Рецензии, Кино — 23 апреля 2020, 21:17

Скучая по Каннам: фильмы, прошедшие мимо проката

Текст:
Денис Виленкин,
креативный редактор

Поскольку 73-й Каннский кинофестиваль был перенесен на неопределенный срок и таким образом ежегодный режим сна и бодрствования всего мирового киносообщества был нарушен, мы предлагаем вам обратить внимание на фильмы прошлого Каннского фестиваля, совершенно несправедливо не попавшие в российский кинопрокат, но доступные онлайн.

«Для Самы» (For Sama)


Документальный дневник, снятый на ручную камеру в охваченном войной Алеппо, номинант премии «Оскар» в категории «лучший документальный фильм», внеконкурсный участник Каннского кинофестиваля. У этой истории три человеческих лица семьи Аль-Катиб. Ваад Аль-Катиб — режиссер фильма, бывшая студентка экономического института Алеппо. Ее муж Хамза — врач, человек на передовой. Посредник между бомбежками и телами. Их дочь — Сама. Ребенок войны правительственных сил Башада и оппозиции. Но у этой войны (жизни) есть и другие лица. Дети, играющие в сгоревшем автобусе. Мать, забирающая тело сына из госпиталя. Старики за шахматной доской. 


Смерть здесь — будничный ритуал. Небесная необходимость. Перефразируя Сёрена Кьеркегора в его «Болезни к смерти», сочинении о диалектике отчаяния, можно сказать, что именно XXI век ставит под сомнение следующую идею: только христианин знает, что такое «смертельная болезнь». Благодаря войнам в Ираке, Ливии и Сирии, со «смертельной болезнью», трактуемой как отчаяние, столкнулись и мусульмане. А дальше кроется ответ: отчаяние перед Богом — есть надежда на спасение. Хамза развлекает ребенка респиратором, снимая и надевая его на лицо со смешными звуками. Ваад сажает цветы в своем саду, который через некоторое время засыпет строительной пылью после авиаудара. А добрая соседка спросит: «А слышали шутку: война — это сериал с участием любимого орудия вашего президента?» Это мир, о котором мы не имеем совершенно никакого понятия. Это мир всего лишь в паре воздушных пересадок.


«Бакурау» (Bacurau)

Мифологически-иносказательный грайндхаус о несуществующем бразильском захолустье. В деревне Бакурау, которой нет ни на одной карте, происходят странные события. Местные жители жестоко гибнут на близлежащих территориях. Вскоре выясняется, что это не проделки духов или картелей, а жестокая и бессмысленная охота над людей под предводительством некоего Майкла (Удо Кир).

Конечно, в истории о геноциде коренного населения руками тоталитарного американца несложно усмотреть притчу о покушении не только на это самое коренное население, но и на бразильские культурные традиции, их национальную идентичность. Поэтому сами жители оказывают сопротивление оккупантам не в традиционном стиле условного племени Янамама, а с помощью привычного оружия, дробовиков и другого огнестрела. Они уже сами давно начали процесс утраты национальной идентичности под грузом глобализации. Даже оставшись в потерянной провинции, жители Бакурау начинают терять свои корни. Бразильский режиссер Клебер Мендонса разворачивает более чем двухчасовое кино на стыке разговорной драмы (как его предыдущая картина «Водолей») и слэшера про джунгли (здесь немножечко недобирая до «Ада канибалов» Руджеро Деодато и его ремейка «Зеленого Ада» Элая Рота). Но при этом кино бесспорно заслуживает внимания, поскольку мало похоже на все, что вы до этого видели, и неожиданнее многих других конкурсных фильмов Каннского фестиваля, в особенности «Паразитов». Картина получила приз жюри.


«Должно быть это рай» (It Must Be Heaven)

Палестинский кинорежиссер Элиа Сулейман в «Должно быть это рай» играет себя, палестинского кинорежиссера, который ищет финансирование для нового проекта, перемещаясь по миру. Сложносочиненный маршрут с посещением Парижа и Нью-Йорка запечатлен в формате заметок на полях. В этом кино мало говорят, но важнее всего его слова (пусть и не сказанные вслух) различать. Комическая форма вояжа может напоминать о картинах Жака Тати, но это лишь на первый взгляд. Кинематографическая свобода и самобытность Сулеймана поражают. Он с непроницаемой легкостью готов панорамировать с пустынной дороги к морю и в небо, чтобы со склейкой усадить вас уже во вполне ситкомовский кадр с очередной лаконичной шуткой. Крыло самолета потрясывает от ветра, герой измеряет пульс.

Фрустрированность Сулеймана aka лирического героя Сулеймана в картине — творческий акт поиска, который в конечном счете замыкается все равно на том, что где ты ни оказался, ты будешь видеть если не себя, то отражение установок, культурных кодов и симулякров страны, где ты родился. Примечательную точку в священной любви Сулеймана к Палестине ставит пролог фильма, в котором во время христианского пасхального богослужения процессия не может попасть в Храм Гроба Господня. По традиции ворота в нем отпирают именно мусульмане-палестинцы, хранящие ключи, а в этот раз они то ли немножко заснули, то ли выпили. Без палестинцев, подчеркивает Элиа Сулейман, действительно никуда. Фильм получил специальный диплом жюри и приз ФИПРЕССИ.

«Фрэнки» (Frankie)

Фрэнки (Изабель Юппер) — известная актриса, страдающая от тяжелой формы онкологии, собирает своих самых близких людей в маленьком португальском городе Синтра, чтобы со всеми побыть и успеть попрощаться. На первый план выходят чужие страсти, мысли и желания. Сын (Жереми Ренье), погруженный в безответную любовь, муж (Брендан Глисон), не до конца понимающий, как он может помочь жене. Тут еще и режиссер предлагает Фрэнки роль в новом фильме про оперную певицу, теряющую голос. На вопрос, когда съемки, отвечает, что, наверное, через год. Его планы Фрэнки решает не тревожить своим ответом, ведь через год ее, вероятно, уже не будет. 

 

Гипотетически «Фрэнки» мог бы быть о вечности природы перед бренностью физического (оболочки актрисы). Есть к тому же хорошая сцена в лесу, где героиня Юппер теряет сознание. Понятно, что от болезни. Но метафорически от этого вечного южного воздуха. От скал, камней и красоты. То, в чем столь малыми средствами велеречив кореец Хон Сан-су, у которого часто снимается Юппер, пока не очень умело выходит у американца Айры Сакса. Впрочем, это весьма неожиданный европейский дебют автора успешных у кинокритиков «Маленьких мужчин» и «Не выключай свет». Фильм в меру умный, в меру светлый. В Каннах ничего не получил, хотя у Юппер всего два Каннских приза за лучшие женские партии («Пианистка» Ханеке и «Виолетта Нозьер» Шаброля) с разницей в более, чем 20 лет. Кажется, пора бы и новый. 


Денис Виленкин
креативный редактор

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Бизнес — 22:12, 22 января 2021
Миллионы дизлайков, дельфины Шипа, Wylsacom и iPhone. Топ блогеров за 2020 год
Герои — 22 января, 22:12
Почувствуй мой бицепс. Диджей-дуо Bicep о новом альбоме Isles, будущем техно и схожем менталитете ирландцев и россиян
Новости, Новости — 22 января, 18:54
Опубликовано самое детальное изображение «Девушки с жемчужной сережкой»
Новости, Новости — 22 января, 17:39
Почему сериал «Секс в большом городе» безнадежно устарел? Объясняет «Маша, давай!»
Новости, Новости — 22 января, 16:51
Что станет с искусством после пандемии? Выясняет Сергей Шнуров
Новости, Новости — 22 января, 15:55
Что показали на презентации Resident Evil Village: новый трейлер, бесплатное демо и дата выхода
Новости, Новости — 22 января, 14:52
Сериал «Бриджертоны» продлили на второй сезон
Образ жизни — 22 января, 13:00
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Beach Bunny, священник и пельмени
Новости, Новости — 22 января, 12:35
Премьеру фильма «Не время умирать» опять перенесли
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 22 января, 10:15
HBO снимет еще один приквел «Игры престолов»
Новости, Новости — 22 января, 08:55
«Ля ты крыса» теперь не только мем, но и трек группы «Пиджаков»
Образ жизни — 21 января, 20:51
Рецензия на Hitman 3. Он придет, он будет добрый и ласковый
Новости, Новости — 21 января, 19:19
Apple выпустит шлем виртуальной реальности в 2022 году. Будет дорого
Новости, Новости — 21 января, 18:46
Ученые нашли способ «омолаживать» мышей с помощью «гормона спорта»
Новости, Новости — 21 января, 17:49
«Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» будут блокировать пользователей за неуважительное отношение к курьерам
Герои — 21 января, 16:30
О буллинге, любви к себе и фотошопе. Интервью с блогером Катей Новиковой
Новости, Новости — 21 января, 16:18
H&M и Lee выпустили коллекцию экологичного денима
Новости, Новости — 21 января, 15:23
Роналду стал лучшим бомбардиром в истории футбола: он забил 760 голов
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 21 января, 14:01
«Познер Online» удалит аккаунты в социальных сетях. Проект переходит в телеграм
Новости, Новости — 21 января, 13:31
Английская полиция сорвала вечеринку. Ее участники утверждали, что не знали о существовании пандемии
Новости, Новости — 21 января, 11:23
Новый этап снятия ограничений в Москве: музеи возвращаются к работе, а кинотеатры увеличивают количество зрителей
Новости, Новости — 20 января, 21:19
Почему Ваня Усович отказывался от участия в «Что было дальше» и когда он запустит ютьюб-шоу? Узнали в подкасте «Время от времени»
Кино — 20 января, 20:03
Супергерои не сдаются. Краткая история Marvel Studios
Новости, Новости — 20 января, 19:28
Главную роль в приквеле «Чарли и шоколадной фабрики» могут сыграть Тимоти Шаламе или Том Холланд
Новости, Новости — 20 января, 18:27
Ученые посчитали углеродный след напитков Starbucks
Новости, Новости — 20 января, 12:08
Повар из мема Salt Bae теперь тоже в тиктоке
Герои — 19 января, 19:38
Про Рона Уизли, семью и алкоголь. Интервью с Рупертом Гринтом
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)