Развернуть Свернуть
Интервью — 12 ноября 2021, 15:46

На границе тишины и звука. Как выглядят молодые композиторы, и о чем они думают

В июле этого года Spotify опубликовал топ российских исполнителей, которых чаще всего слушают за рубежом. В лидерах оказался Петр Ильич Чайковский, и это верный показатель того, что академическая музыка все еще популярна, у нее все еще есть слушатели, и их много. Мы решили поговорить с несколькими молодыми композиторами, чьи произведения будут исполнены 22 ноября в Большом зале Московской филармонии на концерте «Русская музыка 2.1». Задали им вопросы про то, что они сочиняют, и попросили показать последние скачанные треки в плейлисте.

Олег Крохалев

#INSERT_ARTICLE#

Олег выглядит так, будто он не академический композитор, пишущий сложную авангардную музыку, а участник тикток-дома. Достаточно взглянуть на его инстаграм**.


Олегу 29 лет, он окончил Пермский музыкальный колледж по классу «Теория музыки» и Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по специальности «Композиция» (учился у очень известного и уважаемого в профессиональном мире педагога Владимира Тарнопольского). 

В послужном списке Олега Крохалева уже сегодня — работа с ведущими площадками Москвы, Берлина и Штутгарта. А среди названий его сочинений можно встретить, например, такое: «Хомяк танцует фокстрот в салате».

О новом сочинении

Оно называется Catcher, и для него я в первую очередь «испытываю» свою идею, которая появилась в процессе работы. Оркестровое сочинение оказывается таким полигоном для дальнейшего преобразования: оркестр играет практически всегда на границе тишины и звука. Материал нейтральный, такая тягучая и слабо меняющаяся история. 

Внутри оркестра будет расположено восемь микрофонов, которые будут попеременно транслировать звук в колонки в зале, то приближая, то отдаляя инструменты от зрителя. У этого действия есть свои ритм и своя стратегия, которую мы отдельно прорабатываем с музыкантом и импровизатором Феликсом Микенским. 

Можно сказать, что моя пьеса — это скульптура, которая попеременно высвечивается восемью фонариками-микрофонами.
#INSERT_ARTICLE#

О вдохновении

Так получилось, что уже после того, как я придумал основную идею с микрофонами и колонками, моя подруга Саша Елина рассказала мне об экспериментах Леопольда Стоковского. Однажды он вместо симфонического концерта просто поставил на сцену колонки и, сидя в рубке, вел прямую трансляцию реального оркестрового концерта, проходившего в другом зале и в другом городе. Мне же изначально просто хотелось попробовать провести какие-то маленькие ниточки к слушателям.

Последние три трека в плейлисте

Molly Drake — I Remember

Frederic Rzewski — The people united will never be defeated

Serge Gainsbourg — 69 année érotique

О музыке, способной вывести из себя

Это музыка, о которой не позаботились.


Марина Полеухина

#INSERT_ARTICLE#

Внешне немного похожая на Билли Айлиш, Марина Полеухина последние годы живет в Австрии и в России бывает нечасто. Она успела поучиться аж в трех консерваториях: в родном Петербурге, в Москве (в классе все того же Владимира Тарнопольского) и в австрийском Граце, после чего и задержалась в Европе.

Причем муж Марины — тоже композитор и тоже весьма известный, Александр Чернышков. Правда, как признается сама Марина Полеухина, вместе они никогда ничего не писали: хватает близости в жизни, чтобы проецировать ее еще и на творчество. Тем не менее друг для друга они всегда главные и первые критики.

Марина работает не только с привычными инструментами: она вообще любит создавать музыку из всего, что звучит. А ее творчество — это скорее театральные перформансы, удивительные эксперименты на стыке жанров и форм.  


О музыкальных инструментах

В новой работе для «Русской музыки 2.1» в качестве, собственно, инструментов мы используем различные материальные объекты: бокалы, банки, палочки, моторы. Среди обычных инструментов есть, например, электрогитары и малый барабан. Все они, впрочем, рождают звук косвенно: исполнитель и объект вместе создают ситуацию.

О вдохновении

Последние лет пять мое творчество подпитывается множеством таких контекстов: современным искусством, театром… Мне, помимо идей, интересно преломление всего этого в музыке.

Заметила, что такие пересечения очень влияют на работу с музыкантами. Я не приношу готовые решения, а занимаюсь поиском контакта, в том числе психологического, с исполнителем. Партитура в данном случае существует, но она не способна выразить все то, что я имею в виду. В некоторой степени это очень живая материя, как фольклор: ты можешь передать все необходимые ощущения и смыслы другому лишь при непосредственной игре.

О музыке, способной вывести из себя

Вывести из себя может музыка, принципы работы которой я понимаю — меня это всегда расстраивает. И еще та, которая сочинена для определенных ситуаций и стремится вызвать вполне конкретные реакции.


Антон Васильев

#INSERT_ARTICLE#

Антон — и композитор, и медиаудожник, и перформер. Набор дипломов также впечатляет (в том числе своим разнообразием): музыкант успел поучиться и в Московской консерватории, и в Высшей школе искусств Бремена, и даже в Бауманке. Так что физики с лириками в нем уж точно сошлись. Впрочем, и в своем творчестве он вовсю соединяет музыку и технологии.

#INSERT_ARTICLE#

В последние годы Антон Васильев живет и работает в Берлине, а в прошлом году даже стал стипендиатом Берлинского Сената. Много гастролирует и участвует в крупных европейских фестивалях.

О новом сочинении

Новое сочинение — пьеса «Как я провел это лето», написанная для ансамбля.

О своем творчестве

Эта работа резонирует с многими из уже созданных сочинений, например, hidden in plain sight (2018) и Camp Kreuzberg (2020). Довольно часто я работаю с небольшим количеством медиальных объектов, будь то аудио, видео, редимейды различного рода, документальные записи. Эти объекты становятся источником музыкального материала, с которым я далее работаю.

Последние три трека в плейлисте

Извините, не назову, это мое личное guilty pleasure.

О музыке, способной вывести из себя

Любая.


Елена Рыкова

#INSERT_ARTICLE#

Харизматичная, яркая, то и дело меняющая цвет волос, Елена Рыкова на первый взгляд похожа скорее на посетительницу модных клубов Нью-Йорка. Живет, впрочем, тоже на восточном побережье штатов, в Бостоне. 

Лене 30 лет, она не только успела получить три образования — в Московской консерватории, Высшей школе музыки и танца Кельна и Гарвардском университете, но и сама преподает композицию в Гарварде.

Работает Елена на стыке музыки и перформанса, ее произведения исполняют видные коллективы обоих побережий. А в Москве Рыкова представит новое сочинение под названием X is where I am для флейты, кларнета, баяна, голоса, перкуссии, фортепиано, скрипки и виолончели.

#INSERT_ARTICLE#

О новом сочинении

Сокровенное высказывание из переплетающихся напевов, плачей, туманных воспоминаний, снов, теплоты, хрупкости и замолчанных слов.

О женском голосе

Мой интерес к голосу — именно к женскому — появился в 2018 году. Впервые он нашел выражение в музыкальном перформансе a message from a world in which we are absent, где есть три персонажа (Her, Time и Presence), прочитанные один за другим, они формируют концептуальное ядро сочинения – «время и присутствие». Эта пьеса, кстати, впервые будет исполняться в России за неделю до премьеры «Русской Музыки 2.1», чему я несказанно рада. 

В центре пьесы — женский голос, но благодаря особой амплификации высвечиваются его скрытые грани. В какой-то степени это исследование, направленное вглубь себя, в собственную психологию, через которую начинаешь по-другому смотреть на то, что происходит вокруг.


Звук и взаимоотношения звуков и инструментов я слышу похожим образом. Поэтому в своей нотации я подробно объясняю, как извлекать определенный звук, особенно если это касается продуманной мною препарации или жеста.

О перформансе

В этой пьесе очень органично присутствует перформативность, которая проявляется через движение и сценографию. Но в первую очередь это все же пьеса, а не музыкальный перформанс, где внимание сфокусировано на визуальной части. 

Последние три трека в плейлисте

Imogen Heap — Hide and Seek

Domi — Solo (Omnisphere sessions)

Олег Крохалев — Sun Line

О музыке, способной вывести из себя

Глупая и поверхностная музыка.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 18:45, 18 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 18 сентября, 18:45
«Союзмультфильм» выпустит аниме по мотивам «Чайки» Чехова
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 18 сентября, 17:30
В Москве пройдет фестиваль японской культуры HINODE
Новости, Новости — 18 сентября, 16:35
Вы слышите музыку? Киллиан Мерфи сыграл диджей-сет на фестивале в Ирландии
Новости, Новости — 18 сентября, 13:30
Адель заключила многомиллионный контракт на издание мемуаров
Новости, Новости — 18 сентября, 12:10
Аврил Лавин выпустила вино, вдохновленное треком Complicated
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 17 сентября, 13:45
Вышел трейлер фильма «Горничная» с Сидни Суини
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы