Интервью, Музыка — 19 мая 2020, 16:16

Поколение интровертов и новые правила. Sanchez, Fonarev и другие о том, что изменилось в клубной музыке за десять лет

Текст:
Ольга Родина
Недавнее шоу Трэвиса Скотта, которое он устроил в компьютерной игре Fortnite, собрало более 12 миллионов зрителей по всему миру, а до него на этой же платформе выступление диджея Marshmello послушали 10 миллионов человек. Эти цифры говорят о том, что концепция онлайн-выступлений, безусловно, имеет будущее. О переходе на онлайн-формат, а также о других переменах в клубной музыке за последние годы мы поговорили с Сергеем Санчесом (DJ Sanchez), Владимиром Фонаревым (Fonarev), трио Swanky Tunes и Кантеном Мозиманном (DJ Mosimann), а заодно узнали, как им самим живется в новых реалиях.

DJ SERGEY SANCHEZ 


Имя Сергея Санчеса — уже почти синоним московской клубной жизни. Его знаменитые «Четверги», которые проходили в клубе «Пропаганда» с 1998 года, до недавнего времени собирали тысячи любителей хаус-музыки. Выступления Санчеса состоялись почти во всех клубах Москвы и Питера и более чем в ста городах России. Много лет подряд он был хэдлайнером фестиваля Каzантип. В 2004 году стал «Человеком года» по версии журнала GQ. Сейчас Сергей, как и все, находится дома и занимается собой. А в остальное время, по его словам, летает в облаках. Из всех наших собеседников его мнение относительно будущего онлайн-выступлений оказалось самым категоричным. В интервью SRSLY Санчес рассказал о «новом поколении интровертов», а также порадовал новостью о том, что в «Пропаганде» недавно закончился ремонт и в ближайшем будущем обновленный клуб откроет двери.

Фото: личный архив


О переменах в индустрии

Это большая и болезненная тема. Я считаю, что клубной индустрии в России нет, поэтому поменяться здесь нечему. Благодаря развитию мобильных технологий и пока недоразвитой культуре их использования сейчас мы имеем новое поколение интровертов с искаженным восприятием клубного отдыха, постоянно горящим дисплеем телефона на танцполе и озадачиванием всех вокруг вопросом о зарядке. Немного утрирую, конечно, но вы понимаете, о чем я. Искренне хочу, чтобы в правилах посещения клубов, так же, как и театров, был запрет на использование мобильных телефонов. Хочешь позвонить или сделать селфи — выходи на улицу. Поверьте, этот маленький шаг не только добавит внимания и ценности происходящему вокруг, это вернет нам самих себя. Есть и плюсы: вместе с эпохой глянца и гламура из клубов наконец ушли случайные люди с лэптопами. Селебрити всех мастей, пытавшиеся обесценить диджеинг, наконец наигрались и теперь вещают в других местах.

Рад сообщить, что сегодня наша профессия настолько очистилась, что в нее вернулись первоначальный смысл, творчество и волшебство.


Об онлайн-мероприятиях

Честно говоря, я не в восторге от того, как это сейчас выглядит, от качества и количества этих событий. Для меня интереснее записать микс, опубликовать его на своей странице SoundCloud, где его тут же услышат тысячи подписчиков, доверяющих моему вкусу. Считаю, что онлайн-фестивали и концерты никогда не смогут заменить реальные выступления. Понимаете, в восприятии настоящего концерта или диджей-сета участвуют не только глаза, уши и мозг. Резонирует и реагирует абсолютно все тело. Особенно в танце, в единой эмоциональной связи с другими людьми это может стать уникальным мистическим переживанием, которое невозможно реконструировать дома, сидя в наушниках.



О тусовщиках и клубах XX и XXI вв. 

Тусовщики XX века отличаются тем, что многое тогда происходило впервые. На их глазах рождались клубы с фейсконтролем, магазины клубной одежды, создавался соответствующий образ жизни, появлялись новые музыкальные жанры, электронные инструменты, видеохудожники. Все было впервые, и это была чистая свобода. До появления интернета услышать электронную музыку можно было только в клубе, попасть туда было очень трудно и дорого. Так что могу предположить, что первые тусовщики могли со всем основанием считать себя избранными. Для меня тусовщик — это, прежде всего, творческий человек, являющийся не столько посетителем чужих праздников, сколько генератором своих.

В 90-е особенно популярными были клубы, где я как раз сформировался, — «Эрмитаж» и «Птюч», а в начале 21-го века знаковыми стали «Пропаганда», «Микс», «Солянка», «Арма» и «Крыша мира».


Сегодня редко хожу в ночные заведения, если не играю, но если выбираюсь, то в «Мутабор».

Пик «Четвергов» пришелся на первое десятилетие нулевых, и когда вспоминаю те времена, окситоцин мгновенно наполняет мою кровь. Выбрать и вспомнить какое-то одно событие просто невозможно, потому что каждую неделю происходило что-то особенное: невероятные гости со всего мира, творческая богема, фантастические диджеи, огромная очередь на вход. Кстати, у меня хорошие новости. Пока мы все сидим дома, в клубе «Пропаганда» закончили ремонт, и скоро мы все встретимся.



О будущем музыки

С музыкой все будет в порядке. Все творческие единицы уже два месяца безвылазно сидят в студиях и непрерывно пишут новые электронные пьесы. Очень скоро это выплеснется на слушателя, и в этих условиях я не исключаю даже рождение новых танцевальных стилей. А вот с площадками, клубами и кафе все не так оптимистично. Они несут миллионные убытки. Если мы не запустимся летом, то 80% игроков может просто исчезнуть. Знаете, несмотря на мое негативное отношение к курению, будь моя воля, я бы разрешил табачным компаниям на 2-3 года вернуться в клубы и фестивали и немного взбодрить индустрию своими рекламными бюджетами. Если коварный ковид не устроит нам осенью камбэк, то в 2021 году все встанет на свои места и фестивали продолжат свое существование с удвоенной силой. Среди моих любимых: Signal, Present Perfect и AFP в России, Primavera и Sonar в Барселоне. Ну и, конечно, я никогда не забуду Каzантип: хоть он уже и не проходит, но это любовь навсегда.



SWANKY TUNES

Слева направо: Дмитрий Бурыкин, Станислав Зайцев и Вадим Шпак //Фото: личный архив


Российское диджейское трио, состоящее из Вадима Шпака, Дмитрия Бурыкина и Станислава Зайцева, более 20 лет выступает на крупнейших музыкальных фестивалях планеты: Ultra Music Festival, Tomorrowland, Alfa Future People, EDC, Untold, WorldClubDome, Parookaville, Summerburst, TomorrowWorld, Storm. Swanky Tunes — единственные российские диджеи, которые уже пять лет подряд входят в рейтинг ста лучших диджеев мира DJ Mag Top 100 DJs. В 2016 году они стали победителями в номинации «Прорыв года», поднявшись сразу на 70 позиций, и заняли 27-е место в мировом рейтинге. Музыканты были первыми среди российских коллег, кто записал совместные треки с такими легендами, как Tiesto, Kaskade, Far East Movement, LP. Вадим, Дмитрий и Стас являются авторами композиции Here We Go, ставшей официальным саундтреком к голливудскому блокбастеру «Форсаж 6». Они уверены, что за цифровым форматом будущее, и сами уже в нем работают.



Об онлайн-сетах

Рассказывает Станислав Зайцев:

Безусловно, концепция онлайн-выступлений имеет будущее. Недавнее шоу Трэвиса Скотта на платформе Fortnite собрало более 12 миллионов зрителей, а до него был Marshmello, которого в том же Fortnite слушали 10 миллионов. Кому-то может показаться, что анимированный артист выглядит странно, но миллионам людей это нравится. Не исключено, что через 5-7 лет мы будем надевать VR-очки и смотреть концерты любимых исполнителей, не выходя из дома. Что касается фестивалей или сольных выступлений в онлайн, нам больше интересны последние. К примеру, трансляцию нашего сета в тикток посмотрели около 45 тысяч человек. Если сравнить с оффлайн-фестивалями, то это примерное количество зрителей на главном танцполе Tomorrowland или Ultra Music Festival.

Рассказывает Вадим Шпак:

Мы бы не сказали, что онлайн в чем-то проигрывает живому выступлению. Это другая реальность, где не слышно криков людей, не видно их лиц, но они все равно с тобой. При этом их количество может быть в разы больше, чем на живом концерте. А помимо людей есть еще и музыка. Она в обоих случаях дарит огромный эмоциональный заряд. Не стоит забывать про это.

Вадим Шпак //Фото: личный архив
Станислав Зайцев //Фото: личный архив


О работе в режиме самоизоляции

Рассказывает Дмитрий Бурыкин:

В целом, если не считать отмены выступлений, наше расписание не изменилось. Пять дней в неделю мы работаем на студии и записываем новые треки. Поддерживаем график релизов. Каждый месяц у нас выходит один-два сингла. А еще ищем необычные локации для записи и трансляции сетов. Пару дней назад наш режиссер прислал на почту несколько вариантов. Будет круто, следите за анонсами в наших соцсетях.



FONAREV

Владимир Фонарев еще один ветеран российского диджеинга. Свой творческий путь он начал тогда, когда многие из нас еще не родились: в 1983 году уже крутил пластинки на школьных дискотеках. Играл на крупнейших российских и зарубежных площадках. C 1997 года был бессменным участником и хэдлайнером фестиваля Каzантип. Выступал со звездами мирового диджеинга, например, с английским диджеем Полом Окенфолдом. Он, кстати, назвал Фонаря «настоящим русским транс-мастером». А Алла Пугачева в интервью журналу «ОМ» заявила: «Если бы я захотела что-то сделать в клубной культуре, то я бы позвала Фонаря. Вы спрашиваете почему? Потому что он не попсовый, он роковый». В 2001 году журнал «DJ Культура» признал Фонарева лучшим диджеем года в России. Сейчас Владимир, как и другие его коллеги, находится дома и проводит много времени в семьей. Настроен реалистично.

Фото: личный архив


О перспективах

Я работаю в индустрии более 35 лет и был свидетелем разных мощных событий. Могу сказать, что это постоянное движение по спирали от сложного к простому и наооборот. Сейчас многие диджеи устремились в формат стриминга и пока сами не представляют, что их ждет дальше. Думаю, что нам всем нужно быть готовыми к сложному испытанию на прочность. Сейчас многие строят прогнозы, но никто не имеет четких вводных. Перспективы возвращения к клубной фестивальной активности в ближайшее время, честно говоря, тают на глазах. Не склонен драматизировать, но реалии таковы.

Посмотрите сами: в Европе и США почти все главные события (фестивали Tomorrowland, Miami Music Week) поставили на паузу. В нашей стране ситуация до конца непонятна, так как некоторые локальные фестивали, такие как Alfa Future People (7-9 августа 2020 г.) и «Нашествие» (24-26 июля 2020 г.), пока еще не дали точную информацию, будут они проходить или нет. Все зависит от решений правительства и от ситуации в целом.



О переменах в индустрии

За последние десять лет электронная сцена, с одной стороны, стала более технологичной, с другой — изменился вектор отношения к тем, кого еще недавно боготворили как диджеев. Подготовка мероприятий теперь стала больше похожа на настоящий бизнес-процесс с учетом цифровизации: онлайн-предпродажа билетов, рекламные мероприятия в интернете и соцсетях, таргетированная реклама и прочее. Это дает четкое понимание на предстартовом режиме, насколько экономически успешно пройдет мероприятие, фестиваль или вечеринка. Новые технологические возможности и световые решения обеспечивают максимальное погружение в музыку. Из-за доступности оборудования огромное количество людей создают музыку, расширяя жанры и привнося новое звучание в известные музыкальные стили. Меняются поколения, время, события, но не меняется желание людей танцевать.



С другой стороны, критерии и правила диджеинга изменились.

Если раньше топ-диджеями были исключительно обладатели уникального музыкального вкуса и энергетики, которые могли найти подход к аудитории и создать атмосферу, то сейчас уже не нужно круто играть.


Важно иметь сильную команду и несколько радиохитов, которые позволяют артистам за счет хорошего менеджмента развивать свою гастрольную деятельность. Танцевальная сцена четко поделена на поп и андеграунд. Каждый может выбирать то, что хочет. Лично я вижу в этом и много положительного. Электронная сцена все равно развивается и идет вперед. Потому мне интересно находиться в авангарде этого движения уже столько лет.



О трендах

Электронная сцена имеет огромное количество оттенков и музыкальных стилей. Но если говорить про данный момент, то, безусловно, очередной ренессанс переживают два музыкальных стиля — техно и прогрессив-хаус. И это тоже хорошо. За последние годы у нас выросло много ярких звезд электронной сцены мирового уровня. Некоторые компании, например, «Сила света», стали лидерами в создании сценического дизайна. Если же говорить о мероприятиях, то здесь есть, скорее, спад, чем отставание, и это ярко проявляется в регионах. Уверен, что это временное явление. Однозначно сложно поставить диагноз тому, что происходит на сцене, но пациент больше жив, чем мертв.



MOSIMANN

Фото: личный архив


Начав играть музыку на юге Франции в возрасте 14 лет, к 32 годам Кантен Мозиманн уже шесть раз входил в список топ-100 лучших диджеев планеты по версии DJ Mag. Кроме того, Кантен является профессиональным вокалистом (он одержал победу на французском телешоу талантов Fame Academy) и часто украшает треки собственными вокальными партиями. Mosimann делал коллаборации с такими звездами диджеинга, как Армин Ван Бюрен и Том Стаар. В апреле Кантен записал оду протеста коронавирусу под названием No Party (Well, Fuck the Virus) и запустил в тиктоке челлендж #NoPartyChallenge. В интервью SRSLY Mosimann рассказал о мировых трендах и сетах на крыше.

О трендах

На мой взгляд, сейчас много хороших диджеев, но сама ниша как будто бы переполнена. Это произошло еще года четыре назад, когда стиль EDM (электронная танцевальная музыка — Прим. SRSLY) стал очень модным, и при этом такую музыку мог делать каждый. Отсюда — перенасыщение. Сейчас EDM и Big Room House (поджанр хауса) постепенно уступают место жанру техно. Этого хочет сама публика, которая ищет все больше андеграундных вещей. Музыка — это циклы, каждый из которых получает свое золотое время. Из молодых диджеев выделил бы нескольких: Antoine Delvig, Matroda и Noizu.

@therealmosimann

##NeverLetYouGo ##Mosimann

♬ Never Let You Go (feat. Joe Cleere) - Mosimann


О самоизоляции

Год назад в это время я вовсю гастролировал и собирал на европейских площадках по 30-45 тысяч зрителей. Тур в 2020-м по понятным причинам отменился, и это довольно грустно. Я провел три недели в студии и офисе, работая над песнями и снимая некоторые видео (музыкальные клипы, диджейские сеты). Потом вернулся домой в Швейцарию. Мой дом находится на горе вдали от дорог. Там очень спокойно и тихо. Провожу время с семьей, все еще работаю над песнями и наслаждаюсь тем, чего я никогда не делал. Но если честно, я не могу дождаться, когда приступлю к работе на 100%. Думаю, что потребуется время, чтобы вернуться на сцену. При этом, наш мир уже никогда не будет прежним. Наступили тяжелые времена для диджеев и промоутеров. Но радует то, что несмотря ни на какие вирусы, люди всегда будут нуждаться в музыке и позитивных эмоциях.



Об онлайн-сетах

Конечно, я иду в ногу со временем и сделал несколько сетов онлайн. Но на самом деле, чтобы сделать качественную вещь, нужно потратить много времени. Невозможно находиться в интернете и каждый день что-то выдавать. Ну, или это будет тяп-ляп. Также стараюсь делать и живые сессии. Например, я играл на крыше своего офиса в Париже. Я получал удовольствие и веселился, и соседи тоже были счастливы. Все-таки мы никогда не перестанем любить живые выступления, и их не смогут заменить никакие онлайн-форматы.



О публике

Я много где играл: в Азии (Китай, Таиланд, Индонезия, Малайзия, Корея, Япония), в России, на Ближнем Востоке (Катар, ОАЭ, Бахрейн), в Европе (Португалия, Испания, Франция, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Нидерланды, Германия), в Египте, Мозамбике, США, Канаде, Бразилии… Посетил много удивительных событий, таких, как Tomorrowland, Parookaville, Ultra Music Festival. Самая благодарная и теплая публика, пожалуй, в Бельгии, Португалии и Корее. В России тоже крутые зрители и слушатели, но у вас я наблюдал немного другой формат вечеринок — это VIP-клубы с более богатой аудиторией.



Как выживают зарубежные фестивали

О том, как и почему иностранные фестивали собирают пожертвования, SRSLY рассказал Роман Хасаньянов, менеджер диджея ARTY. Много лет назад музыкант Артем Столяров уехал в Америку и с тех пор живет и работает там под псевдонимом ARTY.

Роман Хасаньянов //Фото: личный архив


Понятно, что фестивали сейчас переживают не лучшие времена. Большинство мероприятий (подготовка к которым начинается почти за год) отменились, но некоторые из них уже адаптировались под новые условия, чтобы не терять аудиторию. Например, в этом году ARTY должен был выступать на нескольких крупных мероприятиях. Когда все произошло, они пригласили его сделать это онлайн, как и других диджеев. Принцип следующий: каждый участник записывает свое выступление где хочет: дома, в гараже, в поле — на что фантазии и возможностей хватит. А затем участники отправляют видео организаторам фестиваля, которые, в свою очередь, предлагают зрителям внести пожертвование — то есть какую-то сумму (пусть даже один доллар), которую они готовы заплатить за вход на онлайн-событие. Они могут этого и не делать, но, как правило, публика — благодарная. Знаю, что один из зарубежных фестивалей собрал таким образом в три раза больше денег, чем рассчитывал, а это значит, что распускать команду пока не придется. Еще один плюс: онлайн-формат позволяет собрать аудиторию в несколько раз больше, чем на оффлайн-площадке. В России, кстати, тоже уже есть подобная практика. Например, VK Fest проведет неделю бесплатных трансляций с участием артистов — с 15 по 21 мая.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Unsplash
Ольга Родина

Меня зовут Ольга Родина. Я работаю журналистом 13 лет. До прихода на SRSLY почти девять лет отработала в проекте «СтарХит» Андрея Малахова. Последняя должность – креативный редактор в журнале.

«СтарХит» стал для меня серьезной школой. Это не только интервью со звездами и светские вечеринки, но и сложные расследования, долгие уговоры, трудные визы… Иногда (довольно часто) приходилось придумывать инфоповоды самостоятельно. Кроме интервью с артистами, съемок и эксклюзивных новостей, частично занималась beauty-рубриками. Провела пять сезонов общероссийского проекта «Худеем со "СтарХитом"», где вместе со знаменитостями стройнели обычные люди – читатели журнала. Придумала и разработала проект «На выпускной – с Егором Кридом», когда среди школьниц со всей России выбирали счастливицу, которую певец отведет на бал.

До звезд писала обо всем на свете: ездила в ночлежку к бомжам, когда там поставили избирательную урну, залезала под землю с диггерами, снимала сюжеты про душевнобольных (когда работала на телевидении). В общем, гламуром там и не пахло…

В проекте SRSLY я заняла должность редактора эксклюзивов и спецпроектов. За мной закреплена рубрика «Герои». Кто они такие? В первую очередь это интересные и думающие люди (артисты, блогеры, режиссеры, художники, предприниматели, изобретатели, путешественники…) со своей собственной позицией и оригинальным взглядом на мир. Думаю, что данное определение будет наиболее толерантным.

Читайте также
Герои — 13:18, 14 июня 2021
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Новости, Новости — 14 июня, 13:18
Оля Шелби рассказала о третьей операции и отношениях с Димой Евтушенко в шоу «Вечерний лайк»
Новости, Новости — 14 июня, 10:32
У Ани Покров и Асии вышел трек «Любовь с картинки»
Новости, Новости — 14 июня, 08:50
Мем Doge продали за 4 млн долларов. Это новый рекорд
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 13 июня, 11:15
Группа Lovanda выпустила клип на песню «Изи» из ЕР «Тепло»
Новости, Новости — 12 июня, 20:14
Милена Чижова, Ира Ваймер, Арина Тарчуткина и Халберы рассказали стыдные истории в шоу «Стенка»
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Образ жизни — 11 июня, 20:43
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Герои — 11 июня, 19:25
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Новости, Новости — 10 июня, 16:00
На ютьюб-канале «КиноТВ» новое шоу «Бэд Комментс». Гостьей первого выпуска стала Варвара Шмыкова
Новости, Новости — 10 июня, 11:58
Покрас Лампас выставит 10 NFT-произведений на аукционе маркетплейса Binance
Новости, Новости — 10 июня, 11:05
Новое место в Москве: авторский ресторан «Жирок» на Усачевском рынке
Новости, Новости — 10 июня, 09:34
Евгений Чебатков пришел в шоу «Контакты» Антона Шастуна
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)