Вспоминаем четвертый студийный альбом «нового рэп-короля Западного побережья» (по версии Snoop Dogg и The Game) и разбираем, почему он достоин одной из самых престижных премий в мире в области журналистики и искусства.
Пять лет назад вышел DAMN. — четвертый студийный альбом Кендрика Ламара. За эту пластинку рэпер был удостоен Пулитцеровской премии, благодаря чему вошел в историю. Ранее это удавалось только классическим и джазовым композиторам и преподавателям музыки. Нам всегда было интересно, в чем секрет грандиозной победы Кендрика? Действительно ли перед нами великое произведение или же все это лишь удачное стечение обстоятельств? А может, результат работы гениальных пиарщиков?
DAMN. — не просто набор треков, это цельное художественное произведение. Иначе говоря, современная поэзия со сквозной сюжетной линией от лица «голоса поколения». Слушать его нужно внимательно, как если бы вы оказались в консерватории. Каждый трек — отсылка к следующему, смысла в них гораздо больше, чем у массы рэп-композиций о трудностях жизни афроамериканцев. Основная мысль трек-листа, озвученная Ламаром, — nobody pray for me.
Над альбомом трудилось большое количество продюсеров и музыкантов: Рианна, Zacari и U2, а также неочевидные соучастники в лице Alchemist, Steve Lacy, BadBadNotGood, Kaytranada и Джеймса Блейка.
У лид-сингла альбома — трека HUMBLE. (клип набрал 844 млн просмотров) — максимально важная миссия: изучить внутреннюю борьбу Кендрика, который стремится к смирению.
Также стоит обратить внимание на названия других треков (FEAR., LUST., PRIDE.) — это перечень чувств, отравляющих жизнь рэпера, то есть DAMN. можно рассматривать как самоуничтожительную исповедь. Здесь совсем не про started from the bottom now we here — тут про одиночество, порочность, страх, разочарование и депрессию. Альбом заполнен отсылками к Библии и всякого рода проклятиям, которые Ламар сам на себя насылает, отправляя в ад.
А теперь самое интересное: DAMN. — классический представитель теории реверсивного трек-листа. Это значит, что альбом можно и нужно слушать в обратном порядке, ведь тогда его смысл кардинально меняется. Недаром в первом треке, BLOOD., раздается звук выстрела, который должен быть в финале. А в заключительном, DUCKWORTH., звучат слова: «Давайте отмотаем назад!» Тут же Кендрик описывает судьбоносную встречу своего отца с лидером лейбла TDE, которая сильно повлияла на карьеру артиста.
Пять лет назад выход альбома вызвал настоящую истерию среди фанатов. DAMN. зарелизили в Великую Пятницу (в день смерти Христа), намекая, как отмечается в некоторых источниках, на дуализм альбома. По слухам, вторая часть должна была появиться в Святое Воскресенье и называться NATION. Многие поверили в эту теорию — дилогия добра и зла, рай и ад, wicked or weakness, а если сложить оба названия, то получится DAMNATION (в переводе «проклятие»). Гениально, правда?
Особое внимание экспертов привлекла М в названии альбома — на обложке буква расположена четко над головой Ламара, символизируя рога. А значит, буква О в NATION. должна была олицетворять нимб.
Кульминацией стала анаграмма из последних букв названий треков — филологи получили фразу DEATH 2 THE LEADER. Собрав все факты воедино, заявили следующее: альбом DAMN. — про смерть, а NATION. — про воскрешение, и слушатель должен будет сам решить, к чему он ближе. Только второй альбом так и не вышел, что не помешало привлечь еще больше внимания к первому.
Премия была основана в 1903 году журналистом Джозефом Пулитцером, который в своем завещании указал, что награды будут вручаться исключительно за произведения, созданные американскими авторами в области журналистики, литературы, музыки и театра. В разные годы ее лауреатами становились Эрнест Хемингуэй, Джон Кеннеди, Уильям Фолкнер, Харпер Ли, Дюк Эллингтон и Джон Колтрейн (последние двое посмертно). Размер денежной премии на данный момент составляет 15 тысяч долларов (едва ли хватит на что-то в масштабах индустрии).
Филологи громко кричат о том, что DAMN. — это образец поэзии с использованием традиционных средств выразительности: лексические и звуковые повторы, идентичный синтаксис, внутренняя рифма (та, которая внутри строки, а не в конце). Все это вкупе с невероятным инфошумом вокруг релиза привлекло внимание литературоведов и членов жюри премии. То есть, с одной стороны, альбом соответствует понятию мощного художественного высказывания на волнующие общество темы. А с другой — это шанс стряхнуть пыль с самой премии, омолодить ее аудиторию путем смешения массовой и элитарной культур, да еще и с такой антирасистской повесткой.
Бесспорно, здесь великолепно сработала команда Кендрика. Первый и единственный рэп-артист, удостоенный самой престижной премии в области литературы, — лучше инфоповода для пиара не найти. Хотя, на самом деле, попасть в список номинантов не так уж сложно, если:
1) твой альбом записан в США;
2) ты вовремя подал заявку на сайте премии;
3) оплатил взнос 75 долларов.
Возможно, до пиарщиков Кендрика никто всерьез и не задумывался подаваться на премию в неочевидной отрасли. А тут прецедент в индустрии и всеобщий win-win. Артист и его жанр обрели статус. Премия омолодилась и получила небывалые охваты в СМИ. Но не исключено, что в жюри чьи-то внуки просто очень любят рэп.