Обзоры, Образ жизни — 7 июня, 21:10

Выставки после самоизоляции: что посмотреть, куда пойти

Самоизоляция рано или поздно закончится, и мы рванем в салоны красоты, парки, любимые барчики и, конечно, на выставки, по которым, думаю, многие соскучились. В Италии, где ситуация с короноапокалипсисом гораздо страшнее, чем у нас, первым делом открыли именно музеи. И это очень правильное решение, потому что, хотите верьте, хотите нет, но именно искусство может излечить от стресса, который все мы переживаем во время изоляции.

Домашнее музицирование в Европе, кстати, появилось именно в эпоху пандемии чумы. Уличных музыкантов стало опасно пускать во дворец, вот жители этих дворцов и достали инструменты, чтобы учиться развлекать себя самостоятельно. 

В этой статье Настя Четверикова — автор подкаста «Искусство для пацанчиков» — предлагает в преддверии выставочного сезона узнать, что интересного можно будет посмотреть в столице, когда музеи откроют. Только самое важное, без «воды» и заумных фразочек.

Выставка «Микеланджело Пистолетто» (ММОМА на Петровке)

Даты будут уточняться

Микеланджело Пистолетто — мэтр итальянского концептуального искусства. Как и его знаменитый тезка, Пистолетто обожает скульптуру и живопись, а еще очень любит разбираться с тем, как искусство связано с экологией, политикой, экономикой. Вот, например, его знаменитая работа «Венера тряпичная» 1967 года из Музея современного искусства в Риволи. Автор берет за основу прекрасную скульптуру эпохи Ренессанса и ставит ее перед горой тряпок эпохи фаст-фэшна. Ясно, что художник здесь подчеркивает проблему общества потребления, в котором мы существуем. Если эту работу привезут — обязательно сделайте с ней селфи. Это будет отличный способ собрать множество лайков в своих соцсетях и заодно распространить «умное» искусство Пистолетто в массы подписчиков.

Микеланджело Пистолетто. Венера тряпичная, 1967 год/Getty Images

Кстати, если вдруг вы художник, можете поучиться на курсе Микеланджело Пистолетто. Для продвижения своих идей он создал учебное заведение «Цитадель Искусства» (cittadellarte.it). Там обучает студентов именно тому, как связывать искусство с окружающей действительностью и ее актуальными проблемами.

Микеланджело успел поработать не только с итальянскими коллегами из «Арте пОвера» (так называемое «бедное искусство», которое отрицало ценность произведений великих мастеров, утративших смысл в современном мире, и работа «Венера тряпичная» — яркий пример этого направления), но и с Энди Уорхолом, Роем Лихтенштейном. Правда, искусство Пистолетто вышло за рамки американского поп-арта, и он быстро понял, что его глубоким философским идеям не место среди банок супа «Кэмпбелл», но, думаю, этот опыт здорово отразился на его творчестве.

Сам Пистолетто считает себя скорее потомком Малевича и его «Черного квадрата», сравнивая свои «Зеркальные картины», которые привезут в Москву, с бесконечностью времени и пространства в работе нашего супрематиста: «Мои же "Зеркальные картины" — о времени, памяти, столкновении полярностей: "статика — динамика", "вечное — преходящее", "прошлое — настоящее". Я пришел к выводу: объективно только то, что отражается в зеркале, а не то, что изображено на холсте. Затем в 1960-м году я начал делать черно-золотые фоны-зеркала без изображения, что немного напоминало византийскую икону, но в них отражался я. И тогда я понял: это то, что я искал. Уже в 1962 году высветлил отражение и стал использовать фотографию — единственную технику, объективно фиксирующую момент, настоящее, и прошлое, то есть память».

Микеланджело Пистолетто/Global Look Press

В свои 86 этот седобородый художник завоевал все мыслимые и немыслимые премии мира искусства, его работы выставляются в лучших галереях мира: «Тейт» в Лондоне, Музей Гуггенхайма в Бильбао и Нью-Йорке, итальянские галереи. В России его выставки тоже проходили, правда, достаточно давно, поэтому особенно здорово, что мы сможем увидеть его работы сейчас. И, возможно, в связи с пандемией сможем как-то иначе на них взглянуть.


Выставка «Томас Сарасено» (Музей современного искусства «Гараж»)

Даты: 13 июня — 29 ноября

В «Гараже» готовят много интересного: и «Секретики» советского андеграунда 1966-1985 годов из архивной коллекции, и новые имена на второй Триеннале российского современного искусства, но я расскажу о своем аргентинском любимчике Томасе Сарасено, чей космический объект будет радовать нас на территории музея.

Познакомилась я с его творчеством в 2019 году в Дюссельдорфе в музее «К21», где над пятиэтажным колодцем здания натянута его знаменитая работа «На орбите». Теперь представьте. Вам выдают комбинезончик, ботинки, даже резинку для волос, вы забираетесь по лестнице и идете по натянутой сетке над музеем. Ага. Мечта акрофоба. Если честно, мне пришлось уговаривать себя шаг за шагом вернуться обратно на лестницу, не поддаваясь панике, так что я так и не распробовала это чудо. Хотя мой муж и еще человек пять действительно испытали то же, что чувствуют космонавты над бездной, приземляясь на Луну, — и визжали от восторга.

«На орбите», музей «K21», Дюссельдорф/Global Look Press

А потом ты спускаешься на соседний этаж, видишь паутины в специальных ящиках и начинаешь понимать, откуда «растут ноги» шедевра «На орбите». Сарасено разводил пауков, а потом сплетенную ими паутину смоделировал в 3D и перенес на армированную сетку, по которой вы и сейчас можете рискнуть пройтись, если не боитесь высоты и если нас выпустят за границу в ближайшее время.

Этот 47-летний художник еще в 80-х работал в центре космических исследований и запускал уникальные инфракрасные монгольфьеры в верхние слои атмосферы — как я поняла, это аэростаты, только более совершенные, чем обычные. Они способны летать на 40 км и не падать. Один из прототипов такого аппарата мы и увидим в пространстве «Гаража». 

Томас Сарасено. «Аэросолярные путешествия», Музей Вильгельма Хака/Global Look Press

Идея Сарасено — создать город над землей, в котором не будет коррупции, коронавируса, капитализма. И вообще, планете давно пора дать от нас отдохнуть. Наши авангардисты тоже об этом мечтали еще в начале XX века. Например, Эль Лисицкий предлагал в 1920-х построить воздушный город, где все будет very well, и таких идей было предостаточно. Но Сарасено — не просто художник, который фантазирует: он знает и изучает реальные материалы, которые используются в космической промышленности. Так, например, шар имеет прозрачную и зеркальную стороны. За счет первой поддерживается температура внутри шара ночью: прозрачная поверхность пропускает инфракрасное излучение от поверхности Земли. А зеркальная сторона отражает солнечную радиацию и не позволяет аэростату перегреваться в течение дня.

И пусть это пока только сферы из музея, но когда-нибудь мы сможем в них уединиться в воздушном пространстве. Я в это верю, а вы?


Выставка Билла Виолы (ГМИИ им. Пушкина)

Даты: 16 июля — 8 ноября

Пушкинский расколдует нас после самоизоляции совмещением прекрасного классического и современного искусства. Направление музея «Пушкинский XXI», собственно, на это и рассчитано. Впервые за всю историю музея главные площади будут отданы видеоарту!

Билл Виола — известный американский художник, работающий именно в этом жанре. Ему 69 лет, он живет в Нью-Йорке, а видеоарту научился у итальянцев, когда после учебы в универе (он, кстати, доктор изящных искусств) увлекся музыкой и отправился в Италию. Там познакомился с Нам Джун Пайком — американо-корейским пионером видеоарта. И понеслась. Человек с таким бэкграундом смог легко совместить знание мирового искусства, различные философии, религии и новейшие технологии в видеоарте. Его работы — синтез света, цвета, музыки и впечатлений — заставляют задуматься о вечных вопросах жизни, смерти, раскаяния.

Кстати, Виола очень русский американец. Например, своего сына он назвал Андреем в честь Тарковского, с 1997 года выставляется в России — в Петербурге и Москве. Даже успел посотрудничать с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинки.

В Москву приедет его видеоарт из серии «Тристан» 2005 года. Первоначально проект создавался для постановки знаменитой оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» режиссера Питера Селларса, где как раз и участвовал оркестр Гергиева. А потом видеофон оперы стал самостоятельным произведением. В нем герои как бы проходят испытание стихиями воды и огня. Этот «обряд очищения» очень здорово перекликается с религиозными сюжетами художников Возрождения и не только.

Bill Viola, Tristan’s Ascension (The Sound of a Mountain Under a Waterfall), 2005/Inside Art

Для сравнения — вот последняя картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» 1519-1520 годы. 

Рафаэль Санти. «Преображение Христово», 1519-1520 годы/Getty Images

Я надеюсь увидеть работу из серии «Мученики» 2014 года, которая создавалась специально для демонстрации в соборе Святого Павла в Лондоне. Там четыре персонажа проходят испытания четырьмя стихиями. Герои вполне современны и не имеют отношения к какой-либо определенной религии. Да и какая может быть религиозная подоплека у природных стихий? Они существуют вне верований и обществ, при этом управляют всеми нами. Очень, на мой взгляд, актуальная работа. А вот свет, выступающий из темноты, напоминает о работах Караваджо и других художников, использовавших кьяроскуро (это когда луч света выхватывает персонажа из тьмы). Картины этих художников будут демонстрироваться в то же время в других залах Пушкинского, и эта параллель завораживает.

Репортаж из собора Святого Павла в Лондоне. Премьера видеоарта Билла Виолы «Мученики», 2014 год


Выставка коллекции музея Каподимонте с работами Артемизии Джентилески, Тициана, Рафаэля, Караваджо

Даты: 21 июля — 8 ноября

Представьте: отойдете вы от видеоарта XXI века и окажетесь в параллельной вселенной. Вселенной Рафаэля Санти — одного из «черепашек» Ренессанса и автора знаменитой «Сикстинской мадонны».

Рафаэль Санти. «Мадонна del Divino amore», 1516 год. Музей Каподимонте, Неаполь/Getty Images

Микеланджело Караваджо — художник, чьи работы долгие годы закрывали тканью на выставках и открывали последними, чтобы они «не ослепляли» посетителей сразу и дали шанс другим картинам. От них действительно дух захватывает, особенно если знать невероятные истории их создания.

Караваджо «Бичевание Христа», 1607 год. Музей Каподимонте, Неаполь/Getty Images

Артемизия Джентилески — одна из ярчайших последовательниц Караваджо, и да — женщина, которая открыла дорогу другим представительницам прекрасного пола в живописи XVII века. Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции. Жестокие сюжеты (и кстати, это самые знаменитые работы художницы) были написаны еще до ее 18-летия. Отчасти потому что Артемизия стала прародительницей барочного Me Too, и в картинах, и в суде выступив против изнасиловавшего ее учителя живописи, в мастерской которого она училась. Мерзавец получил всего восемь месяцев тюрьмы, но мир обрел шедевры Джентилески.

Выставка Артемизии Джентилески, палаццо Браски, Рим/Getty Images

Картины Пармиджанино, Липпи, Боттичелли, Мазаччо, Карраччи и еще огромное количество работ великих итальянцев, хранящиеся в музее Каподимонте, будем надеяться, все-таки доберутся до нас этим летом, и мы насладимся истинной красотой.

Даже если летом что-то из этих арт-событий не состоится по причине пандемии, в сентябре нас ждет несколько грандиозных открытий. Но о них в другом обзоре в конце лета.




Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 23:29, 29 октября 2020
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Ребекка», «Борат 2», «Каджиллионер»)
Новости, Новости — 29 октября, 23:29
Эль Фаннинг сняла короткометражку для Gucci. Там собака бегает за сумочкой Jackie 1961
Новости, Новости — 29 октября, 22:43
Даня Комков в «Балдежном подкасте»: о Hype Camp и тикток-хаусах
Кино — 29 октября, 22:14
Шахматы начинают и выигрывают. Борис Барабанов о сериале «Ход королевы», моде на древнюю игру и о том, что о ней снимали в XX и XXI веке
Новости, Новости — 29 октября, 21:45
Владелец Louis Vuitton все же купит Tiffany. Причем со скидкой
Новости, Новости — 29 октября, 12:46
У Димы Масленникова новый трек «Ралли»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 29 октября, 10:44
Дэвид Боуи превращается в Зигги Стардаста в трейлере байопика Stardust
Новости, Новости — 29 октября, 09:44
Граймс создала «ИИ-колыбельную». С написанием музыки певице помогал сын X Æ A-XII
Музыка — 28 октября, 20:36
5 новых книг о музыке. Борис Барабанов о «Линиях шрамов» Энтони Кидиса, «Сердце из стекла» Дебби Харри и других
Образ жизни — 27 октября, 16:40
Это реальные истории. Очень смешные случаи, когда не повезло (но в итоге все хорошо закончилось)
Образ жизни — 27 октября, 10:00
Что такое digital-карта и как с ней экономить на подписках? Расскажет наш комикс
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 28 октября, 18:24
Много любви и теплых летних тусовок в клипе Petit Biscuit — Burnin
Новости, Новости — 28 октября, 17:56
Могучие рейнджеры и имперские штурмовики в тиктоке. Кажется, они собираются провести танцевальный баттл
Образ жизни — 28 октября, 16:56
Главное в телеграме за неделю: премия «Редколлегия», «мам, ну не читай» и претензии к слову «редачить»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 28 октября, 15:49
У Вашей Маруси 5 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 28 октября, 14:07
Instagram обновит правила публикации фотографий с обнаженным телом. Все благодаря модели plus size
Новости, Новости — 28 октября, 10:01
Cyberpunk 2077 снова отложили. Теперь игра должна выйти 10 декабря
Бизнес — 28 октября, 07:41
Неделя с iPhone 12. Неожиданная эволюция
Новости, Новости — 27 октября, 21:26
Netflix выпустит сериал по мотивам Assassin’s Creed. А еще мультфильмы
Кино — 27 октября, 19:43
10 документальных фильмов о трансперсонах: картины о визионерах, активистах и обыкновенных людях
Новости, Новости — 27 октября, 17:01
Forbes посчитал доходы ютьюберов с рекламы. Labelcom за год заработали 3,55 млн долларов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 октября, 16:10
Как быстро подготовиться к Хэллоуину? Стать зомби с помощью сайта Make Me A Zombie
Новости, Новости — 27 октября, 15:57
Apple повысит цены в российском App Store
Новости, Новости — 27 октября, 14:30
Александр Гудков в «Просто о сложном»: о Comment Out, тиктоке и новой этике
Новости, Новости — 27 октября, 10:08
Гарри Стайлс купается, танцует и бегает под итальянским солнышком в клипе на песню Golden
Новости, Новости — 26 октября, 23:11
Финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины» выйдет 31 декабря. А пока посмотрите первый тизер
Новости, Новости — 26 октября, 22:26
«Нужно очень постараться, чтобы разбить»: Wylsacom провел дроп-тест iPhone 12
Герои — 26 октября, 21:22
ЯнГо, Януля, Ян Гордиенко. Интервью с тем самым парнем с ютьюба
Новости, Новости — 26 октября, 19:37
Япония планирует достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году
Новости, Новости — 26 октября, 17:50
Съемки фильма о Бобе Дилане с Тимоти Шаламе в главной роли отложили
5
Суд над чикагской семеркой
6
Преступник: Великобритания
(1 сезон)
Кто-нибудь видел мою девчонку?
Некст
(1 сезон)
Не время умирать
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Корона
(4 сезон)