Интервью — 9 октября 2021, 00:35

Интервью с Владимиром Битоковым — режиссером фильма «Мама, я дома»

В рамках программы Международного фестиваля дебютов в Новой Голландии прошел показ драмы Владимира Битокова «Мама, я дома», о которой мы уже писали в дневниках из Венеции. Денис Виленкин пообщался с Владимиром Битоковым о любви к Терренсу Малику, шутерам и органике Юры Борисова.

Почему ты вообще решил поступить на режиссерский факультет к Александру Сокурову?

Тебя какая история интересует: откровенная или поэтическая?

Откровенная!

Я туда попал совершенно случайно. В тот момент нигде не учился. У меня были долгие и сложные отношения с филологическим факультетом Кабардино-Балкарского университета. Меня постоянно оттуда отчисляли, и в 2010 году я понял: надо куда-то поступить ради диплома. Как так, мне 25 лет, а я без образования? В университете узнал о наборе на факультеты журналистики и режиссуры. И поскольку мой папа работал в местной газете, я подумал, что журналистика — неплохой выбор. Подача документов на журналистику уже была закрыта, зато осталась режиссура. Я поинтересовался, что за мастер. Мне ответили: «Александр Сокуров». Если честно, я тогда подумал, что это будет выглядеть так: все те же местные преподаватели будут нас учить, а раз в два-три месяца будет приезжать Александр Николаевич читать лекцию. Но уже на первом вступительном стало понятно: это не так. А при первом разговоре с мастером я решил не отступать.

Твой первый фильм («Глубокие реки». — Прим. SRSLY) был сделан без звезд, половину ролей исполняли непрофессиональные актеры. «Мама, я дома» построена на крутых актерских перформансах. Как ты сумел так поработать с артистами и вообще почему решил в этот раз привлечь звезд?

Сложно ответить на вопрос, как я сумел так с ними поработать. Скажу лишь, что мало актеров ограничивал. Вообще, я люблю работать таким образом: мы садимся, обсуждаем персонажа, разговариваем, а потом я даю свободу, право показывать героя так, как актер считает нужным. Люблю актеров и доверяю им. Иногда могу поправить, но Ксюша Раппопорт и Юра Борисов (да и все остальные) справились лучше меня. Здесь не моя заслуга. Это коллективное творчество и сознание. Каждый вносил что-то свое, и поэтому персонажи, на мой взгляд, получились довольно правдоподобными. 

Как я пришел к мысли взять известных артистов? Изначальный замысел был в том, чтобы не свалиться в откровенную драму и непролазную тьму жизни. Хотелось уйти от социальной грязи. С непрофессиональными актерами было бы сложно играть на грани жанров. Справедливости ради, когда мы познакомились с Ксенией, то потом полтора часа обсуждали сценарий, и уже тогда я знал, что больше никто эту роль не сыграет. Под нее мы уже выбирали «сына». Хотя с самого начала у меня в голове был Юра Борисов, мы все же провели кастинг. В итоге Юра и остался.

Владимир Битоков
Владимир Битоков и Ксения Раппопорт
#INSERT_ARTICLE#

Что касается «Глубоких рек»: знаю, что там была история с перемонтажом. Не было ли такого на «Мама, я дома»?

Да, на «Реках» перемонтаж действительно был, но, мне кажется, это обычная история. Материал часто отличается от того, что написано в сценарии. И в «Маме» был перемонтаж — не такой кардинальный, но был. Мы смонтировали фильм по сценарию, а потом поняли, что не все внятно получается. Изменился темпоритм, некая последовательность сцен.

А какие понравившиеся тебе сцены не вошли?

Есть одна сцена, о которой жалеет Ксения. В ней герой Юры Борисова похищал внука и прятал его в лесу. И они с Тоней приезжали его искать, но мальчик в лесу потерялся. Героиня ищет его по лесу, видит его на другой стороне ледяной реки, перебирается на другой берег. Мальчик падает в воду, внезапно кричит, и мы понимаем, что он начинает разговаривать, хотя весь фильм молчит из-за ПТСР.

А правда, что после съемок «Глубоких рек» тебе пришлось работать курьером? После успеха картины и приза за лучший дебют на «Кинотавре».

Да, я работал в службе доставки. Но не сразу. Сначала долгое время ездил с фильмом по фестивалям — мне казалось, что это такая важная часть процесса. В какой-то момент фестивали кончились. Я стал рассылать продюсерам заявки и идеи. Потом решил опубликовать пост в фейсбуке, что готов взяться за любую работу, лишь бы на съемочной площадке. Ничего не получалось, и от безысходности мне пришлось пойти работать в службу доставки. Так прошли несколько месяцев. Затем вышло интервью Юрия Дудя** с Кантемиром Балаговым, в котором я поучаствовал, а через некоторое время с Александром Ефимовичем Роднянским и Сергеем Георгиевичем Мелькумовым мы договорились снимать кино. Это моя большая удача, и я Юре до сих пор благодарен за некую огласку.

А бытовые моменты — такие, как работа в службе доставки, тебя вдохновляют?

Когда я устраивался на работу в доставку, то, возможно, излишне романтизировал, что это будут наблюдения за людьми, и очень надеялся на вдохновение. Но за четыре месяца работы была только одна картинка, которая осталась в моей памяти. А в среднем за день я делал около 25 заказов. 

А ты можешь рассказать об этой картинке? Она интересная?

Она интересная, но я покажу ее в кино. (Улыбается.)

То есть Александр Ефимович посоветовал тебе сценарий, ты его прочел, тебе понравилось. Насколько сильно поменялась история?

На мой взгляд, сильно. Первое, что я сделал с ним, — перенес события из Ростовской области на Кавказ. И это, разумеется, повлекло изменение героев, реплик, какие-то сцены ушли, какие-то появились. Тоня (героиня Раппопорт) в первоначальном сценарии была поклонницей группы «Гражданская оборона». Я от этого избавился, но для автора сценария, Маши Изюмовой, такое изменение проходило болезненно.

И сценарий вы переписывали вместе?

Да, но это был блестящий сценарий с самого начала. И появление меня на нем как режиссера означало, что я буду что-то редактировать. Подозреваю, сначала для Маши это было непросто: представь, твой готовый сценарий, в котором ты знаешь, как и что работает, подвергается редактуре. Но в какой-то момент она мне, видимо, доверилась и помогала его редактировать.

Вот ты говоришь, что присоединилась Ксения. А как она готовилась? Была ли она на Кавказе?

Она прилетела за несколько дней до начала съемок. Мы сразу же сели в машину и поехали по локациям. Сначала во двор Тони, я рассказал, как здесь живут, посмотрели на жизнь людей, посуществовали там. 

А чем ты вообще вдохновлялся в работе над фильмом? Твой киноязык уникальный, но хочется понять: какие твои кинематографические ориентиры? 

Знаешь, не могу сказать, что я вдохновлялся чем-то конкретным. Многие говорят, что материал похож на «Три билборда». Этим фильмом я не вдохновлялся, но какое-то влияние, он, конечно, оказал. Когда мы с Ксюшей Середой работали, то изучали картины, кадры, референсы из живописи. 

Каких режиссеров ты мог бы назвать своими?

Обожаю Терренса Малика. Какая же роскошная «Тайная жизнь»! Смотрел ее в «Октябре» на единственном показе. Это невероятное произведение.

Да, кстати, я вспомнил о «Тайной жизни» в той сцене фильма, когда Тоня стоит посреди речки у горящего автобуса.

У меня есть одна отсылка к «Древу жизни», когда герой Юры хватает героиню Ксении и сжимает в объятиях, несмотря на ее проклятья. 

Кадр из фильма «Мама, я дома»
#INSERT_ARTICLE#

Это моя любимая сцена в фильме! А какие еще режиссеры тебе нравятся?

Конечно, я могу назвать Бергмана, Довженко, Эйзенштейна. Но думаю, у огромного количества режиссеров есть фильмы, которые мной любимы, и одновременно у тех же самых режиссеров есть картины, для меня непонятные. К примеру, у Нолана меня потряс «Дюнкерк», а «Довод» я расценил как лабиринт для разума, но он не проник мне в душу. Дело не в режиссерах, дело во мне. Я вообще кино люблю. (Смеется.)

Это важное качество для режиссера. Немногие по-настоящему любят кино, некоторые предпочитают сериалы.

Мне как раз с сериалами сложно. Среди них, безусловно, есть выдающиеся, которые надо смотреть. Но я пока изучаю большую форму. Даже вот сам снял сериал, чтобы понять, как это работает.

«Хэдшот»?

Да, но он пока еще в постпродакшене, только начинаем монтаж. Это совсем другая работа с другим подходом. «Хэдшот» — смесь и боевика, и комедии, и драмы. Мне хочется попробовать себя везде, главное, чтобы нравился материал. 

А почему тебя именно «Хэдшот» зацепил? Ты играешь в шутеры?

Да, до съемок играл в PUBG MOBILE на телефоне.

А в Warzone не играл?

В Warzone пробовал играть уже во время подготовки к сериалу. Я был фанатом PUBG, и в 2018-м, когда игра вышла на мобильных платформах, играл в нее каждый божий день часа по два. Если у меня был выходной, то мог часов по пять-шесть лежать и играть на телефоне в нее. Меня жутко заинтересовала история киберспортсменов. При подготовке я полностью отказался от PUBG, поскольку понял, что захожу в игру, открываю магазин и изучаю скины для персонажей. Поэтому однажды я удалил приложение и забыл про него.

А Warzone тебя так не зацепил, да?

Warzone более брутальная игра. Поэтому она меня так не зацепила. PUBG — более веселая, не стремится быть реальным шутером. Там все в духе: «Ребят, давайте побалуемся, я надену костюм кукурузы и буду бегать по полю». 

А до этого ты играл в игры?

Конечно. В школе сбегал с уроков, и мы ходили в компьютерный клуб играть в Counter Strike за пять рублей в час. Один раз мне досталось по шее в одном районе Нальчика, потому что мы с ребятами поехали играть двор на двор и получили как раз от вражеского двора, так как выиграли. 

В «Маме, я дома», кстати, у тебя есть классный момент, когда Юра в маске на лице, как будто в стелс-жанре какого-то Metal Gear Solid, крадется мимо полицейских.

За этот момент я очень благодарен Юре, кстати. Он придумал закрыть лицо. А я был против. Но Юра меня переубедил, и в Венеции, когда мне пришлось пересмотреть фильм, я понял, что это работает на героя. Он становится тем, кем должен был.

Владимир Битоков на Венецианском кинофестивале/Фото: Getty Images
Владимир Битоков, Юра Борисов и Ксения Раппопорт на Венецианском кинофестивале/Фото: Getty Images

Как думаешь, в чем секрет Юры Борисова?

Секрет Юры в том, что у него просто невероятная животная харизма. Он органичный во всем, что бы ни делал. Он как кот — очень гибкий, разнообразный. Не побоюсь этого сравнения: на том же в свое время сделал невероятную карьеру Марлон Брандо. Брандо в кадре — и больше ничего не нужно. Его энергетика была настолько сильной, что весь «Апокалипсис сегодня» существует на двадцати минутах его появления. Да, безусловно, фильм гениальный от начала и до конца. Но я имею в виду следующее: все три часа у тебя нет ни малейшего сомнения, что полковник — главный герой фильма. А ведь мы видим его только в финале. 

А как Юра готовился, кстати?

Он жутко дотошный человек. Задает такие вопросы, которые никогда никому не пришли бы в голову. Вот моя любимая история. Мы снимаем Юру на общем плане (кадр, кстати, не вошел в фильм). Герой проходит далеко от камеры. Перед дублем Юра подходит и говорит: «У меня вопрос по сцене». Я спрашиваю: «Какой? Нужно просто пройти справа налево». Он: «Нет-нет, скажи, пожалуйста, а у моего персонажа был друг в детстве?» — «Был». — «А как его звали?» — «Миша». — «Окей». После этого он сделал проходку. Мы сняли один дубль. Потом Юра подходит и спрашивает: «А почему Миша?» Как эта информация помогала ему — непонятно. Но во-первых, он сам создал объем герою. А во-вторых, я понимаю, что Юра помог мне сделать персонажа глубже. Давая ему ответ на самый неожиданный вопрос, я начал сам продумывать своего героя дальше.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр
Ксения
Раппопорт
Оператор, Режиссёр, Сценарист
Кантемир
Балагов
Актёр
Юра
Борисов
Читайте также
Кино — 19:50, 5 июня 2025
На пару слов: Дженна Ортега — о «Последнем завтра» и работе с The Weeknd
Кино — 5 июня, 19:50
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»
Образ жизни — 28 мая, 14:30
Тест: Какой ты жанр литературы?
Новости, Новости — 5 июня, 19:05
Slava Marlow запускает музыкальное телеграм-медиа «Гараж»
Новости, Новости — 5 июня, 14:34
Идрис Эльба и Джон Сина в трейлере фильма «Главы государств» 
Новости, Новости — 5 июня, 11:45
Афиша фестивалей и подборки треков: «Яндекс Музыка» запустила проект «Леточелла»
Новости, Новости — 4 июня, 19:10
Роман Каграманов, Маха Все Круто, Карина Мурашкина, Саша Стоун и другие блогеры в новом шоу «Культура для всех»
Новости, Новости — 4 июня, 17:50
Колин Фаррелл и Марго Робби в трейлере фильма «Большое смелое прекрасное приключение»
Музыка — 4 июня, 16:04
Фестивали, собачки и Толя. 13 вопросов Mary Gu
Новости, Новости — 4 июня, 16:00
Редактирование голосовых и HD-изображения: вышло крупное обновление Telegram
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 4 июня, 13:50
Объявлен каст сериала «Кэрри» по роману Стивен Кинга
Новости, Новости — 4 июня, 11:37
Сериал «Папины дочки. Новые» получит фильм-сиквел
Новости, Новости — 3 июня, 19:03
EIGHTEEN выпустил трек «НЕТ ПРАВИЛ»
Новости, Новости — 3 июня, 17:40
«Любить не перелюбить»: Mirèle и «Бонд с кнопкой» выпустили совместную песню «Цветы»
Новости, Новости — 3 июня, 16:00
Приключения сироты и кулачного бойца в трейлере фильма «Волчок»
Новости, Новости — 3 июня, 13:50
Новый главный герой в тизере 2-го сезона сериала «Постучись в мою дверь в Москве»
Новости, Новости — 3 июня, 11:22
Хиты в акустической аранжировке: Ваня Дмитриенко выпустил новый альбом
Новости, Новости — 2 июня, 16:50
Финальные испытания в трейлере 3-го сезона «Игры в кальмара»
Новости, Новости — 2 июня, 14:40
Бенуа Бланк и новое дело: вышел тизер триквела «Достать ножи»
Кино — 1 июня, 16:15
Все бывает в первый раз. 5 российских сериалов о подростках
Образ жизни — 1 июня, 13:12
Дачакор, воительница любви и вдохновение космической экипировкой: новые дропы от WARRO, Le Papa et Les Trois Fils и других брендов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 30 мая, 17:04
Катя Милтей выпустила сингл All Night
Новости, Новости — 30 мая, 16:01
Поколение мечты: на «Снобе» вышел документальный фильм о зумерах
Музыка — 30 мая, 15:30
Только джампстайл. МС Улыбочка — о продвижении в индустрии, разнице поколений и о том, как быть клевой
Новости, Новости — 30 мая, 15:00
Антоха МС, Geju и «ЛАУД»: «Архстояние» объявило музыкальную программу
Новости, Новости — 30 мая, 13:00
Сидни Суини выпустила мыло с водой из своей ванны
Новости, Новости — 30 мая, 11:37
У Beautiful Boys вышел новый сингл «Трамвай»
Новости, Новости — 30 мая, 11:00
У игры Death Stranding появится аниме-адаптация
Кино — 29 мая, 18:48
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Сентиментальная ценность», «Хронология воды», «Все ее бывшие», «Великая Элеанор»
Новости, Новости — 29 мая, 17:00
Линдси Лохан планирует запуск линейки уходовой косметики
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы