Обзоры, Кино — 6 сентября 2021, 00:35

Венеция, день третий: «Рука Бога» и «Главная роль»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Автобиографический очерк Паоло Соррентино об отрочестве в Неаполе и любви к Марадоне и сатира на фестивальное кинопроизводство с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом. О фильмах «Рука Бога» и «Главная роль», показанных на Венецианском кинофестивале, — Денис Виленкин.

«Рука Бога» (È stata la mano di Dio)

Неаполь 80-х. Молодой парнишка Фабьетто (Филиппо Скотти) проводит жаркое лето в кругу своей семьи: вечно ссорящихся родителей (Тереза Сапонанджело и Тони Сервилло), неуемного старшего брата (Марлон Жубер), не оставляющего мечты стать актером, тети Патриции (Луиза Раньери), от которой Фабио без ума (она — большегрудая красотка с грустной улыбкой), и других взбалмошных родственников, грустных, веселых, но счастливых в одном — в бесконечной неподдельной любви друг к другу. А еще к Диего Марадоне, который вот-вот перейдет в «Наполи».

Без вводных: Фабьетто — юный Паоло Соррентино, актер Скотти — умница, не перетягивающий на себя внимания, эмоционально точный проводник в трагическую историю из детства режиссера, драматизм которой и помог сформироваться Паоло как автору. Ведь во время матча четвертьфинала Чемпионата мира, вошедшего в историю как игра, в которой Марадона забил рукой гол англичанам и вывел в победители Аргентину, страшной смертью погибли родители Паоло.


«Рука Бога» — то же, что и «Великая красота». Талант, одним словом. Это невозможно подделать, купить, продать, поменять. Неразменная монета. То, что в русском языке называется «Бог в маковку поцеловал». Столь эгоцентричная самоуверенность любому другому режиссеру пришлась бы не к лицу. Кто вообще в здравом уме будет снимать кино о становлении собственного таланта? Такое мог себе позволить лишь Феллини. Федерико, кстати, фигурирует в мире «Руки Бога» как призрак, голос за дверью, величина, словесным пинг-понгом курсирующая от языка к языку. На него молятся, его превозносят и обожествляют. И Соррентино, кажется, сам прекрасно понимает, что даже если он не гений, то давно уже главный современный итальянский режиссер. Одной «Великой красотой» проложил себе дорогу в вечность, объяснив, что без национальных корней нет и культуры. Затем перемудрил на «Молодости», а теперь вернулся со второй «Великой красотой» — «Рукой Бога», не столь грандиозной картиной, но однозначно неповторимой.

«Рука Бога» о сознательной и подсознательной формации режиссерского таланта. Незначительные детали словно на сеансе психоанализа приобретают смысл. Безмятежная поездка с родителями на мопеде, первая любовь, первый секс (не с первой любовью, а со старухой), судьбоносный матч, который то и дело возникает в памяти. 

Любопытно, что как раз в «Великой красоте» Соррентино показал нам свою первую любовь — девушку, похожую на тетю Патрицию из «Руки Бога», но помоложе. Показал в финале — удивительном, не выходящим из памяти уже долгие годы. В нем герой Сервилло говорит о том, что всю жизнь был ведом только одним образом. Образом этой Великой красоты. 

А что, если Рука Бога и есть инструмент, который направляет наш взор на тех, кто перевернет наше мировоззрение? Что, если Рука Бога — это фроммовская любовь, которая всегда акт/действие и безусловная абстракция, а не вещь? Акт длиною в жизнь. Акт, ответственный за миры каждого художника.  



«Главная роль» (Official Competition)

Очень богатый человек (Хосе Луис Гомес) на старости лет приходит к мысли, что всего добился в жизни, поэтому неплохо бы вписать свое имя в историю. Что, если построить именной мост? Неинтересно. А может, спродюсировать фильм? В качестве режиссера ему советуют окруженную любовью фестивалей радикальную постановщицу Лолу Куевас (Пенелопа Крус), которая приглашает на главные роли звезду и проходимца Феликса Риверо (Антонио Бандерас) и малоизвестного актера-интеллигента (Оскар Мартинес). По сюжету они играют братьев в суровой драме с тюремным заключением, раскаянием и убийством. Методы режиссерки окажутся специфическими: обмотать героев скотчем и пропустить через измельчитель металла драгоценные награды, а во время репетиции сцены в суде разместить над головами булыжник, подвешенный на дрожащих тросах. Но результат не должен заставить себя ждать, планы продюсера и Лолы грандиозны: им нужен исключительно оглушительный успех и, конечно, Канны, Венеция или Берлин. Только официальный конкурс.

#INSERT_ARTICLE#

Канн, как Венеции и Берлина, в фильме нет (если не считать иронично и безжалостно уничтоженный Кубок Вольпи, принадлежавший герою Бандераса), но все атрибуты европейской фестивальной жизни читаются на раз. Упоительно смешное актерское противостояние звезды в цветастых нарядах и интеллектуала в опрятном кашемире сдерживает и одновременно накаляет Лола — настоящая ведьма-алхимик, колдующая над своим кино. По сути — все. Два часа удерживать внимание зрителей в комедии, где все построено только на умных диалогах и совсем редких гэгах, могут только французы (к примеру «Двойная жизнь» Оливье Ассайаса, который три года назад тоже участвовал в конкурсе Венеции), но что творят аргентинцы Гастон Дюпра и Марио Кон!

«Главная роль» — это как фильм «Квадрат» Эстлунда, только талантливый, точный, без драматических заходов в европейскую вину, и точно про кино, а не огульно про современное искусство. Хотя сама по себе картина и есть современное искусство. Стильно и нагло упакованное в баловство серьезное кино о гонке эго, экранных амбициях (ради которых, страшно подумать, фильмы очень часто и затеваются) и исключительно яростная издевка над круговоротом фестивального кино в природе.

Кон и Дюпра не только хорошо шутят, но еще, оказывается, увлеченные визионеры. За камерой, кстати, оператор клипов Кэти Перри и Розалии и сериала «Джек Райан» Арнау Вальс Коломер. В общем, оставить кино таких достоинств без наград будет самым большим фестивальным упущением. 




Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 19:40, 20 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
Музыка — 13 ноября, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Новости, Новости — 13 ноября, 10:55
Искренняя жажда коннекшена, романтизация всего и мейнстрим: Spotify выпустил ежегодное исследование Culture Next о музыкальных привычках зумеров
Новости, Новости — 12 ноября, 19:34
Нурлан Сабуров стал лицом коллаборации VK и бренда F | ABLE
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих