Я слушаю твой новый трек Forced Loneliness, и у меня сразу возникает ассоциация с целой плеядой артистов: от Kraftwerk и The KLF до тех, кто актуален сейчас.
Совершенно верная ассоциация, могу сказать.
Я как будто оказался в 90-х, в каком-то берлинском полуподвальном клубе с мокрыми стенами.Да, именно так, туда я и метил: на стык формирования так называемой новой волны, электронно-танцевальной музыки и постпанка.
Насколько эта постиндустриальная эстетика сейчас винтажная, а насколько — на острие моды?
Безусловно, сейчас она достаточно популярна и даже модная — особенно если ориентироваться на европейские клубы и вообще на тренды электронной музыки и музыки в целом. Сегодня очень хорошо слышно влияние индустриальной музыки и даже гоа-транса — периода зарождения этого жанра. Такие настроения сегодня очень сильно влияют на электронную музыку. Вообще, музыка циклична и сегодня переживает возрождение этих стилей, которое пришло после ревайвла электро.
Кстати, в чем принципиальная разница между электро и индастриалом?
Сейчас объясню. В этом треке скорее больше от раннего EBM, new beat и всяких постиндустриальных жанров. Хотя вроде ритм ломаный, но барабаны гораздо более острые, более стилизованные под живые инструменты — отсюда и основная разница. Эти драм-машины создавались для тех, кто по каким-то причинам отказался от живых музыкантов и решил их заменить. В электро же ритм-секция обычно на TR-808 и близких по звучанию драм-машинах.
Эмуляторы?
Совершенно верно. И это немножко наталкивает на идею постпанка. Мы слышим здесь как бы инструментальные барабаны, они были предзаписаны в драм-машине. А 909 и 808, типичные для электро, — это уже синтез.
Африка Бамбата засэмплировал кусок из Kraftwerk, наложил 808-е ударные — и получился трек Planet Rock. Изначально это был индастриал, а Африка превратил его в электро?
Совершенно верно. Конечно, в это время очень много сэмплировали из электронной музыки конца 70-х — начала 80-х. Так появлялись целые жанры: например, new beat.
Теперь понятно! А раз ты в юности был бибоем, то, видимо, тоже начинал под влиянием Afrika Bambaataa?
Абсолютно. Обычно к индустриальной музыке приходят из рока: люди слушают рок, потихоньку открывают для себя новую волну — 80-е, Joy Division, дальше ныряют в глубь — в синти-поп. Со мной произошла немножко нестандартная для жанра история: я увлекался хип-хопом и брейкдансом в начале 2000-х и однажды случайно услышал майами-бейс (который, кстати говоря, сейчас тоже становится массово популярным). Мне эта музыка очень понравилась, и я начал ковыряться, нашел для себя какие-то более минорные разновидности электро, техно — и вот таким образом полюбил синтезаторную музыку и доразвился до нынешнего звучания.
Ваше объединение System 108 постоянно балансирует на этом острие музыкальной актуальности?
System 108 — это максимально версатильная история: резиденты и артисты отвечают за конкретные жанры электронной музыки со своим уникальным взглядом. То есть мы вообще все разные. Такого человека, как я, или такого, как Филипп Горбачев, в System 108 больше нет — в этом и прикол. Суть нашего объединения — показать все существующие стороны электронной музыки: начиная от быстрого танцпольного техно, заканчивая какими-то темными полуподвальными историями. 20 ноября в диско-клубе «Радуга» в этом можно будет убедиться.
«Радуга» производит впечатление очень оживленного комьюнити.
Да, «Радуга» — очень оживленная движуха. Удалось найти баланс между музыкальностью, актуальными трендами и образованной, модной аудиторией. Добавим к этому симбиозу идею человеческой свободы — и получилась «Радуга».
Там будет этот релиз представлен?
Конечно. Я представлю его в рамках своего диджей-сета. Вечеринка так или иначе к этому релизу и приурочена. И мы втроем будем играть всю ночь: дуэт Simple Symmetry и я.
Ты ведь еще преподаешь музыкальные дисциплины?
Я преподаю продакшен — не только в электронной музыке, а музыкальный продакшен как явление, со всеми его дебрями и особенностями.
То есть теоретически у тебя шансон тоже можно научиться продюсировать?
(Смеется.) По идее, да, но шансон — это же пресетная музыка. А я топлю за синтез и за создание музыки с фундаментальных форм звуковой волны и до конечных аранжировок. Любителям шансона все это будет неинтересно.
Вообще, у меня взгляд на музыку строится на принципе максимального авторства. Авторство в продакшене — это не только нотная, ритмическая составляющая и текст песни, но и условное создание своего инструмента.
Как мы уже ранее говорили, есть пути синтеза звука и есть пути сэмплирования. Сэмплирование — не просто использование готового лупа, но и отдельное искусство. Можно сказать, альтернативный взгляд на синтез. И я, собственно, обучаю людей всему: от базовых волновых синтезаторов до преобразования их в конечные тембры, в профессиональные инструменты.
Как выглядит твое жилье, там все в аппаратуре?
Сейчас у меня дома стоит сетап, на котором я играю лайвы: стол полтора метра длиной, полностью заваленный синтами, драм-машинами и современными сэмплерами. Часть синтезаторов хранится дома у моего друга.
То есть ты собираешь железо?
Да, я, конечно же, собираю его, но время мне диктует немножко остановиться. К тому же у нас с ребятами сложился классный механизм: если нужно записать партию какого-то инструмента, мы просто берем его друг у друга. Так проще.
Вся эта ситуация с пандемией, судя по всему, тебя вдохновляла на мрачные постиндустриальные полотна?
У меня даже случилось небольшое перерождение. До пандемии все было настолько динамично, что я в какой-то момент понял: у меня просел продакшен. Я перестал быть продуктивным. Каждые выходные мог по несколько раз где-то играть и в итоге чувствовал, что что-то упускаю из своей жизни. Потом случилась пандемия, все резко отрубилось, и пришло время переосмыслить свое предназначение — ведь я изначально больше музыкант, а не диджей. Так я стал активно налегать на продакшен. Разумеется, пандемийный апокалипсис добавил определенных красок именно в звучание, сделав его таким увесистым, пыльным, мрачным. Я благодарен всему произошедшему за то, что случился мой массивный камбэк в продакшен. Мне удалось поработать со многими музыкантами, и результатом я очень доволен.