Переизобретали, переизобретали, да не переизобрели
У французской студии Dontnod есть принцип: каждая их игра не похожа на предыдущую. В 2013 году разработчики выпустили экшен Remember Me, в 2015-м — свой главный хит — интерактивное кино Life is Strange, а в 2018-м вышел Vampyr в жанре RPG. Даже сиквел Life is Strange отличается от первой игры: Dontnod не хотела повторяться, из-за чего вторая часть оказалась самым противоречивым проектом студии. Вместо навеянной «Твин Пиксом» драмы о школьнице с суперспособностью — история о двух латиноамериканцах, которые пытаются прорваться через «стену Трампа». Нужно ли говорить, как сильно игроков и критиков удивила такая резкая смена ракурса?
И тем не менее Life is Strange 2 — не такая уж и плохая игра. Она просто другая, местами даже экспериментальная. Dontnod доказала, что принцип студии «переизобретать себя снова и снова» — не пустое заявление. Но разработчики также поняли, что переизобретать Life is Strange не стоило. Поэтому разработкой третьей части — Life Is Strange: True Colors — занималась не Dontnod. Франшизу передали неформальным протеже французской студии — американцам Deck Nine, которые в 2017-м выпустили приквел к первой части Life Is Strange: Before the Storm.
Before the Storm была игрой-фансервисом — мелодраматичным сериалом о Хлое Прайс, излюбленном фанатами персонажа из первой части. Приквел высоко оценили, но на детальном уровне он во всем проигрывал оригиналу: от элементов геймплея, который порой напоминал смартфонные мини-игры, до сценария, неотличимого от фанфикшена. Пропала даже иллюзия выбора, одна из главных особенностей Life is Strange. В Before the Storm не было полутонов, поэтому во время важных диалогов выбирать приходилось между «правильным» ответом, который от тебя ждут разработчики, и тем, который добавили… ну, просто чтобы был.
В третьей части франшизы такая проблема встречается реже — кажется, Deck Nine научилась на своих ошибках. Но у Life is Strange: True Colors есть другая серьезная проблема — игра напоминает не полноценное продолжение, а безыдейный ремейк первой Life is Strange.
Новая история по старым лекалам
Алексе Чэнь 21 год, и она уже успела сменить не один интернат. Спустя восемь лет после расставания она и ее старший брат Гейб вновь воссоединяются в маленьком городке Хэйвен-Спрингс, Колорадо. Здесь все знают друг друга поименно: Элеонора заведует цветочной лавкой, у Шарлотты, девушки Гейба, свой магазинчик, а вечерами хэйвенцы собираются в баре «Черный фонарь» местного героя Джеда, который в прошлом вывел группу шахтеров из обвалившейся шахты.
Правда, идиллия от воссоединения Алекс со своей единственной оставшейся родней длится недолго. Из-за несчастного случая Гейб погибает, успев провести с сестренкой всего день. Только вот вскоре выясняется, что ничего случайного в трагедии не было. Алекс в депрессии, а потом, оправившись, решает вытряхнуть скелетов из всех шкафов Хэйвена, в чем ей помогает врожденная суперспособность.
Стоит сразу сказать, что чего-то эффектного от сверхсилы ждать не стоит — перемотка времени из первой части и телекинез из второй тут и рядом не стояли. Чэнь умеет считывать и перенимать на себя эмоции окружающих, которые выражаются через ауры. Красная — злость, синяя — грусть, фиолетовая — страх. Если кто-то рядом с Алекс в гневе, то наливаться глаза кровью начинают и у самой героини. Да, именно поэтому Чэнь всю жизнь провела в интернатах: подавлять эмоции от суперсилы (или скорее проклятия, как называет способность сама героиня) она не может, из-за чего нередко вляпывается в конфликты.
Если не брать во внимание новую способность, True Colors практически копирует экспозицию оригинальной Life is Strange. Социофобная, неуверенная в себе и проникшаяся хипстерской культурой главная героиня (привет, Макс Колфилд) — есть. Маленький зеленый городок с красивыми пейзажами (привет, Аркадия Бэй) — есть. Завязка с таинственной смертью (привет, Рэйчел) — тоже есть. И это параллели, которые находятся только на поверхности — чем дальше движешься по сюжету, тем чаще их встречаешь.
Почему это проблема?
Хотя бы потому, что True Colors ни привносит во франшизу ничего нового, но при этом умудряется коверкать старое. Deck Nine придумала свою уникальную историю, однако ее элементы один за другим заимствованы из игры Dontnod. Причем речь не только о сюжете, но даже о геймплейных ситуациях.
Одним из самых обсуждаемых хайлайтов Life is Strange была сцена, в которой игрок отговаривал другого персонажа от самоубийства. Подобный момент есть и в True Colors. В другом эпизоде игрок попадал в бредовый сон главной героини, где геймплей становился сюрреалистичным. Точно такой же эпизод есть и в True Colors. Deck Nine скопировала у Dontnod и главный сюжетный поворот. Да что там, не изменилась даже структура эпизодов. Их снова пять: первый интригует, второй-третий — филлеры, четвертый завершается клиффхэнгером, а в пятом нас ждет тот самый сюрреалистичный сон и финал.
Но с другой стороны...
…True Colors — это идеальная игра для фанатов. После остросоциальной и пропитанной едкой политикой второй части серия Life is Strange вернулась в прежнее русло. Снова маленький провинциальный городок, снова застенчивая героиня в мешковатой одежде, снова веяние «Твин Пикса». Ностальгическую атмосферу навевает и музыка. Дуэт Angus & Julia Stone, чья песня была в первой части, даже записал для True Colors целый альбом-саундтрек, а в эпизодах звучат треки Фиби Бриджерс, Novo Amor и акустический кавер на Creep — любителям инди Хэйвен-Спрингс покажется раем.
Фансервисную копилку True Colors пополнило и камео Стеф — второстепенного персонажа из приквела к Life is Strange. В новой части любительница инди-рока и настольных игр становится подругой Алекс, да и в целом отыгрывает вторую Хлою Прайс (бунтарку, которая оттеняет главную героиню и при этом выступает потенциальным романтическим интересом. — Прим. SRSLY). Возможно, у Deck Nine не получилось заменить фанатам главных героинь оригинальной Life is Strange (кажется, именно это они и хотели сделать), но как минимум напомнить о Макс и Хлое из 2015-го разработчики смогли.
И все же, True Colors — это хорошая или плохая игра?
Прозвучит странно, но все и сразу. True Colors — одновременно плохая игра с хорошей атмосферой и хорошее интерактивное кино с плохими игровыми моментами. Третья часть не тронет драмой, как это сделали первая и даже вторая Life is Strange: в сюжете True Colors нет ничего оригинального, не говоря уже о характерах персонажей. И тем не менее триквел не вызывает скуку, а местами даже задевает за живое ностальгической атмосферой. Опять же, отнюдь не историей, а только благодаря наследию Dontnod.
Запоминающегося геймплея в True Colors тоже нет. На прохождение уйдет от 15 до 20 часов, большую часть которых на кнопки нажимаешь тогда, когда от тебя этого требуют разработчики. Как и в Life is Strange 2, суперспособность здесь используется только в определенных моментах, а не когда игроку вздумается, как было с перемоткой времени в первой части. В сиквеле Dontnod обыграла эту условность: игровым персонажем был не герой с суперсилой, а его «обычный» старший брат, который помыкал мальцом и просил его использовать телекинез лишь в определенных случаях. В True Colors механику суперспособности просто сделали скучной и и даже не попытались сделать ее геймплейно-интересной.
Единственное, чего у Deck Nine не отнять, так это кинематографического видения. Еще в приквеле к первой части студия показала, что умеет работать с ракурсами и превращать интерактивное кино в… ну, кино. Before the Storm попросту выглядела живее оригинальной Life is Strange, что можно сказать и про True Colors.
У Deck Nine хорошо получается создавать приятную атмосферу и делать красиво, но студии катастрофически не хватает своего видения франшизы — того, что всегда было у Dontnod. Французские разработчики привнесли в индустрию эталонный интерактивный сериал о подростках, а после сделали бойкое, пускай и аляпистое политическое заявление в Life is Strange 2. Но эти две игры застолбили свои места в индустрии: первую до сих пор вспоминают с теплотой, а о второй все еще отзываются как о недоразумении. Что же до True Colors, у игры Deck Nine нет индивидуальности — она просто красивая и уютная. Будут ли игроки вспоминать об игре с какими-то другими эпитетами, узнаем только через пару лет. Если, конечно, о ней вообще будут вспоминать.