Обзоры, Кино — 6 апреля 2022, 23:03

Новое французское кино: «Утраченные иллюзии», «После меня», «Приглашение»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Ксавье Долан в экранизации Бальзака, Бенуа Мажимель и Катрин Денев в медицинской драме про неизлечимую болезнь и Гийом Гуи в параноидальном триллере про опасных соседей. Денис Виленкин рассказывает о новом французском кино.

«Утраченные иллюзии» (Illusions perdues)

Париж середины XIX века. Юный поэт Люсьен Шардон (Бенжамен Вуазен) — человек низкого происхождения, мечтающий блистать в высшем свете. Его литературный дар, не очень понятный кому-то, кроме богатой любовницы (Сесиль Де Франс), помогает ему обрести славу и деньги на ниве литературной критики, где друзья и враги так же непостоянны, как доходы и нравы.

«Утраченные иллюзии» французского режиссера Джанноли, оказавшиеся в конкурсе Венецианского кинофестиваля, — кино хитросделанное и далеко, как может показаться на первый взгляд, не случайное. Актуальное, как и любое произведение Бальзака, от «Гобсека» до «Сарразина», но еще и злободневно ироническое.

#INSERT_ARTICLE#

Фигура критика в картине равна фигуре клоуна, мима, который появляется в кадре немногим позже того, как главный герой предстанет в подтеках туши на лице. По мановению денег автор пишет положительные и гневные тексты об одних и тех же книгах. Обслуживает высшее общество сладостным сплетением слогов и оборотов. Кто этот критик? Конечно, клоун, герой комедии дель арте.

И «Утраченные иллюзии» спустя два века — кино о том, что критическая оценка — лишь призма восприятия, а критик — безусловно, тамада; он может написать примерно одно и то же, и это будет одновременно плохо и хорошо в отношении и самого текста, и объекта, к которому текст аппелирует. 

В чем фильм бесспорно проигрывает Бальзаку: он не слишком аккуратен и изыскан на фоне звучащих рефреном монологов героя из романа. Его визуальное осмысление, пожалуй, скупо для такого полета мысли. Ну и режиссер Джанноли, будем честны, не Деплешен, чтобы безошибочно рифмовать слог с эстетикой кадра.

Финал, к слову, интересно встраивается в ряд к «Мартину Идену» Пьетро Марчелло и к «Фабиану — полету в пропасть» Доминика Графа, другим финалам важнейших литературных экранизаций о писателях, которые не смогли нащупать логос своего существования. Иллюзиям суждено утонуть.



«После меня» (De son vivant)

Бенжамен (Бенуа Мажимель) — несостоявшийся актер и педагог — узнает о том, что у него запущенная онкология. Неравнодушная мать (Катрин Денев), неравнодушный врач (Гэбриэль А. Сара) и неравнодушная медсестра (Сесиль Де Франс) пытаются его поддержать, но сам он понимает, что обречен.


«После меня» — кино противоречивое. Невозможно сердиться на фильм, столь пронзительно и последовательно, чуть ли не механически, вызывающий сильные эмоции, но в то же время столь прекрасно сыгранный. Мажимель, совершенно справедливо получивший «Сезар» за лучшую мужскую роль, здесь действительно феноменально хорош. Да и назвать плохим фильм, где Денев всматривается в лицо своего умирающего экранного сына настолько ошеломительно правдиво, казалось бы, несколько неправильно. Но манипулятивность режиссерского подхода Берко перечеркивает и старания актеров, и прекрасные отдельные сцены. Потому что образы — сплошной популизм. Потому что герой борется со смертью через театр, который, безусловно, пир жизни. Потому что в той же каннской программе был куда более глубокий фильм про больничные койки «Все прошло хорошо», психоаналитической мощи которого Берко может только позавидовать. А финальные 10 минут с великой песней Nothing Compares 2 U, не вызывающие уже ничего, кроме презрительного раздражения, окончательно топят кино в плохом вкусе. Поэтому, если у вас возникнет желание увидеть картину об ультимативной безвыходности, лучше предпочесть не менее тяжелый «Скафандр и бабочку» Джулиана Шнабеля. Но куда более талантливый и нефальшивый.




«Приглашение» (L’invitation)

Молодая семья с ребенком переезжает в новый дом. Поначалу кажется, что и дом симпатичный, и соседи, хоть и простодушные, но ничего. Однако когда у сына появляются странные следы на спине, возникают закономерные вопросы. 

#INSERT_ARTICLE#

Гийом Гуи, актер широчайшей палитры («На краю света», «Что мы говорим, что мы делаем»), в «Приглашении» неожиданно для себя играет милого интеллигента, который вместе со своей экранной партнершей, сыгранной известной артисткой Марго Бансийон, начинает мучаться от паранойи. На развитие всех пугающих мистификаций уходит сверхмедленный час, французский фильм неумело тяготеет к чисто британским приколам с сомнительными соседями и мерзлым замком, в итоге не доводя саспенс до критического градуса. За очень кровавыми моментами, сделанными с чрезвычайной жестокостью, следует стыдный пояснительный монтаж. Имейте совесть! Фильм оголтело перебирает штампы и отчаянно пытается стать важным социальным высказыванием: до чего могут дойти интеллигенты, когда думают, что их ребенок — жертва педофилии. Ну и в целом, когда автор на почве скучной истории про токсичных соседей считает, что он Автор, — это хуже любого честного мейнстрима.




Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 19:43, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих