Искусственный интеллект постепенно занимает свое место в литературе: с его помощью анализируют огромные массивы данных и выявляют определенные закономерности — например, о гендерном дисбалансе в книгах самых разных жанров. И если подобные исследования связаны с литературой лишь косвенно, то новый проект Павла Пепперштейна дает решительный ответ на вопрос из знаменитого мема с Уиллом Смитом. Писатель, художник и визионер стал первым, кто выпустил книгу в соавторстве с нейросетью.
24 мая в продажу поступил сборник рассказов «Пытаясь проснуться». В него вошли 24 текста, из которых сам Пепперштейн написал только 12. Автором остальных стал его цифровой двойник — генеративная нейросеть ruGPT-3, обученная воспроизводить литературную подачу Павла. Какой текст чьему перу принадлежит, не указано: читателям предлагают попробовать догадаться самостоятельно — в разделе с содержанием даже оставили пространство для записи вариантов.
О том, как велась работа над проектом, в предисловии к «Пытаясь проснуться» рассказал Феликс Сандалов — главный редактор выпустившего книгу издательства Individum. По его словам, работа заняла несколько месяцев: сначала ruGPT-3 обучался, изучая произведения Пепперштейна, а после, когда нейросеть смогла разобраться, как устроена речь писателя, она преступила к генерации собственных рассказов.
Истории выходили неплохими, но искусственный интеллект периодически сбивался на плохие стихи, забывал придумать концовку, генерировал бесконечные тексты и в результате уходил в абсурд, а еще путался в окончаниях. По этой причине НейроПепперштейн (так его прозвали разработчики), работал в несколько заходов, в промежутках между которыми его калибровали и дополнительно обучали.
Далее следовала фильтрация: создатели нейросети отсеивали брак, направляли цифрового писателя в нужное русло, а Пепперштейн и Сандалов осуществляли финальный отбор. В самом конце за дело брался корректор, который только исправлял ошибки: под человеческие представления о логике и складности слога рассказы НейроПепперштейна не подгоняли. Примечательно, что Павел приступил к написанию своей части рассказов только после того, как ознакомился с результатами работы нейросети. Так не только алгоритм смог учиться писать на прозе Пепперштейна, но и наоборот.
Суть эксперимента, а именно сотрудничество человека с машиной, подчеркивает и голографичная обложка «Пытаясь проснуться». На ней изображены две картины: одна авторства Пепперштейна, а другая — нейросети ruDall-E, обученной на художественных работах Павла.