Единороги и волки теперь на Первом. Как Милохин в гости к Урганту ходил
Образ жизни — 30 октября, 23:07
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Фиби Бриджерс, ведьмы-феминистки и сонный паралич
Популярная темаПопулярно
Новости, Музыка — 30 октября, 21:10
Трек SAINt JHN в ремиксе Иманбека набрал миллиард прослушиваний на Spotify
Герои — 30 октября, 19:53
О свободе, современном искусстве и жизни в Америке. Интервью с художником и креатором Оскаром Ренкелем
Новости, Новости — 30 октября, 17:57
Дима Масленников снял новый многосерийный проект. Подписчики уверены, что он о перевале Дятлова
Образ жизни — 27 октября, 16:40
Это реальные истории. Очень смешные случаи, когда не повезло (но в итоге все хорошо закончилось)
Образ жизни — 27 октября, 10:00
Что такое digital-карта и как с ней экономить на подписках? Расскажет наш комикс
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Кино — 30 октября, 17:08
Кино недели: «Папина дочка» и «Любовь без размера»
Новости, Новости — 30 октября, 15:41
Дина Саева опубликовала сниппет своего первого трека. Он называется «Я ищу тебя»
Новости, Новости — 30 октября, 12:51
Палаточная романтика в клипе The Hatters на песню «Я делаю шаг»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 30 октября, 11:02
У Насти Ивлеевой новый формат влогов. Теперь она будет ходить по заброшенному отелю
Новости, Новости — 29 октября, 23:29
Эль Фаннинг сняла короткометражку для Gucci. Там собака бегает за сумочкой Jackie 1961
Новости, Новости — 29 октября, 22:43
Даня Комков в «Балдежном подкасте»: о Hype Camp и тикток-хаусах
Кино — 29 октября, 22:14
Шахматы начинают и выигрывают. Борис Барабанов о сериале «Ход королевы», моде на древнюю игру и о том, что о ней снимали в XX и XXI веке
Новости, Новости — 29 октября, 21:45
Владелец Louis Vuitton все же купит Tiffany. Причем со скидкой
Кино — 29 октября, 16:07
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Ребекка», «Борат 2», «Каджиллионер»)
Новости, Новости — 29 октября, 12:46
У Димы Масленникова новый трек «Ралли»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 29 октября, 10:44
Дэвид Боуи превращается в Зигги Стардаста в трейлере байопика Stardust
Новости, Новости — 29 октября, 09:44
Граймс создала «ИИ-колыбельную». С написанием музыки певице помогал сын X Æ A-XII
Музыка — 28 октября, 20:36
5 новых книг о музыке. Борис Барабанов о «Линиях шрамов» Энтони Кидиса, «Сердце из стекла» Дебби Харри и других
Новости, Новости — 28 октября, 18:24
Много любви и теплых летних тусовок в клипе Petit Biscuit — Burnin
Новости, Новости — 28 октября, 17:56
Могучие рейнджеры и имперские штурмовики в тиктоке. Кажется, они собираются провести танцевальный баттл
Образ жизни — 28 октября, 16:56
Главное в телеграме за неделю: премия «Редколлегия», «мам, ну не читай» и претензии к слову «редачить»
Новости, Новости — 28 октября, 15:49
У Вашей Маруси 5 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 28 октября, 14:07
Instagram обновит правила публикации фотографий с обнаженным телом. Все благодаря модели plus size
Новости, Новости — 28 октября, 10:01
Cyberpunk 2077 снова отложили. Теперь игра должна выйти 10 декабря
5
Глубже!
5
Суд над чикагской семеркой
6
Преступник: Великобритания
(1 сезон)
Кто-нибудь видел мою девчонку?
Игра теней
(1 сезон)
Некст
(1 сезон)
Не время умирать
Корона
(4 сезон)