Развернуть Свернуть
Обзоры, Кино — 16 февраля 2022, 07:46

Берлинале-2022: новые пуритане и олдскульные гангстеры

Одни режиссеры претендуют быть моральным камертоном, другие — стремятся к эстетической безупречности. На Берлинском кинофестивале SRSLY наблюдает за всеми. О новых фильмах, там представленных, — «Костюм» и «Мутценбахер» — рассказывает Евгений Шаповалов.

Следуя духу времени, программа Берлинале хранит на себе отпечаток трендовой неомарксистской повестки, и изрядная доля представляемых здесь фильмов подчинена идейным задачам, популярным у прогрессивной богемы: социальное равенство, инклюзивность, феминизм третьей волны и эмансипация меньшинств. На фоне этого несколько однообразного ландшафта приятной неожиданностью оказался шедевр молодого американского кинематографиста Грэма Мура The Outfit («Костюм»). Главный герой этой старомодной в лучшем смысле слова криминальной драмы — британский портной-эмигрант Леонард, в числе клиентов которого преимущественно чикагские гангстеры со всеми вытекающими последствиями. Картина скроена безупречно, подобно костюмам, выходящим из под руки главного героя: все действие помещено в камерные декорации пошивочной студии, сюжетные твисты закручиваются с нарастающей головокружительной динамикой, нуарная атмосфера и винтажный бандитский шик обрамляют глубокую человеческую драму. 

Игра сэра Марка Райлэнса завораживает мастерским сочетанием внутренней силы и ранимости, британской учтивости и американской street wisdom. The Outfit — режиссерский дебют Грэма Мура, чья основная профессия — писатель/сценарист: в 2015 году он был удостоен премии «Оскар» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Игра в имитацию». The Outfit сам по себе литературоцентричен и ностальгичен: антураж и фабула вызывают в памяти детективы Рэймонда Чендлера и Дэшила Хэммета, а эффектное появление нигерийско-британской актрисы Никки Амука-Берд в роли главы креольского мафиозного клана заставляет вспомнить о классике жанра blaxploitation. The Outfit нетипичен для Берлинале: при всей ясности моральных выводов в нем напрочь отсутствуют нравоучительность и социальная проблематика. 


Представление о более характерном фестивальном тренде дает, к примеру, фильм Рут Беккерман «Мутценбахер». Немножко предыстории: «Жозефина Мутценбахер, или история венской проститутки, рассказанная ею самой» — скандальный роман, изданный в Вене в 1906 году. Героиня — 50-летняя венская куртизанка — откровенно описывает свой бурный сексуальный опыт, который начался в совсем раннем возрасте и в итоге привел ее к трудоустройству в венском борделе. 

Роман стал бестселлером, выдержал множество переизданий и целый ряд экранизаций. Недоставало лишь интерпретации его с позиций современных критических теорий угнетения — и здесь на арену выходит Рут Беккерман. В ее кинооопусе многочисленные германоязычные мужчины, снятые нарочито неприглядно-крупным планом, читают скабрезные отрывки из романа, разыгрывают сцены из него и отвечают на наводящие вопросы режиссерки из-за кадра. Большую часть фильма зрителя, естественно, не покидает чувство неловкости — что легко спутать с пробуждающимся моральным чувством (популярный в прием в новейшем авторском кино). Те, кто постарше, с грустью вспоминают о более разнузданных временах, а кто помоложе — просто глупо хихикают. Если у какого-то недогадливого зрителя остается недопонимание творческой задачи фрау Беккерман, то на 20-й минуте она сама с пролетарской прямотой восклицает из-за кадра: «Сильным женщинам тоже больно!» Мужчина в кадре виновато кивает.

Чтобы развеять последние червяки сомнения, действующие лица прямым текстом обсуждают социальные факторы, приведшие Жозефину на панель (спойлер: это мужчины-абьюзеры). В целом система смотрится довольно стройно, за исключением одного жирного «но»: Жозефина — это, как установлено консенсусом литературоведов, плод буйно фантазии австро-венгерского литератора Феликса Салтена. В его тексте чувствуется сильное влияние де Сада и личной мечтательной проекции автора о безотказной услужливой Лолите — меж тем в фильме Беккерман «кейс» Жозефины разбирают как реальные факты. В архивах предвоенной Австро-Венгрии наверняка имеются фактические, а не вымышленные свидетельства проституирования женщин. Но Рут Беккерман предпочла выстроить нарратив вокруг бульварного романа, где женщина представлена рабыней своих низменных инстинктов. 

Здесь уместно вспомнить цитату Оскара Уайльда (которого, кстати, цитирует и протагонист The Outfit):«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо.». Это справедливо и в отношении кино: навязчивое морализаторство не способно заменить вдохновение.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 11:28, 5 мая 2025
Дневники 47-го Московского кинофестиваля: «Планета», «Неаполь — Нью-Йорк», «Гадкая сестра»
Новости, Новости — 5 мая, 11:28
Том Фелтон вернется в сериал по Гарри Поттеру
Новости, Новости — 3 мая, 16:00
«Дом у дороги» получит сиквел. Его снимет Гай Ричи
Образ жизни — 3 мая, 12:31
Кэти Перри в космосе, Лана Дель Рей на Чистых прудах и другие странные новости апреля
Новости, Новости — 2 мая, 14:50
«Грязь» выпустила новую версию трека «Расскажи мне о любви». Это фит с ЛСП
Новости, Новости — 2 мая, 13:05
Кишлак выпустил альбом POPSA 2025
Новости, Новости — 2 мая, 11:27
«Моя смерть прелестна»: масло черного тмина выпустил клип на трек outro
Новости, Новости — 1 мая, 17:00
Закончились съемки проекта «Майор Гром: Сериал»
Новости, Новости — 1 мая, 12:04
лампабикт, Антоха MC, Коля Редькин и Саша Теслонд выступят на фестивале «Антон тут рядом»
Новости, Новости — 30 апреля, 18:00
Дельфин, Саша Цой и Kamilla Robertovna выступят на STEREOLETO в Москве
Новости, Новости — 30 апреля, 16:00
Венсан Кассель и Дайан Крюгер в трейлере фильма «Саван» Дэвида Кроненберга
Новости, Новости — 30 апреля, 14:00
«Выкса-фестиваль» объявил даты и тему 2025 года
Музыка — 30 апреля, 13:24
«Не надо меня спасать, я сделаю это сам»: разбираем новый альбом «Три дня дождя» «Висхолдинг»
Новости, Новости — 29 апреля, 17:50
«Здравствуй, город имени моей мертвой любви»: слушаем сингл vestfalin «иммл»
Новости, Новости — 29 апреля, 13:45
Дядя Федор отправляется в путешествие в трейлере нового «Простоквашино»
Образ жизни — 29 апреля, 13:15
Найти ориентир в технохаосе. Интервью с участниками выставки «где я?/ система координат»
Новости, Новости — 29 апреля, 11:27
«Добро пожаловать в CYBERTOWN»: Captown выпустили новый альбом
Новости, Новости — 28 апреля, 17:50
Баста представил альбом LAMBADA своего электронного проекта Gorilla Zippo
Новости, Новости — 28 апреля, 16:00
Фильм «Мегалополис» получит адаптацию в виде графического романа
Новости, Новости — 28 апреля, 13:41
Эмма Маки сыграет в «Хрониках Нарнии» Греты Гервиг
Кино — 26 апреля, 12:46
Ну, посмотрим: «Микки 17», «Белоснежка», «Новичок»
Новости, Новости — 26 апреля, 11:27
FRIENDLY THUG 52 NGG дропнул Graf Monte-Cristo / Most Valuable Pirate — свой третий студийник
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 апреля, 16:05
Baby Cute зовет на свою «Вечеринку» — в память о Децле
Новости, Новости — 25 апреля, 14:20
DJ Stonik1917 выпустил новый альбом «Урони тусу»
Новости, Новости — 25 апреля, 11:53
«Comic Con Игромир» объявил тему фестиваля в 2025 году
Новости, Новости — 24 апреля, 19:10
Kappa дропнули коллекцию с OBLADAET
Новости, Новости — 24 апреля, 16:00
Школа, больница и горсовет: «Архстояние» анонсировало арт-программу фестиваля
Новости, Новости — 24 апреля, 13:50
Леди Гага и Зендая могут сняться в ремейке ретрокомедии «Парни и куколки»
Музыка — 24 апреля, 13:15
«Мой главный "ритуал" — это не медитация и не разминка, а банальное вкалывание на полночи». 15 вопросов M()RE
Новости, Новости — 24 апреля, 12:47
«Я больше не люблю красивые слова»: слушаем капиталистическую мантру «Доллары» от «ПАВЛОВОЙ»
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты