Интервью — 9 октября 2021, 00:35

Интервью с Владимиром Битоковым — режиссером фильма «Мама, я дома»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
В рамках программы Международного фестиваля дебютов в Новой Голландии прошел показ драмы Владимира Битокова «Мама, я дома», о которой мы уже писали в дневниках из Венеции. Денис Виленкин пообщался с Владимиром Битоковым о любви к Терренсу Малику, шутерам и органике Юры Борисова.

Почему ты вообще решил поступить на режиссерский факультет к Александру Сокурову?

Тебя какая история интересует: откровенная или поэтическая?

Откровенная!

Я туда попал совершенно случайно. В тот момент нигде не учился. У меня были долгие и сложные отношения с филологическим факультетом Кабардино-Балкарского университета. Меня постоянно оттуда отчисляли, и в 2010 году я понял: надо куда-то поступить ради диплома. Как так, мне 25 лет, а я без образования? В университете узнал о наборе на факультеты журналистики и режиссуры. И поскольку мой папа работал в местной газете, я подумал, что журналистика — неплохой выбор. Подача документов на журналистику уже была закрыта, зато осталась режиссура. Я поинтересовался, что за мастер. Мне ответили: «Александр Сокуров». Если честно, я тогда подумал, что это будет выглядеть так: все те же местные преподаватели будут нас учить, а раз в два-три месяца будет приезжать Александр Николаевич читать лекцию. Но уже на первом вступительном стало понятно: это не так. А при первом разговоре с мастером я решил не отступать.

Твой первый фильм («Глубокие реки». — Прим. SRSLY) был сделан без звезд, половину ролей исполняли непрофессиональные актеры. «Мама, я дома» построена на крутых актерских перформансах. Как ты сумел так поработать с артистами и вообще почему решил в этот раз привлечь звезд?

Сложно ответить на вопрос, как я сумел так с ними поработать. Скажу лишь, что мало актеров ограничивал. Вообще, я люблю работать таким образом: мы садимся, обсуждаем персонажа, разговариваем, а потом я даю свободу, право показывать героя так, как актер считает нужным. Люблю актеров и доверяю им. Иногда могу поправить, но Ксюша Раппопорт и Юра Борисов (да и все остальные) справились лучше меня. Здесь не моя заслуга. Это коллективное творчество и сознание. Каждый вносил что-то свое, и поэтому персонажи, на мой взгляд, получились довольно правдоподобными. 

Как я пришел к мысли взять известных артистов? Изначальный замысел был в том, чтобы не свалиться в откровенную драму и непролазную тьму жизни. Хотелось уйти от социальной грязи. С непрофессиональными актерами было бы сложно играть на грани жанров. Справедливости ради, когда мы познакомились с Ксенией, то потом полтора часа обсуждали сценарий, и уже тогда я знал, что больше никто эту роль не сыграет. Под нее мы уже выбирали «сына». Хотя с самого начала у меня в голове был Юра Борисов, мы все же провели кастинг. В итоге Юра и остался.

Владимир Битоков
Владимир Битоков и Ксения Раппопорт
#INSERT_ARTICLE#

Что касается «Глубоких рек»: знаю, что там была история с перемонтажом. Не было ли такого на «Мама, я дома»?

Да, на «Реках» перемонтаж действительно был, но, мне кажется, это обычная история. Материал часто отличается от того, что написано в сценарии. И в «Маме» был перемонтаж — не такой кардинальный, но был. Мы смонтировали фильм по сценарию, а потом поняли, что не все внятно получается. Изменился темпоритм, некая последовательность сцен.

А какие понравившиеся тебе сцены не вошли?

Есть одна сцена, о которой жалеет Ксения. В ней герой Юры Борисова похищал внука и прятал его в лесу. И они с Тоней приезжали его искать, но мальчик в лесу потерялся. Героиня ищет его по лесу, видит его на другой стороне ледяной реки, перебирается на другой берег. Мальчик падает в воду, внезапно кричит, и мы понимаем, что он начинает разговаривать, хотя весь фильм молчит из-за ПТСР.

А правда, что после съемок «Глубоких рек» тебе пришлось работать курьером? После успеха картины и приза за лучший дебют на «Кинотавре».

Да, я работал в службе доставки. Но не сразу. Сначала долгое время ездил с фильмом по фестивалям — мне казалось, что это такая важная часть процесса. В какой-то момент фестивали кончились. Я стал рассылать продюсерам заявки и идеи. Потом решил опубликовать пост в фейсбуке* , что готов взяться за любую работу, лишь бы на съемочной площадке. Ничего не получалось, и от безысходности мне пришлось пойти работать в службу доставки. Так прошли несколько месяцев. Затем вышло интервью Юрия Дудя** с Кантемиром Балаговым, в котором я поучаствовал, а через некоторое время с Александром Ефимовичем Роднянским** и Сергеем Георгиевичем Мелькумовым мы договорились снимать кино. Это моя большая удача, и я Юре до сих пор благодарен за некую огласку.

А бытовые моменты — такие, как работа в службе доставки, тебя вдохновляют?

Когда я устраивался на работу в доставку, то, возможно, излишне романтизировал, что это будут наблюдения за людьми, и очень надеялся на вдохновение. Но за четыре месяца работы была только одна картинка, которая осталась в моей памяти. А в среднем за день я делал около 25 заказов. 

А ты можешь рассказать об этой картинке? Она интересная?

Она интересная, но я покажу ее в кино. (Улыбается.)

То есть Александр Ефимович посоветовал тебе сценарий, ты его прочел, тебе понравилось. Насколько сильно поменялась история?

На мой взгляд, сильно. Первое, что я сделал с ним, — перенес события из Ростовской области на Кавказ. И это, разумеется, повлекло изменение героев, реплик, какие-то сцены ушли, какие-то появились. Тоня (героиня Раппопорт) в первоначальном сценарии была поклонницей группы «Гражданская оборона». Я от этого избавился, но для автора сценария, Маши Изюмовой, такое изменение проходило болезненно.

И сценарий вы переписывали вместе?

Да, но это был блестящий сценарий с самого начала. И появление меня на нем как режиссера означало, что я буду что-то редактировать. Подозреваю, сначала для Маши это было непросто: представь, твой готовый сценарий, в котором ты знаешь, как и что работает, подвергается редактуре. Но в какой-то момент она мне, видимо, доверилась и помогала его редактировать.

Вот ты говоришь, что присоединилась Ксения. А как она готовилась? Была ли она на Кавказе?

Она прилетела за несколько дней до начала съемок. Мы сразу же сели в машину и поехали по локациям. Сначала во двор Тони, я рассказал, как здесь живут, посмотрели на жизнь людей, посуществовали там. 

А чем ты вообще вдохновлялся в работе над фильмом? Твой киноязык уникальный, но хочется понять: какие твои кинематографические ориентиры? 

Знаешь, не могу сказать, что я вдохновлялся чем-то конкретным. Многие говорят, что материал похож на «Три билборда». Этим фильмом я не вдохновлялся, но какое-то влияние, он, конечно, оказал. Когда мы с Ксюшей Середой работали, то изучали картины, кадры, референсы из живописи. 

Каких режиссеров ты мог бы назвать своими?

Обожаю Терренса Малика. Какая же роскошная «Тайная жизнь»! Смотрел ее в «Октябре» на единственном показе. Это невероятное произведение.

Да, кстати, я вспомнил о «Тайной жизни» в той сцене фильма, когда Тоня стоит посреди речки у горящего автобуса.

У меня есть одна отсылка к «Древу жизни», когда герой Юры хватает героиню Ксении и сжимает в объятиях, несмотря на ее проклятья. 

Кадр из фильма «Мама, я дома»
#INSERT_ARTICLE#

Это моя любимая сцена в фильме! А какие еще режиссеры тебе нравятся?

Конечно, я могу назвать Бергмана, Довженко, Эйзенштейна. Но думаю, у огромного количества режиссеров есть фильмы, которые мной любимы, и одновременно у тех же самых режиссеров есть картины, для меня непонятные. К примеру, у Нолана меня потряс «Дюнкерк», а «Довод» я расценил как лабиринт для разума, но он не проник мне в душу. Дело не в режиссерах, дело во мне. Я вообще кино люблю. (Смеется.)

Это важное качество для режиссера. Немногие по-настоящему любят кино, некоторые предпочитают сериалы.

Мне как раз с сериалами сложно. Среди них, безусловно, есть выдающиеся, которые надо смотреть. Но я пока изучаю большую форму. Даже вот сам снял сериал, чтобы понять, как это работает.

«Хэдшот»?

Да, но он пока еще в постпродакшене, только начинаем монтаж. Это совсем другая работа с другим подходом. «Хэдшот» — смесь и боевика, и комедии, и драмы. Мне хочется попробовать себя везде, главное, чтобы нравился материал. 

А почему тебя именно «Хэдшот» зацепил? Ты играешь в шутеры?

Да, до съемок играл в PUBG MOBILE на телефоне.

А в Warzone не играл?

В Warzone пробовал играть уже во время подготовки к сериалу. Я был фанатом PUBG, и в 2018-м, когда игра вышла на мобильных платформах, играл в нее каждый божий день часа по два. Если у меня был выходной, то мог часов по пять-шесть лежать и играть на телефоне в нее. Меня жутко заинтересовала история киберспортсменов. При подготовке я полностью отказался от PUBG, поскольку понял, что захожу в игру, открываю магазин и изучаю скины для персонажей. Поэтому однажды я удалил приложение и забыл про него.

А Warzone тебя так не зацепил, да?

Warzone более брутальная игра. Поэтому она меня так не зацепила. PUBG — более веселая, не стремится быть реальным шутером. Там все в духе: «Ребят, давайте побалуемся, я надену костюм кукурузы и буду бегать по полю». 

А до этого ты играл в игры?

Конечно. В школе сбегал с уроков, и мы ходили в компьютерный клуб играть в Counter Strike за пять рублей в час. Один раз мне досталось по шее в одном районе Нальчика, потому что мы с ребятами поехали играть двор на двор и получили как раз от вражеского двора, так как выиграли. 

В «Маме, я дома», кстати, у тебя есть классный момент, когда Юра в маске на лице, как будто в стелс-жанре какого-то Metal Gear Solid, крадется мимо полицейских.

За этот момент я очень благодарен Юре, кстати. Он придумал закрыть лицо. А я был против. Но Юра меня переубедил, и в Венеции, когда мне пришлось пересмотреть фильм, я понял, что это работает на героя. Он становится тем, кем должен был.

Владимир Битоков на Венецианском кинофестивале/Фото: Getty Images
Владимир Битоков, Юра Борисов и Ксения Раппопорт на Венецианском кинофестивале/Фото: Getty Images

Как думаешь, в чем секрет Юры Борисова?

Секрет Юры в том, что у него просто невероятная животная харизма. Он органичный во всем, что бы ни делал. Он как кот — очень гибкий, разнообразный. Не побоюсь этого сравнения: на том же в свое время сделал невероятную карьеру Марлон Брандо. Брандо в кадре — и больше ничего не нужно. Его энергетика была настолько сильной, что весь «Апокалипсис сегодня» существует на двадцати минутах его появления. Да, безусловно, фильм гениальный от начала и до конца. Но я имею в виду следующее: все три часа у тебя нет ни малейшего сомнения, что полковник — главный герой фильма. А ведь мы видим его только в финале. 

А как Юра готовился, кстати?

Он жутко дотошный человек. Задает такие вопросы, которые никогда никому не пришли бы в голову. Вот моя любимая история. Мы снимаем Юру на общем плане (кадр, кстати, не вошел в фильм). Герой проходит далеко от камеры. Перед дублем Юра подходит и говорит: «У меня вопрос по сцене». Я спрашиваю: «Какой? Нужно просто пройти справа налево». Он: «Нет-нет, скажи, пожалуйста, а у моего персонажа был друг в детстве?» — «Был». — «А как его звали?» — «Миша». — «Окей». После этого он сделал проходку. Мы сняли один дубль. Потом Юра подходит и спрашивает: «А почему Миша?» Как эта информация помогала ему — непонятно. Но во-первых, он сам создал объем герою. А во-вторых, я понимаю, что Юра помог мне сделать персонажа глубже. Давая ему ответ на самый неожиданный вопрос, я начал сам продумывать своего героя дальше.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Актёр
Ксения
Раппопорт
Оператор, Режиссёр, Сценарист
Кантемир
Балагов
Актёр
Юра
Борисов
Читайте также
Образ жизни — 14:30, 5 сентября 2024
Аня Покров, NANSI & SIDOROV, Алана Чочиева, Саша Новиков и Анриэль: школьные SRSLY-анкеты инфлюенсеров из «VK Клипов»
Новости, Новости — 5 сентября, 14:30
«Во все тяжкие», «Атланта» и «Фарго»: Rolling Stone выбрал 100 лучших эпизодов сериалов
Новости, Новости — 5 сентября, 12:00
Дэвид Финчер снимет вестерн в духе «Непрощенного» Клинта Иствуда
Новости, Новости — 5 сентября, 09:53
Танцы, мистика и драма: Юлия Снигирь в первом трейлере сериала «Танго на осколках»
Новости, Новости — 4 сентября, 22:39
Смотрим на британский урбан в клипе Кассеты на трек «Голова»
Новости, Новости — 4 сентября, 17:14
В TikTok появились новые возможности для настройки рекомендаций
Новости, Новости — 3 сентября, 17:13
Дебют Мигеля как режиссера: начались съемки драмы «Искусство падения»
Новости, Новости — 3 сентября, 14:00
Настасья Самбурская сыграет Марину Мнишек во 2-м сезоне «Казачка»
Новости, Новости — 3 сентября, 11:29
Питт и Аффлек могут сыграть в ремейке «Незнакомцев в поезде» Финчера
Новости, Новости — 2 сентября, 19:31
«шалый» дропнул «Вспышку в ночи» — ремикс песни Никиты Малинина
Новости, Новости — 2 сентября, 16:30
Новые отношения и новый фит: Элджей и Anikv релизнули трек Sport
Новости, Новости — 2 сентября, 14:48
Сильвестр Сталлоне пишет сценарий приквела «Рокки»
Новости, Новости — 2 сентября, 12:18
Камбэк в 2017-й: GSPD выпустил EP «Грустные песни для веселых людей»
Кино — 1 сентября, 17:01
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Мария», «Планета Б», «Девятнадцать»
Новости, Новости — 1 сентября, 14:31
Вышел тизер драмы «Лихие» с Артемом Быстровым
Кино — 1 сентября, 11:21
Выбор Дениса Виленкина: «Май декабрь», «Химера», «Книга решений», «1993», «Супер Майк: Последний танец» и еще 15 лучших фильмов 2023 года
Новости, Новости — 31 августа, 17:57
«Трудные папы»: стартовали съемки комедии с Юлией Хлыниной и Гариком Сукачевым
Новости, Новости — 31 августа, 14:46
От эйфории влюбленности до угасания чувств: улавливаем все тонкости в первом лонгплее nkeeei — first date magic
Новости, Новости — 31 августа, 12:40
Привет, Барби! Mattel совместно с Nokia выпустила раскладушку в стиле культовой куклы
Новости, Новости — 30 августа, 17:44
Камбэк «Молодежки», шоу Бурунова и еще два проекта с «Импровизаторами»: докладываем о новом сезоне канала СТС
Новости, Новости — 30 августа, 12:45
Bad Bunny и Остин Батлер снимутся в новом фильме Даррена Аронофски
Новости, Новости — 30 августа, 10:26
Мантра счастливой жизни в новом треке «Улыбка» NEMIGA И FREDDY RED
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 29 августа, 17:40
Нагиев и Лапенко исполнят главные роли в сериале «Актерище»
Кино — 29 августа, 17:33
Короче, часть третья: две ипостаси Антона Филипенко, пиратская копия Софьи Лебедевой и гиперфикс на экологии от Ирины Горбачевой
Новости, Новости — 29 августа, 15:41
В «Букмейте» вышла биография Илона Маска
Новости, Новости — 29 августа, 13:30
Эндрю Скотт снимется в фильме «Мои записи на Марсе»
Новости, Новости — 29 августа, 11:22
От «Тетриса» до Atomic Heart: «Кинопоиск» назвал 10 важнейших российских видеоигр
Новости, Новости — 29 августа, 09:12
Клим Шипенко займется ремейком «Королевства кривых зеркал»
Новости, Новости — 28 августа, 20:07
Любовь как кислота: слушаем новый трек XARISTA «Города»
Новости, Новости — 28 августа, 14:15
Элджей, ANIKV и Tesla Boy: фестиваль New Star Weekend объявил программу
Кино — 26 августа, 19:33
Короче, часть вторая: поющая Полина Цыганова, клерки на на необитаемом острове и 40-летняя Дюймовочка
7.1
Собиратель душ
6.9
Максин: Три икса
9
Дом дракона
(2 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
Бордерлендс
8.7
Майор Гром: Игра
7.9
Дэдпул и Росомаха