Обзоры, Кино — 29 апреля, 23:53

Уме Турман — 50: не только «Криминальное чтиво» и «Убить Билла»

Текст:
Денис Виленкин,
креативный редактор

Ума Турман хороша везде, где бы она ни появлялась. Всегда разная, всегда Ума. Муза Квентина Тарантино из двух его самых поп-культурных фильмов, муза двух нижегородских бардов, назвавших группу в ее честь — Uma2rman. Героиня, с которой мы прошли нулевые, и слегка пропавшая в десятые. Звезда внушительного размера ноги и необъятного таланта. Мы выбрали для вас 11 важных фильмов из карьеры Умы. Спорим, половину вы не видели?


«Поцелуй папочку на ночь» (Kiss Daddy Goodnight, 1987)


Дебют Умы состоялся в слегка экспериментальном b-movie австрийца Питера Илая Камера. Турман играет девушку по имени Лора, клофелинщицу, грабящую богатых мужчин за сорок. Примечательного в этой картине много. Во-первых, сама Ума, набоковская Лолита в самых разных ипостасях, как и подобает опытной мошеннице. Один из ее образов — черный парик, который, скорее всего, видел и Тарантино, нарядивший Уму в точно такой же в «Криминальном чтиве». Во-вторых, «Поцелуй папочку на ночь» в странном виде и черная рождественская сказка. В-третьих, в крошечной роли тут появляется и Стив Бушеми в свой еще «доджармушевский период».


«Джонни, будь хорошим» (Johnny Be Good, 1988)


Школьная спортивная комедия, в которой Уме досталась роль Джорджии, девушки главного героя, талантливого игрока в американский футбол — Джонни Уолтера (Энтони Майкл Холл). «Джонни, будь хорошим» — квинтэссенция романтики 80-х: спорт, чирлидерши, гаражный рок, Боуи и Синатра, звучащие на фоне, стильные бомберы, поцелуи на качелях, кинотеатры для автомобилей. Без Тарантино тут, кстати, не обошлось. Вполне вероятно, Квентин тащился от сцены, где Ума кладет своему экранному парню ступню в рот, а затем этот образ возвел в абсолют уже у себя. Из бонусов — в «Джонни» идиотски кривляется юный Роберт Дауни-младший, а на финальных титрах звучит Johnny B Goode Чака Берри. Красота.


«Генри и Джун» (Henry & June, 1990)


Париж, 1931 год. Известный американский писатель Генри Миллер (Фред Уорд), еще будучи не очень известным американским писателем, пишет свой главный роман жизни «Тропик Рака». Он женат на Джун (Ума Турман), притягательной танцовщице. В жизнь семьи Миллер вторгается Анаис Нин — писательница, влюбившая в себя по очереди и Генри, и Джун, а затем разрушившая их брак. Турман в картине Кауфмана немного, но каждое ее появление крайне эмоционально. Кино основано на многочисленных дневниках самой Нин и несколько застревает между чисто синефильским удовольствием, цитирующим «Под крышами Парижа» Рене Клера и «Страсти» Жанны Д’Арк» Карла Теодора Дрейера, и дотошной качественной экранизацией женской бульварной эротической литературы. Но главное здесь (помимо Турман) — это классная химия в треугольнике Генри-Джун-Анаис, и исполнительница роли Анаис, актриса Мария де Медейруш, которую оценил и Тарантино (вероятно, посмотревший все фильмы с Умой Турман!!!), пригласивший ее в компанию к Уме в «Криминальное чтиво».


«Бешеный пес и Глори» (Mad Dog and Glory, 1993)


Гангстерская мелодрама Джона МакНотона, кино, которое запросто бы примкнуло к веренице картин-городов Вуди Аллена. К тому же действие здесь происходит в любимом Алленом Нью-Йорке. Незадачливый и чуткий полицейский Уэйн (Роберт Де Ниро) спасает жизнь мошеннику Фрэнку (Билл Мюррей), и тот в качестве подарка новообретенному другу присылает симпатичную девчонку Глорию, которая оказывается умнее и интереснее, чем поначалу кажется Уэйну. Картина деконструирует образы «крутого парня» Де Ниро и «романтика-комика» Мюррея, меняя героев местами. Но если «Бешеный бык»/«Бешеный пес» — это прямо-таки из совсем очевидного, то внутри у фильма гораздо больше. Персонаж Де Ниро, мечтающий быть фотографом и развесивший разные снимки по своей уютной нью-йоркской квартире, разговоры на пустом авеню после полуночи, маленький олень из воспоминаний, возникающий как в сновидении. И, конечно, Ума. Чуть ли не в лучшей своей роли. А вообще, «Бешеный пес и Глори» — возможно, самый светлый фильм про гангстеров и копов на Земле и ужасно милое напоминание из 90-х о том, что «I wanna know, what love is».


«Даже девушки-ковбои иногда грустят» (Even Cowgirls Get the Blues, 1993)


Девчонка по имени Сисси (Ума Турман) — автостопщица с врожденным недугом в виде огромных больших пальцев на руках. Стало быть, автостоп — ее призвание. Для Ван Сента это кино очень необычное, кроме прекрасного поэтического названия, ковбойского сеттинга и любви к коммунам. Из чистокровного Ван Сента здесь разве что тот факт, что кино существует будто в отрыве от эпохи. И, конечно, квир. Джон Херт с накрашенными ногтями на руках приплыл сюда будто из Терри Гиллиама или Джона Уотерса. Юная Сисси примыкает к феминисткам, которые борются со злыми корпорациями, по их мнению, виновными в исчезновении американских журавлей. Сисси на протяжении всей картины борется только с собственными пальцами и ищет место в жизни, но находит лишь старого мудрого индейца.


«Бэтмен и Робин» (Batman & Robin, 1997)


Фильм Джоэла Шумахера заслуживает отдельного упоминания. Бесстыдное по своей природе гей-муви под маской кинокомикса совершило настоящую диверсию со вселенной Бэтмена. Арнольд Шварценеггер в роли голубого (в прямом смысле) суперзлодея мистера Фриза, костюм супергероя с выраженными сосками, камера, объедающая Джорджа Клуни со всех сторон и, конечно, феноменальная суперзлодейка, госпожа-обольстительница Ядовитый плющ (Ума Турман). Мульт-путешествие в клуб «Ректум» в латексных перчатках, 10 номинаций на «Золотую малину» и культовый статус самого ненавистного фильма про  Бэтмена у фанатов вселенной DC. Тем не менее Ума Турман — идеальная Ядовитый Плющ. Сам фильм, впрочем, до последнего не оставляет своего квир-настроения и, правда, никоим образом не выпадает из фильмографии мистера Шумахера. На финальных кадрах, когда звучит фраза про то, что «все теперь партнеры» и «понадобится пещера попросторнее», большая и волосатая рука Клуни ложится сверху на остальные, и кажется, что еще чуточку и начнется фильм Брюса Ла Брюса. Но начинаются титры. Хотя всегда можно поставить с начала!


«Ватель» (Vatel, 2000)


Франция, 1671 год. «Король Солнце», Людовик XIV (Джулиан Сэндс) в сопровождении свиты приезжает в замок принца Де Конде (Джулиан Гловер). С организацией праздника принц обращается к своему дворецкому, талантливому человеку на все руки Франсуа Вателю (Жерар Депардье), которому предстоит влюбиться в прекрасную Анну де Монтазье (Ума Турман), последнюю любовницу короля, а ей, в свою очередь, поддаться ответному чувству. Помешает любовной связи не только разница в происхождении сословий, но и мерзкий маркиз в исполнении Тима Рота. Турман, не секрет, очень к лицу исторический сеттинг, это стало понятно еще в «Опасных связях» Стивена Фрирза, где совсем юная Ума вжилась в роль Сесиль де Воланж. Нечто неуловимо французское проскальзывает в ее тонком длинном носе и пальцах, согласитесь. В манере аккуратно бросать хищный взгляд и произносить слова о том, что только что она заставила ветер перестать дуть под сенью склонившихся деревьев.


«Пленка» (Tape, 2001)

Два друга из колледжа неожиданно встречаются в отеле. Один из них – Винс (Итан Хоук) — бездельник, второй — начинающий режиссер Джон (Роберт Шон Леонард). Выясняется, что когда-то Джон, кажется, изнасиловал их общую знакомую Эми (Ума Турман). И вскоре Эми приходит в номер. 50 минут снимать кино так, чтобы мысль об изнасиловании не сдвинулась никуда, но разговор при этом не сворачивал и не бесил — так умеет, кажется, только Линклейтер. Это не самый удачный его фильм, но Ума здесь дает показательный acting, который можно посоветовать многим актрисам наблюдать в качестве вдохновения для видеовизиток. Настоящий голливудский мастер-класс, дополненный цифровым шармом бюджетной картинки и симпатичным луком из 2001 года.


«Мгновения жизни» (The Life Before Her Eyes, 2007)

Прошло пятнадцать лет после массового расстрела в одной американской средней школе, но Диана (Ума Турман) все никак не может забыть тот кошмарный день. Ведь тогда террорист поставил ее перед выбором: она или ее подруга. Во втором голливудском фильме Вадима Перельмана — режиссера сериала «Измены» — действительно слишком много железобетонного для истории про поэзию и живопись, жизнь и смерть, и вообще в целом он похож на упрощенную женскую версию «Донни Дарко». Чего у «Мгновений жизни» не отнять, так это сильного перформанса Турман, играющей фрустрированную мать. Прямо доказательство того, что даже не в лучшем кино замены Уме не найти. 


«Нимфоманка: Часть 1» (Nymphomaniac: Vol. I, 2013) + «Дом, который построил Джек» (The House That Jack Built, 2018)

Особое место Ума Турман занимает в фильмографии Ларса фон Триера, хоть и оба ее появления у него эпизодические. Миссис Эйч в «Нимфоманке» и Леди №1 в «Джеке». Эмоционально неуравновешенная жена и чересчур общительная попутчица. Две синусоиды психических конвульсий, два вектора истероидности. Удивительный накал, протянутый через оба фильма и будто нарочно заброшенный Триером в «Доме, который построил Джек», словно давно работающая от розетки гирлянда в итоге под ударом героя Мэтта Диллон дает короткое замыкание. И что характерно, именно роль в «Джеке» — последнее на сегодня экранное появление Умы в Каннах.


Денис Виленкин
креативный редактор

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Герои — 15:47, 24 октября 2020
«Смех — это противопоставление смерти». Интервью с актером Сергеем Буруновым
Новости, Новости — 24 октября, 15:47
В коалицию против Apple хотят вступить еще 400 разработчиков. Изначально их было 13
Новости, Новости — 24 октября, 14:16
У Dream Team House 7 миллионов подписчиков в тиктоке. Это самый популярный хаус в стране
Новости, Новости — 24 октября, 11:43
Появился уличный художник GANksy. Он как Бэнкси, только не человек
Новости, Новости — 23 октября, 18:14
У Reebook коллаборация с Ubisoft. Она посвящена игре Assassin’s Creed: Valhalla
Новости, Новости — 23 октября, 17:02
Золото, мрамор и даже фрагмент древнего копья: рассказываем, как выглядит iPhone 12 Pro за 3 млн рублей
Популярная темаПопулярно авто
Новости, Новости — 23 октября, 16:21
У Timepad новая система рекомендаций: она поможет найти интересные мероприятия
Образ жизни — 23 октября, 15:44
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Nilüfer Yanya, Саша Бортич и асексуальность
Новости, Новости — 23 октября, 15:41
У Tesla очередной рекорд. Выручка компании в третьем квартале составила почти 9 млрд долларов
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 23 октября, 14:37
«Макдоналдс» введет раздельный сбор отходов во всех ресторанах сети
Новости, Новости — 23 октября, 13:54
Еще больше черного юмора и аллегорий: Тим Бертон планирует снять ремейк «Семейки Аддамс»
Новости, Новости — 23 октября, 12:50
Что будет с российским ютьюбом? Рассказывает Женя Калинкин
Новости, Новости — 23 октября, 10:50
Клип Арианы Гранде на трек Positions. Там певица становится президентом и печет пироги
Популярная темаПопулярно тикток
Новости, Новости — 22 октября, 19:51
Из Swag Team ушли сразу четыре участника. Тиктокеры решили заняться бизнесом и саморазвитием
Новости, Новости — 22 октября, 18:56
Тикток Вали Карнавал заблокировали. Но ненадолго
Новости, Новости — 22 октября, 18:17
Кракен на набережной «Зарядья». Это арт-объект Михаила Цатуряна
Новости, Новости — 22 октября, 16:51
У Игоря Николаева тоже есть тикток. Никогда такого не было, и вот опять
Кино — 22 октября, 16:45
О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским
Новости, Новости — 22 октября, 14:37
Картину Бэнкси «Покажи мне Моне» продали почти за 10 млн долларов. Торги длились 8 минут
Новости, Новости — 22 октября, 13:23
Юрий Дудь стал самым популярным блогером среди зумеров
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 22 октября, 09:53
В тиктоке нашли профиль Эль Фаннинг. Только у аккаунта нет аватара и верификации
Герои — 22 октября, 01:12
«Побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм». Интервью с дирижером Михаилом Татарниковым
Кино — 21 октября, 21:34
Рецензия на «Конференцию» Ивана И. Твердовского: проживи меня, проговори со мной
Новости, Новости — 21 октября, 21:33
Куча змей и ни одного выполненного челленджа. Роман Каграманов в шоу «З.Б.С.» Насти Ивлеевой
Образ жизни — 21 октября, 19:41
Главное в телеграме за неделю: две крутые обложки, один деанон и «Фразы после секса»
Новости, Новости — 21 октября, 18:35
Для торта придумали щит. Он позволяет задувать свечи без распространения бактерий
Герои — 21 октября, 15:50
О гипнозе, НЛП и дионисийстве. Интервью с актером Максимом Сухановым
Кино — 21 октября, 13:56
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Суд над чикагской семеркой», «Ноктюрн», «Тебе стоило уйти»)
Герои — 21 октября, 13:06
О призвании, фэшн-тусовке и Трабуне. Интервью со Славой Gee
Ведьмы
Эмили в Париже
(1 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Острые козырьки
(1 сезон)
Американская история преступлений. Импичмент
(3 сезон)