Пересматривать «Гарри Поттера» перед Новым годом — для многих такая же традиция, как украшать елку, упаковывать подарки в красивую оберточную бумагу, запускать фейерверки и резать оливье под «Иронию судьбы». Но вот что интересно: во франшизе о мальчике, который выжил, Рождество не играет важной роли (кроме эстетической), зато там много волшебства. Но почему-то именно книги и фильмы о Гарри Поттере дарят нам праздничное настроение из года в год. А задумывались ли вы когда-нибудь почему? Как раз в этом вопросе разобрались авторы ютьюб-канала «Правое полушарие Интроверта».
Работая над экранизацией «Гарри Поттера», кинокомпания Warner Bros., скорее всего, даже не догадывалась, насколько успешным станет проект. Но понимала, что на ее плечах лежит огромная ответственность (не облажаться с «Философским камнем»), иначе привлечь внимание зрителей к последующим частям уже не получится. Но Warner Bros. удалось подобрать идеально подходящего режиссера — Криса Коламбуса, за плечами которого к тому времени уже был безусловных хит, ставший классикой рождественского кино, — «Один дома». В нем режиссер доказал сразу две вещи: он может создать атмосферу новогоднего чуда и умеет работать с детьми. Практически то же самое ему предстояло повторить и в первой части фильма про волшебников, а главное — собрать у экранов зрителей всех возрастов и подарить ощущение сказки.
Факторов, благодаря которым франшизе о «Гарри Поттере» все-таки удалось состояться, несколько. Во-первых, это отличный кастинг: детей, исполнивших главные роли, искали по всей Великобритании. Съемки для детей — игра, ведущим которой выступает режиссер, поэтому его главная задача — поддерживать искренний интерес юных актеров. Во-вторых, миром магии и волшебства, воссозданном на экране, зрителей нужно было очаровать. Создание настроения — одна из самых сложных задач для всей съемочной группы. Здесь снова стоит отдать должное Крису Коламбусу, который сумел собрать вокруг себя талантливую команду. Художником-постановщиком первого фильма стал трехкратный обладатель «Оскара» Стюарт Крэйг, именно он создал тот самый Хогвартс, в который мы до сих пор мечтаем попасть.
Так при чем же здесь Рождество? Осознанно или нет, но Джоан Роулинг, придумавшая этот волшебный мир, в первой книге использовала многие элементы рождественского рассказа (как, например, в «Рождественской песне» Чарльза Диккенса). В классическом рождественском рассказе должна быть выстроена понятная христианская мораль. Еще один важный элемент — фантастические события. Основополагающей же чертой жанра становятся семейные ценности. Также в подобном формате обязательно должен быть ребенок, который страдает, но в финале непременно будет счастлив. Чтобы обрести это счастье, герою нужно выбраться из ада, пройти земные испытания и попасть в рай.
Как же структура рождественского рассказа проявляется в «Гарри Поттере»? В начале истории Гарри — тот самый страдающий ребенок, чья жизнь налаживается, когда он сталкивается со сверхъестественным (его зачисляют в школу чародейства и волшебства). Там он проходит те самые испытания, сражаясь со злом. И в конце в «Дарах смерти» Поттер оказывается на небесном вокзале «Кингс-Кросс». В «Гарри Поттере» присутствует и ценность семьи, а любовь преподносится как наивысшее благо. Ну и самому празднованию Рождества (несмотря на то, что этот праздник не является основополагающей сюжетной линией) уделяется немало внимания.