Обзоры, Кино — 31 августа 2022, 18:04

44-й ММКФ, день третий и четвертый: «Яблочный день», «Хозяин и работник», «Другой Том»

Антон Фомочкин рассказывает о трех фильмах Московского международного кинофестиваля, герои которых оказываются угнетены нормативной средой своего обитания.

«Яблочный день» (Rooz-e sib)

Программа «Вокруг света за 8 дней»

Пока что Саид (Ариан Расткар) успешно эксплуатирует только своего старшего сына Мехди (Ария Мохаммадзаде) — вместе они каждое утро объезжают пригород Тегерана, торгуя яблоками из багажника подержанного черного пикапа. Младший Дарюш (Махди Пурмуса) похож на плюшевую игрушку, забытую у песочницы, и только идет в первый класс, с него спрос меньше. Изучать алфавит оказывается непросто — в зависимости от отцовской работы каждый ребенок должен принести по 30 предметов, названия которых начинаются с конкретной буквы. Пирожных. Орешков. Яблок. Одна беда — машину Саида угоняют, из-за чего в школу нести нечего. 

#INSERT_ARTICLE#

Не по годам деловой Мехди обладает хваткой базарного торгаша и, в отличие от родителей, очевидно, в будущем не пропадет. Чтобы не подвести младшего брата, мальчуган носится по окрестностям, выпрашивая у приятелей и сердобольных старушек по яблоку. Дальше — больше: подработка, кража поминальных фруктов с кладбища (харам — потому по высшему наказанию ребенок сразу попадает под гоп-стоп местной шпаны), купля-продажа, снова кража — уже из продуктовой лавки (синяков только прибавится). Кажется, что в кадре вот-вот появится дедушка Аббас Киаростами («Вкус вишни») и, расчувствовавшись, пустит скупую слезу. 

«День» был отобран в программу подросткового кино Берлинале, и объяснить это (кроме квоты на иранский гуманизм) нечем. Энциклопедия социальной незащищенности: дидактическая критика взяточничества, харассмента и воровства, что с акцентом на ментальность легко сошло бы за поучительную рекламу для самых маленьких. Суконная поэтика тегеранского быта. Детские ладони аккуратно укладывают яблоки в спущенные с верхних этажей многоэтажек ведра. Саид, посыпая голову пеплом, проклинает город и грезит деревней (откуда недавно переехал вместе с семьей) — идеалистический образ-мечта сводится к невыразительному общему плану, где посреди гор в череде маленьких избушек местные ловят сельский вайб. Режиссер Гаффари наверняка также долго высматривал что-то в городском пейзаже, представляя, каким замечательным получится «Яблочный день», — жаль, что мы этого никогда не увидим. 



«Хозяин и работник» (El empleado y el patrón)

Программа «Фестивальный коктейль

Сын зажиточного фермера Родриго (Науэль Перес Бискаярт) рассеянно ведет хозяйство отца днем и меланхолично напивается в баре по вечерам. Сезонную ставку тракториста занимает Карлос (Кристиан Борхес) — отпрыск уже пожилого, но некогда надежного работника, потерявшего свое здоровье на благо этой земли. Лошади за 150 тысяч долларов щиплют травку. Никто не пометил в поле подлую канавку. Что у Родриго, что у Карлоса есть младенец-кровинушка — когда один из них трагически погибнет, отношения между семьями начинают гнить. 

#INSERT_ARTICLE#

Стейнбек для тех, кому понравился «Новый порядок» Мишеля Франко. Богатые так и не научились сострадать ближнему и нищему. Крестьяне, сохраняя статус-кво, продолжают завидовать хозяйским хоромам. На протяжении почти что двух часов «Работник» развивает идею того, что пассивное молодое поколение по обе стороны буржуазного достатка — непременно все провалит. Классовая вражда подменена мотивом двойничества: Родриго и Карлоса связывает не модель отношений «учтивый начальник — благодарный подчиненный», а врожденная инертность, которую, вполне вероятно, унаследуют и их дети. Дистанцируясь от своих немногословных героев, режиссер Зас напоминает делегата из сопровождения на скачках — поравнявшись с жокеем на коне, он любуется напряженными мышцами рысака, выправкой наездника, но ему совершенно безразлична работа ума. Фильм напоминает стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», из которого вычеркнули беззаботные строчки про «жить и работать стоило», закончив его невыразительным многоточием. Когда новое поколение латиноамериканских режиссеров перестанет брать пример с Михаэля Ханеке, мир станет чуточку лучше. 




«Другой Том» (El otro Tom)

Программа «Фестивальный коктейль»

Мать-одиночка Елена (Хулия Чавес) горделиво балансирует на грани социального неблагополучия. Пальная работа на складе. Бывший бойфренд по ту сторону границы полгода не высылает деньги на содержание сына. Дом в несколько комнат со стенами из ДСП — ударишь кулаком, прорубишь окно в мир. Девятилетний Том (Исраэль Родригес Берторелли) любит маму, скучает по папе и живет с шилом в заднице, кувыркаясь, огрызаясь и изредка вступая в драки. Когда учительских жалоб становится слишком много, Елена ведет ребенка к специалисту, тот ставит диагноз СДВГ и прописывает таблетки. Управа находится и на последующий нервный тик с бессонницей. Том становится «другим» и перестает понимать, где он настоящий.


В большей степени фиксация признаков пограничного состояния, чем экскурс в тяготы СДВГ. Том — тот самый «проблемный» мальчик, в любом классе сосланный на «Камчатку». Ранен безотцовщиной. Охоч до внимания. Непрочь в шутку соврать незнакомцу. Яблоко от яблони — чувства больше, чем химический дисбаланс мозга или разноцветные мелки, к каждому оттенку которых привязана конкретная эмоция (по заданию учителя). Позолоченная цепочка со словом Bonita красуется на шее Елены, чтобы лишний раз напомнить той о том, что она «красавица», а не только измученная ночными сменами мамаша в ожидании алиментов из родной Мексики. Героиня импульсивна, также играючи лжет незнакомцам (иронично обороняясь) и глубоко несчастна, потому что страшно устала. Со слова Bonita когда-нибудь сойдет весь блеск. Так и Елена чувствует, что в сверхурочной погоне за заначкой теряет молодость (проявляется рывками — интрижками на одну ночь). 

Мать и ее сына обступают люди со светлыми лицами. Американская бюрократия, как трясина нормальности, засасывает самых уязвимых. Том не слишком успешно говорит на испанском, теряя не только «себя» (из-за таблеток), но и свое коренное начало. Весь педагогический состав принуждает к порядку и грозится доложить «куда надо», стоит только перестать глотать пилюли от всех невзгод. Служба опеки снимает каждый заросший паутинкой уголок в кухонном шкафу. Режиссерский дуэт Родриго Пла и Лауры Сантульо мог бы использовать эти вводные для назидательной антифармакологической пропаганды или принципиальной мелодрамы о борьбе иммигрантки с гидрой институций опеки, но за несколько шагов «до» они замирают и остаются где-то между. Вопросы, как и в жизни, остаются без ответов, тая под солнечными лучами Мексики, подобно купленному в аквапарке пломбиру. Почти что бэйкеровский («Проект Флорида») эпилог оставляет зрителя в сладостном неведении — дальше лучше не будет, но важно ли это сейчас? Совсем нет.



#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 19:00, 7 апреля 2025
«Каждый день случается что-то магическое, главное замечать». Ярослав Могильников — о целебной силе кино, адреналине и будущем музыкальном альбоме
Новости, Новости — 7 апреля, 19:00
Уход от реальности в цифровое пространство: стасиес выпустила «сборник.zip»
Новости, Новости — 4 апреля, 12:10
Музыкальная драма о Пушкине «Пророк» выйдет в онлайн-кинотеатре PREMIER
Новости, Новости — 7 апреля, 17:45
Эд Ширан и Weezer: Coachella анонсировала новых артистов
Новости, Новости — 7 апреля, 16:00
Фильм «Minecraft в кино» показал лучший старт в прокате среди экранизаций видеоигр
Кино — 7 апреля, 15:49
Что там в кино: «Мастер», «Особо опасный пассажир», «Шоугерл», «Мелочи жизни», «Обезьяна»
Новости, Новости — 7 апреля, 13:50
Рэйф Файнс и Чарли Пламмер сыграют в приквеле «Голодных игр». Но это не точно
Новости, Новости — 7 апреля, 11:46
«Тонкий лед, холод стен»: polnalyubvi рассказала о рок-альбоме «Прощай и люби меня»
Новости, Новости — 4 апреля, 13:50
Йоханссон, Камбербэтч и Хэнкс: объявлен каст нового фильма Уэса Андерсона
Новости, Новости — 4 апреля, 11:34
Анна Пересильд на постере новой «Алисы в Стране Чудес»
Новости, Новости — 3 апреля, 16:00
«Иллюзия обмана» получит четвертую часть 
Новости, Новости — 3 апреля, 13:50
Вышел трейлер «Источника вечной молодости» — нового фильма Гая Ричи
Образ жизни — 3 апреля, 12:43
Перерождение, магия кино и упорядоченный хаос: новые дропы Red September, ARNY PRAHT, ZARINA и других брендов
Новости, Новости — 2 апреля, 19:00
«Пикник "Афиши"» пройдет в Москве и Санкт-Петербурге
Новости, Новости — 2 апреля, 17:30
Верните мой 2007-й: ARUSTAMOV снял ситком в качестве промо к релизу «Кроме тебя»
Новости, Новости — 2 апреля, 16:00
Объявлен каст фильмов Сэма Мендеса о группе The Beatles
Новости, Новости — 2 апреля, 14:00
Сиквел «Короля и Шута» выйдет в начале 2026 года
Новости, Новости — 2 апреля, 12:00
Мэрил Стрип может озвучить льва Аслана в новых «Хрониках Нарнии»
Новости, Новости — 1 апреля, 15:50
Майки Мэдисон сыграет в экранизации Resident Evil. Но это не точно
Новости, Новости — 1 апреля, 13:42
Apple разрабатывает «виртуального врача» для iOS 19
Новости — 1 апреля, 11:59
No sleep, bus, club, another club: 5 легендарных клубов 90-х глазами участников. Отрывок из книги «Made in Dance 1991–1999» Олега Цодикова
Новости, Новости — 1 апреля, 11:15
марбл играет в «было или не было?» в новом сингле
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 31 марта, 19:00
«Кинопоиск» и Николай Редькин выпустили видеоэссе о Микаэле Таривердиеве
Новости, Новости — 31 марта, 17:30
Новые герои на кадрах из 4-го сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 31 марта, 14:40
Брэд Питт снимется в новом фильме Дэвида Финчера
Новости, Новости — 31 марта, 12:25
Comic Con & «ИгроМир» вернутся в 2025 году
Образ жизни — 30 марта, 16:28
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости — 29 марта, 10:41
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты